«Нравственный цвет поколения» в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели:

  • помочь учащимся понять глубину философских размышлений и  обобщений в романе;–показать особенности восприятия мира главным героем;
  • развивать монологическую и диалогическую речь старшеклассников, аналитическое мышление, умение выразить свою точку зрения и аргументировать ее, делать выводы, сравнивать  и сопоставлять;
  • формировать  читательскую компетенцию, гуманистическое мировоззрение, активную  гражданскую позицию: ответственность перед прошлым  за настоящее и будущее;
  • воспитывать любовь и уважение к  Родине, ценностям отечественной литературы.

Оборудование: текст романа, портрет Пастернака, фрагменты из х.ф. «Доктор Живаго, «Дело гастронома №1», таблица «Литературные направления. Реализм»

Тип урока: урок-размышление

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают творческую историю создания романа «Доктор Живаго», особенности композиции и повествования о героях и событиях, формулируют проблемы, поднятые автором в романе, анализируют и комментируют эпизоды в соответствии с поставленным заданием.

Эпиграф: «Мы были музыкою мысли…» – так обозначил Пастернак судьбу поколения 20-х годов XX века в поэме «Высокая болезнь».


ХОД УРОКА

Этапы урока

Формы  работы (учитель– ученик)

ИКТ

1. Организационный этап

 У каждого учащегося «Таблица понимания»(заполняется в течение урока) и задания для работы в парах.

 

2. Актуализация опорных знаний (2 мин.)

1. Вступительное слово учителя

Он награжден каким – то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он её со всеми разделил.

Так о Пастернаке   сказала А.  А.Ахматова.

– А что бы вы  включили в «Литературную визитку» о нем? (Борис Леонидович –  лауреат Нобелевской премии, член Союза писателей СССР, писатель –юбиляр, 10 февраля 2015 года  исполнилось 125 лет со дня его рождения, глубокий лирик, мастер эпического повествования и философских наблюдений, реформатор слова, писатель, который нравился Сталину, художник, музыкант, переводчик, , патриот своей родины, высокообразованный человек, убежденный гуманист, человек очень смелый как в жизни, так и в своем творчестве)
 

Слад№1
(портрет Пастернака)

3. Мотивация учебной деятельности.
Постановка цели и задач урока. (3 мин.)

 

 

 

1. Слово учителя

Сегодняшний урок я предлагаю провести в форме размышления над прочитанной книгой. А книга эта – роман «Доктор Живаго». Когда-то Эрнест  Хемингуэй сказал: «По-настоящему прочесть  художественное произведение – значит пережить его, обдумать, понять, что вызвало твой отклик, заставило радоваться или негодовать, в чем его ценность…А для этого нужно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом размышлять…».


2. Объявление темы урока


3. Самостоятельное формулирование учащимисяцели  урока

Слайд №2
(обложка романа)

4. Погружение в тему урока

1. Вводно-ориентировочная беседа

– Каковы ваши впечатления от прочтения романа?
(Сложный  в плане восприятия, потому что много философских размышлений  и обобщений о жизни и смерти, о творчестве  и свободе личности, о Евангелие, о народе и истории, о духе времени и  судьбе интеллигенции, о любви и дружбе. Эпилогом  романа являются стихи главного героя).
– В чем, на ваш взгляд,своеобразие композиционного построения романа?
(Кольцевое построение: начинается со смерти матери Юрия Живаго в 1902г и заканчивается смертью героя в 1929году.  Последняя глава романа представляет собой лирический дневник главного героя.
Его судьба трагична и сложна, как и судьба самого произведения.

 

5. Ролевая игра (4 мин.)

1. Учитель.
– Что бы вы хотели узнать об истории создания романа?
– Сформулируйте вопросы и задайте их автору произведения.


2. Диалог с писателем об истории создания романа «Доктор Живаго»


Уч-ся:
–Уважаемый Борис Леонидович, как долго Вы работали  надроманом и каков был ваш замысел?
П.:
– Я хотел написать прозу о всей нашей жизни от Блока до нынешней войны, по возможности в 10-12 главах и охватить сорокапятилетие моей эпохи: с 1902 по 1946 годы. Начал я работу зимой 1945года, а закончил 10 октября 1955г.
Уч-ся:
– Как нам известно, название романа менялось несколько раз. Как он назывался до окончательного варианта?
П.:
«Девочки и мальчики», «Свеча  горела», «Нормы нового благородства», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет», «Живые, мертвые и воскресающие», «Рыньва», «Иннокентий Дудоров».

