Цели урока: развитие представлений о нравственном пространстве рассказов А.П. Чехова; формирование навыков анализа художественного произведения на основе лингвостилистических приемов, выразительного чтения, творческих способностей учащихся, воспитание любви к литературе.
Задачи урока: показать особенности чеховского стиля в рассказе “Злой мальчик”; дать понятие комического и способов его проявления в художественном произведении: на основе сюжета и композиции, с помощью аналитических листов; составить тезаурус типичных выражений в рассказе Чехова “Злой мальчик”; попытаться раскрыть природу смешного в рассказе “Злой мальчик” в контексте нравственного пространства произведения.
Оборудование: презентация; раздаточный материал: тексты произведения Чехова “Злой мальчик”, составные части литературоведческого лото, композиционная мозаика, материалы тезауруса к рассказу “Злой мальчик”, аналитические листы комических приемов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Эпиграф:
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
М.Ю. Лермонтов
3. Вступительное слово учителя.
Времена меняются, а нравственные проблемы всегда те же. Что такое добро? В чем счастье человека? Где истина? Как поступать можно, а как нельзя? Что такое справедливость? Эти вопросы постоянно возникают перед человеком. И человек их решает в меру своих духовных сил и нравственных принципов. Художественная литература обладает неоценимым качеством: она очищает душу, заставляет задуматься над жизнью. Великие русские писатели учат нас отделять добро от зла, искренность от фальши, а классические произведения служат воспитанию наших чувств в самом высоком смысле. Одним словом: классика – это наш учитель.
1. Словарная работа. Давайте поработаем со словарем.
Слово нрав обозначает то же, что и характер; нравы – обычай, уклад общественной жизни. В литературном произведении чаще используется обобщенный смысл этого слова.
Следующее слово в словообразовательной цепочке – слово нравственный, оно имеет значение: соответствующий высокой нравственности.
Продолжая словообразовательную цепочку, мы должны растолковать и слово нравственность. Суффикс –ость имеет отвлеченное значение. Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; это этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. А в совокупности со словом пространство, обозначающем протяженность и объем, не ограниченные видимыми пределами, наша тема позволит нам вести разговор о нравственных правилах, которые актуальны для любого человека.
На комическое, с этим понятием вы уже познакомились на предыдущих уроках, как увеличительное стекло, воздействует книжное слово призма, позволяющее взглянуть на нравственные правила под иным углом, с помощью языковых средств.
2. Анализ комического в рассказе.
– Как заканчивается рассказ Чехова “Злой мальчик”?
Вывод № 1: Яркая, смешная, неожиданная развязка.
– Почему вы решили, что это юмористический рассказ?
– Персонажи этого рассказа люди положительные или это отрицательные герои?
– А как же быть со смехом? Зачем же над хорошим человеком смеяться? – Чтобы указать ему на недостаток в его характере, чтобы можно было извлечь урок из произошедшего.
– Как вы понимаете выражение“Смех – дело серьезное”? – В каждой шутке есть доля правды.
Вывод № 2: Юмор автора добродушный, но рассказ не только смешной, но и серьезный: это напоминание о том, что при всех обстоятельствах “среди людей нужно сознавать свое достоинство”.
– Смешной рассказ, ребята? А что тут смешного?
А вы пока говорили, раскрыли главный секрет юмора – несоответствие.
Самое смешное в этом рассказе строится на несоответствиях.
Несоответствие – это один из способов юмористического повествования.
В литературе часто используется понятие “комическое”.
Комическое – это такой художественный прием, когда писатель или поэт использует несоответствие между внешними проявлениями чего-то и внутренней сущностью.
Проявление комического (несоответствия):
а) в портрете, б) в поведении, в) в характере, г) в ситуации, д) в заглавии, е) в речи.
3. Давайте перечислим сюжетные несоответствия. Я начинаю, а вы заканчиваете.
– Вместо того чтобы ловить рыбу с Анной Семеновной… Лапкин делает сразу 2 дела: рыбачит и объясняется в любви.
– Вместо того чтобы скромно удалиться, мальчик, … как настоящий психолог, просчитал слабые места влюбленных.
– Вместо того чтобы сразу дать отпор злому мальчику, … влюбленные поддаются шантажу.
