Литература
-
Бал-маскарад по литературным произведениям русских классиков. 9–11-е классы 2013
Появилось немало массовых танцев: танго, фокстрот, чарльстон. Затем рок-н-ролл, твист, шейк, брейк… И всё-таки вальс царствует.… При слове “Вальс” мы представляем великосветские балы и роскошные дворцы. Однако, по происхождению вальс отнюдь не аристократический танец, а самый что ни на есть простонародный.
-
Новый герой новой эпохи (по рассказу М.Зощенко "Аристократка") 2013
Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т.А. Прищепа. В процессе работы обучающиеся вспоминают портреты «героев времени» различных эпох из разных произведений классической литературы, анализируют рассказ М.Зощенко «Аристократка». В процессе анализа отмечают черты, присущие новому герою эпохи: необразованность, ограниченность, искаженные понятия о культуре, но и ощущение собственной значимости и др. Особое внимание обращено на средства художественной выразительности, помогающие нарисовать настоящий «портрет» героя эпохи М.Зощенко.
-
Методическое наследие В.И. Водовозова и его значение в развитии современной методики преподавания литературы неслышашим учащимся 2013
Вклад В.И. Водовозова в развитие методики преподавания литературы. Анализ его работы "Словесность в образцах и разборах". Применение методики Водовозова В.И. в школе-интернате I вида № 1 для неслышащих учащихся.
-
Внеклассное мероприятие на тему "Цветы в литературе" 2013
Цветы - сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы - символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный «Цветком жизни», установлен под Санкт-Петербургом в память о детях, погибших во время блокады.
-
Урок по творчеству С.Есенина на тему "Жизнь, творчество, личность С.А. Есенина. Лирика" 2013
Данный урок является стимулом интереса к учебе, приобщение учащихся к лирике С.А. Есенина и биографическим материалам о нём. Урок строится как урок-размышление учителя и учащихся с использованием карточек-заданий с припоминанием сведений из русского языка. Учащиеся, обратившись к дополнительной литературе, зачитывают суждения критиков, новые факты биографии С.А. Есенина.
-
Внеклассное мероприятие "Живая классика: личность и творчество А.П. Чехова" 2013
Цель образования сегодня – обеспечение условий для самореализации творческих возможностей ребенка и его потребностей в самосовершенствовании, самореализации и готовности к выполнению различных функций в обществе. Какими станем мы, каким станет наше будущее, во многом зависит от нас самих. Мастерская коллективного творческого дела, проходящая в рамках проекта «Живая классика», - одна из ступеней в формировании нравственных убеждений школьников.
-
Власть и мы в языке и литературе (по рассказу Франка Павлоффа "Коричневое утро") 2013
Цель урока: на примере анализа текста рассказа Ф.Павлоффа «Коричневое утро» показать междисциплинарные связи: особенности сознания человека, формирование самосознания личности, формирование личности через кусочек истории (как меняется сознание человека, как меняются его ценностные ориентиры). В основе анализа – принцип антропоцентризма, который заключается в обращении к человеку как носителю языка и культуры.
-
Интегрированный урок литературы в 4-м классе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Сравнительный анализ басен" 2013
Цель урока - расширение знаний учащихся об истории жанра басен в мировой литературе. Основные задачи урока: развитие навыков системного анализа (в том числе и сравнительного); необходимо научить ребят определять художественные особенности басен и авторский стиль, давать определения литературоведческими понятиями по ФСП; воспитывать в них моральные и духовные качества посредством литературы, развивать литературные способности учащихся.
-
"От сказки душе счастье, а уму раздумье" (А.П. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок") 2013
Сказка - это целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает внимание на важные, «вечные» истины. В конце работы ребята дадут ответ на вопрос: «Какую мудрость, веками хранимую русским народом, передает писатель А.Платонов?». Цель урока: чтение и идейно-художественный анализ сказки-были Андрея Платонова «Неизвестный цветок». О неизвестном цветке, который не похож на другие, размышляют ребята на занятии. Большое место на уроке отводится развитию творческих способностей учащихся.
-
Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро" 2013
Цели урока: выявление конкретных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворении; обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений, совершенствование навыка устного словесного рисования, выразительного чтения; формирование чувства прекрасного, умения видеть красоту окружающей природы.
-
Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс 2013
Урок внеклассного чтения по литературе знакомит учащихся с творчеством современного детского писателя Сергея Махотина. В ходе анализа рассказа, героем которого является их ровесник, учащиеся делают вывод о том, что детские мечты и фантазии обязательно в будущем приведут к профессии, связанной с открытиями неизведанного, что необходимо поддерживать в таких людях, как главный герой рассказа, стремление отличиться, фантазировать, проявлять свою неординарность в обычных делах.
-
Литературная викторина "По страницам любимых книг". 5–6-й классы 2013
В материале викторины содержится много оригинальных и увлекательных заданий. Викторина развивает творческие способности учащихся, способствует развитию интереса к предмету русского языка и литературы, развивает образное мышление, пробуждает интерес к чтению. Материалы можно использовать как на уроках, так и на занятиях факультативов, спецкурсов, при проведении внеклассных мероприятий.
-
Тема урока "Любовная лирика Ф.И. Тютчева". 10–11-е классы 2013
Урок для 10–11-х классов построен в нестандартной форме. Это творческая лаборатория поэта XIX века – Ф.И. Тютчева. На уроке рассматривается любовная лирика поэта. Цели урока: учить понимать и ценить любовь к женщине, формировать системы знаний в области поэзии, помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
-
Урок литературы по теме "Проблема смысла жизни и назнвачения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс". 8-й класс 2013
Данный урок дает учащимся возможность более подробно понять мировоззрение писателя, раскрывает историю создания очерка, смысл его названия. Это урок изучения нового материала, урок-беседа, на котором учащиеся учатся осмысливать свои поступки и поступки других людей, острее видеть и понимать жизненные факты и явления.
