Работа выполнена в соавторстве с гл.библиотекарем ЦДБ Мазуряк Клавдией Георгиевной
План проведения:
- “Преданье ожило святое…” (детство и юность поэта)
- Служение России (дипломатическая служба Федора Ивановича Тютчева)
- “Есть в осени первоначальной…” (Федор Тютчев: поэтическое открытие природы)
- Космос в поэзии Тютчева (философская лирика)
- Неразгаданная тайна (любовная лирика – стихи “Денисьевского” цикла)
- “Преданье ожило святое…”
- Служение России
- Есть в осени первоначальной…
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что Федор Иванович Тютчев является одним из величайших лирических поэтов мира. Однако это признание пришло далеко не сразу, путь к нему был трудным и долгим. Одним из первых, в ряду весьма немногочисленных современников Тютчева, осознавших истинный масштаб его дарования, стал Н.А.Некрасов. Он называл лирику Тютчева одним из “немногих блестящих явлений” русской поэзии. Удивительно точным оказалось и предсказание И.С.Тургенева, написавшего, что стихотворения Тютчева “пройдут из конца в конец Россию и переживут многое в современной литературе…” С “изумлением и восторгом” отзывался о Тютчеве Лев Толстой. Именно он сказал однажды: “Без книжки стихотворений Тютчева нельзя жить”.
Настоящее признание Тютчева как поэта великого началось лишь в ХХ веке. Справедливо заметил один исследователь: “Тютчев, будучи ныне одним из самых читаемых поэтов, остается пока самым непрочитанным русским поэтом XIX века”. При жизни только однажды произведения Тютчева выходили отдельной книгой.
Род Тютчевых принадлежал к старинному русскому дворянству. Родился Федор Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Детство будущего поэта прошло в Овстуге, юность была связана с Москвой. Большое влияние на формирование личности Тютчева оказал Семен Егорович Раич - поэт и переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы, магистр словесности, который в качестве домашнего учителя был призван подготовить юношу к поступлению в университет. Талантливый педагог, Раич утвердил в нем стремление к изучению литературы. Он же привил своему питомцу особую любовь к античной классике и вкус к переводу.
Блестяще владея латинским, немецким, французским языками, в 14-летнем возрасте Тютчев, был принят в Общество любителей российской словесности. Надо заметить, что к этому времени он переводил Горация и сочинял стихи в подражание этому поэту. А через год (1819 г) стихи Тютчева были впервые напечатаны. В этом же году он был принят на словесное отделение Московского университета. В день 18-летия (23 ноября 1821 года) Федор Тютчев досрочно на “отлично” сдал последний университетский экзамен и получил степень кандидата Отделения словесных наук. В 19 лет молодой Тютчев был причислен к дипломатической миссии в Мюнхене. Должность - сверхштатный секретарь. Это был самый решительный шаг в жизни Тютчева, определивший всю его дальнейшую участь. В Мюнхене он познакомился с философом Шелленгом, с поэтом Генрихом Гейне, стихи которого одним из первых стал переводить на русский язык. О Тютчеве немецкий философ Шелленг говорил: “Это превосходнейший человек, с которым всегда охотно беседуешь”.
Тютчев переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития, от юности до зрелого мужества, и возвращается в Россию, когда ему пошел уже пятый десяток лет. Двадцать два года лучшей поры жизни проведены Тютчевым за границей. В Россию он приезжал только в период немногочисленных отпусков.
Оторванный от России, он тосковал по ней. В одном из писем к родителям Тютчев сообщает: “ Мне надоело существование человека без Родины”, а в другом говорит еще более определенно: “Хоть я и не привык жить в России, но думаю, что невозможно быть более привязанным к своей стране, нежели я, более постоянно озабоченным тем, что до нее относится… Я заранее радуюсь тому, что снова окажусь там”.
Когда-то известный русский философ Вл.Соловьев писал: “Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько – веры: “В Россию можно только верить…” Вера в Россию, как страну, противостоящую всеобщему разладу, несущую начало человеческого единения и истинной религии, всегда воодушевляла поэта. И в тяжелую для России годину поражения в Крымской войне (1854 – 1856 гг) и падения Севастополя Ф.И.Тютчев написал пронизанное болью стихотворение, которое необыкновенно созвучно и дням сегодняшним (ст. “Теперь тебе не до стихов…”) Надо отметить, что Крымскую войну Россия проиграла. Расплатой был так называемый Парижский трактат 1854г. По нему России запрещалось иметь военный флот на Черном море; она лишалась так же и протектората над дунайскими княжествами, закрепленного за нею международными договорами с ХVIII века; русское покровительство православному населению Османской империи ликвидировалось.
Теперь тебе не до стихов,
О слово, русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное…
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то Божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем…
О, в этом испытанье строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом…
Это поистине пророческое стихотворение поэта. Его стихи, написанные, казалось бы, на злобу тогдашнего, более чем столетней давности дня, звучат с неотразимой актуальностью тревожно–набатно сегодня.
Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?..
Все гуще мрак, все пуще горе,
Все неминуемей беда –
Взгляни, чей флаг там гибнет в море,
Проснись – теперь иль никогда…
Служа старшим цензором при Особой канцелярии Министерства иностранных дел, Тютчев по-прежнему оставался в душе дипломатом. Он один из первых заговорил об особой, национальной политике России. Его идеи блистательно развил и воплотил в жизнь князь А.М.Горчаков – министр иностранных дел России (1856г). Ему удается без единого выстрела добиться отмены Парижского трактата, за что дипломат заслужил от поэта стихотворные похвалы:
Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.
Годы пребывания в просвещенной европейской среде, тамошние свободные взгляды на политику ведущих стран, независимость суждений, возможность вести беседы с первыми умами Мюнхена, Парижа, других европейских столиц – многое дали русскому поэту. Надо отметить, что он был противником крепостного права у себя на родине. Результат Тютчевских раздумий о бедных и униженных людях – стихотворение “Эти бедные селенья”, которое было написано по следам крестьянской реформы 1861г, и отмены крепостного права:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!..
Удрученный ношей крестной.
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил благословляя.
Восторженно отнесся к стихотворению “Эти бедные селенья” И.Панаев. И.С.Тургеневу он писал: “Не правда ли, эта вещь глубоко захватывающая за сердце?..” В стихотворении Тютчева был поставлен вопрос о месте народа в русском обществе. Поэт с горечью сказал о его рабстве и долготерпении. Тютчев увидел народ нищим, раздетым, удрученным тяжелой ношей. Жизнь народа у Тютчева – подвиг самопожертвования. Народ несет свой крест, на котором его же распинают. Лирический герой стихотворения стоит перед народом на коленях.
Тютчев – поэт современного нам звучания. Сегодня его стихотворения воспринимаются более насущно, чем в пору их создания.
Не плоть, а дух растился в наши дни.
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием полим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
Он создает свою погибель, он
И жаждет веры – но о ней не просит…
Кажется, что строки эти написаны только что, а не 10 июня 1851 года. Мы читаем их как потрясающую исповедь человека, живущего в начале ХХ1 века. Разве в стихотворении звучит не наша тревога в растлении духа, не наша мука о неверии, разве не мы молили бога: “Приди на помощь моему неверью!?”. Поэт Х1Х века выразил трагедию нашего времени. Тема России, ее истории пройдет через всю жизнь Тютчева.
Ни политической, ни дипломатической карьеры Тютчев не сделал, ему претила мысль о долгой, усердной службе, нудном подъеме по служебной лестнице. Однако главная политическая и собственно государственная деятельность Тютчева имела по существу “неофициальный” характер, а обсуждение его идей продолжалось более 30 лет – то есть и после смерти поэта.
- Космос в поэзии Тютчева
- Неразгаданная тайна
Мир поэзии Тютчева исключительно богат и сложен. В сознание читателей самых разных поколений Тютчев вошел, прежде всего, как певец природы. Некрасов одной из черт таланта Тютчева считал “любовь к природе; соучастие к ней, полное понимание ее и умение мастерски воспроизводить ее разнообразные явления”. И надо думать, что полюбил он ее не в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, и даже не в патриархальной Москве первой четверти Х1Х века. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта именно с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих, застенчивых придеснянских лугов, неотразимых голубых небес родной Брянщины.
Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал в Германии. Там и родился ставший знаменитым мадригал, посвященный природе – стихотворение “Весенняя гроза”:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
Несколько строк – но в них поэт сумел показать движение праздника в природе: “небо голубое” в начале мая, лес, освещенный солнцем и омытый дождем горные потоки, все это и есть возвышенная по–Тютчевски красота мира.
В редкие приезды в имение, поэт буквально одаривает нас прекрасными стихотворениями о Родине, создав целый овстугский цикл “Картины природы”. Таким было его стихотворение “Чародейкою Зимою…”:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…
Гимном красоте русской природы стало стихотворение “Есть в осени первоначальной…”. Оно было написано 22 августа 1857 года, когда поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш, бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Одна из особенностей творчества Тютчева – созвучие его вдохновения с жизнью природы. Природа изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости, она жива и одухотворена, в ней нет ничего неподвижного, мертвого:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Эту душу природы, этот язык и эту ее свободу Тютчев стремится уловить, понять и объяснить во всех ее проявлениях.
Все в природе для Тютчева живо, все говорит с ним “понятным сердцу языком” и он жалеет тех, при ком леса молчат, пред кем ночь нема, с кем в дружеской беседе не совещается гроза…
Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстное признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, - любоваться многообразными проявлениями жизни природы.
