Цели:
- учить делать анализ художественного текста – формирование знаний; знакомить с “воздушной и выразительной” прозой А.С. Пушкина;
- учить отмечать ясность, точность пушкинской речи, находить меткие авторские характеристики, описания, разъяснения, учить рассуждать, делать выводы – формирование специальных умений по предмету;
- прививать нравственные нормы с точки зрения христианско-православного просвещения; добиваться живой связи между излагаемым материалом и внутренней духовной жизнью осужденных, добиваться осмысления воспитанниками идеи произведения и проведения аналогии между изучаемым произведением и фактами своей биографии.
Ход урока
1. Проверка знаний учащихся. Фронтальный опрос.
- Творчество какого писателя мы изучаем?
- Какую повесть прочитали на прошлом уроке?
- Что мы узнали о жизни станционного смотрителя?
2. Постановка темы. Определение задач урока.
Сегодня на уроке мы проведем анализ повести “Станционный смотритель”, поговорим о художественных и композиционных особенностях произведения, проследим историю жизни главных героев повести, поговорим о собственных ошибках и заблуждениях. Главный вопрос, на который вы должны ответить в конце занятия – какой нравственный урок дает нам Пушкин?
3. Анализ художественного текста с использованием приемов развивающего обучения.
1. Работа над композиционными особенностями текста.
Аналитическая беседа.
Определяем, что текст можно разделить на 3 части.
- 1 часть – встреча автора с Самсоном Выриным и его красавицей дочерью.
- 2 часть – рассказ Самсона Вырина о судьбе Дуни.
- 3 часть – литератор узнал о смерти станционного смотрителя и дальнейшей жизни его дочери.
Во второй части повести автор, чтобы усилить эмоциональное воздействие использует композиционный прием.
Контрастность: грязный, заброшенный угол, спившийся алкоголик, спавший под тулупом – отец;
чистая мостовая, богатый дом, великолепная красавица, “одетая со всею роскошью моды” – дочь.
2. Определение незнакомой лексики текста.
- Какие особенности в стиле текста вы отметили?
- Все ли слова понятны?
Давайте выпишем незнакомые слова на доску и найдем его лексическое значение в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова (обитель, ротмистр, притча, кокетка и т.д.).
3. Работа над текстом повести.
Ваша задача – внимательно вглядывайтесь в текст, ищите меткие пушкинские характеристики, описания, разъяснения. Отвечайте на вопросы только пушкинским текстом.
- Каким предстал Самсон Вырин перед автором в первой встрече?
- Как выглядело жилище станционного смотрителя?
- Как относился Самсон Вырин к дочери?
- Какой была Дуня?
Делаем вывод: счастлив ли Самсон Вырин? Почему жизнь “маленького человека” кажется ему счастливой?
Потому что рядом со станционным смотрителем живет маленькое солнышко, которое преображает убогое жилище, есть любовь и преданность, что цены не имеет.
А что за история представлена в картинках, украшающих комнату?
Давите эту историю пронаблюдаем в цитатах.
Запись тезисов по ходу беседы.
История блудного сына
1. “... старик отпускает беспокойного юношу...”
2. “...изображено развратное поведение молодого человека...”
3. “...в лице раскаяние...”
“...в рубище пасет свиней и разделяет с ними трапезу...”
4. “...возвращается к отцу, стоит на коленях...”
- А что было под каждой картинкой?
- Какая меткая пушкинская характеристика бросается в глаза?
- Что символизирует определение “немецкие”?
(Прочность, надежность идеи, которую проповедует создатель притчи).
Как вы думаете, для чего Пушкин ввел в сюжет повести “Притчу о блудном сыне”?
Это как-то касается Дуни и ее отца?
Образ Дуни отчетливее вырисовывается из ее дальнейшего поведения.
- Какой поступок девушки нагнетает чувство тревоги? (Поцелуй.)
Прошло три года. Судьба вновь забрасывает автора на забытую богом станцию.
Ищем цитаты – ответы.
- Как изменился смотритель и его жилище?
- О ком спросил автор Самсона?
Делаем вывод: через три года рассказчик не узнал станционного смотрителя. Самсон Вырин сник, сгорбился, стал “хилым стариком”, потому что солнышко его закатилось, жизнь потеряла смысл. Солнышко теперь освещает жизнь другого – молодого гусара, поклявшегося смотрителю, что Дуня будет счастливой. Давайте историю Дуни пронаблюдаем в цитатах.
Запись тезисов по ходу беседы.
История Дуни
1. “... Дуня со станции отправилась с гусаром...”
2. “... прекрасная барыня ехала в карете в шесть лошадей...”
3. “...одетая со всею роскошью моды... с нежностью смотрела на Минского...”
4. “...легла здесь (на могилу отца) и лежала долго...”
Перед вами репродукция Венециана “Дуня на могиле отца”, а это репродукция с картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Какая история производит более тяжкое впечатление и почему?
Делаем вывод: раскаяние Дуни более мучительное, ведь она застала вместо отца могилу, и некому было сказать: “Прости!”. Дочь вернулась слишком поздно. До конца жизни нести ей тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти. Дуня предала отца. Какая деталь тексте говорит об этом?
- Что дала “славная барыня” мальчику?
Серебряная монета – символ предательства.
(Иуда предал Христа за тридцать серебренников).
- А как вы думаете простил бы отец Дуню?
Родительская любовь беспредельна. Это мы видим на картинке Рембрандта. Блудный сын и Дуня поняли, что родительская любовь – это то, без чего нельзя жить на свете. Дуне можно что-либо исправить?
4. Организация самостоятельной работы учащихся.
Если для Дуни, к сожалению, ничего исправить нельзя, тогда для чего Пушкин написал эту повесть?
История блудного сына и Дуни как-то касается вас?
Давайте заполним такую же колонку, как у героев повести А.С.Пушкина.
История моей жизни
1. Когда вступил на ложный жизненный путь?
2. Какие ошибки и заблуждения совершил в жизни?
3. За что осужден к лишению свободы?
4. Какой нравственный урок дал нам А.С. Пушкин?
В отличие от Дуни у вас есть шанс. Какой?
Все вы, ребята, рано или поздно освободитесь из мест лишения свободы, вас ждут и любят родные. Каждого встретят и непременно простят, так как родительская любовь выше обид и сомнений. Перед вами бумага и конверты. Посмотрите еще раз на картину “Возвращение блудного сына”, представьте себя на его месте и напишите тем, кто вас ждет, самые главные в жизни слова.
(Звучит песня М.Таривердиева “Где-то далеко...” в исполнении Л.Агутина.)
А теперь ответьте на проблемный вопрос: Какой нравственный урок дал нам А.С.Пушкин? Ответ запишите в последнюю колонку истории вашей жизни.
5. Подведение итогов урока.