"О Великой Отечественной войне в стихах и задачах". 6-й класс

Разделы: Математика, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Вид урока: интегрированный урок (алгебра + литература + история).

Цели урока:

  • отработка навыков решения уравнений, решения задач, составленных на основе исторического материала, при помощи уравнений;
  • знакомство учащихся с литературными произведениями, отражающими события Великой Отечественной войны;
  • создание условия для формирования у учащихся чувства гордости за свой народ.

Задачи:

  • закрепить умения  и навыки решения    уравнений, задач на дроби и решения задач при  помощи уравнений;
  • способствовать повышению познавательного интереса к математике через связи между предметами; развивать грамотную математическую речь, навыки работы с текстом;
  • развивать чувство патриотизма, гордости за свою страну через воспитание любви к родной истории; расширить общекультурный кругозор учащихся.

Этапы урока.

1. Организация начала занятия.

2. Устный счет. Мотивация. Определение темы и формулировка целей.

3. Проверка домашнего задания.

4. Основная часть (решение уравнений и задач).

5. Домашнее задание, инструкция о его выполнении.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Межпредметные связи: история, математика, литература.   

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор с экраном;
  • раздаточный материал;
  • слайдовая презентация ключевых фрагментов урока;
  • текст стихотворения Александра Твардовского “Рассказ танкиста”;

Использованы технологии:

  • технология рефлексивного анализа решения задач;
  • технология диалогового взаимодействия;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устный счет. Мотивация.

Слайд 1

Сегодня мы проведём с вами не совсем обычный урок. Это будет одновременно и урок математики, и урок литературы, и урок истории, а ещё, думается, урок памяти и благодарности. А поможет узнать тему нашего урока устный счёт “Шифровальщик”. Решив правильно все выражения и соотнеся ответы с нужными буквами в алфавите, вы сможете прочитать фразу, которая подведёт нас к теме урока. (Вечная память героям.)

Слайд 2

6,1+0,12 В 5,2 * 0,1 Г -5 + 5 * 3 А 81: 9 + 41 О
9 – 7,1 Ь -60 - 5 *2  Я 60,1 :10 Т 45,4+0,6 Я
4,84 : 0,4 М 8 * 0,8 Р 0,87 • 100 Ч -0,1 * (-0,1) П
0,25 : 5 А -4,3 : 4,3 М 0,2 * 8,5 Е 0,9 * 0 + 2 Н
12 - 2,6 Я 4,8+2,1 * 2 Е        

 

6,22 9 87 2 0,05 46 0,01 10 12,1 -70 6,01 1,9
в е ч н а я п а м я т ь

 

0,52 1,7 6,4 50 9,4 -1
г е р о я м

Слайд 3

– В каких случаях произносят эти слова? ( Когда вспоминают о тех, кто погиб на войне.) Вот и сегодня на уроке мы будем вспоминать события самой страшной в истории человечества 2-й Мировой войны, которая в нашей стране называется Великой Отечественной, а решая задачи и работая со стихотворением, вы узнаете много очень интересной информации.

Сообщение темы и целей урока.

Слайд 4

– Итак, цели нашего урока:

- воссоздать атмосферу эпохи того времени и выявить историческую основу некоторых произведений литературы.

- научиться использовать правила математики для решения задач, составленных на историческом материале.

3. Проверка домашнего задания.

Слайд 5

– Очень необычные факты о ВОВ содержатся в тексте, прочитать который мы сможем, проверив ваше домашнее задание. (Приложение 1)

Используя ответы, полученные вами в домашних заданиях, заполните пропуски в тексте.

 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено   тысяч сёл и деревень. Около  миллионов жизней советских людей унесла война. От Москвы до Берлина пройдено км. Каждую минуту погибало   человек, каждые 6 секунд –  человек. Если за каждого погибшего в войне объявить минуту молчания, мир молчал бы  лет.

В результате проверки на слайде получают текст.

1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тысяч сёл и деревень. Около 26,5 миллионов жизней советских людей унесла война. От Москвы до Берлина пройдено 1600 км. Каждую минуту погибало 6 человек, каждые 6 секунд – 1 человек. Если за каждого погибшего в войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.

4. Основная часть. (Приложение 3)

Годы ВОВ – это время массового и личного героизма. Героическими были большие города и маленькие населённые пункты. В Александровском саду у Вечного огня находятся стелы всех городов-героев, среди которых один, название которого вам предстоит выяснить, решив уравнения. (Сталинград.)