-
Что ни гора, что ни озеро – всюду легенды об этой зачарованной земле 2013
Десятки ученых посвятили свою жизнь разгадыванию многих загадок, связанных с происхождением и духовной культурой северных аборигенов, однако и до сих пор исследователям далеко не все ясно. Самобытная материальная и духовная культура саамов представляет большой познавательный и научный интерес.
-
Открытый урок по литературе на тему "А.П. Чехов. Чехов и липецкий театр" 2013
Урок изучения нового материала построен в виде лекции с элементами беседы с целью дать учащимся представление об общественно-политической жизни конца XIX века, показать переломное состояние литературы и человечества; познакомить учащихся с биографией А.П. Чехова, с влиянием его творчества на развитие Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО + информатика ) по теме "Портрет литературного героя". 6-й класс 2013
Урок подводит учащихся к пониманию образа литературного героя через его портретную характеристику. Формирует умение передавать при изображении персонажа его характер, душевные качества через конструкцию, формы и пропорции головы с помощью графических материалов. Развивает образное видение на основе восприятия художественного текста, навыки изучающего и рационального чтения. Способствует развитию навыков в работе с интернет-ресурсами.
-
Урок литературы по теме "Гуманизм рассказа Ю.П. Казакова "Тихое утро" с использованием технологии РКМЧП. 7-й класс 2013
Урок литературы в 7-м классе по рассказу Ю.П. Казакова "Тихое утро" разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо и успешно проведен на методической неделе в гимназии. Задача урока – воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
-
Материалы к урокам по рассказам В.М. Шукшина "Быть человеком" 2013
Работа представляет собой текстовой материал и две презентации к первому знакомству с творчеством В.М. Шукшина, а также более подробно с рассказом «Чудик».
-
Урок литературы. И.Бунин "Господин из Сан-Франциско" 2013
Урок направлен на создание условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
-
Урок литературы по теме "Павел Иванович Савин – поэт-земляк" 2013
Литература - полноводная, могучая река. Она течет, вбирая воды других больших и малых рек, речушек и ручейков. И прирастает, и полнится, и ширится скорее как раз за счет талантов, родившихся в «глубинке», взлелеянных российскими просторами. Одним из таких звонких, чистых и лучезарных речных потоков, питающих нашу великую русскую литературу, является большой безгранный талант нашего поэта-земляка Павла Ивановича Савина.
-
Урок литературы по теме "Художественный мир Андрея Платонова". 11-й класс 2013
Урок представляет собой лекцию с презентацией по биографии и творчеству А.А. Платонова. Сочетание лекции и презентации позволяет на одном уроке совместить разговор о биографии, творчестве и сложном художественном мире Андрея Платонова.
-
М.Ю. Лермонтов. Жизнь, творчество. Мотивы вольности, одиночества в лирике поэта 2013
В ходе урока ученики получают четкое представлении об этапах творчества М.Ю. Лермонтова, темах и мотивах его лирики, а также совершенствуют умения анализировать лирическое произведение.
-
Урок литературы по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2013
В ходе урока школьники знакомятся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Учащиеся работают с текстом произведения и приходят к выводу, что Петербург с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман».
-
Анализ русской народной сказки "Царевна-лягушка" 2013
Первый урок в изучении русской народной сказки «Царевна-лягушка». На уроке учащиеся анализируют сказку: определяют сюжет, выявляют героев, анализируют язык (средства выразительности). Урок построен на основе технологии Способа диалектического обучения (СДО). Поэтому в основе анализа произведения положена работа с карточками философских категорий СДО. Выполняя задания, учащиеся формулируют вопросы-понятия и вопросы-суждения, на которые дают ответ.
-
"Журнал Печорина" как средство самораскрытия характера главного героя 2013
Урок обобщения изученного материала в 10-м классе направлен на создание условий для осмысления (анализа, сопоставления фактов) литературного произведения. Т.к. времени на обобщение и повторение произведения немного, то целесообразной является групповая форма работы. В ходе урока используются разные виды работы, систематизирующие знания учащихся, помогающие последовательно прийти к выводу, ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
-
Приемы социализации учащихся на уроках литературы 2013
Необходимое условие успешной социализации учащихся – повышение общей и коммуникативной культуры. Работа в парах и микрогруппах на уроках литературы дает возможность для развития и практического применения коммуникативных умений. Она позволит учителю включить в учебную деятельность на уроке каждого ученика. В статье представлены образцы заданий для работы в парах на уроках литературы в старших классах по произведениям И.С. Тургенева «Отцы и дети», Л.Н. Толстого «Война и мир».
-
Бинарный урок - мастерская "Наш Маяковский" 2013
Цель занятия - рассмотреть творчество поэта в синтезе различных видов искусств в контексте современного звучания его поэзии.
-
Интегрированный урок (физика + литература) по теме "Экспериментальное изучение явления преломления света". 7-й класс 2013
Урок закрепление материала по теме: «Отражение света», «Преломление света». Учащиеся совершенствуют навыки проведения эксперимента, учатся формулировать выводы из эксперимента; знакомятся с сущностью наблюдаемых природных явлений, описываемых в литературе, объясняют их на основе физических законов и теорий: «раскрывают тайны» оптических явлений.
-
Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся 2013
В статье представлены исследовательские проекты учащихся по темам: «Какими картами и в какую игру играли герои поэмы А.С. Пушкина «Пиковая дама»; «Предчувствие любви»; «Мой дедушка».