Цели урока:
1. Знакомство с эпохой Ивана Грозного.
2. Формирование творческих способностей. 3.
Воспитание нравственных качеств через образы
поэмы М.Ю.Лермонтова.
Оборудование урока:
1. Репродукция картины В.М. Васнецова “Царь Иван
Васильевич Грозный”;
2. Карточки со словами “домострой”, “долг”,
“честь”;
3. Тест по “Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца
Калашникова”;
4 . Презентация. (Приложение 1)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Сегодня у нас в гостях М.Ю.Лермонтов и его произведение “Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Рассмотрим историческую обстановку 16 века в России сквозь призму произведения М.Ю.Лермонтова, обращаясь к главной проблеме поэмы – проблеме долга и чести, на основе сопоставления героев попытаемся проникнуть в глубины их характеров, рассмотрим особенности авторской позиции.
Любое произведение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся как звёзды и из-за которых существует повесть, рассказ или поэма. Слова долг и честь освещают всю поэму М.Ю.Лермонтова. всякий человек живёт в определённую эпоху. Лермонтовские герои – герои 60 – годов 16 века. Через художественные образы поэт рисует сложный и противоречивый образ Времени: забвение идеалов Святой Руси, беспощадность и мстительность бояр друг к другу, беззаконие и грубые нравы – это общая безрадостная картина?в центре которой наши герои – Царь, опричник, купец.
Итак, что же это за время – эпоха Ивана Грозного? Чем оно знаменательно?
2. Актуализация знаний
1 ученик:
Московское государство появилось в 1547 году как православная империя актом венчания на царство молодого Великого Князя Ивана Васильевича. Это величайшее после Крещения Руси событие открыло эпоху в Истории нашего Отечества.
2 ученик:
В.О. Ключевский писал: “Иван IV был первым из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе Царя в настоящем, библейском смысле Помазанника Божия”. Историк заметил на редкость точно: “живо почувствовал”. Идея царской власти была для него реальностью, своим долгом он почитал быть её живым воплощением. Его первым шагом на этом пути стало коронование в 1547 году шапкой Мономаха. Он стал законным наследником византийских императоров.
Главную свою задачу Царь видел в укреплении Русского государства как Православной Империи, но тому было немало препятствий. Главная из них – в стране отсутствовала политическая консолидация, не было крепкого централизованного государства, без которого невозможно помышлять об имперских задачах.
3 ученик:
Разлилась лоскутным одеялом
Наша Русь – богатая страна:
Вся по вотчинам большим и малым
Меж боярами разделена.
В кулаке у господина право:
Всё его – и в поле, и в селе.
На границах ставит он заставу:
Не ходи, мол, по моей земле!
И войска свои – холопы с пашни –
Шли на польских панов иль татар,
Защищая в битве рукопашной
Не страну, а вотчину бояр.
1 ученик:
С целью сломить враждебную его державному строительству силу родовой аристократии, Царь изъял из общегосударственного управления часть городов и волостей, приняв их под свою личную власть. Была сформирована особая военизированная политическая сила – опричнина, которая стала орудием сыска и прямого террора против боярства.
2 ученик:
В стране Царь выстроил дворцы –
Ряды палат просторных,
Где все вершили молодцы
В своих кафтанах чёрных.
Засучивая рукава,
Они брались со страстью
За всё, на что им дал права
Сам Царь своею властью.
И в знак отличья – у седла
Метла и пёсья голова
С оскаленною пастью.
Измену грызла пёсья пасть,
Метла врагов сметала,
И каждый мог пропасть,
И сколько пропадало!
Платились жизнью млад и стар
Всё больше из бояр!
3 ученик:
Русскому обществу опричник внушал страх, но не уважение. “Оскал пёсьей головы”, который опричники носили у седла как эмблему, обращался не только к боярам-изменникам, но ко всем русским людям.
