Этапы урока |
Формы работы (учитель– ученик) |
ИКТ |
1. Организационный этап |
У каждого учащегося «Таблица понимания»(заполняется в течение урока) и задания для работы в парах. |
|
2. Актуализация опорных знаний (2 мин.) |
1. Вступительное слово учителя
Он награжден каким – то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он её со всеми разделил.
Так о Пастернаке сказала А. А.Ахматова.
– А что бы вы включили в «Литературную визитку» о нем? (Борис Леонидович – лауреат Нобелевской премии, член Союза писателей СССР, писатель –юбиляр, 10 февраля 2015 года исполнилось 125 лет со дня его рождения, глубокий лирик, мастер эпического повествования и философских наблюдений, реформатор слова, писатель, который нравился Сталину, художник, музыкант, переводчик, , патриот своей родины, высокообразованный человек, убежденный гуманист, человек очень смелый как в жизни, так и в своем творчестве)
|
Слад№1
(портрет Пастернака) |
3. Мотивация учебной деятельности.
Постановка цели и задач урока. (3 мин.)
|
1. Слово учителя
Сегодняшний урок я предлагаю провести в форме размышления над прочитанной книгой. А книга эта – роман «Доктор Живаго». Когда-то Эрнест Хемингуэй сказал: «По-настоящему прочесть художественное произведение – значит пережить его, обдумать, понять, что вызвало твой отклик, заставило радоваться или негодовать, в чем его ценность…А для этого нужно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом размышлять…».
2. Объявление темы урока
3. Самостоятельное формулирование учащимисяцели урока
|
Слайд №2
(обложка романа) |
4. Погружение в тему урока |
1. Вводно-ориентировочная беседа
– Каковы ваши впечатления от прочтения романа?
(Сложный в плане восприятия, потому что много философских размышлений и обобщений о жизни и смерти, о творчестве и свободе личности, о Евангелие, о народе и истории, о духе времени и судьбе интеллигенции, о любви и дружбе. Эпилогом романа являются стихи главного героя).
– В чем, на ваш взгляд,своеобразие композиционного построения романа?
(Кольцевое построение: начинается со смерти матери Юрия Живаго в 1902г и заканчивается смертью героя в 1929году. Последняя глава романа представляет собой лирический дневник главного героя.
Его судьба трагична и сложна, как и судьба самого произведения. |
|
5. Ролевая игра (4 мин.) |
1. Учитель.
– Что бы вы хотели узнать об истории создания романа?
– Сформулируйте вопросы и задайте их автору произведения.
2. Диалог с писателем об истории создания романа «Доктор Живаго»
Уч-ся:
–Уважаемый Борис Леонидович, как долго Вы работали надроманом и каков был ваш замысел?
П.:
– Я хотел написать прозу о всей нашей жизни от Блока до нынешней войны, по возможности в 10-12 главах и охватить сорокапятилетие моей эпохи: с 1902 по 1946 годы. Начал я работу зимой 1945года, а закончил 10 октября 1955г.
Уч-ся:
– Как нам известно, название романа менялось несколько раз. Как он назывался до окончательного варианта?
П.:
«Девочки и мальчики», «Свеча горела», «Нормы нового благородства», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет», «Живые, мертвые и воскресающие», «Рыньва», «Иннокентий Дудоров».
Уч-ся:
– Скажите, пожалуйста, кому Вы посвятили свой роман?
П.:
– Роман я посвятил Ольге Всеволодовне Ивинской. В послевоенные годы она была сотрудницей журнала «Новый мир». Мы познакомились с ней на даче в Переделкино.Мне было тогда 56 лет, а ей 34. Она стала моей закатной любовью и прототипом Лары в «Докторе Живаго».
Уч-ся:
– Каким по вашему замыслу должен был быть главный герой Юрий Живаго?
П.:
– Этот герой должен представлять нечто среднее между мной, Блоком и Маяковским.
Уч-ся:
– Борис Леонидович, как Вы думаете, почему Ваш роман не был напечатан сразу в России?
П.:
Я считаю, что причина всему– эпоха . Травле подвергался любой писатель, придерживающийся своего законного права писать по велению совести и таланта, а не по приказу сверху.
От литераторов эпоха требовала единообразия не только в мыслях, но и писательской манере.
Уч-ся: И все же, Ваш писательский труд был высоко оценен, к сожалению, только за границей. А как оценили ваше творчество на родине?
