О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века)

Разделы: Математика, История и обществознание, Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


О принципиальной модели общеобразовательной школы XXI века. Мы все знаем общеизвестную истину о том, что сегодня информация полностью стареет за 10 лет. Пока ученик учится в  школе, информация устарела. Чтобы не нужно было снова и снова обучать ученика, необходимо его изначально научить учиться. Если мы это знаем, то почему снова и снова тратим время своей жизни и время жизни своих учеников на получение ими стареющей информации? Почему мы их не учим учиться? Может быть, нам кажется, что мы знаем, как научить учиться, но мы не можем сформулировать словами, что это такое? А именно, в какой момент заканчивается думанье, а с какого момента начинается исполнение?

 Если мы сформулируем принцип «научить учиться», мы сможем сформулировать критерии, по которым оценивается способность учиться, и чем отличаются эти критерии от критериев, по которым оцениваются знания. При поступлении в вузы также существуют критерии оценки знаний, а не оценка способности учиться. Можно много знать, но не уметь учиться. Общеизвестный афоризм Сократа «я знаю, что ничего не знаю» заставляет нас восхищаться, но он не может заставить нас отказаться от «наращивания» количества знаний в пользу интеграции и систематизации информации, которые лежат в основе способности учиться самостоятельно.

 Мы озабочены тем, как «дать» знания, и мы не задумываемся о том, как ученик будет «брать» знания, если у него не сформирована личностная информационная система (далее – ЛИС), и он не умеет обобщать и систематизировать информацию. Почему мы понимаем, что нужно ограничивать физическую нагрузку школьника на физкультуре, и почему нет нормативов психических нагрузок для человека с несформированной личностной информационной системой далее – НЛИС).Таким человеком является любой ребенок.

     В нашем отношении к ЛИС заключается корень всех проблем. С понятия«ЛИС»  должна начинаться модель общеобразовательной школы XXIвека.  Любой интеллектуальный процесс – это психический процесс. Учитель нарушает нормы психических нагрузок, потому что они не установлены.  От этого страдает человеческое достоинство ребенка. Ребенок должен иметь права [1]:

  • Право на человеческое достоинство.
  • Право на здравый смысл.
  • Право на ошибку.
  • Право оставаться самим собой.

Ребенок не умеет защищать свои права. Этому также он должен научиться в школе, а школа не имеет инструмента обучения этому, потому что такое обучение происходит за счет реальных взаимоотношений ученик-учитель, которые не существуют в рамках оценок успеваемости учащихся, где оценивается не способность учиться, а знания. Нужно задуматься над ситуацией: почему в читальном зале нет вопроса о дисциплине, а на уроке такой вопрос существует? Это вопрос о правах.

От ученика требуют знания большого количества информации при отсутствии аппарата, который должен обеспечить ее обработку. «Носить воду в решете»– эта пословица относится к такой форме требований. Мы недовольны неуспеваемостью учащихся, не желая признать того, что мы не обеспечили прием и обработку информации учеником на уровне принципа «научить учиться».

Выводы. Нужно разработать и сформулировать нормативы психических нагрузок для человека с НЛИС с точки зрения содержания этой системы, а не с точки зрения психических особенностей человека. Из них следует содержание критериев оценки способности учиться и содержание критериев требований к учителю и ученику. Учитель вправе потребовать применения знаний от ученика только в том случае, если он научил ученика учиться, а не так, как происходит в действительности: успешные ученики успевают за счет интуитивных догадок, не осознавая методов, с помощью которых у них происходило бы развитие мышления и речи.

О нормативах интеллектуальных нагрузок. Прежде чем говорить о нормативах, нужно сформулировать определения понятий – категориальный аппарат, на который будет опираться описание нормативов.

