Литература
-
Нравственная проблематика пьесы А.Вампилова "Старший сын" 2008
Александр Вампилов - драматург, сыгравший значительную роль в современном театре. Главной страстью А.Вампилова был театр, а в литературе - драматургия. Он погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник рассказов.
-
Нравственная проблематика рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» 2019
Цели урока: выявление художественной идеи рассказа; формирование навыка анализа произведения, лексической работы, умения выделять главное; развитие нравственно-эстетических представлений.
-
Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче" 2010
Урок ознакомления с новым материалом, в процессе которого учащиеся знакомятся с личностью Л.Н. Андреева, особенностями его стиля, отвечают на проблемный вопрос: «Описанию жизни героя на даче посвящена меньшая часть повествования. Почему же свой рассказ Л.Н. Андреев назвал «Петька на даче»?» Рассматривая основные нравственные проблемы, поднимаемые автором (безрадостное детство, отсутствие чуткости), ребята учатся доброте, состраданию. Используются методы проблемного обучения.
-
Нравственная проблематика рассказов В.М. Шукшина "Мастер", "Крепкий мужик" 2010
Знакомство учащихся с личностью и судьбой писателя В.М. Шукшина. Привитие интереса к его творчеству. Формирование представления об особенностях героев Шукшина; навыков анализа художественного текста; воспитание гуманного отношения к людям; развитие умения аргументировать собственную точку зрения.
-
Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы 2011
О самостоятельном чтении в аспекте нравственного и патриотического воспитания на уроках литературы.
-
Нравственно-философские категории в публицистике А.В. Вампилова 2013
Цель урока: показать ученикам незыблемость и актуальность нравственных и философских категорий, нашедших отражение в фельетонах и афоризмах А.Вампилова; развивать умение формулировать свою позицию и аргументированно доказывать ее; расширить знания о стилистических особенностях публицистики.
-
Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы 2011
Материалы к урокам литературы для 5–8-х классов. Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы, посвященных творчеству В.Г. Короленко. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи в стенах школы в условиях социально-экономического развития общества является одной из важнейших задач учителя-словесника. Время требует новых подходов, новых решений.
-
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы (из опыта работы) 2023
Нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения – важная задача школы. В ее решении особую роль играют уроки литературы, «уроки нравственного прозрения».Составной частью нравственного воспитания на уроках литературы является определение важнейших нравственных проблем произведения, их сопоставление с нравственными ценностями сегодняшнего дня. Заканчивать изучение того или иного произведения целесообразно уроком-диалогом по теме «Нравственные уроки романа».
-
Нравственное воспитание на уроках литературы 2010
Литература - это неиссякаемый источник в воспитании нравственных начал человека. Автором представлена статья по современной литературе.
-
Нравственное воспитание на уроках литературы 2014
Автор делится опытом работы, описывает, как через нравственное содержание художественной литературы в процессе обучения прийти к совершенствованию содержания и уровня нравственного облика личности ребенка.
-
Нравственное воспитание на уроках русской литературы 2006
"Человек без нравственных устоев – существо самое нечестивое и дикое, низменное в своих половых и вкусовых инстинктах". Так говорил Аристотель. Пройдет время, и другой философ – Гегель – сформулирует эту мысль так: "Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера". Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать свою точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.
-
Нравственное воспитание учащихся 2008
Мультимедийное сопровождение к уроку русского языка для 6-го класса по теме "Словообразование. Морфемные способы образования новых слов" выполнено в программе Power Point и представляет собой мультимедийную презентацию, состоящую из 22 слайдов. Слайды расположены последовательно в соответствии с планом урока.
-
Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в начальных классах 2012
Любой урок в начальной школе формирует ум, душу и сердце ученика, но уроки литературы самые ведущие в педагогическом процессе. Они образуют духовную базу будущей личности ребенка, на них возлагается задача развития и обогащения духовного мира детей и каждого отдельного ученика, их нравственного становления.
-
Нравственное воспитание учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературы 2011
Учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи способны ощутить единство человека и природы. Предлагается целая система введения учеников в мир поэзии. Учитывая особенности таких учащихся, на уроках используются элементы словесного рисования и рассуждения, учащиеся выводятся на уровень понимания сложных метафор и образов. Задача педагога - научить школьников ценить поэзию, пробудить интерес к ней, который в будущем не позволит развиться поэтической глухоте.
-
Нравственное и эстетическое воспитание на уроках русского языка и литературы 2008
Обнажить прекрасное в том, что мы встречаем каждый день — это и есть гениальность художника. В музеях всего мира можно найти немало красавиц, несравненно более эффектных, но другой такой прекрасной Мадонны мы не увидим. Извлечь поэзию жизни из прозы жизни, показать, что проза жизни полна поэзии - вот самый большой подвиг искусства. Искусства всех жанров и видов. В том числе и Искусства слова.