Учитель:
– Какова же “правда” царствования Ивана Грозного? ( Век XVI явил миру крупнейшую по масштабам личность первого русского царя. Иван Грозный был одарён многими талантами. В одном лице он сочетал государственного деятеля, полководца, дипломата, богослова… Нелёгкое бремя царской власти легло на его плечи в 16 лет, и 34 года Иван IV нёс возложенную на него Богом ответственность за православное русское царство. Человеческим умом трудно понять, какие жертвы для сохранения государства оправданы, а какие – излишняя жестокость. К концу царствования Ивана Грозного Русь окончательно стала единой страной, смогла впоследствии преодолеть Смутное время, не распалась на мелкие княжества.)
Учитель :
– Как вы думаете, какие черты личности Ивана Грозного нашли отражение в его художественном воплощении на страницах поэмы М.Ю.Лермонтова?
Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте обратимся к картине В.М. Васнецова “Иван Грозный”. Художник запечатлел его именно таким, каким он представлен в былинах, поэмах, песнях и сказаниях, каким он сохранился в свидетельствах современников.
– Каков же царь? (На картине, вытянутой по вертикали, фигура Грозного занимает значительную часть полотна. Мы смотрим на Ивана IV как бы снизу. Всё это создает впечатление величественности царя. Иван Грозный выступает на полотне Васнецова как человек суровый, подозрительный, решительный, непреклонный в достижении своих целей. Но вместе с тем перед нами человек – государственный деятель, полный сил и величия.
Учитель :
В народном творчестве образ Царя Ивана Грозного представлен положительным. Про него говорили: “Грозный был царь, но справедливый, не чуждый образования...”.
Иван IV является героем многих литературных произведений, пословиц, былин. Давайте посмотрим, как личность Ивана Грозного отражена в “Песне про купца Калашникова...”, справедливым ли представлен Царь?
Ученик 1:
Кипит в ковшах янтарный мёд,
Бежит вино по чарам, –
Царь Грозный ныне пир даёт
Своим друзьям-боярам.
Хлеб-соль откроет пир честной:
Огромными ломтями
Хозяин режет хлеб ржаной,
Обсыпав солью крупяной,
И делит меж гостями.
– А на том пиру…
Выразительное чтение отрывка “Пир у царя Ивана Грозного”. (Приложение 2)
Учитель:
– Ребята, кто приближён к царю? ( Иван Грозный изображён в ореоле величия. Свой золочёный ковш с вином повелевает поднести не князьям и боярам, а только опричникам. И стоит одному из них, Кирибеевичу, остаться равнодушным к царскому угощению, как царь закипает гневом.)
– Как же проходили пиры?
– Каким здесь изображён царь? (Своего верного опричника он подозревает в измене, в чёрной зависти и грозит ему жестокой карой. Царю чуждо представление о личных переживаниях. О чём, по его мнению, может горевать добрый молодец? Конечно, о том, что парчовый кафтан истёрся. Что шапка износилась, что конь захромал. И когда Кирибеевич рассказывает о своей несчастной любви, царь сулит ему драгоценности.)
Учитель:
– Кто такой Кирибеевич?( Кирибеевич – опричник, ревностный слуга Ивана Грозного. Кирибеевич – “лукавый раб”. Рабство Кирибеевича – в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признает ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на пиру свою думу, обнажить душу перед толпой. Молодой опричник охвачен страстью.В его душе живёт подлинная поэтичность. С каким проникновением говорит он о полюбившейся ему женщине. Но что-то настораживает в его поведении. И верно, вдруг выясняется, что Кирибеевич утаил от Царя, что полюбил замужнюю женщину.
Учитель:
Нормы народной жизни XVI века были отражены в “Домострое”, который является своеобразной энциклопедией домашней жизни и моральных норм того времени. Домострой требует почитания Царя земного, но еще более – Царя Небесного: “сей временен, а Небесный вечен”. Духом благочестия проникнуты законы Домостроя, касающиеся семьи. Домострой историки называют “классическим” образцом норм “семейного права”. Этих норм должны придерживаться и купцы, и опричники.
– Давайте вспомним, почему Домострой называют законом для всей семьи?( Домострой действительно был законом для всей семьи. Он вошел в семью как воздух. О нём не думали. Не сверяли поступки, он был самой жизнью. Он определил семейную иерархию, отношения между старшими и младшими, обязанности и долг каждого. Отец – глава, его слово – закон. Мать – его помощница. Во взглядах на большое и малое они едины.)
