"О сколько нам открытий чудных…". (Нравственное пространство рассказа А.П. Чехова "Злой мальчик" через призму комического)

Разделы: Литература


Цели урока: развитие представлений о нравственном пространстве рассказов А.П. Чехова; формирование навыков анализа художественного произведения на основе лингвостилистических приемов, выразительного чтения, творческих способностей учащихся, воспитание любви к литературе.

Задачи урока: показать особенности чеховского стиля в рассказе “Злой мальчик”; дать понятие комического и способов его проявления в художественном произведении: на основе сюжета и композиции, с помощью аналитических листов; составить тезаурус типичных выражений в рассказе Чехова “Злой мальчик”; попытаться раскрыть природу смешного в рассказе “Злой мальчик” в контексте нравственного пространства произведения.

Оборудование: презентация; раздаточный материал: тексты произведения Чехова “Злой мальчик”, составные части литературоведческого лото, композиционная мозаика, материалы тезауруса к рассказу “Злой мальчик”, аналитические листы комических приемов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Эпиграф:

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
М.Ю. Лермонтов

3. Вступительное слово учителя.

Времена меняются, а нравственные проблемы всегда те же. Что такое добро? В чем счастье человека? Где истина? Как поступать можно, а как нельзя? Что такое справедливость? Эти вопросы постоянно возникают перед человеком. И человек их решает в меру своих духовных сил и нравственных принципов. Художественная литература обладает неоценимым качеством: она очищает душу, заставляет задуматься над жизнью. Великие русские писатели учат нас отделять добро от зла, искренность от фальши, а классические произведения служат воспитанию наших чувств в самом высоком смысле. Одним словом: классика – это наш учитель.

Презентация

1. Словарная работа. Давайте поработаем со словарем.

Слово нрав обозначает то же, что и характер; нравы – обычай, уклад общественной жизни. В литературном произведении чаще используется обобщенный смысл этого слова.

Следующее слово в словообразовательной цепочке – слово нравственный, оно имеет значение: соответствующий высокой нравственности.

Продолжая словообразовательную цепочку, мы должны растолковать и слово нравственность. Суффикс –ость имеет отвлеченное значение. Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; это этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. А в совокупности со словом пространство, обозначающем протяженность и объем, не ограниченные видимыми пределами, наша тема позволит нам вести разговор о нравственных правилах, которые актуальны для любого человека.

На комическое, с этим понятием вы уже познакомились на предыдущих уроках, как увеличительное стекло, воздействует книжное слово призма, позволяющее взглянуть на нравственные правила под иным углом, с помощью языковых средств.

2. Анализ комического в рассказе.

– Как заканчивается рассказ Чехова “Злой мальчик”?

Вывод № 1: Яркая, смешная, неожиданная развязка.

– Почему вы решили, что это юмористический рассказ?

– Персонажи этого рассказа люди положительные или это отрицательные герои?

– А как же быть со смехом? Зачем же над хорошим человеком смеяться? – Чтобы указать ему на недостаток в его характере, чтобы можно было извлечь урок из произошедшего.

– Как вы понимаете выражение“Смех – дело серьезное”? – В каждой шутке есть доля правды.

Вывод № 2: Юмор автора добродушный, но рассказ не только смешной, но и серьезный: это напоминание о том, что при всех обстоятельствах “среди людей нужно сознавать свое достоинство”.

– Смешной рассказ, ребята? А что тут смешного?

А вы пока говорили, раскрыли главный секрет юмора – несоответствие.
Самое смешное в этом рассказе строится на несоответствиях.

Несоответствие это один из способов юмористического повествования.

В литературе часто используется понятие “комическое”.

Комическое – это такой художественный прием, когда писатель или поэт использует несоответствие между внешними проявлениями чего-то и внутренней сущностью.

Проявление комического (несоответствия):

а) в портрете, б) в поведении, в) в характере, г) в ситуации, д) в заглавии, е) в речи.

3. Давайте перечислим сюжетные несоответствия. Я начинаю, а вы заканчиваете.

– Вместо того чтобы ловить рыбу с Анной Семеновной… Лапкин делает сразу 2 дела: рыбачит и объясняется в любви.

– Вместо того чтобы скромно удалиться, мальчик, … как настоящий психолог, просчитал слабые места влюбленных.

