О развитии литературы и литературных направлениях первой половины XIX века

Разделы: Литература


"У человека без прошлого нет будущего. На самом деле, будущее-то есть. Вопрос - какое?"

Каждый человек осознает, что он является продолжением людей, которые были до него.

Большую значимость в развитии национальной и духовной жизни русского народа имела литература. Она стала не только средством познания жизни, но и мощным оружием в борьбе за ее переустройство, освобождение и независимость человека.

Многие исторические события повлияли на развитие литературы этого периода: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, русско-турецкая война, отголоски французской революции.

Фундаментом для литературы стала, так называемая, старая, или древняя литература, выдвинутая М.В.Ломоносовым  теория «трёх штилей», и пришедшие из иностранных языков грамматические конструкции.

Уже на рубеже XVIII и XIX веков русская литература по своему развитию не уступает европейской литературе. В трудах русских сочинителей  отражалось лучшее и нужное для единого литературного языка. В эту пору являлась новая русская литература, в которой создавались эпические поэмы о различных исторических событиях, позднее – рыцарские и сказочные романы, а следом более реалистичные и современные. Служителей муз привлекло народное творчество, разные жанры которого вошли в их творения. Появлялись книжная торговля, журналы, библиотеки, театр. В литературе и языке постепенно возникали черты нового.

Так у истоков зарождения литературы стоял Н.М.Карамзин, которого Александр I назначил ответственным за создание единой новой. Вслед за трудами Карамзина последовали сочинения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, далее И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Н.А.Некрасова и многих других выдающихся литераторов.

В русской литературе начала XIX века отразились мысли и переживания главных слоев общества. Так на грани веков возникают ведущие литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, ставил во главе угла произведения искусства по образу и подобию античных. Сентиментализм когда человек почувствовал себя частью вечной природы, неповторимой личностью, имеющей право на выражение чувств, любви, семью, дом, на отдых от государственных и военных дел.

И наконец, романтизм, когда человек осознал себя свободным и сильным, имеющим права на личный протест против любого гонения. Ему лишь нужен был понятный литературный язык для выражения своих неясных, но сильных мыслей и чувств. Новатор Карамзин, отбросив словесные пережитки, разрешил писателям - романистам изъясняться так, как говорили их читатели. Как журналист, автор и издатель сформировал и воспитал этого читателя, чья личность сложилась в строгой школе исторических событий  первой трети XIX века.

Господство реализма следовало за эпохой романтизма и ставило перед собой цель - правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Термин «реализм» впервые ввёл в публицистику и критику Дмитрий Писарев, позже, уже в тридцатые годы, реалистические произведения укрепились в творчестве А.С.Пушкина. Именно А.С.Пушкин стал родоначальником этого литературного направления в России и создал целую эпоху – пушкинскую. Главным источником, воздействующим на человека, формирующий его характер и мировоззрение, становится окружающая среда, реальные жизненные обстоятельства. Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики – желаемое.

Так совершенствовалась русская литература первой половины XIX века, начавшаяся от создателя классических поэтических форм Батюшкова, лирика-переводчика Жуковского и быстро перешедшая к молодому Пушкину, затем Лермонтову и Гоголю, а вслед за ними «отца» новых идей Белинскому. Так был основан фундамент литературы чарующего будущего.