1) Решение уравнений.

Учащиеся самостоятельно решают уравнения (по вариантам). Один ученик решает два уравнения у доски.

Слайд 6

Вариант I

1. 7х + 4 = 6 - 3х. 2. 12х + 14 = 5х – 7.
Б. 5; С. 0,2; Л. -5. Т. -3; А. 3; У.

Вариант II

3. 9 – х = 10 + 3х. 4. 4 - 3х = 7 - 9х.
М. 17; А. ; Н. 9,5. Л. 0,5; К. 3; Т. -1.

Вариант III

5. 2х – 4 = 8х -10. 6. х + 5 = 4 + 2х.
Ы. -1; И. 1; У. 0. К. 0; Н. -1; Н. 1.

Вариант IV

7. 11+ х =15 + 9х. 8. -5 -11х = -2 + 7х.
О. -2; Г. -0,5; Е. 0,5. Д. -6; Л. 6; Р. .

Ученик у доски.

9. 5,5 - 8х = -13х - 4,5. 10. 20х -12 = -10 + 6х.
А. -2; Т. -0,5; О. 2. Н. 7; Д.; К. 4.

Слайд 7

После решения уравнений учащиеся вставляют буквы, соответствующие верным ответам в таблицу. Читают полученное слово “Сталинград”.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
с т а л и н г р а д

Никогда не сотрётся в памяти народа подвиг защитников Сталинграда. 200 дней длилось это беспримерное сражение. Каждый солдат понимал, что битва будет не на жизнь, а на смерть, каждый солдат принял в дни кровопролитных боев нерушимую клятву: "За Волгой для нас земли нет!"

Если битва под Москвой в 1941 году показала, что мы можем сражаться на равных, то Сталинград доказал, что мы можем побеждать и обязательно победим. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Контрнаступление советских войск под Сталинградом по праву считается одним из самых выдающихся достижений военного искусства XX в. После Сталинграда немцы не смогли уже оправиться.

Слайд 8 - 10

2) Решение задач.

На войне самым быстрым, манёвренным, надёжным видом боевой техники были танки. Знаменитый Сталинградский тракторный завод в самом начале войны перешёл на выпуск таких необходимых для фронта машин. Завод продолжал работать даже тогда, когда к городу уже подошли фашисты. И когда не хватало экипажей для этих боевых машин, то сами рабочие завода вели их в бой. В подбитых советских танках немцы находили людей в рабочих спецовках, это вызывало у них крайнее недоумение и даже восхищение по отношению к защитникам Сталинграда.

Знаете ли вы, какой советский танк был признан лучшим за годы 2-й Мировой войны?

(Т-34) Танки “тридцатьчетверки” стали символом Великой Отечественной.

Знаете ли вы ещё какие-нибудь советские танки ? ( ИС)

Об этих двух танках следующая задача.

Слайд 11-12

Задача №1 предлагается учащимся для коллективного обсуждения, с последующим решением составленного уравнения.

Скорость танка Т-34 была на 18 км/ч больше скорости тяжелого танка ИС-2. Известно, что за 2 часа танк Т-34 проходил такое же расстояние, что танк ИС-2 за 3 часа. С какой скоростью двигались танки?

Фрагмент решения задачи №1.

VИС-2 – х км/ч

VТ-34 – (х + 18) км/ч

SИС-2 – 3х км

SТ-34 – 2(х + 18) км

Уравнение: 3х = 2(х +18)

Ответ: скорость танка Т-34 54 км/ч, скорость танка ИС-2 36 км/ч.

Слайд 13

Танки хорошо проявляли себя в боях на открытых пространствах. Когда же начинались

бои в самом городе, танкистам приходилось очень нелегко, особенно когда город почти разрушен, ведь тогда очень тяжело сориентироваться на местности. В таких случаях на помощь танкистам часто приходили мирные жители. Об этом в своём стихотворении “Рассказ танкиста” поведал читателям известный советский поэт А.Т.Твардовский. С первых дней ВОВ Александр Трифонович находился среди бойцов на фронте, был военным корреспондентом, прошёл трудными дорогами войны с востока на запад.

Слайд 14-15

Послушайте это стихотворение. (Учитель читает наизусть.) (Приложение 2)

Понравилось ли вам это стихотворение? Почему понравилось?