– Вместо того чтобы радоваться счастью будущего брака, … молодые люди с восторгом драли за уши предприимчивого мальчика.
Вывод № 3: Сюжетные несоответствия, развивающие ситуацию шантажа, прочерчивают нравственное пространство рассказа, обнаруживая в героях определенные качества: неспособность к принятию решений и умение воспользоваться ситуацией.
4. Анализ композиции рассказа. Комическое также обнаруживается и в двухлинейной композиции.
Попробуем выстроить 2 линии на тематической основе. И при этом поиграем в композиционную мозаику (групповая работа). (Мозаика представляет собой нарезанный материал таблицы.) Название вашей получившейся линии вы дадите сами.
Линия любви. | Линия шантажа. |
Экспозиция Появление на берегу. |
Развернутая экспозиция – появление на берегу, рыбалка, объяснения, поцелуи. |
Лирическое отступление. | Завязка – появление мальчика и его вымогательства. |
Завязка Рыбалка. |
Развитие действия – жизнь жертв шантажа. |
Развитие действия Рыбалка + объяснения. |
Кульминация – счастливый день, когда Лапкин сделал предложение. |
1-ая кульминация – “Нечаянный поцелуй”. | Развязка – расправа над юным шантажистом. |
Лирическое отступление. | |
Развязка – появление гимназиста Коли. | |
Развитие действия – шантаж. | |
2-я кульминация – предложение руки и сердца. | |
2-я развязка – расправа над злым мальчиком. |
Возможен ли шантаж, если бы отсутствовала линия любви? Почувствовали герои любовь друг к другу, если бы их не мучил юный шантажист?
Вывод № 4: Двухлинейная композиция рассказа позволяет проанализировать принципы построения Чеховым нравственного пространства произведения: без первой линии сюжета невозможна и вторая, и наоборот.
5. Тезаурус рассказа. Сейчас очень развита идея тезауруса. Это слово греческого происхождения, означающее “сокровищница”. Его главное значение – расположение слов по семантическим группам, т.е. близким значениям. Создать тезаурус, обращенный к отдельному произведению, – это наша задача.
– Отберите лингвистический материал по своей тематической группе (групповая работа).
– Определите его характер (буквальные повторы, однокоренные слова, группы контекстных синонимов, группы контекстных антонимов, группы слов ненависти и любви).
– Сделайте вывод: какого комического эффекта добивался автор.
Тематическая группа – описание природы.
Буквальные повторы. | Скамеечке, скамеечка. Клюет, клюет, клюнет. Рыба, рыбы, рыбой. Окунь, окунь. |
Однокоренные слова. | Рыбы, рыболовные, рыбную, рыбка. Удочка, удилище. |
Группы контекстных синонимов. | |
Группы контекстных антонимов. | |
Группы слов любви. | |
Группы слов ненависти. |
Тематическая группа – любовь.
Буквальные повторы. | Молодой, молодая, молодые, молодых,
молодые. Полюбил, полюбил. Понял, понял, рассчитывать, рассчитывать. Нечаянно, нечаянно, нечаянно. Целовались, целовались. Поцелуй, поцелуем, поцелуй. Счастливые, счастливого, счастливое, счастливый. Схватил, схватила. Ухо, ухо, уши. |
Однокоренные слова. | Живу, жизнь. Поцелуй, целовались. Полюбил, влюбленным. |
Группы контекстных синонимов. | Блаженство, наслаждение, счастье |
Группы контекстных антонимов. | Счастливые минуты – нет ничего
абсолютно счастливого. Счастливые минуты – отрава. В себе самом – извне. |
Группы слов любви. | Объяснения, поцелуи, счастье и блаженство – драли мальчика за уши. |
Группы слов ненависти. | Подлец, пришлось, счастье и блаженство – драли мальчика за уши. |
Тематическая группа – шантаж.
Буквальные повторы. | Честный и благородный человек, честный
человек, благородный человек. Рубль, рубль. Подарила, подарить. Подлец, подлец. Часах, часы. Схватил, схватила. Ухо, ухо, уши. |
Однокоренные слова. | Поцелуй, целовались. Отрава, отравляется. Подарить, подарков. |
Группы контекстных синонимов. | Низко, гнусно, мерзко. Честный, благородный человек. Миленькие, славненькие, голубчики. |
Группы контекстных антонимов. | Мал – большой подлец. |
Группы слов любви. | Нравилось, не оставлял их. |
Группы слов ненависти. |
Вывод № 5: Автор для достижения комического эффекта использует такие языковые средства, как буквальные повторы, однокоренные слова, синонимы, антонимы, слова любви и ненависти.
