Литература
-
"О, как убийственно мы любим…" Любовная лирика Ф.Тютчева, Н.Некрасова и А.Фета 2013
Урок знакомит учащихся с любовной лирикой Ф.И. Тютчева, А.Н. Некрасова, А.А. Фета, расширяет знания о личности поэтов, представление о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа; развивает навыки выразительного чтения, устной речи учащихся, расширяет терминологический инструментарий; воспитывает интерес к изучению лирических произведений.
-
"О, муза плача, прекраснейших из муз!" Жизнь и творчество Анны Ахматовой. 11-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с жизненной и творческой биографией А.Ахматовой, с фрагментами критических статей, посвященных разным периодам ее творчества. Цель урока – определить место ее творчества в истории русской поэзии, создать атмосферу погружения в лирический мир поэтессы.
-
О.Генри. "Роман биржевого маклера" 2011
Беседа с учащимися по произведению О.Генри "Роман биржевого маклера".
-
О.И. Сенковский и Барон Брамбеус: архитектоника литературной маски писателя 2005
Целью данной работы является раскрытие смысловой структуры литературной маски Оси-па Ивановича Сенковского (1800 - 1858) - прозаика, учёного-востоковеда, журналиста. С 1833 г. рождается его вымышленное имя - Барон Брамбеус. Литературная маска Осипа Ивановича Сенковского, насколько нам известно, никогда не становилась предметом специального филологического исследования. Очень важно понять, каким образом рождается псевдоним и какова архитектоника "ложного имени" писателя, так как литера-турное произведение - целая система, состоящая из основного текста произведения и окружающих его компонентов.
-
О.Ф. Кургузов и его книги 2012
Статья посвящен современному детскому писателю и его творчеству. Представлена необычная классификация рассказов писателя с их идейным подтекстом.
-
Об изучении говоров Кузбасса и Алтая 2010
В работе анализируются диалектные особенности, которые присутствуют в речи жителей на территории Кемеровской области и Алтайского края.
-
Об интеграции уроков русского языка и литературы 2010
Развитие потребности учащихся в чтении – это цель уроков литературы в первую очередь, но и уроки русского языка могут помочь активизировать читательский интерес. Основная задача, стоящая перед учителем, – овладение учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей; для выражения разнообразных мыслей.
-
Об использовании информационных технологий на уроках русского языка и литературы в профессиональном лицее 2008
Статья посвящена подготовке специалиста в учебных заведениях начального профессионального образования в условиях информатизации общества. Предложены различные варианты использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения качества преподавания.
-
Об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2005
Лекция об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
-
Об опыте работы с применением ИКТ 2013
Из всех применяемых технологий, возможно, наиболее интересные для детей и продуктивные в работе – это информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии и их элементы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить интерес к изучению предмета, добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала.
-
Обед с Евгением Онегиным. 9-й класс 2011
Работа знакомит учащихся 9-х классов с ролью кулинарного фона в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин". В презентации отражены кулинария онегинской эпохи, блюда русской и французской кухни; можно "погостить" в знаменитом ресторане "Talon", сравнить блюда этого ресторана и блюда, поданные на именинах Татьяны.
-
"Обещал быть Серебряным…" Трагизм судеб русских писателей и поэтов Серебряного века 2014
Урок служит своеобразным прологом к изучению большой темы «Поэзия Серебряного века». Он расширяет знания о мировосприятии и судьбах писателей и поэтов первых десятилетий XX века, уже знакомых учащимся, открывает ученикам такие имена, как В. Хлебников, М. Волошин, З. Гиппиус, творчество которых детально не изучается в 11-м классе.
-
Обзор жизни и творчества С.А. Есенина 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством русского поэта.
-
Обзор журнала "Русский язык в школе" и приложения к нему "Русский язык в школе и дома" 2011
Статья предназначена для работы с учащимися разного возраста и способностями. Материалы, используемые на факультативных занятиях и на уроках литературы при работе над языком произведения, а также такие, которые можно брать на обычные уроки и в классы ККО.
-
Обзорный урок "Поэзия Серебряного века" 2017
Рубеж 19–20 веков – эпоха сложных противоречий, напряжённых духовных исканий, революционных преобразований. Поэзия Серебряного века передаёт дисгармонию, внутреннее смятение, разочарование и душевную усталость. Цель урока: познакомить учащихся с понятием «серебряный век», установить традиции, преемственность, связь с «золотым веком русской поэзии», определить временные рамки Серебряного века, основные литературные направления, показать отражение эпохи в живописи.
-
Обзорный урок-путешествие по "Божественной комедии" Данте Алигьери (урок литературы в 9-м классе) 2008
На уроке мы совершим необыкновенное путешествие в XIV век: великий итальянский поэт поведет нас по своему произведению, спустимся вместе с ним в "Ад" и поднимемся в "Рай", познакомимся с обитателями этих царств. А ещё нам предстоит выяснить актуальность изучения данного произведения в XXI веке.
-
Обличение невежества и неблагодарности в басне И.А.Крылова «Свинья под дубом». 5-й класс 2016
Цель урока: формирование представленияо человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Основная дидактическая задача – повторение и практическое применение ранее изученного материала при открытии новых знаний. Дети любят басни Крылова, с удовольствием читают их, учат наизусть, инсценируют, создают свои иллюстрации. Все это способствует воспитанию любви к нашей классике.