– Вместо того чтобы сразу дать отпор злому мальчику, … влюбленные поддаются шантажу.

– Вместо того чтобы радоваться счастью будущего брака, … молодые люди с восторгом драли за уши предприимчивого мальчика.

Вывод № 3: Сюжетные несоответствия, развивающие ситуацию шантажа, прочерчивают нравственное пространство рассказа, обнаруживая в героях определенные качества: неспособность к принятию решений и умение воспользоваться ситуацией.

4. Анализ композиции рассказа. Комическое также обнаруживается и в двухлинейной композиции.

Попробуем выстроить 2 линии на тематической основе. И при этом поиграем в композиционную мозаику (групповая работа). (Мозаика представляет собой нарезанный материал таблицы.) Название вашей получившейся линии вы дадите сами.

Линия любви. Линия шантажа.
Экспозиция
Появление на берегу.
Развернутая экспозиция – появление на берегу, рыбалка, объяснения, поцелуи.
Лирическое отступление. Завязка – появление мальчика и его вымогательства.
Завязка
Рыбалка.
Развитие действия – жизнь жертв шантажа.
Развитие действия
Рыбалка + объяснения.
Кульминация – счастливый день, когда Лапкин сделал предложение.
1-ая кульминация – “Нечаянный поцелуй”. Развязка – расправа над юным шантажистом.
Лирическое отступление.  
Развязка – появление гимназиста Коли.  
Развитие действия – шантаж.  
2-я кульминация – предложение руки и сердца.  
2-я развязка – расправа над злым мальчиком.  

Возможен ли шантаж, если бы отсутствовала линия любви? Почувствовали герои любовь друг к другу, если бы их не мучил юный шантажист?

Вывод № 4: Двухлинейная композиция рассказа позволяет проанализировать принципы построения Чеховым нравственного пространства произведения: без первой линии сюжета невозможна и вторая, и наоборот.

5. Тезаурус рассказа. Сейчас очень развита идея тезауруса. Это слово греческого происхождения, означающее “сокровищница”. Его главное значение – расположение слов по семантическим группам, т.е. близким значениям. Создать тезаурус, обращенный к отдельному произведению, – это наша задача.

– Отберите лингвистический материал по своей тематической группе (групповая работа).

– Определите его характер (буквальные повторы, однокоренные слова, группы контекстных синонимов, группы контекстных антонимов, группы слов ненависти и любви).

– Сделайте вывод: какого комического эффекта добивался автор.

Тематическая группа – описание природы.

Буквальные повторы. Скамеечке, скамеечка.
Клюет, клюет, клюнет.
Рыба, рыбы, рыбой.
Окунь, окунь.
Однокоренные слова. Рыбы, рыболовные, рыбную, рыбка.

Удочка, удилище.

Группы контекстных синонимов.  
Группы контекстных антонимов.  
Группы слов любви.  
Группы слов ненависти.

Тематическая группа – любовь.

Буквальные повторы. Молодой, молодая, молодые, молодых, молодые.
Полюбил, полюбил.
Понял, понял, рассчитывать, рассчитывать.
Нечаянно, нечаянно, нечаянно.
Целовались, целовались.
Поцелуй, поцелуем, поцелуй.
Счастливые, счастливого, счастливое, счастливый.
Схватил, схватила.
Ухо, ухо, уши.
Однокоренные слова. Живу, жизнь.
Поцелуй, целовались.
Полюбил, влюбленным.
Группы контекстных синонимов. Блаженство, наслаждение, счастье
Группы контекстных антонимов. Счастливые минуты – нет ничего абсолютно счастливого.
Счастливые минуты – отрава.
В себе самом – извне.
Группы слов любви. Объяснения, поцелуи, счастье и блаженство – драли мальчика за уши.
Группы слов ненависти. Подлец, пришлось, счастье и блаженство – драли мальчика за уши.

Тематическая группа – шантаж.

Буквальные повторы. Честный и благородный человек, честный человек, благородный человек.
Рубль, рубль.
Подарила, подарить.
Подлец, подлец.
Часах, часы.
Схватил, схватила.
Ухо, ухо, уши.
Однокоренные слова. Поцелуй, целовались.
Отрава, отравляется.
Подарить, подарков.
Группы контекстных синонимов. Низко, гнусно, мерзко.
Честный, благородный человек.
Миленькие, славненькие, голубчики.
Группы контекстных антонимов. Мал – большой подлец.
Группы слов любви. Нравилось, не оставлял их.
Группы слов ненависти.  