  •  Что такое ЛИС? ЛИС – личностная информационная система – осознаваемая система связей в процессах обработки информации, благодаря которой человек познает себя за счет грамматического устройства языка и становится личностью.
  • Что такое НЛИС? НЛИС – несформированная личностная информационная система – это неготовность человека к приему и обработке речевой информации, которая принципиально отличается от обычной слуховой или зрительной информации за счет грамматических связей слов в предложении.

Человек со сформированной личностной информационной системой готов выдерживать любые интеллектуальные нагрузки, увеличивая способность к эмоциональным и физическим нагрузкам. Тем самым,  решение проблемы НЛИС  – это решение вопроса о здоровьесбережении школьников.

  • Что такое стареющая информация?

Стареющая информация – это информация о внешнем устройстве мира.

  • Что такое нестареющая информация? Нестареющая информация – это информация о внутреннем устройстве мира.
  • Что такое внутреннее устройство мира? К внутреннему устройству относятся общие законы и общие принципы изменения материального мира. Внутреннее устройство – это Дух Вселенной, который остается неизменным, не стареет.
  • Что такое внешнее устройство мира? Внешнее устройство мира – все, что изменяется. Внешнее устройство – это тело Вселенной, – материальные объекты как проявление и воплощение   общих принципов внутреннего   устройства мира.

Например, часы изобретены для того, чтобы отсчитывать и показывать время. Это внутреннее устройство часов. Внутреннее устройство часов не является самостоятельным принципом изобретения, а является единым принципом внутреннего устройства Солнечной системы, потому что принцип изобретения взят человеком из содержания закона природы о цикличности процессов, наблюдения солнечных и биологических циклов. Реализация этого принципа в виде песочных, механических или электронных часов – это внешнее устройство –  воплощение общих принципов внутреннего устройства мира.

 Интеллектуальные нагрузки ученика связаны с обучением, но не с образованием. Требуется установить различение понятий «обучение» и «образование». Опрос показал, что некоторые учащиеся и учителя считают, что это одно и то же. В рамках кружка «Юный мыслитель» учащиеся сформулировали определения этих понятий. Было установлено их отличие.

     Обучение– это передача опыта. Передача опыта от одного человека к другому может происходить на интуитивной основе – по образцам действий. Это не имеет отношения к ЛИС, потому что основано на приеме и обработке простых звуковых или зрительных сигналов, во-первых. Во-вторых, обучение может происходить на основе внутреннего устройства человеческой речи за счет грамматического устройства предложения. Такая форма обучения требует формирования ЛИС, потому что прием и обработка речевой информации принципиально отличается от обычной слуховой или зрительной информации за счет грамматических связей слов в предложении.

•Образование – это созидание собственного опыта, которое предполагает овладение правилами грамматического устройства речи. Созидание собственного опыта происходит на интуитивной основе приема информации, но требует обработки через формирование ЛИС. Опыт становится образованием только с овладением речью и способностью передачи собственного опыта в словесной форме.

Значит, образование нельзя дать или получить, а лишь самому созидать его в себе как отношение к процессам познания. Можно сделать и более глубокие выводы: образование должно опережать обучение, потому что качество обучения зависит от образованности ученика. Насколько ученик образован, настолько успешно его обучение.

Также нужно говорить о том, чем отличается преподаватель от учителя: преподаватель занимается предметом, и ему нет дела до того, о чем думает ученик. Преподаватель, имеющий особую специализацию, не должен забывать о том, что в школе он работает учителем. Учитель занимается учениками, учит их учиться, а ученики занимаются предметом. В этом заключается суть общеобразовательной школы, которая отличает ее от вуза. Если школа не научила ученика учиться, – ученик остается необразованным. Его обучение в вузе не будет успешным. Образованный ученик будет сам учиться всю жизнь.

Учитель знает о том, что типовые образцы быстрее приводят к решению задач, но он должен знать и другое, что типовые образцы от умения думать уводят навсегда. Ученик научится делать, но не научится думать.