-
Обличение обывательской жизненной позиции в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь" 2009
В представленном материале приводится пример конспекта урока по творчеству Салтыкова-Щедрина с использованием презентации. Так как на уроке вводится новое понятие - гротеск, ему уделено особое внимание. Одна из целей урока - показать, как с помощью этого приема создается новый жанр политической сказки.
-
"Обличение пороков общества М.Салтыковым-Щедриным — урок и нашим дням?" (по сказкам Салтыкова-Щедрина). 10-й класс 2008
Особенностью урока является создание учащимися краткосрочного литературно-творческого проекта - анализа сказок сатирика, презентации ученических слайдов, театрализации эпизодов произведений. Цель урока – выявить новые смыслы в щедринских сказках, определить факты биографии и творчества, дающие возможность доказать (или опровергнуть) вывод о том, что обличение пороков общества писателем - урок и нашим дням.
-
Обломов и "другие" 2012
В последние десятилетия на первый план выдвинулись проблемы поэтики: своеобразие предметной детали, быт и бытие у Гончарова, особенности речи автора и т. д. Мы возвращаемся к образу главного героя как к одной из вариаций, может быть, главной черты русского национального характера и попытаемся уточнить его психологическое наполнение.
-
Обобщающее занятие по литературе в 5-м классе на тему "Художественные особенности литературных сказок" (на примере сказок А.С. Пушкина) 2007
Первая часть занятия (семинар) походит в виде беседы с учениками о сказках Пушкина с анализом эпизодов, приведением конкретных примеров из текстов сказок. Вторая часть занятия, игра, может быть использована как внеклассное мероприятие, она даёт школьникам возможность продемонстрировать не только свои познания, но и смекалку, находчивость, ощутить радость и азарт командного соревнования.
-
"Обобщающее повторение имени прилагательного". 9-й класс 2013
Урок систематизирует материал по теме "Имя прилагательное". К нему прилагается презентация с различными заданиями. Весь материал по теме дается в виде блока-схемы, учащимся повторяют изученное на более высоком уровне, получают дополнительные сведения о разрядах имен прилагательных, степени сравнения, учатся делать морфологический разбор.
-
Обобщающий урок в форме литературной игры по творчеству Н.В. Гоголя для 6-го класса "Мои мысли, мое имя, мои труды будут принадлежать России" 2012
Литературная игра стала итогом изучения повестей Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" и "Ночь перед Рождеством" в 6-м классе и была проведена в канун 200-летия писателя. Учащиеся самостоятельно выбирали понравившиеся эпизоды из повестей Н.В. Гоголя для постановок, внимательно изучали повести на предмет деталей быта, учили отрывки из повестей наизусть, подбирали музыку. Игра подразумевает знание биографии писателя, знание персонажей повестей и ключевых событий.
-
Обобщающий урок географии в 6-м классе: "Гидросфера и ее эстетическое воздействие на человека" 2010
Главные цели урока: обобщить знания учащихся о водах планеты; закрепить умения находить, показывать воды гидросферы на карте и наносить их на контурную карту; раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на человека; воспитывать экологическую культуру и любовь к своей планете.
-
Обобщающий урок литературы в 10-м классе по теме "Нравственный выбор Базарова" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Перевоплощение в героев романа И.С. Тургенева, исполнение ролей судьи, прокурора, адвоката, свидетелей помогло ребятам более глубоко понять смысл произведения, сопоставить поступки главного героя с действиями современников, а также в чём-то проанализировать и свои поступки, задуматься над своей целью в жизни.
-
Обобщающий урок по басням И.А. Крылова 2014
Урок расширяет представления учащихся о своеобразии басен И.А. Крылова. В ходе урока ученики учатся выразительному чтению наизусть и театральному мастерству.
-
Обобщающий урок по жизни и творчеству И.С. Тургенева. 9-й класс 2012
Обобщающий урок по жизни и творчеству И.С. Тургенева. Формы работы: заочное путешествие по тургеневским местам, рассказ о неизвестных фактах жизни писателя.
-
Обобщающий урок по литературе "А счастье было так возможно…" (с использованием образовательной технологии "Психоаналитический подход в изучении художественных произведений" 2009
Современное общество переживает стремительные перемены во всех сферах жизни. Меняются убеждения, происходит смешение норм. Манипуляция общественным сознанием – одна из острейших проблем современности. Как ориентироваться в современном потоке? Подробный качественный анализ художественного произведения может стать своеобразной «школой жизни».
-
Обобщающий урок по литературе в 6-м классе 2008
Учащиеся среднего звена очень любят уроки обобщающего характера после изучения определенного раздела программы. Уроки эти проводятся в форме контрольного среза знаний, уроков-путешествий, викторин, что способствует более внимательному прочтению художественного текста, заучиванию наизусть обязательных стихотворений. Предлагаю вниманию коллег урок-соревнование по закреплению материала после раздела "Библейская мифология и литература" в 6-м классе. Учащиеся имеют возможность в увлекательной форме продемонстрировать знания библейских легенд, произведений писателей и поэтов на сюжеты библейских мифов. Разнообразие конкурсных заданий на протяжении всего урока поддерживает у детей соревновательный дух, умение работать в команде.
-
Обобщающий урок по литературе в 6-м классе "Урок доброты" 2012
Урок доброты направлен не только на обобщение знаний учащихся по изученным произведениям (М.М. Пришвина "Кладовая солнца", В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой", В.Г. Распутина "Уроки французского"), проведение параллелей, объединяющих все произведения; совершенствование навыков устной речи учащихся, их умения работать с текстом литературного произведения, но и развитию понятий "добро" и "доброта", развитию у учащихся умений доброго отношения друг к другу.