– В тематической группе природы главное – повторы и однокоренные слова, природы выше человеческой нравственности.
– В тематической группе любви используются все языковые средства: они указывают на повторяемость ситуации, пока сами молодые люди не разрешат свои проблемы.
– В тематической группе шантажа также используются все языковые средства, кроме слов ненависти, и это понятно: с помощью комического автор доводит ситуацию до абсурда – влюбленные становятся добровольными рабами злого мальчика, исполняют все прихоти Коли.
Вывод № 6: Слова любви и ненависти показывают, как автор выстраивает нравственное пространство рассказа: “злой” мальчик в итоге становится жертвой тех, кого он преследовал. И его жалко.
6. Анализ поведения героев. Проанализировать поведение каждого из героев можно при помощи глаголов. Вы сейчас попробуете угадать, кто из героев как поступал.
Глаголы, характеризующие поведение. | |||
Лапкин | Анна Семеновна | Они вместе | Коля |
Начал, оглядываясь, схватил руку, прижал к губам, бормотал, вынул рубль, подал, привез, скрежетал зубами, покраснел, зажевал салфетку, сделал предложение, побежал в сад, чуть не зарыдал от восторга, схватил за ухо. | Подняла руку, рванула, вскрикнула, отдернула, подарила, вскочила, убежала, подбежала, схватила. | Спустились, уселись, принялись за ловлю, целовались, взглянули, обомлели, не целовались, испытали счастье, драли за уши. | Стоял, глядел, улыбался, сказал, сжал, свистнул, поплыл, стал наблюдать, не давал житья, грозил доносом, наблюдал, требовал подарков, захохотал, подмигнул, спросил, плакал, умолял, не буду, простите. |
– Что можно сказать о поведении Лапкина? – Он умеет красноречиво говорить, для него одинаково важна и рыбалка, и любовь; он нерешителен в серьезных поступках (думал 3 месяца, прежде чем сделал предложение), счастлив был во время расправы.
– Что можно сказать о поведении Анны Семеновны? –Она действует, а не говорит, ее действия резки.
– Что можно сказать о поведении Коли? – Его действия выстраиваются по нарастающей (градация), чем дальше, тем больше он хочет.
– Что можно сказать об одновременных действиях Лапкина и Анны Семеновны? – Все произошедшее для них явилось неожиданностью, их совместные действия поддерживают развитие линии любви-ненависти (начало и конец рассказа).
Вывод № 7: Действия героев показывают, что в нравственном пространстве рассказа Лапкину противопоставляется гимназист Коля. Но кто из них “честный и благородный человек” – решает читатель. Получается, что никто.
7. Тест “Приемы комического в рассказе “Злой мальчик”” (рубежный контроль).
Отметьте знаком “+” те приемы, которые вы обнаружили в рассказе Чехова “Злой мальчик”; к этому тесту вы еще вернетесь, выполняя домашнее задание.
Художественные особенности | Рассказ Чехова “Злой мальчик” |
Прямые обращения к читателю | |
Авторские отступления | + |
Восклицания | + |
Экспрессивно-оценочные слова | + |
Сравнения | + |
Междометия и частицы | + |
“Говорящие” фамилии | + |
Просторечная лексика | + |
Словесные штампы, шаблоны | + |
Комические афоризмы |
Вывод № 8: Используя различные средства комического, автор расширяет нравственное пространство своего произведения, заставляя читателя задуматься над истинными причинами поведения героев “Злого мальчика”. Поэтому хочется еще раз вспомнить слова Лермонтова, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку:
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
8. Домашнее задание.
1. Обязательная часть: на основе заданий теста привести примеры из текста рассказа Чехова “Злой мальчик” и занести их в аналитические листы.
2. Вариативная часть:
- попробуйте придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное;
- подготовьте инсценировку эпизода текста;
- нарисуйте иллюстрацию к рассказу.