Выводы. Содержанием нормативов интеллектуальных нагрузок является описание внутреннего устройства ЛИС ученика относительно содержания учебной программы, т. е. какими методами обработки принятой информации должен овладеть ученик, чтобы он самостоятельно мог работать над текстом программы. Роль учителя сводится к разъяснению различия внутреннего и внешнего устройства ключевых понятий и тех понятий, о которых спрашивает ученик. Оценка способности учиться основывается не на содержании знаний, а на основе использования методов обработки информации, которыми овладел ученик.

См.Приложение 1, в котором учащиеся на заседаниях кружка «Юный мыслитель» работают над формированием ЛИС, используя материал учебника по  истории  государства  и народов  России, 8 класс.

Методы, которыми они овладели, пригодятся им всегда и везде, а не только для  материала по истории.

Два типа ЛИС и два типа одаренности. Когда мы формируем свою речь, то интуитивно соблюдаем иерархию собственных ценностей, не задумываясь о том, что у другого человека порядок ценностей может быть противоположным. По этой причине нужно думать не о том, как «дать» информацию, а о том, как она воспринята и истолкована. Два типа ЛИС – это два противоположных порядка ценностей. ЛИС формируется на основе индивидуально-психологических различий, которые преимущественно направлены на внешний мир, либо на явления внутреннего мира.

Экстраверсия – интроверсия [от лат. extra – вне, intro – внутрь, versio –поворачивать, обращать]  характеристика индивидуально-психологических различий человека [2].

Тип ЛИС экстраверта формируется так, что первичными ценностями в ней является внешнее устройство мира. Тип ЛИС интроверта имеет первичными ценностями внутреннее устройство мира. Потребности человека формируются на основе индивидуально-психологических различий. Те же различия лежат в основе одаренности человека и имеют большое значение при обработке полученной информации.

В рамках кружка «Юный мыслитель» было сформулировано определение понятия «одаренность», которое отличается от всех предшествующих определений тем, что определяющим термином было выбрано не понятие «качество» [2, 3], а понятие «инстинкт».

• Одаренность – это инстинкт существа разумного оставаться самим собой, который угасает или не угасает вопреки подавлению его социальной средой. Или:одаренность – врожденная (непроявленная) способность.

«Инстинкт – врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению»[4].Почему нельзя брать определяющим термином понятия «одаренность» слово «качество»? Качество измеряет форму проявления одаренности, но не характеризует сущность понятия «одаренность», его внутреннее устройство.

Почему одаренность подавляется социальной средой? Потому что в социальной среде более сильны инстинкты подражания для физического самосохранения, что является противоположностью инстинкта оставаться собой, существом разумным, чтобы найти свое место в системе противоположностей. Это место находится посередине. Как сказал музыкант: если натянуть струну слишком  слабо, она не будет играть, а если натянуть слишком сильно, – она порвется.

Согласно закону единства противоположностей, принцип середины является внутренним устройством принципа «научить учиться». Борьбы противоположностей не существует. Есть борьба за место, за власть, за богатство, за идею, – за количество. В борьбу вступают представители одинаковых потребностей и целей. Например, за идею будут бороться два идеалиста. За богатство и власть будут бороться два материалиста. Если имеет место борьба на основе интересов – это борьба за чужое место. За свое место не надо бороться. Оно всегда свободно, но его трудно найти.

Выводы. Экстраверт в своей ЛИС выделяет в качестве главного все, что относится к изменениям материального мира. Он использует принцип «от конкретного к абстрактному», и делает обобщения, которые относятся к конкретным явлениям, отвечая на вопрос о том, чем отличается одно от другого. Интроверт в своей ЛИС выделяет в качестве главного все, что относится к общим принципам, отвечая на вопрос о том, что объединяет  разные аспекты понятия. Он использует принцип «от абстрактного к конкретному».См. Приложение 2, где на примере восприятия материала геометрии, 9 класс, на заседании юных мыслителей используется подход к двум типам ЛИС.

Критерии оценки способности учиться.

Что такое способность?