Уч-ся:
– Скажите, пожалуйста, кому Вы посвятили свой роман?
П.:
– Роман  я посвятил Ольге Всеволодовне Ивинской. В послевоенные годы она была сотрудницей журнала «Новый мир».   Мы познакомились с ней на даче в Переделкино.Мне было  тогда 56 лет, а ей 34. Она стала моей закатной любовью и прототипом Лары в «Докторе Живаго».
Уч-ся:
– Каким  по вашему замыслу должен  был быть главный герой Юрий Живаго?
П.:
– Этот герой должен представлять нечто среднее между мной, Блоком  и Маяковским.
Уч-ся:
– Борис Леонидович, как Вы думаете, почему Ваш роман не был напечатан сразу в России?
П.:
Я считаю, что причина всему– эпоха . Травле подвергался любой писатель, придерживающийся своего законного права писать по велению совести и таланта, а не по приказу сверху.
От литераторов  эпоха требовала единообразия не только в мыслях, но и писательской манере.
Уч-ся: И все же, Ваш  писательский труд  был высоко оценен, к сожалению, только за границей. А как оценили ваше творчество на родине?
П. : Да,23 октября 1958-го года Шведская королевская академия наук присудила мне Нобелевскую премию «За значительный вклад в современную лирику и в область великих традиций русских прозаиков».А 27 октября я был исключен из Союза писателей . Ив связи  с негативным отношением общества к моей награде, я  от нее отказался. Роман сначала  был опубликован в Италии в 1957г, в Голландии в 1958г и переведен на 24 языка, а  на родине –лишь в 1988.

Слайд №3
(портрет писателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4
(названия романа)

 

 

 

 

Слайд№5
(портрет
О. Ивинской)

 

 

 

6. Создание проблемной ситуации

1. Прежде чем мы начнем работу над  художественным произведением, посмотрите, пожалуйста, фрагмент из х.ф. «Дело гастронома №1»(серия 6).
– Какие вопросы у вас возникли после просмотра?
2. Формулирование учащимися проблемных вопросов.
– Почему роман «Доктор Живаго» оказался в списке запрещенной литературы?
– Что это была за эпоха, когда создавался роман и почему  в России его долгое время  не печатали?
3. Учитель.
Я надеюсь, что мы ответим в ходе урока на эти и многие другие вопросы

Слайд №6 (фрагмент из х.ф. «Дело гастронома №1», серия 6).

7. «Читая - размышляем…»: аналитическое чтение  и анализ эпизодов. (20 мин.)

 

 

 

 

 

 

1. Какие исторические события легли в основу произведения и как они освещены Пастернаком? (1-я мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война, годы НЭПа и репрессий, Великая Отечественная война.)

2. Анализ эпизодов (работа в парах)
1-я мир война               ч.4, гл.10 (с 210)
1905год, Ю.Живаго о народе ч. 5, гл. 5(с 232)
Февральская революция ч.5, гл. 3 (с. 227)
Октябрьская  революцияч.5, гл. 8 (с. 240)
О социализме ч.6, гл 4 (с. 277)
О крестном путич 10, гл. 5 (стр. 418)
Все эти исторические события даются через восприятие главного героя Юрия Живаго.)

3. Образ Юрия Живаго

– Судьба Ю. Живаго, значение его фамилии( книга 1, ч. 3, гл.  2(стр. 158-159),
о занятиях Юры  (ч. 3, гл15 стр. 182),
 жена Тоня о противоречиях Юры(ч. 7, гл 21)

4. Просмотр фрагмента из х.ф. «Доктор Живаго» и его анализ

– Что предшествовало этому событию?
– Прокомментируйте данный эпизод.
– Что следует за этой сценой? (Сцена спасения Ранцевича)
– Какую роль играет  этасценав раскрытии образа главного героя?
(Доктор Живаго вылечил Серёжу, переодев его в чужую одежду. Поправившись, Ранцевич уходит к своим, и намерения сражаться с краснымион и не скрывал от Юрия. Сцена убедительно показывает нам, как страшна братоубийственная война, как она дика и
противоестественна. Друг на друга идут люди одной веры, в минуты смертельной опасности обращающиеся к одному источнику – христианской молитве. Но  долг врача превыше политических симпатий и антипатий. С одинаковой заботой он относится и к красному партизану и к добровольцу колчаковской армии, потому что для него  нет ни красных, ни белых, а есть страдающий больной человек – высшая ценность жизни.
Учитель: Именно глава о спасении Сережи Ранцевича дала однозначную оценку поступку Живаго: доктор – предатель. Эта же глава впоследствии стала  весомым аргументом против присуждения Пастернаку Нобелевской премии.
Но Юрий Живаго не мог примирить враждующих, и он просто спасал погибающих.Живаго не хочет быть ни белым, ни красным, он хочет быть самим собой, духовно независимым, имеющим сомнения и колебания в душе, какие и должен иметь думающий человек. Это его сознательный выбор, и Пастернак учит нас уважать выбор своего героя, он интересен и близок писателю.
Юрий Живаго после гражданской войны
Любовь в романе (Лара и Юрий)
Художественный пересказ (книга 2, часть 15, гл. 15)
Краткая характеристика героев (сообщения учащихся):
1. Миша Гордон
2. Иннокентий Дудоров
3. Тоня Громеко
4. Надя Кологривова
5. Павел Антипов
6. Ефграф Живаго