П. : Да,23 октября 1958-го года Шведская королевская академия наук присудила мне Нобелевскую премию «За значительный вклад в современную лирику и в область великих традиций русских прозаиков».А 27 октября я был исключен из Союза писателей . Ив связи с негативным отношением общества к моей награде, я от нее отказался. Роман сначала был опубликован в Италии в 1957г, в Голландии в 1958г и переведен на 24 языка, а на родине –лишь в 1988. |
Слайд №3
(портрет писателя)
Слайд №4
(названия романа)
Слайд№5
(портрет
О. Ивинской)
|
6. Создание проблемной ситуации |
1. Прежде чем мы начнем работу над художественным произведением, посмотрите, пожалуйста, фрагмент из х.ф. «Дело гастронома №1»(серия 6).
– Какие вопросы у вас возникли после просмотра?
2. Формулирование учащимися проблемных вопросов.
– Почему роман «Доктор Живаго» оказался в списке запрещенной литературы?
– Что это была за эпоха, когда создавался роман и почему в России его долгое время не печатали?
3. Учитель.
Я надеюсь, что мы ответим в ходе урока на эти и многие другие вопросы |
Слайд №6 (фрагмент из х.ф. «Дело гастронома №1», серия 6). |
7. «Читая - размышляем…»: аналитическое чтение и анализ эпизодов. (20 мин.)
|
1. Какие исторические события легли в основу произведения и как они освещены Пастернаком? (1-я мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война, годы НЭПа и репрессий, Великая Отечественная война.)
2. Анализ эпизодов (работа в парах)
1-я мир война ч.4, гл.10 (с 210)
1905год, Ю.Живаго о народе ч. 5, гл. 5(с 232)
Февральская революция ч.5, гл. 3 (с. 227)
Октябрьская революцияч.5, гл. 8 (с. 240)
О социализме ч.6, гл 4 (с. 277)
О крестном путич 10, гл. 5 (стр. 418)
Все эти исторические события даются через восприятие главного героя Юрия Живаго.)
3. Образ Юрия Живаго
– Судьба Ю. Живаго, значение его фамилии( книга 1, ч. 3, гл. 2(стр. 158-159),
о занятиях Юры (ч. 3, гл15 стр. 182),
жена Тоня о противоречиях Юры(ч. 7, гл 21)
4. Просмотр фрагмента из х.ф. «Доктор Живаго» и его анализ
– Что предшествовало этому событию?
– Прокомментируйте данный эпизод.
– Что следует за этой сценой? (Сцена спасения Ранцевича)
– Какую роль играет этасценав раскрытии образа главного героя?
(Доктор Живаго вылечил Серёжу, переодев его в чужую одежду. Поправившись, Ранцевич уходит к своим, и намерения сражаться с краснымион и не скрывал от Юрия. Сцена убедительно показывает нам, как страшна братоубийственная война, как она дика и
противоестественна. Друг на друга идут люди одной веры, в минуты смертельной опасности обращающиеся к одному источнику – христианской молитве. Но долг врача превыше политических симпатий и антипатий. С одинаковой заботой он относится и к красному партизану и к добровольцу колчаковской армии, потому что для него нет ни красных, ни белых, а есть страдающий больной человек – высшая ценность жизни.
Учитель: Именно глава о спасении Сережи Ранцевича дала однозначную оценку поступку Живаго: доктор – предатель. Эта же глава впоследствии стала весомым аргументом против присуждения Пастернаку Нобелевской премии.
Но Юрий Живаго не мог примирить враждующих, и он просто спасал погибающих.Живаго не хочет быть ни белым, ни красным, он хочет быть самим собой, духовно независимым, имеющим сомнения и колебания в душе, какие и должен иметь думающий человек. Это его сознательный выбор, и Пастернак учит нас уважать выбор своего героя, он интересен и близок писателю.
Юрий Живаго после гражданской войны
Любовь в романе (Лара и Юрий)
Художественный пересказ (книга 2, часть 15, гл. 15)
Краткая характеристика героев (сообщения учащихся):
1. Миша Гордон
2. Иннокентий Дудоров
3. Тоня Громеко
4. Надя Кологривова
5. Павел Антипов
6. Ефграф Живаго |
Слайд №8
(портрет Юрия Живаго)
Слайд 11
(фрагмент из х.ф. «Доктор Живаго»( 8 серия. Сцена с ладанкой)
Слайд №12 (фраг.изх.ф. «ДЖ», Лара читает стих.«Свеча горела») |
8. Жанровое и композиционное своеобразие романа, его идея, название |
1. Определение композиции и жанра произведения, его художественного своеобразия.