  • Способность – это проявление одаренности в деятельности человека. Способность учиться – это проявление одаренности в учебной деятельности человека.
  • Проявление одаренности зависит от того, какое место в обществе человек сам себе отводит. Одаренность и проявление одаренности – не одно и то же. Дар можно использовать не по назначению, если человек не желает оставаться самим собой, существом разумным. Принцип «научить учиться» означает создание таких условий проявления одаренности в учебной деятельности учащегося, чтобы ученик оставался самим собой.
  • Оценивать учебную деятельность ученика независимо от условий нельзя. Если ученик не проявляет одаренность в учебной деятельности, он не может быть самим собой в данных условиях. Значит, оценка относится не к его работе, а к условиям.

В чем заключаются такие условия, чтобы ученик оставался самим собой?

Процесс обучения должен быть творческим процессом. Содержанием творчества является процесс   понимания слова. Любой текст построен на взаимосвязи слов в предложении. Внутреннее устройство понятия едино для всех аспектов понятия: в разговорном языке, в естествознании и в гуманитарных науках. Внешнее устройство понятия является разным для каждого своего аспекта.

Нам только кажется, что мы изучаем физику или математику. На самом деле, и физика, и математика излагаются в словесной форме. Значит, мы овладеваем языком, и ничего больше. Формула нужна для того, чтобы применять знание. А знание возникает там, где формулу описывают словами.

Внешний мир изменяется, – информация о внешнем устройстве мира стареет. Информация о внутреннем устройстве мира остается неизменной, значит, не стареет. Систематизация информации на основе внешнего устройства языка имеет вид последовательности и неудобна для ее перенесения из одной области знаний в другие.

Систематизация информации на основе внутреннего устройства языка не является последовательностью, а представляет собой картину взаимосвязанных частей, функции которых уникальны и универсальны для любых областей знания. Такая форма систематизации может удовлетворить интерес детей к общему и универсальному [3].

Выводы. Основным критерием, по которому оценивается способность учиться, является самостоятельная работа ученика с новым материалом. Ученик различает внутреннее и внешнее устройство понятий, истолковывает текст  соответственно правилам устройства предложения и может удовлетворить свой интерес к общему и универсальному.

О здоровьесбережении школьников. Каким образом проблема НЛИС может решить вопрос о  здоровьесбережении школьников? Человек, который родился здоровым, будет  здоровым, если он остается самим собой, т.е. выполняет одну из двух противоположных программ, – ту, которая заложена в нем природой. Поскольку в школе не созданы условия, в которых ученик может оставаться самим собой, несформированная психика ребенка не выполняет программу, заложенную в нем природой. Значит, психическое и физическое здоровье ребенка начинает нарушаться. Ребенок не может приспособиться к условиям окружающего мира, потому что у него не сформирован приспособительный аппарат.

Школа должна выполнять задачу формирования приспособительного аппарата школьника – ЛИС. Человек со сформированной ЛИС готов выдерживать любые интеллектуальные нагрузки, увеличивая способность к эмоциональным и физическим нагрузкам.

Таким образом, задачи ученика и учителя строго разграничиваются. Учитель заботится не о том, как «дать» информацию, а о том, как воспринимает информацию ученик с точки зрения своих приоритетных ценностей. После того, как ученик научится различать внутреннее и внешнее устройство понятий, он будет сам формировать свою ЛИС. Далее он самостоятельно справляется со своей задачей разумного накопления информации о внешнем устройстве мира, оставаясь здоровым человеком.

Выводы. Проблема здоровьесбережения школьников решается в связи с четким разграничением задач учителя и ученика. Учитель занимается учеником и формированием его приспособительного аппарата – ЛИС. Ученик занимается образовательной программой – учится учиться. Пока не сформируется ЛИС, не может быть речи о количественном накоплении стареющей информации. В результате мы получаем полноценно здоровых детей, способных учиться и работать. Если школа не выполнит задачу формирования ЛИС, ученик становится зависимым в результате нарушения психического здоровья, теряет уверенность в своих силах, перестает быть самим собой – существом разумным и здоровым.

