Цели урока.
обучающий аспект:
- уметь самостоятельно анализировать художественное произведение ранее изученным способом в измененной ситуации;
- уметь выразительно читать;
- уметь пользоваться понятиями “художественные средства”: эпитеты, сравнения, инверсия;
- уметь обнаружить связь между текстом и возникающим образом;
- уметь определить позицию автора.
развивающий аспект:
- развивать навыки сравнительного анализа;
- развивать умения аргументировать свою позицию;
воспитывающий аспект:
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- формировать навыки совместной деятельности.
Компетенции:
- коммуникативная (навыки сотрудничества и взаимодействия при решении общих учебных задач),
- ценностно-смысловая (умение делать самостоятельные выводы на основе анализа и сравнения информации).
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Этапы урока:
1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
2. Этап применения знаний и способов действия;
3. Итог на рефлексивной основе;
4. Домашнее задание.
Ход урока
- В конце прошлого года мы прочитали “Очерк зимнего дня” С. Т. Аксакова, познакомились с главой из книги Д.С. Лихачёва “Земля родная”. Что общего в тематике этих произведений? (Они о русской природе, о своеобразии русского пейзажа, о России).
- Сегодня мы продолжим разговор на эту тему, поговорим о том, как изображали русскую природу и выражали своё отношение к ней русские поэты 19 века.
- Групповая работа. Каждая группа (всего 4) анализирует одно стихотворение и заполняет соответствующую графу таблицы на доске. Подобные таблицы есть у каждого ученика в классе, они заполняются по мере ответа каждой группы. Перед тем как начать ответ, один из участников группы читает стихотворение вслух. В результате получается следующая запись.
Автор | Н.П. Огарёв | А.А. Фет | А.К. Толстой | И.З. Суриков |
Название | “Дорога” (1841) | “Чудная картина” (1842) | “Колодники” (1850) | “Степь” (1871) |
Образы природы | Месяц дальной (тускло), туман, снежная поляна (печально), белые с морозу берёзы с голыми сучками | Белая равнина, полная луна, свет небес высоких, блестящий снег | Степи, ковыль, дорожная пыль | Степь, трава густая, курганы, небо, две – три старых ивы |
Сквозной мотив | Тройка мчится лихо | Саней далёких …бег | Две клячи телегу везут | Как шальные, кони мчатся степью |
Состояние героев стихотворения (автора, персонажей) | Тоскую, скучно | Одиночество | Шагают тяжело, угрюмые брови, на сердце раздумье | Взгрустнётся поневоле |
Отношение героев к окружающей действительности | Жалко сторону родную | Как ты мне родна | Поют про Волги широкой раздолье,…про свободные степи, про дикую волю (тоска, любовь) | (Запись появится позже) Любовь, ощущение своего родства |
Стихотворный размер | Хорей | Хорей | Амфибрахий | Хорей |
4. Дополнительные вопросы по содержанию стихотворения третьей и четвёртой группе:
Вопрос 3 группе:
- Чем отличаются начало и концовка стихотворения? (Концовка звучит более пессимистично, усиливается состояние тоски, безысходности, сгущается тьма, исчезают яркие краски – солнца нет, ковыль не золотится – цепи теряют эпитет “звонкие”, они не взметают пыль, а метут дорогу, причём повтор “метут” подчеркивает монотонность, бесконечность движения; также в конечной строфе возникает антитеза: свобода, воля противопоставлены цепям)
Вопрос 4 группе:
- Автор не выражает прямо своего отношения к тому, что изображает, но можно ли понять, определить это отношение? Благодаря чему? (Любовь, чувство своего родства, близости к родному краю. Это помогают понять художественные средства, использованные автором: эпитеты, сравнения, повторы, инверсия).
5. Какой же вывод можно сделать? Что общего во всех стихотворениях о родной природе?
(Во всех стихах изображается простор, бесконечность, безбрежность, безлюдье равнин, степей, полей; широту, раздолье, размах подчёркивает конский бег*. Эти картины природы погружают героев в глубокое раздумье, вызывают в них чувство одиночества, грусти, тоски, соединенное с любовью к родной стороне, с чувством жалости к ней.)
6. Как же объяснить это странное чувство, почему любовь к родном краю сливается с грустью, даже тоской? Прочитаем стихотворение А.Н. Плещеева “Отдохну– ка, сяду у лесной опушки”(1861). В ходе фронтальной работы в тетрадях и на доске появляется следующая запись.
