Легко любить всё человечество – соседа полюбить сумей.
Кайсын Кулиев
Цели урока:
- Совершенствование умения аналитического комментирования текста.
- Совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других.
- Воспитание культуры общения, толерантности.
Оборудование:
- Наглядный материал для составления схемы на доске.
- Раздаточный материал с текстом для чтения
Ход урока
1. Организационный момент
2. Обозначение темы, целей урока, обсуждение эпиграфа
3. Введение в тему. Создание проблемно-творческой ситуации
Есть такая легенда: “Бог однажды спросил у человека: “У меня остался кусочек глины. Что тебе слепить из него?” Человек ответил: “Слепи мне счастье”. И тогда Бог…”
Как бы вы закончили эту легенду?
(Обсуждение)
Легенда заканчивается так: “… И тогда Бог вложил кусочек глины в руки человека…”
О чем эта легенда? (Человек сам творец собственного счастья)
Почему же человек (а особенно русская душа) не может быть счастлив в одиночку? Почему ему непременно нужно, чтобы другие, те, кто рядом с ним, тоже были счастливы? Причем порой человек даже готов идти на любые жертвы ради чужого счастья.
(Обсуждение)
Мы находим это альтруистическое чувство, это желание сделать счастливым кого-то и в истории: время строительства коммунизма, когда люди жили и работали для счастья и светлого будущего целой страны, а не для себя лично; и в русской литературе: Данко (М. Горький “Старуха Изергиль”), Раскольников (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”), нумера Единого Государства (Е. Замятин “Мы”).
Так вот сегодня мы и попытаемся ответить на вопрос: почему собственное, личное счастье человека так неотделимо от счастья других?
4. Работа с формулой.
На доске схема:
Вместо “?” выберите знак и прокомментируйте свой выбор.
5. Введение в беседу контекста романа
Давайте вспомним тех героев романа “Преступление и наказание”, для которых свое счастье, счастье для себя, могло существовать только лишь после счастья других.
(По ходу беседы составляется схема)
Родион Раскольников |
Сонечка Мармеладова |
счастье для других => счастье для себя |
счастье для других => счастье для себя |
Какими путями идут герои к этому “счастью для себя”?
жертвуя другими |
жертвуя собой |
Как “реализуется” путь каждого из героев? какова позиция автора?
Этот путь противопоставлен самой идее жизни, отсюда “незапланированные” жертвы (Лизавета) и неуверенность в собственной правоте |
Раскольников считает ее жертву напрасной, ведь все равно отец спился и умер, голодают дети |
Чей путь вы считаете более правильным? почему?
(Обсуждение)
6. Выход к авторской позиции
Какие бы пути ни были предложены в романе, Достоевский не предлагает четкого, определенного, единственного решения. Ведь перед нами полифонический, многоголосный роман – роман идей… Какие же выходы видят герои? В чем истина для них?
Раскольников видит для Сони только три выхода: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или окунуться в разврат (обращение к тексту романа, ч. 4 гл. 4).
Для Сонечки единственный выход и для себя, и для Раскольникова – покаяться и жить в Боге (“Бог защитит!”)
Чей путь ближе для самого Достоевского? Почему?
Путь Сонечки – это приближение к будущему, для Достоевского, которое наступит тогда, когда человек, осознав значимость собственной личности, посвятит ее служению людям. Правда Сонечки ближе всего к правде Христа.
7. Проекция на современность. Подведение итогов
Роман “Преступление и наказание” был написан в XIX веке, но идеи Достоевского вечны и находят продолжение своего существования и в наши дни.
Вашему вниманию предлагается текст В. Дроганова. Подумайте, каким образом эта история связана с проблемами, поднятыми Достоевским в романе, и как бы вы могли закончить этот рассказ.
Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
– Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищенно улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.
В это время в класс вошел Колька Бабушкин – мой сосед по парте. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, кода он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжеванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
– Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.
Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
– Спасибо за подарок!
– Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.
Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
– Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…
(Высказывания учащихся)
В. Дроганов заканчивает текст так:
Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашел в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
А эта книга… Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.
Как вы считаете, можно ли последнюю фразу отнести и к роману Достоевского? Почему? Можно ли сказать, что именно этот нравственный урок преподносит нам автор?