 

 

 

 

 

Слайд №8
(портрет Юрия Живаго)

 

Слайд 11
(фрагмент из х.ф. «Доктор Живаго»( 8 серия. Сцена с ладанкой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №12 (фраг.изх.ф. «ДЖ», Лара читает  стих.«Свеча горела»)

8. Жанровое и композиционное  своеобразие романа,  его идея, название

1. Определение композиции и жанра произведения, его художественного своеобразия.
2. О названии романа.
Пастернак вспоминал, как в детстве был взволнован строками из молитвы : «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго…Но не о живом Боге я думал, а о новом, только для меня доступном его имени Живаго».
3. Высказывания писателей, литературных критиков о жанре.

  • Академик Д. С. Лихачев считает, что «Доктор Живаго» – «духовная автобиография Пастернака».
  • Сам автор говорил, «что создал эпическое полотно, своего рода «Войну и мир» своего столетия».
  • Писатель В. А. Каверин утверждал, что «другой такой книги о русской интеллигенции пока нет».

– С чьим мнением вы согласны и почему?
4. Идея романа: утверждение жизни, ценности человеческого существования, победа любви над временем, ударами судьбы.

 

9. Проблемы, поднятые автором в тексте.
Авторская позиция. (2 мин.)

Сам автор говорил о романе, «…что эта вещь будет моим выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».
– Как вы поняли, на что еще выразил свои взгляды автор?
Проблемы, поднятые автором в романе:
Человек и мир , человек и история, человек на войне,
жизнь и смерть, бессмертие, судьба  русской интеллигенции ,верность своей профессии, выбор жизненного пути, о природе искусства, о вере в жизнь, в будущее, честь и долг, милосердие и сострадание,
самопожертвование.
– Какова авторская позиция?
Судьба человека не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало ему  жить. Онне  долженпытаться бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливаться к ним, надо оставаться самим собой при любых условиях.

 

10. Вывод – обобщение

1. Обращение к эпиграфу

«Мы были музыкою мысли…» так обозначил Пастернак судьбу поколения 1-й половины  XX века.Почему музыкой? Что есть музыка, по мнению Б. Пастернака? Найдите ответы на эти вопросы в романе.

  • «Счастливое, умиленное спокойствие  за этот святой  город (Москву) и за всю землю, за доживших до этого вечера участников истории и их детей проникало и охватывало неслышной музыкой счастья…»
  • «…человека столетиями поднимала над животными и уносила ввысь музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера». (часть 2, глава  10,стр 136)
  • «…для того, чтобы вынести жизнь, требовалось, чтобы»…человек… «шёл  в сопровождении некоторой внутренней музыки…Этой музыкой было слово БОЖИЕ…»     (часть 2, глава  10)
  • «… самое важное в Евангелии– нравственные изречения и правила, заключенные  в заповедях» (часть 2, глава  10,стр 136)

– Что есть музыка, по мнению Пастернака и его героя Юрия Живаго?
(Музыка – истина – слово Божие – нравственность– интеллигенция). Пастернак называет музыкой целое поколение интеллигенции, которое, по его мнению,– высшее достижение, «духовный потолок эпохи»

2. Герои романа о своем поколении

Гордон: «Возьми ты это блоковское «Мы, дети страшных лет России»… всё переносное стало буквальным, и дети – дети, и страхи страшны, вот  в чем разница» (эпилог, гл 4, стр. 614)
Дудоров: «Извлечённая из бедствий закалка характеров, неизбалованность, героизм, готовность к крупному, отчаянному, небывалому. Это качества сказочные, ошеломляющие, и они составляют нравственный цвет поколения. (Часть 16, гл. 2)
– Почему  роман «Доктор Живаго» был в списке запрещенной литературы? (События даны  через  восприятие главного героя, а это субъективное восприятие истории. Искажено изображение, по мнению критиков, революции и места в ней интеллигенции. Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой. Роман не соответствует  требованиям социалистического реализма, предполагающего активную жизненную позицию: гл. герой не  борется с обстоятельствами)
3. Словарная работа (Социалистический реализм, лирический эпилог, – революционный и религиозно-лирический)
4. Достигли мы на уроке поставленной цели?
5. Оценка работы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица «Литературные направления. Реализм)

11. Домашнее задание

Прочитать «Тетрадь Юрьевых писаний», ответить на вопросы: «Какие стихи Ю. Живаго позволяют глубже проникнуть в своеобразие его жизненной позиции? Воспринимается ли вами сборник стихов как одна из глав романа?