В здоровом теле – здоровый дух: о формировании духовности. Определение понятия «дух» было сформулировано при участии ученицы 6 «А» класса Ольги Емельяненко в рамках кружка «Юный мыслитель».

Дух – это такая возможность, которая позволяет материальному объекту  сохранить свое внутреннее устройство неизменным, изменяя внешнее устройство. Дух возникает в результате изменения   материального мира как возможность его  дальнейшего изменения на более высокой ступени развития.

Нелегко было найти обобщающее слово, но оно было найдено: дух – это возможность. Форма бытия материального мира – движение. Изменение материального мира, которое характеризуется расширением, приводит к деградации духа и исчезновению формы. Изменение материального мира, которое характеризуется сжатием, порождает дух  и способствует возникновению новых форм. Дух переходит из одной формы материи в другую, из одного состояния пространства в другое его состояние.

Например, человек – существо разумное. Это внутреннее устройство человека. Внешним устройством человека являются изменения состояний его психики и физического тела. Если человек обижался на тех, кто его оскорбляет, он может укрепить свой дух мыслью о том, что он сам дает повод оскорблять его. Изменится эмоциональное состояние, и его возможности увеличатся. Он будет сохранять полное спокойствие, и отношение к нему изменится. Чтобы человек сохранил свое внутреннее устройство – оставался человеком в изменяющемся мире, он должен управлять взаимодействиями с внешним миром так, чтобы оставаться самим собой.

Вывод. Духовность человека зависит от ЛИС. Если дух – возможность, то человек со сформированной ЛИС многократно увеличивает свои возможности и готов выдерживать любые интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки.

См. Приложение 3 о том, как на уроках русской литературы учащиеся размышляли о понятиях «духовный мир», «мир чувств», «мир интересов» и находили их отличия. В Приложении 4 интегрированный урок истории и русской литературы:      «Духовный мир человека на войне»,     посвященный

60-летию Победы в Великой Отечественной войне, в связи с формированием ЛИС.

Заключение

     Каждый из трех авторов внес свой вклад в статью, но весь материал подчинен описанию и использованию одного метода – «научить учиться», который открывает перспективы обучать детей не на основе стареющей информации   а на удовлетворении интереса детей к общему и универсальному. По сути, принцип «научить учиться» – это основа модели школы XXI века.

Литература

  1. Туманова З.А.Закон природы «О праве человека на здравый смысл с момента рождения». – МГУК, 2002.
  2. Психологический словарь. – М. 1985.
  3. Московский комитет образования.  Сб. Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. – М. 2002
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М. 2002.
  5. Большой словарь иностранных слов в русском языке. – М. 2001.
  6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов
  7. России. – М. 2001, учебник для 8 класса.
  8. Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7-9 кл. М. 2001.
  9. Туманова З.А. Формирование строгих научных понятий и их систематизация. М. МГИК, 1994.
  10. Туманова З.А. Два восприятия родного языка. – МГУК, 2000.
  11. Туманова З.А.Теоретические проблемы научно-ориентированной педагогики в общеобразовательной школе. //В сб. Труды научно-методического семинара «Наука в школе», т.1. – МГТУ. Профессионал, 2003.
  12. Туманова З.А. Систематизация понятий (Осторожно, дети!). Интернет. Сайт: Festival.1sept.ru, 2003/04.
  13. Курасова О.В. Вместе с водой не выплеснуть ребёнка. Интернет. Сайт: Festival.1sept.ru. – 2003/04.
  14.  Туманова З.А. Второе пришествие Евклида. – МГУК, 1996.
  15. Туманова З.А.Юный мыслитель. – МГУК, 2003.
  16. Туманова З.А. Пустота правит миром. – Тв. ГУ, 1994.
  17. Бурин С.Н. Новая история зарубежных стран. – 2000, учебник, 8 кл.