2. О названии романа.
Пастернак вспоминал, как в детстве был взволнован строками из молитвы : «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго…Но не о живом Боге я думал, а о новом, только для меня доступном его имени Живаго».
3. Высказывания писателей, литературных критиков о жанре.
- Академик Д. С. Лихачев считает, что «Доктор Живаго» – «духовная автобиография Пастернака».
- Сам автор говорил, «что создал эпическое полотно, своего рода «Войну и мир» своего столетия».
- Писатель В. А. Каверин утверждал, что «другой такой книги о русской интеллигенции пока нет».
– С чьим мнением вы согласны и почему?
4. Идея романа: утверждение жизни, ценности человеческого существования, победа любви над временем, ударами судьбы. |
|
9. Проблемы, поднятые автором в тексте.
Авторская позиция. (2 мин.) |
Сам автор говорил о романе, «…что эта вещь будет моим выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».
– Как вы поняли, на что еще выразил свои взгляды автор?
Проблемы, поднятые автором в романе:
Человек и мир , человек и история, человек на войне,
жизнь и смерть, бессмертие, судьба русской интеллигенции ,верность своей профессии, выбор жизненного пути, о природе искусства, о вере в жизнь, в будущее, честь и долг, милосердие и сострадание,
самопожертвование.
– Какова авторская позиция?
Судьба человека не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало ему жить. Онне долженпытаться бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливаться к ним, надо оставаться самим собой при любых условиях. |
|
10. Вывод – обобщение |
1. Обращение к эпиграфу
«Мы были музыкою мысли…» – так обозначил Пастернак судьбу поколения 1-й половины XX века. – Почему музыкой? Что есть музыка, по мнению Б. Пастернака? Найдите ответы на эти вопросы в романе.
- «Счастливое, умиленное спокойствие за этот святой город (Москву) и за всю землю, за доживших до этого вечера участников истории и их детей проникало и охватывало неслышной музыкой счастья…»
- «…человека столетиями поднимала над животными и уносила ввысь музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера». (часть 2, глава 10,стр 136)
- «…для того, чтобы вынести жизнь, требовалось, чтобы»…человек… «шёл в сопровождении некоторой внутренней музыки…Этой музыкой было слово БОЖИЕ…» (часть 2, глава 10)
- «… самое важное в Евангелии– нравственные изречения и правила, заключенные в заповедях» (часть 2, глава 10,стр 136)
– Что есть музыка, по мнению Пастернака и его героя Юрия Живаго?
(Музыка – истина – слово Божие – нравственность– интеллигенция). Пастернак называет музыкой целое поколение интеллигенции, которое, по его мнению,– высшее достижение, «духовный потолок эпохи»
2. Герои романа о своем поколении
Гордон: «Возьми ты это блоковское «Мы, дети страшных лет России»… всё переносное стало буквальным, и дети – дети, и страхи страшны, вот в чем разница» (эпилог, гл 4, стр. 614)
Дудоров: «Извлечённая из бедствий закалка характеров, неизбалованность, героизм, готовность к крупному, отчаянному, небывалому. Это качества сказочные, ошеломляющие, и они составляют нравственный цвет поколения. (Часть 16, гл. 2)
– Почему роман «Доктор Живаго» был в списке запрещенной литературы? (События даны через восприятие главного героя, а это субъективное восприятие истории. Искажено изображение, по мнению критиков, революции и места в ней интеллигенции. Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой. Роман не соответствует требованиям социалистического реализма, предполагающего активную жизненную позицию: гл. герой не борется с обстоятельствами)
3. Словарная работа (Социалистический реализм, лирический эпилог, – революционный и религиозно-лирический)
4. Достигли мы на уроке поставленной цели?
5. Оценка работы учащихся. |
Таблица «Литературные направления. Реализм) |
11. Домашнее задание |
Прочитать «Тетрадь Юрьевых писаний», ответить на вопросы: «Какие стихи Ю. Живаго позволяют глубже проникнуть в своеобразие его жизненной позиции? Воспринимается ли вами сборник стихов как одна из глав романа? |
|