Цель: Знакомство с биографией поэта, выявление особенностей жизненного пути поэта, которые могли бы повлиять на характер его творчества и личность.
Задача: Заинтересовать учеников, привлечь их внимание к поэтическим открытиям Тютчева, пригласить их к дальнейшему общению с поэтом.
Оформление доски: портрет Ф. И. Тютчева.
Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги!
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В середине XIX века в Петербурге можно было встретить странного человека. С накинутым на спину пледом, часами бродил он по улицам, не замечая и удивляя прохожих. Невысокий, сухощавый и стройный, с живым и глубоким взглядом темных глаз, этот человек же был украшением лучших салонов северной столицы. “Его ум сверкал иронией, - его душа ныла”,- сказал его современник и биограф.
Философ, политик, дипломат, 20 лет проведший за границей, европеец по складу мыслей, русский по глубокому чувству родства с землей, где он возрос, Федор Тютчев жил жизнью и мукой сердца.
“Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где закончить? Можно ли вообще начинать и заканчивать, если то, о чем я говорю: Душа – есть все – всюду – вечно” (М. Цветаева).
?Вдумайтесь в слова М. Цветаевой, вспомните слова биографа, которые мы записывали (прочитать их) и ответьте на вопрос д/з: Каким путем может быть решена проблема жизнеописания поэта, даже если отсутствует документальный материал?
(Биография поэта отражается в его стихах).
Учитель. Чтобы закрепить эту мысль, давайте запишем слова исследователя творчества Тютчева А. В. Чичерина: “Жизнь Ф. И. Тютчева – личная, идейная. философская, гражданская – была в стихах, так же естественно необходимых,
Как движение чувства и мысли великого человека. Внутренняя жизнь чеканилась в стихах”.
Итак, сегодня на уроке узнаем о поэте и определим особенности его лирики. По мере чтения. вы определите и запишите темы стихотворений Тютчева.
II. Вторая учебная ситуация.
Выступление подготовленных учащихся о жизни поэта (1803-1819).
1803-1819
- Чтение стихотворения “На Новый 1816 год” Уже великое небесное светило,
Лиющие с высот обилие и свет,
Начертанным путем годичный круг свершило
И в ново поприще в величии грядет! -
И се! Одеянный блистательной зарею,
Пронзив эфирных стран белеющийся свод,
Слетает с урной роковою
Младый сын солнца - Новый Год!
Предшественник его с лица земли сокрылся,
И по течению вратящихся времен,
Как капля в океан, он в вечность погрузился!
Сей год равно пройдет!. Устав небес священ. .
О Время! Вечности подвижное зерцало!
Все рушится, под дланию твоей!
Сокрыт предел твой и начало
От слабых смертного очей!
Века рождаются и исчезают снова,
Одно столетие стирается другим;
Что может избежать от гнева Крона злого?
Что может устоять пред грозным богом сим?
Пустынный ветр свистит в руинах Вавилона!
Стадятся звери там, где процветал Мнмфис!
И вкруг развалин Илиона
Колючи тернии объвелись!
Давайте уточним значение некоторых слов.
Се – вот
Младой-молодой
Зерцало – зеркало
Дланию – ладонь, рука
Очи – глаза
Терни – трудности (колючки)
Мифические имена:
Крон – бог времени в античной мифологии
Мемфис – столица Древнего Египта
Илион – тоже, что и Троя, столица Троиады в Малой Азии
Вавилон –
- Какова тема стихотворения? (Тема времени и вечности).
- Как вы представляете облик автора этого стихотворения?13 лет! Да, если учесть, что Тютчев родился 5 декабря, то не 13, а всего лишь 12 лет! Это первое стихотворение поэта. В этом стихотворении чувствуется явное подражание античным образцам, но нас с вами должно удивить то, что мальчик 12 лет пишет к Новому году стихотворение- не о подарках, играх и фейерверках, а о судьбе Человечества, о Времени, об Истории.
В это же время Гавриил Романович Державин тоже написал свое последнее стихотворение.
Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если, что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Оно написано за 3 дня до смерти, мелом, на аспидной доске(аспид – разновидность горного сланца(горная порода), аспидный серо-черный цвет), рукой уже не способной держать перо и лист бумаги. Державину 73 года. Посмотрите на даты жизни Тютчева, ему в это время 12 лет.
Что объединяет эти два стихотворения? (Тема: о текучести Времени и о судьбе Человечества)
III. Да, очень рано задумался поэт о судьбе Человечества… Но мы вернемся к судьбе самого поэта. Что же испытал Ф. И. Тютчев?
- Индивидуальное сообщение уч-ся. 1819-1826.
В Мюнхене Тютчев пережил первое сильное любовное увлечение прекрасной Амалией, внебрачной дочерью прусского короля. Свидание с ней через сорок пять лет останется в поэзии знаменитым: Я помню время. Чтение стихотворения
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой,
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с тихих яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
- Амалия фон Лерхенфельд
1. Слышали ли вы раньше это стихотворение? Какие мысли, чувства навевает стихотворение?
2. Ваше восприятие стихотворения.