Учитель:
– Каким было положение женщины в семье? (Жене, матери отводилась важная роль хозяйки дома. Авторы “Домостроя” не стремились закрепостить женщину, сделать её бессловесной рабыней мужа. Хозяйка дома является хранительницей семьи и добродетелей, верной помощницей и другом своему мужу.)
Учитель:
– Нужен Домострой нам сегодня? ( “Домострой” нам нужен. Ведь с его помощью можно и нужно воспитывать новое поколение, сильное верой в добро, не лишённое чувств сострадания к нуждающемуся в помощи, честное и принципиальное в выборе способов достижения целей. Ведь здесь “Домострой” со всеми его советами, наставлениями, поучениями для каждого члена семьи просто неоценим. Ведь характер человека, его качества, моральные, нравственные, психические, закладываются именно в семье в очень раннем возрасте.)
Учитель :
Так был устроен быт русской семьи в XVI веке. Таким был русский Дом.
Ученик 2:
Терем, теремок, теремок
Он затейлив и высок,
В нём окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше петушки-
Золотые гребешки.
***
Мы заглянем в теремок...
Выразительное чтение отрывка “Калашников и Алёна Дмитриевна”. (Приложение 3)
Учитель :
– Ребята, какими представлены здесь герои?( Для Калашникова позор жены – это и его позор, а позор хуже смерти. И Кирибеевич сразу становится для него врагом. Кирибеевич во 2 части поэмы не действует, о нём мы узнаем из рассказа Алены Дмитриевны./ Для Алены Дмитриевны – муж-“государь”, “красно солнышко”, его немилость для нее – хуже людской молвы, страшнее смерти. Но даже под покровом суровости и угрюмости мы различаем в Калашникове черты доброты и гуманности. Он, в отличие от Кирибеевича, никогда не будет похваляться своей страстью и удалью, но, когда придёт час, не задумываясь, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца./– Кирибеевич пытается драгоценностями прельстить Алену Дмитриевну: “Как царицу я наряжу тебя, станут все тебе завидовать”. Страсть его так велика, что он готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Лермонтов лишает честного имени Кирибеевича – он “басурманский сын”, без роду, без племени, а Калашникова величает по имени – отчеству.)
Учитель:
– Какую характеристику даёт Алёна Дмитриевна своему обидчику?
– При помощи каких средств автор нам смог это донести?
– как в характере Алёны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене?
– Что идёт защищать Калашников? (Честь семьи, жены, свою честь.)
Учитель:
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой.
Выразительное чтение отрывка “Кулачный бой”. (Приложение 4)
Учитель:
– С какой целью выходят на бой Кирибеевич и Калашников?
– Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника? ( Предпочёл плаху обнародованию семейной беды.)
– Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?
– Какова роль образа Ивана Грозного в поэме?
– Какую правду через художественное осмысление времени показывает М.Ю. Лермонтов? (Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение разбою и низости опричников. Он готов стоять за правду “до последнего”. Перед боем Степан Парамонович кланяется Царю, царевым слугам, народу русскому, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены в заступничестве. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи./ Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав Царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, т.е. без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном переживании – любви к Алёне Дмитревне, а вольный купец не признаёт вмешательства в свою жизнь.)
Учитель:
– На чьей стороне симпатии автора?
3. Закрепление материала.
Тест по теме урока (Приложение 5).
4. Итог урока:
Учитель :
– Какова нравственная проблема, поднятая М.Ю. Лермонтовым в поэме? (Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.)
Учитель:
– Сохранились ли эти ценности в настоящее время?
– Какой урок вы извлекли для себя из состоявшегося разговора?
( Мы хотели бы ещё раз обратиться к “Домострою”, к которому не раз обращались на уроке: “Да, самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не лгать, не завидовать, не блудить, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. А люди, угодно Богу прожившие, жизнь вечную получат в Царствии Небесном”.)
Домашняя работа: написать сочинение-рассуждение “Кто в песне является “настоящим героем” и почему?”