- Как построено стихотворение? (С помощью антитезы).
Всякие страны | Родной край | |
Солнце ярко, блеск голубого моря | Лесная опушка, тучи, жидкие осинки, пашни да овраги, берёзы плакучие, избушки серенькие, как тучи | |
Жить привольно | Грустные картины, тяжелые думы | |
Сердце ноет от тоски и горя | НО | Сердцу дорого и мило, тянет неодолимо, манит тайная сила |
- Найдите эпитеты, сравнения, инверсию в стихотворении. Когда автор использует эти художественные средства и почему? (Автор использует художественные средства при описании родного края. Ему неинтересна и ничем не дорога “дальняя сторонка”, ему нечего сказать о ней, все его чувства обращены к родному краю, любовь к которому он выражает и прямо, и через использование художественных средств).
- Как заканчивается каждая строфа стихотворения? (Риторическими вопросами). Можно ли ответить на них? (Думается, можно. “Дорого и мило” потому, что своё, родное, близкое, единственное).
- Определите размер этого стихотворения. (Хорей). Случайно ли, что из 5 стихотворений, прозвучавших на уроке, четыре написаны хореем? (Хорей - это “фольклорный” размер, чувства, выражаемые в стихах поэтами, близки и понятны всем русским людям. Кстати, именно в среде простых людей, в деревнях и сёлах вместо слова “любить” раньше употребляли слово “жалеть”, и такая “любовь – жалость” отразилась и в этих стихах.)
7. Какие мысли, идеи объединяют “Очерк зимнего дня” С.Т. Аксакова, главу из книги Д.С. Лихачёва “Земля родная” и прозвучавшие на уроке стихотворения? (Это любовь к родной земле, ощущение своей неразрывной связи с её судьбой и природой, понимание русского пейзажа как широкого вольного пространства, несмотря на свою “обыкновенность, близкого сердцу каждого русского человека).
8. Домашнее задание. Прочитать стихи А.К. Толстого “Колокольчики мои” и “Край ты мой, родимый край” и И.С. Никитина “Ярко звёзд мерцанье” и ответить на вопрос: что у них общего с прозвучавшими сегодня стихотворениями и чем они отличаются.
*“Быстрая езда – это тоже стремление занять побольше места” - Д.С. Лихачёв “Земля родная”.
Стихи для анализа
Иван Захарович Суриков
(1841–1880)
Степь
Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху, над степью,
Тишина немая.Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет;
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.Едешь, едешь – как шальные
Кони мчаться степью;
Вдаль курганы зеленея,
Убегают цепью.Промелькнут перед глазами
Две-три старых ивы, -
И опять в траве волнами
Ветра переливы.Едешь, едешь – степь да небо,
Степь, все степь, как море;
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.1871
Алексей Николаевич Плещеев
(1825–1893)
* * *
Отдохну-ка, сяду у лесной опушки;
Вон вдали – соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березы, жидкие осины,
Пашни да овраги – грустные картины,
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо.
Что же к ним все тянет так неодолимо?
Ведь на свете белом всяких стран довольно,
Где и солнце ярко, где и жить привольно.
Но и там, при блеске голубого моря,
Наше сердце ноет от тоски и горя,
Что не видят взоры ни берез плакучих,
Ни избушек этих, сереньких, как тучи.
Что же в них так сердцу дорого и мило?
И какая манит тайная к ним сила?
1861
Афанасий Афанасьевич Фет
(1820–1892)
* * *
Чудная картина,
Как ты мне родина:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
1842
Николай Платонович Огарев
(1813–1877)
Дорога
Тускло месяц дальной
Светит сквозь тумана.
И лежит печально
Снежная поляна.
Белые с морозу
Вдоль пути рядами
Тянутся березы
С голыми сучками.
Тройка мчится лихо,
Колокольчик звонок;
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.
Я в кибитке валкой
Еду да тоскую:
Скучно мне да жалко
Сторону родную.
1841
Алексей Константинович Толстой
(1817–1875)
Колодники
Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль, -
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.
Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперёд тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.
Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.
“Что, братцы, затянемте песню,
Забудем лихую беду!
Уж, видно, такая невзгода
Написана нам на роду!”.
И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни,
Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют,
День меркнет всё боле, - а цепи
Дорогу метут да метут…
(Первая половина 50-х годов)