-
Нравственное познание и эстетически-творческое осмысление жизни на уроках литературы (урок-откровение) 2005
Нравственный потенциал ученика, как правило, достаточно легко выявить через анализ любого художественного произведения в рамках школьной программы. Но хотелось бы, чтобы ответы ребят и их внутренние ощущения существовали в гармонии, шли от души. Это возможно на уроках откровения, которые часто я провожу как заключительные уроки темы. Данный урок предполагает нравственно - эстетический анализ образов героев в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
-
Нравственное пространство рассказа А.П. Чехова "Анна на шее" 2012
Цель урока: провести образные параллели в художественном мире писателя; прием ожидания как способ сюжетной линии рассказа; метафоры мира и человека в нравственном пространстве рассказа; драматургия рассказа как художественный метод выражения авторской позиции. Составляется эйдос-конспект для диалога с писателем.
-
Нравственно–эстетическое развитие учащихся при освоении народно–фольклорных традиций в русской литературе (6-й класс) 2009
Ребёнок должен ощутить себя частицей мира, возникшего давно, испытать интерес к творчеству народа. В проектировке уроков по изучению древнерусской и русской литературы XIX-XX веков сделана попытка выявить её связь с фольклором.
-
Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна (на примере рассказа «Гранатовый браслет») 2014
Занятие направлено на изучение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет». В ходе занятия студенты знакомятся с историей создания рассказа; составляют синквейн к понятию «любовь»; характеризуют образы персонажей; определяют понятие «любовь» с точки зрения героев рассказа; с помощью дискуссии составляют мнение о главном герое Георгии Желткове.
-
Нравственные испытания человека на войне (по рассказам В. Быкова "Одна ночь", В. Некрасова "Сенька") 2015
Урок литературы посвящен нравственным испытаниям человека на войне на примере рассказов В. Быкова «Одна ночь» и В. Некрасова «Сенька».
-
Нравственные ориентиры и учение Христа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
Урок помогает показать учащимся, что Достоевский видел путь нравственного очищения человечества через приобщение к христианству.
-
Нравственные проблемы в литературе наших дней 2009
Предложенный курс входит в число предметно ориентированных курсов, рассчитан на 12 часов. В результате прохождения курса учащиеся будут иметь представление о том, как по-разному писатели отражают нравственные приёмы бытия; будут уметь рассуждать логически, доказательно; будут знать, как написать отзыв на художественное произведение, как дать полную характеристику одному герою или нескольким; будут владеть техникой анализа художественного текста и разбора лирического стихотворения.
-
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2012
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме. Апробация новых форм обучения литературе. Формирует навыки анализа текста, коммуникативную компетентность. В ходе урока ребята размышляют над вечными темами «Отцы и дети», нравственность и любовь и т. д.
-
Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 8-й класс 2014
Урок предполагает осознание основных нравственных проблем в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», различение понятий чести и честолюбия. Ученики знакомятся с исторической эпохой Николая I, основными карточными терминами. Дети учатся анализировать героев повести, сопоставлять их, выявлять основные части композиции произведения, понимать роль эпиграфа.
-
Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" 2010
Цель данного урока – помочь детям в понимании героев Шукшина, а через это повлиять на их нравственный мир. Эта цель не одного урока. Она реализовалась на протяжении нескольких уроков.
-
Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Пролетный гусь" 2009
Мне показалось, что рассказ "Пролётный гусь" очень важен для выпускников. Мысли автора звучат как напутствие: "надо учиться и уметь жить в этом мире: не быть "винтиком", не приспосабливаться, не надеяться, что "всё образуется само собой", а верить в себя, в свои возможности, надо, наконец, брать ответственность за свои поступки и за тех, "кого приручил".
-
Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Царь-рыба" 2011
Урок помогает выявить нравственные законы, определить отношение человека и мира, в котором он живет, на основе рассказа В.П. Астафьева.
-
Нравственные проблемы в рассказе Владимира Крупина "Мария Сергеевна" 2008
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством В.Куприна, с проблемами, поставленными автором в своих рассказах.
-
Нравственные проблемы в рассказе Л.Андреева "Кусака" 2011
В рассказе "Кусака" героем является собака, ибо "все живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни" (Л.Андреев). Не в меньшей степени, чем социальная среда, определяет уровень духовности человека его общение с миром природы. Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности.
-
Нравственные традиции русской классической литературы в рассказе современного писателя Ю.Оноприенко 2009
В ходе урока учащиеся узнают о современном писателе Ю.Оноприенко, анализируют содержание и художественные особенности рассказа «Еда», формулируют вывод о том, что данный рассказ продолжает лучшие нравственные традиции в изображении человека, заложенные классиками русской литературы: Пушкиным, Гоголем.