Вывод № 5: Автор для достижения комического эффекта использует такие языковые средства, как буквальные повторы, однокоренные слова, синонимы, антонимы, слова любви и ненависти.

– В тематической группе природы главное – повторы и однокоренные слова, природы выше человеческой нравственности.

– В тематической группе любви используются все языковые средства: они указывают на повторяемость ситуации, пока сами молодые люди не разрешат свои проблемы.

– В тематической группе шантажа также используются все языковые средства, кроме слов ненависти, и это понятно: с помощью комического автор доводит ситуацию до абсурда – влюбленные становятся добровольными рабами злого мальчика, исполняют все прихоти Коли.

Вывод № 6: Слова любви и ненависти показывают, как автор выстраивает нравственное пространство рассказа: “злой” мальчик в итоге становится жертвой тех, кого он преследовал. И его жалко.

6. Анализ поведения героев. Проанализировать поведение каждого из героев можно при помощи глаголов. Вы сейчас попробуете угадать, кто из героев как поступал.

Глаголы, характеризующие поведение.
Лапкин Анна Семеновна Они вместе Коля
Начал, оглядываясь, схватил руку, прижал к губам, бормотал, вынул рубль, подал, привез, скрежетал зубами, покраснел, зажевал салфетку, сделал предложение, побежал в сад, чуть не зарыдал от восторга, схватил за ухо. Подняла руку, рванула, вскрикнула, отдернула, подарила, вскочила, убежала, подбежала, схватила. Спустились, уселись, принялись за ловлю, целовались, взглянули, обомлели, не целовались, испытали счастье, драли за уши. Стоял, глядел, улыбался, сказал, сжал, свистнул, поплыл, стал наблюдать, не давал житья, грозил доносом, наблюдал, требовал подарков, захохотал, подмигнул, спросил, плакал, умолял, не буду, простите.

– Что можно сказать о поведении Лапкина? – Он умеет красноречиво говорить, для него одинаково важна и рыбалка, и любовь; он нерешителен в серьезных поступках (думал 3 месяца, прежде чем сделал предложение), счастлив был во время расправы.

– Что можно сказать о поведении Анны Семеновны? –Она действует, а не говорит, ее действия резки.

– Что можно сказать о поведении Коли? – Его действия выстраиваются по нарастающей (градация), чем дальше, тем больше он хочет.

– Что можно сказать об одновременных действиях Лапкина и Анны Семеновны? – Все произошедшее для них явилось неожиданностью, их совместные действия поддерживают развитие линии любви-ненависти (начало и конец рассказа).

Вывод № 7: Действия героев показывают, что в нравственном пространстве рассказа Лапкину противопоставляется гимназист Коля. Но кто из них “честный и благородный человек” – решает читатель. Получается, что никто.

7. Тест “Приемы комического в рассказе “Злой мальчик”” (рубежный контроль).

Отметьте знаком “+” те приемы, которые вы обнаружили в рассказе Чехова “Злой мальчик”; к этому тесту вы еще вернетесь, выполняя домашнее задание.

Художественные особенности Рассказ Чехова “Злой мальчик”
Прямые обращения к читателю
Авторские отступления +
Восклицания +
Экспрессивно-оценочные слова +
Сравнения +
Междометия и частицы +
“Говорящие” фамилии +
Просторечная лексика +
Словесные штампы, шаблоны +
Комические афоризмы

Вывод № 8: Используя различные средства комического, автор расширяет нравственное пространство своего произведения, заставляя читателя задуматься над истинными причинами поведения героев “Злого мальчика”. Поэтому хочется еще раз вспомнить слова Лермонтова, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку:

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно.

8. Домашнее задание.

1. Обязательная часть: на основе заданий теста привести примеры из текста рассказа Чехова “Злой мальчик” и занести их в аналитические листы.

2. Вариативная часть:

  1. попробуйте придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное;
  2. подготовьте инсценировку эпизода текста;
  3. нарисуйте иллюстрацию к рассказу.