Природа в его стихах живет не сама по себе. Ее образы нужны Тютчеву для раскрытия дум о человеке, его внутреннего мира, сложного как космос. Космос – это огромный дом, в котором есть место и человеку. Уже в юности поэт поражал современников своими поэтическими представлениями об окружающем мире ( ст. “Видение”):
Есть некий час, в ночи,
всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес…
И только полтора века спустя, уже в наши дни с их космической устремленностью, действительно стала понятна картина Вселенной, нарисованная поэтом задолго до первого полета в Космос:
…Небесный свод,
горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Чтобы так видеть неохватное мирозданье, так остро чувствовать его, так просто и доходчиво сказать о Космосе и человеке в нем, для этого надо жить в самом космосе, среди летящих из бесконечности в бесконечность планет. В Космосе Тютчев, по сути дела, и жил, будучи, по словам Л.Н.Толстого, “одним из тех, несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки”.
Общепризнано, что Тютчев не только один из величайших лирических поэтов мира, но и крупнейший представитель философского направления в русской поэзии.
Параллели – вот самое точное отображение картины философского мировосприятия Тютчева, например день и ночь. И если день всегда несет в себе созидательное начало то ночь не однозначна. Почему ее страшится человек? На этот вопрос отвечает поэт в своем стихотворении “День и ночь”:
…Но меркнет день –
настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами –
Вот от чего нам ночь страшна!
Но удивительно, что именно в ночные часы, когда воспаленный разум человека начинает усиленно работать возникает вереница идей и образов, создаются произведения искусства, рождаются самые прекрасные стихи и музыка:
Одно из стихотворений, наиболее точно выражающее философию поэта - “Бессонница”. В нем Федор Иванович задумывается над проблемой хода времен, смены эпох, поколений и кризиса, который эту смену сопровождает:
…И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак, на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…
И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!..
“Как мало реален человек, как легко он исчезает! Когда он далеко – он ничто. Его присутствие – не более как точка в пространстве, его отсутствие – все пространство”, - писал Тютчев. Смерть же он считал единственным исключением, которое увековечивает людей, выталкивая личности из пространства и времени.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезами природы.
Одной из центральных тем в творчестве Тютчева была тема любви.
Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильное чувство: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Авдотья Панаева, и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов. На своем жизненном пути Ф.И.Тютчев встретил несколько женщин, которых любил: Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Амалиля Крюденер.
Но наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом, - Елена Александровна Денисьева.
Последняя любовь, как называл ее сам поэт, изменила весь порядок его жизни. Светский человек, желанный гость лучших салонов Петербурга и Москвы, общительнейший из русских поэтов, дипломат, политик, историк и философ начал жизнь как бы с ноля. Вернее он пытался построить свою жизнь по-новому. Пытался, но жизнь оказалась сильнее его. Он был поэт, и он пошел за своим чувством. Он был влюбленным поэтом:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!..
Стихи, посвященные Денисьевой, принято называть “денисьевским циклом”. Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души. “Денисьевский цикл” – своего рода роман, посвященный переживаниям женщины. В цикл входят стихотворения:
“О, как убийственно мы любим…”; “Предопределение”; “Чему молилась ты с любовью…”; “Последняя любовь” и др.
Отвергнутая “обществом” и прошедшая через многие испытания, героиня гибнет в борьбе с роком, орудием которого являются люди и, прежде всего, любимый ею человек, но гибнет победительницей, “судьбы не одолевшей, но и себя не давшей победить”.
…Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи!… и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Свою последнюю любовь Тютчев пережил почти на десять лет. Федор Тютчев умер 15 июля 1873 года. Июль был прекрасный, такой же дивный, как тот, роковой, в котором 23 года назад, день в день, 15 июля “последний романтический поэт” встретил свою последнюю любовь… И в комнате, где он умирал, было почти так же тихо и темно, как в той “храмине”, где он написал первое стихотворение “денисьевского цикла”:
Как ни дышит полдень знойный
В растворенное окно,
В этой храмине спокойной,
Где все тихо и темно.
Литература:
- Игнатенко Л.А. “Я встретил вас…” // Литература в школе. – 1995. - №2. – с. 79 – 82.
- Касаткина В.Н. Поэзия Тютчева. – М.: Просвещение, 1978. – 176с.
- Попова Т.М. Стихотворение Ф.И.Тютчева “Фонтан” // Литература в школе. – 2003. - №6. – с.42 – 44.
- Скатов Н.Н. Федор Тютчев // Литература в школе. – 2003. - №1. – с.7 – 13.
- Тютчев Ф.И. Воздушный житель. – М.: ЯУЗА, 1996. – 208с.
- Тютчев Ф.И. Лирика письма. – Л.: Лениздат, 1985. – 304с.
- Тютчев Ф.И. Лирика. – М.: Дрофа, 2001. – 92с.
- Тютчев Ф.И. “О вещая душа моя!..”. – М.: Школа – Пресс, 1995. – 496с.
- Тютчев Ф.И. “Я встретил вас”: Стихотворения. – М.: Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 416с.
- Харитонова О.Н. Любовная лирика Тютчева // Литература в школе. – 1998. – № 1. – с.118 – 124.