Леонид Андреев - необычный, сложный, загадочный писатель, творчество которого совсем недавно вообще не изучалось в школе. Самобытность и новаторство манеры, философскую глубину его зрелых произведений - всё это ещё придется постигнуть учащимся в будущем. А пока в 5 классе мы будем читать его ранние рассказы и ценить в них любовь к людям, ко всему живому - то, что находит отклик в душе юного читателя. В этом отношении очень хорош рассказ "Кусака".
Цель урока: определить значение образа Кусаки и второстепенных персонажей в раскрытии идеи произведения.
Задачи урока:
обучающие:
- научить учащихся ориентироваться в ходе событий, описанных в рассказе, выделять среди них наиболее важные для раскрытия характеров персонажей, для оценки и сопоставления их поступков;
- научить объяснять отношение персонажей друг к другу;
- расширить и укрепить теоретико-литературную базу.
развивающие:
- развитие умений детального и сравнительного анализа;
- развитие критической мысли учащихся;
- развитие творческих способностей.
воспитывающие:
- на примере центрального персонажа рассказа показать привлекательность таких качеств, как любовь к ближнему, животному, сострадание;
- стремиться к нравственному самоусовершенствованию.
Предварительная работа: на прошлом уроке в качестве домашнего задания было задано: 1) прочитать рассказ Л. Н. Андреева "Кусака"; 2) составить сюжетный план произведения; 3) сделать иллюстрацию к выбранному эпизоду.
Оборудование: доска с записями; выставка иллюстраций к рассказу; презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Опрос по ранее пройденному материалу.
3. Проверка домашнего задания. Называется тема урока "Нравственные ценности в рассказе Л. Н. Андреева "Кусака". Проводится фронтальная беседа с целью активизации в памяти учащихся знания текста, определения уровня первичного восприятия текста, эмоционального отклика. Учащиеся зачитывают составленный дома сюжетный план рассказа.
4. Анализ рассказа "Кусака". При работе с текстом важно показать, что пока собака действительно была "кусакой", у неё не было имени, Кусака же не в состоянии укусить, потому что у неё лаской, вниманием "отняли её непримиримую злобу". Раскрыть учащимся необычайную силу, неожиданность и точность слов об ощущениях существа, не привыкшего к ласке. Для передачи чувств Лёли используется чтение диалога по ролям, а для показа отношений персонажей к собаке - фронтальная беседа. Вводится новое понятие - "ирония".
5. Вывод по уроку. С помощью фронтальной беседы учитель подводит учащихся к мысли о том, что мы в ответе за тех, кого приручили
6. Домашнее задание. Домашнее задание является естественным завершением разбора рассказа. Анализ рассказа на уроке можно считать подготовкой к ней.
7. Подведение итогов.