Говорят, горечь и разочарование оттого, что Амалия вышла замуж за другого, толкнули Тютчева на тайный брак в том же Мюнхене с вдовствующей красавицей Элеонорой Петерсон, матерью троих дочерей.
- Рассказ о Элеоноре Петерсон
Брак оказался необыкновенным. Из письма Тютчева: “Я хочу, чтобы вы знали, что никогда человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. В течение 11 лет не было ни одного дня в ее жизни, когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновения, умереть за меня”
- Чтение стихотворения “Я встретил Вас и все былое. . ” Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, -
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!
Слышали ли вы раньше это стихотворение?(оно положено на музыку)
Чем достигается музыкальность стихотворения? (Использованием изобразительно-выразительных средств: эпитеты, анафора (единоначатие, повтор слов, звуков, синтаксических конструкций)
Ваше восприятие стихотворения.
IV. …
Но время идет. Чтобы не случилось: любовь, разлука – жизнь, она продолжается.
- 1837 -1850 гг. Сообщение уч-ся.
- Чтение стихотворения “Есть в осени первоначальной. . ” Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все- простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле
1. Беседа по стихотворению.
- Что можете сказать о стихотворении?
- Как вы понимаете: “. . в осени первоначальной. . ”, вроде бы начало года – это месяц январь, и почему именно осень? Что означает само слово “первоначальная”? (1. Самый первый, предшествующий всему остальному.
2. Являющийся началом, первой ступенью. )
- Какая осень у Тютчева? Какие средства выразительности поэт при этом использует?
V. 1850-1864гг. Сообщение уч-ся.
Целый цикл стихотворений посвящен Елене Денисьевой. Кто она? Почему именно ей? Рассказ уч-ся о Е. Денисьевой.
- Чтение стихотворения. “О, как убийственно мы любим. ”
- Какое настроение у стихотворения?
- Можем ли мы сказать, что тема его философско – любовная? (Любовь у Тютчева вызывает острое переживание вселенского одиночества, с любовными чувствами связаны раздумья о роке и судьбе, вечности и миге в человеческой жизни).
- Основная мысль.
У Тютчева есть стихотворение, которое посвящено русским женщинам. Оно так и называется “ Русской женщине”. Послушайте. (Чтение стихотворения). Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои. .
И жизнь твоя пройдет незримо
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном
В осенней беспредельной мгле…
- Какие мысли навевает вам это стихотворение?
- Подумайте над вопросом: почему Добролюбов назвал эти стихи Тютчева мрачными, “предвещаниями”, пророческими? Они были напечатаны весной 1850г. (1850г. Лето – встреча с Е. Денисьевой)
“ Из длинного списка имен, желанных сердцу поэта – писал биограф,- нам известно только четыре имени – Амалия, Элеонора, Эрнестина, Елена. Три – иностранных и одно русское, которое стало роковым для Тютчева.
Чтение стихотворения “Весь день она лежала в забытье” Весь день она лежала в забытьи
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
“О, как все это я любила!”
…………………………. .
Любила ты, и так, как ты, любить-
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!. . . и это пережить…
И сердце на кочки не разорвалось….
- “Слезы людские” Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, -
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
- Почему я попросила прочитать стихотворение “Слезы людские” после “Весь день она лежала в забытье”?
- Какие раздумья, мысли навевают нам эти стихотворения?
Тютчев – мастер лирических миниатюр
Одна из них уже прозвучала. Некоторые вы тоже слышали.
Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.***
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
VI. Что принесли, чем были наполнены последние годы жизни и творчества поэта?
- 1864-1873 гг. Рассказ уч-ся.
А сейчас прозвучит еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева. (Чтение стихотворения “Тени сизые смесились”). Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!
Всё во мне, и я во всем!. .
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
- Прочитайте внимательно эпиграф. Если что-то общее между эпиграфом и этим стихотворением?(Упоминание о душе)
- Тема этого стихотворения? (Размышления о жизни, философская тема).
- Почему эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я взяла строки из стихотворения Тютчева?
? А сейчас еще раз вспомните, запишите основные темы творчества Ф.И. Тютчева (сам-но. Проверить и дописать)
Резерв. Запись в тетрадь. Основные темы и мотивы лирики Тютчева
- Поэт и поэзия.
- Духовный кризис современного поколения. Человек, судьба и человечество.
- Природа.
- Любовь.
- Россия. “ Более всего я люблю Россию и поэзию”
- Христианские мотивы.
Дарование Тютчева с особой силой раскрылось в философских размышлениях, в лирике природы и в любовной лирике. Стихи поэта внутренне тревожны. Человек у Тютчева – частица природы, а природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумья о человеке.
Тютчева называют поэтом, способным “ словом уловить почти неуловимое, почти неразличимое”. 1873 год еще одна лирическая миниатюра: Все отнял у меня казнящий бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.
VII. Итог урока. Сегодня на уроке мы постарались не только через рассказы ребят, но и через творчество поэта познакомиться с его жизнью.
Д/З :
1. Выучить и проанализировать понравившееся стихотворение.