Литература
-
Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы 2011
О самостоятельном чтении в аспекте нравственного и патриотического воспитания на уроках литературы.
-
Нравственно-философские категории в публицистике А.В. Вампилова 2013
Цель урока: показать ученикам незыблемость и актуальность нравственных и философских категорий, нашедших отражение в фельетонах и афоризмах А.Вампилова; развивать умение формулировать свою позицию и аргументированно доказывать ее; расширить знания о стилистических особенностях публицистики.
-
Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы 2011
Материалы к урокам литературы для 5–8-х классов. Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы, посвященных творчеству В.Г. Короленко. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи в стенах школы в условиях социально-экономического развития общества является одной из важнейших задач учителя-словесника. Время требует новых подходов, новых решений.
-
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы (из опыта работы) 2023
Нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения – важная задача школы. В ее решении особую роль играют уроки литературы, «уроки нравственного прозрения».Составной частью нравственного воспитания на уроках литературы является определение важнейших нравственных проблем произведения, их сопоставление с нравственными ценностями сегодняшнего дня. Заканчивать изучение того или иного произведения целесообразно уроком-диалогом по теме «Нравственные уроки романа».
-
Нравственно–эстетическое развитие учащихся при освоении народно–фольклорных традиций в русской литературе (6-й класс) 2009
Ребёнок должен ощутить себя частицей мира, возникшего давно, испытать интерес к творчеству народа. В проектировке уроков по изучению древнерусской и русской литературы XIX-XX веков сделана попытка выявить её связь с фольклором.
-
Нравственное воспитание на уроках литературы 2010
Литература - это неиссякаемый источник в воспитании нравственных начал человека. Автором представлена статья по современной литературе.
-
Нравственное воспитание на уроках литературы 2014
Автор делится опытом работы, описывает, как через нравственное содержание художественной литературы в процессе обучения прийти к совершенствованию содержания и уровня нравственного облика личности ребенка.
-
Нравственное воспитание на уроках русской литературы 2006
"Человек без нравственных устоев – существо самое нечестивое и дикое, низменное в своих половых и вкусовых инстинктах". Так говорил Аристотель. Пройдет время, и другой философ – Гегель – сформулирует эту мысль так: "Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера". Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать свою точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.
-
Нравственное воспитание учащихся 2008
Мультимедийное сопровождение к уроку русского языка для 6-го класса по теме "Словообразование. Морфемные способы образования новых слов" выполнено в программе Power Point и представляет собой мультимедийную презентацию, состоящую из 22 слайдов. Слайды расположены последовательно в соответствии с планом урока.
-
Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в начальных классах 2012
Любой урок в начальной школе формирует ум, душу и сердце ученика, но уроки литературы самые ведущие в педагогическом процессе. Они образуют духовную базу будущей личности ребенка, на них возлагается задача развития и обогащения духовного мира детей и каждого отдельного ученика, их нравственного становления.
-
Нравственное воспитание учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературы 2011
Учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи способны ощутить единство человека и природы. Предлагается целая система введения учеников в мир поэзии. Учитывая особенности таких учащихся, на уроках используются элементы словесного рисования и рассуждения, учащиеся выводятся на уровень понимания сложных метафор и образов. Задача педагога - научить школьников ценить поэзию, пробудить интерес к ней, который в будущем не позволит развиться поэтической глухоте.
-
Нравственное и эстетическое воспитание на уроках русского языка и литературы 2008
Обнажить прекрасное в том, что мы встречаем каждый день — это и есть гениальность художника. В музеях всего мира можно найти немало красавиц, несравненно более эффектных, но другой такой прекрасной Мадонны мы не увидим. Извлечь поэзию жизни из прозы жизни, показать, что проза жизни полна поэзии - вот самый большой подвиг искусства. Искусства всех жанров и видов. В том числе и Искусства слова.
-
Нравственное познание и эстетически-творческое осмысление жизни на уроках литературы (урок-откровение) 2005
Нравственный потенциал ученика, как правило, достаточно легко выявить через анализ любого художественного произведения в рамках школьной программы. Но хотелось бы, чтобы ответы ребят и их внутренние ощущения существовали в гармонии, шли от души. Это возможно на уроках откровения, которые часто я провожу как заключительные уроки темы. Данный урок предполагает нравственно - эстетический анализ образов героев в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
-
Нравственное пространство рассказа А.П. Чехова "Анна на шее" 2012
Цель урока: провести образные параллели в художественном мире писателя; прием ожидания как способ сюжетной линии рассказа; метафоры мира и человека в нравственном пространстве рассказа; драматургия рассказа как художественный метод выражения авторской позиции. Составляется эйдос-конспект для диалога с писателем.