Перед вами текст этого стихотворения. Давайте определим тему и идею этого произведения.

Слайд 16

  1. Кто является главным героем этого стихотворения? (Мальчик)
  2. При каких обстоятельствах происходит знакомство танкиста с ним? (Во время боя)
  3. Попробуйте сформулировать тему стихотворения. (Война и дети)
  4. Совместимы ли, по-вашему, эти понятия? (Нет)
  5. Прочитайте слова, которыми характеризует поэт мальчика. (“бедовый”, “...из тех, что главарями у детей” )
  6. Только такой бесстрашный мальчишка и мог стать участником этого страшного боя.
  7. Кем считает себя этот мальчик? (Разведчиком, солдатом, который выполняет боевую задачу: обнаружить противника.)
  8. Зачем мальчик так рисковал? (Чтобы помочь своим, быть настоящим воином).
  9. Как называет рассказчик мальчика? (“дружище”).

Вы понимаете, что таким образом стирается возрастное различие: взрослые и ребёнок теперь объединены одним общим великим делом. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она? (Во время ВОВ и взрослые, и дети – все были объединены единым чувством патриотизма, негасимой любовью к Родине).

Это удивительно, но в городе, в котором бои шли за каждую улицу, каждый дом, подъезд, этаж и не осталось ни одного целого здания, всё равно как-то жили, прячась от разрывов бомб, мирные жители. Они, как могли, помогали бойцам Красной Армии, сами же страдали от холода и голода. Некоторое время спасал население от голода мукомольный завод (по-простому – мельница). Во время боёв он неоднократно переходил из рук в руки. И даже полуразрушенный и сожжённый он продолжал кормить сталинградцев, которые, рискуя собственной жизнью, буквально ползли к нему, чтобы раздобыть для детей горсть обожженной муки. Решите задачу, из которой узнаете какими были нормы продовольствия в Сталинграде.

Слайд 17-18

Ученикам предлагается задача №2.

Задача №2. Комитет обороны Сталинграда принял решение выдать населению на 5 дней продукты питания: сахар, муку и крупу. Причем на одного человека муки выдали в 2 раза больше, чем сахара, а масса выданной крупы составляла 0,4 массы сахара. Общая масса всех выданных продуктов 1кг 700г. Сколько сахара, муки и крупы в день получил, таким образом, каждый житель?

Ученик решает задачу у доски.

Фрагмент решения задачи №2.

Уравнение: х + 2х + 0,4х = 1700

Ответ: каждый житель Сталинграда в день получил 200г муки , 40г крупы, 100г сахара.

Задача №3 (дополнительно при наличии времени).

В Сталинградской битве участвовало 1, 104 млн. человек. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль “За оборону Сталинграда”. Ею были награждены 0,64 участников битвы. Сколько человек получили такую медаль?

(Самостоятельное решение задачи.)

Сталинградская битва перешагнула 70-летний рубеж своей истории. Бег времени неумолим. Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны, и, кажется, всё позабылось, раны должны зарасти. Но чем дальше уходят времена, тем ярче высвечиваются подвиги солдат.

Подвиг людей, вставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа.

Слайд 19-21

4. Домашнее задание

Математика.

Решить задачи.

1. Скульптура “Родина-мать зовет!”, возвышающаяся на Мамаевом кургане, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая скульптура—статуя в мире. Известно, что её высота на 39 м больше, чем высота статуи Свободы в Нью-Йорке, а она в свою очередь на 8 м больше статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Общая высота всех трёх статуй 169 м. Найдите высоту скульптуры “Родина-мать зовет!”

2. Скульптура “Родина-мать зовет!” имеет массу 8000 т и сделана из бетонных блоков и 2400 т металлических конструкций. Какова масса бетона, если меч длиной 33 м весит 14 т, что составляет 0,0025 массы бетона. Какую часть составляет масса меча от массы всей скульптуры?

Литература*.

Выучить стихотворение А.Т. Твардовского “Рассказ танкиста” наизусть.

История* (задание группам учащихся).

Склеить модели танков Т-34 и ИС-2, о которых шла речь на уроке, и подарить их музею Боевой Славы школы.

* - по желанию на дополнительную оценку по соответствующему предмету, по договоренности с учителями-предметниками.

5. Итоги урока

Урок у нас был необычный. Что особенно вам запомнилось сегодня?

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.