-
Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна (на примере рассказа «Гранатовый браслет») 2014
Занятие направлено на изучение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». В ходе занятия студенты знакомятся с историей создания рассказа; составляют синквейн к понятию «любовь»; характеризуют образы персонажей; определяют понятие «любовь» с точки зрения героев рассказа; с помощью дискуссии составляют мнение о главном герое Георгии Желткове.
-
Нравственные испытания человека на войне (по рассказам В. Быкова "Одна ночь", В. Некрасова "Сенька") 2015
Урок литературы посвящен нравственным испытаниям человека на войне на примере рассказов В. Быкова «Одна ночь» и В. Некрасова «Сенька».
-
Нравственные ориентиры и учение Христа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
Урок помогает показать учащимся, что Достоевский видел путь нравственного очищения человечества через приобщение к христианству.
-
Нравственные проблемы в литературе наших дней 2009
Предложенный курс входит в число предметно ориентированных курсов, рассчитан на 12 часов. В результате прохождения курса учащиеся будут иметь представление о том, как по-разному писатели отражают нравственные приёмы бытия; будут уметь рассуждать логически, доказательно; будут знать, как написать отзыв на художественное произведение, как дать полную характеристику одному герою или нескольким; будут владеть техникой анализа художественного текста и разбора лирического стихотворения.
-
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2012
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме. Апробация новых форм обучения литературе. Формирует навыки анализа текста, коммуникативную компетентность. В ходе урока ребята размышляют над вечными темами «Отцы и дети», нравственность и любовь и т. д.
-
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 8-й класс 2014
Урок предполагает осознание основных нравственных проблем в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», различение понятий чести и честолюбия. Ученики знакомятся с исторической эпохой Николая I, основными карточными терминами. Дети учатся анализировать героев повести, сопоставлять их, выявлять основные части композиции произведения, понимать роль эпиграфа.
-
Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" 2010
Цель данного урока – помочь детям в понимании героев Шукшина, а через это повлиять на их нравственный мир. Эта цель не одного урока. Она реализовалась на протяжении нескольких уроков.
-
Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Пролетный гусь" 2009
Мне показалось, что рассказ "Пролётный гусь" очень важен для выпускников. Мысли автора звучат как напутствие: "надо учиться и уметь жить в этом мире: не быть "винтиком", не приспосабливаться, не надеяться, что "всё образуется само собой", а верить в себя, в свои возможности, надо, наконец, брать ответственность за свои поступки и за тех, "кого приручил".
-
Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Царь-рыба" 2011
Урок помогает выявить нравственные законы, определить отношение человека и мира, в котором он живет, на основе рассказа В.П. Астафьева.
-
Нравственные проблемы в рассказе Владимира Крупина "Мария Сергеевна" 2008
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством В.Куприна, с проблемами, поставленными автором в своих рассказах.
-
Нравственные проблемы в рассказе Л.Андреева "Кусака" 2011
В рассказе "Кусака" героем является собака, ибо "все живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни" (Л.Андреев). Не в меньшей степени, чем социальная среда, определяет уровень духовности человека его общение с миром природы. Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности.
-
Нравственные традиции русской классической литературы в рассказе современного писателя Ю.Оноприенко 2009
В ходе урока учащиеся узнают о современном писателе Ю.Оноприенко, анализируют содержание и художественные особенности рассказа «Еда», формулируют вывод о том, что данный рассказ продолжает лучшие нравственные традиции в изображении человека, заложенные классиками русской литературы: Пушкиным, Гоголем.
-
Нравственные уроки жизни. Анализ сказки Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" 2011
Формирование нравственных ориентаций на распознание истинных и ложных ценностей – главная задача на уроке при изучении произведения А.Погорельского. Сравнивая художественный текст с экранизацией, учащиеся пытались увидеть разницу в восприятии литературного произведения.
-
Нравственные уроки по повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина 2010
Занятие с элементами проблемного сопоставительного анализа и компьютерных технологий позволяет погрузиться в авторский текст и постичь житейскую мудрость, изложенную на страницах повести "Станционный смотритель", разобраться в мире собственных мыслей, задуматься над проблемами прошлого, настоящего и будущего.
-
Нравственные уроки повести В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" 2021
При подготовке к ЕГЭ (задания С) особую трудность вызывает у учащихся подбор материала для аргументации читательского опыта. С этой целью предлагается работа по выявлению проблем в повести В.Распутина “Дочь Ивана. Мать Ивана”. Цели урока: знакомство учащихся с творчеством писателя В.Г.Распутина; анализ повести «Дочь Ивана, мать Ивана»; понять злободневность проблем, поднятых автором, и извлечь нравственные уроки из произведения, формирование умений выражать собственную позицию и формулировать проблемы, рассматриваемые в тексте.
-
Нравственные уроки рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор" 2014
По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателем роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповеди истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества.