Литература
-
Тесты по литературе. 10-й класс 2013
Данные тесты предназначены для итогового годового контроля знаний и умений учащихся, обучающихся на первом курсе по программе литературы 10-го класса. По итогам тестирования будет выставляется годовая оценка за первый курс обучения, и решается вопрос о переводе учащихся на второй курс.
-
Тема занятия "Мини-проект "Проблема воспитания и воспитанности комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" 2013
Повторяется знание содержания комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Проводится работа по развитию творческих и исследовательских способностей учащихся.
-
Тема урока: "Пробуждение охлажденного сердца" по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб" 2013
Цель урока – рассмотреть нравственные проблемы сказки К.Г. Паустовского, продолжить воспитание отзывчивости, коллективизма, внимания и любви к окружающим и природе, внушить учащимся золотое правило этики: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». На уроке учащиеся продолжают формировать навыки аналитического чтения, умение находить в тексте ответы на вопросы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в форме интеллектуальной игры по "Повестям Белкина" А.С. Пушкина. 7-й класс 2013
«Своя игра» – внеклассное мероприятие по литературе в форме интеллектуальной игры по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина (7-й класс, программа А.Г. Кутузова) проводится после изучения повести «Выстрел» и самостоятельного знакомства учащихся с другими произведениями этого цикла.
-
Заключительный урок литературы по теме "Мотивы одиночества в лирике Лермонтова" 2013
Урок является заключительным. На предыдущих уроках ребята накопили опыт в работе с поэтическим текстом: научились анализировать. На интегрированном уроке учащиеся познакомятся со стихотворениями Г.Гейне «Сосна», Ф.И. Тютчева «С чужой стороны» и А.А. Фета «На севере дуб одинокий». На занятии дается литературоведческое понятие мотива и лейтмотива в лирике. Несомненно, пока это только знакомство на примере одного поэта, в будущем эта работа будет продолжена.
-
Урок-игра по литературе по произведениям А.П. Чехова. 10-й класс 2013
Урок-игра проводится с целью познакомить учащихся с правилами игры «Что? Где? Когда?», учить работать командой, а также расширить знания учащихся по творчеству А.П. Чехова, учить отвечать полными, развёрнутыми ответами, уметь слушать друг друга.
-
Внеклассное чтение в 10-м классе "Проблема нравственного выбора в "Рождественском рассказе" Виктории Токаревой" 2013
Урок знакомит с произведением современной писательницы Виктории Токаревой «Рождественский рассказ». Учащиеся через прием «чтение с остановками», анализируют произведение, определяют нравственные проблемы рассказа. Содержание урока способствует формированию личностной позиции старшеклассников.
-
Урок литературы по теме "Жизнь и творчество М.Цветаевой": "Ее стихам настал черед…" 2013
Содержание урока направлено на осмысление трагической жизни поэтессы, на связь творчества с исторической эпохой. Цель материала - вызвать эмоции старшеклассников для осознанного и проникновенного чтения стихов. Чтобы, соотнеся жизнь М.Цветаевой с историей страны, лучше понимать ее творчество, со стороны увидеть трагическую судьбу русской интеллигенции того времени, относиться к чтению стихов осмысленно, понимая их содержание, слыша крик обнаженной души поэта.
-
Урок по литературе на тему "Жертва войны Любомир Зух в повести Мустая Карима "Помилование". Средства создания образа" 2013
Цель урока: показать мастерство и гражданское мужество писателя, углубить теоретические знания учеников, развивать навыки анализа текста. На уроке в процессе изучения повести Мустая Карима «Помилование» происходит постижение образа героя Любомира Зуха - жертвы Великой Отечественной войны. Учащиеся анализируют портрет, психологическое изображение, речь героя, поступки и действия персонажа, характеристику другими героями, авторское отношение к герою, художественные детали, предысторию персонажа, отмечая изобразительно-выразительные средства выразительности на всех уровнях языка, используемые автором.
-
Урок географии по теме "Открытия М.В. Ломоносова". 7-й класс 2013
Интегрированный урок географии и литературы в 7-м классе посвящается личности М.В. Ломоносова, сделавшего немало открытий как в географии, так и в поэтической деятельности. Урок проводится в форме лекции, в ходе которой заслушиваются доклады и сообщения учащихся, а также ведется аналитическая беседа. Цель урока: пробудить у учащихся чувство национальной гордости и патриотизма; показать востребованность идей М.В. Ломоносова в современном мире.
-
"В гостях у сказки". Сценарий театральной постановки по мотивам русской народной сказки "Две доли" 2013
Оригинальность постановки в том, что в классе никто не останется без роли. Во время репетиций идет обсуждение ролей, подготовка декораций и костюмов.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе "Послереволюционное творчеству В.В.Маяковского. Стихотворение "Левый марш"" 2013
Цель урока: знакомство учащихся с эстетикой и поэтикой послереволюционного творчества В.Маяковского; подготовить учащихся к осмыслению трагедийного характера мироощущения пота в послереволюционный период творчества.
-
Материалы для внеклассной работы с пословицами и поговорками 2013
Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: отдельные конкурсы, например, конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице; можно провести игротеку, фольклорный праздник, частью которого будут задания, связанные с пословицами и поговорками.
-
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы средствами проектной деятельности 2013
Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Через предлагаемую литературную разработку учебного проекта по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выявляется роль взаимосвязи литературы как искусства слова с историей, искусством в формировании патриотизма.
-
Рабочая программа факультативного курса по литературе для 5–7-х классов "Мифология" 2013
Предлагаемая рабочая программа факультативного курса по литературе является альтернативным вариантом курсу «Вокруг тебя – мир». Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмысливать окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой - постижению богатства национальной и зарубежной литературы.
-
Агитбригада "Забытые имена. Лидия Чарская" 2013
В статье представлены материалы для агитбригады «Забытые имена» о Чарской Лидии Алексеевне (урожденная Воронова, в замужестве Чурилова) – писателе начала ХХ века. Она была самой популярной детской писательницей начала XX столетия. Потом её имя было забыто. О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, её полюбят маленькие и юные российские граждане России XXI века. Такова идея агитбригады.
-
Уральский период в творчестве И.П. Малютина, энтузиаста русской литературы 2013
Урок литературы для учащихся 8–11-х классов: реализация национально-регионального компонента. В ходе подготовки к уроку учащимися была подготовлена выставка, посвященная творчеству автора. В ней размещены подлинные черновые наброски, рисунки, подаренные З.Д. Слудновой, его внучкой, в архив школьного литературно-краеведческого музея. На уроке учащимся предложена групповая форма работы, завершается разговор об авторе викториной. Итогом работы на уроке является оценивание собственной деятельности и деятельности класса.
-
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. Тема: "Последний герой". 7-й класс 2013
Задания, которые обучающиеся выполняют в процессе интеллектуальной игры, рассчитаны на все уровни усвоения и владения учебным предметным материалом: информационный, репродуктивный, базовый, повышенный, творческий.
-
Библиотечный кейс-урок по теме "Поиск информации в библиотечном каталоге". 6-й класс 2013
Урок разработан в рамках методического проекта "Современный урок: кейс-метод". Предлагаются условные учебные ситуации, когда нужно обратиться за поиском информации в школьную библиотеку по заданию кейса. Учащиеся в группе решают ситуационную задачу, проходя маршрут кейса. Последние этапы маршрута - осмысление и анализ пройденного маршрута кейса.
-
Интегрированный урок (литература + МХК) по теме "А.С. Демирханов: грани таланта". 11-й класс 2013
Интегрированный урок посвящен известному в Красноярске человеку - почетному гражданину города, профессору, народному архитектору России Арэгу Саркисовичу Демирханову. Раскрыть многогранность таланта известного архитектора, познакомить учащихся с поэтическими произведениями Демирханова, многообразием тем и образов в его стихотворениях, а главное - показать старшеклассникам искреннюю любовь человека к городу и его жителям со стороны прославленного архитектора - задачи урока.
-
Постигая грамматику любви… 2013
Личности Д.С. Лихачева в школьной программе уделено не так уж много внимания. А жаль. Очень трудно оценить то место, какое он занимает в нашей культуре, в нашей духовной жизни. Важно не столько оценить научные достижения Лихачева, сколько понять, в чем его значение, чем он стал так дорог и интересен многомиллионной аудитории. Уроки, где происходит встреча с искусством, - это всегда уроки-размышления о жизни, о времени, о себе. Уроков сопереживания нет в программе, но без них нет воспитания.
-
Урок литературы по теме «Душевная трагедия Катерины в драме А.Н. Островского "Гроза"». 10-й класс 2013
Цель урока: проанализировать образ главной героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство; раскрыть понятие «Диалектика души» героини. Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «темным царством».
-
Неделя русского языка и литературы на тему "Прогулка по стилям речи" 2013
Материал представляет собой программу проведения Недели русского языка и литературы в школе, которая выстроена в форме прогулки по стилям речи: от разговорного до публицистического через художественный, научный, официально-деловой. Задействованы живые переменки с различными конкурсами, играми, шарадами, а также агитбригады по классам, экран в фойе, радиостанция школы.
-
Интегрированное внеклассное занятие (литературное чтение + русский язык + психология) 2013
Основные цели урока: рассмотреть героев произведения И.С. Тургенева «Муму», их поступки, составить психологический портрет каждого; повторить и систематизировать изученный материал по теме «Обращения и вводные слова в предложении»; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развивать чувство взаимопомощи, поддержки.
-
Урок по теме "Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество". 10-й класс 2013
Данный урок в интересной форме знакомит учеников с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского, элементы театрализации погружают учащихся в мир личных переживаний писателя. Уроку предшествует индивидуальная и групповая работа по подготовке сообщений.
-
Сопоставительный анализ новеллы О.Славниковой "Статуя командора" и трагедии А.С. Пушкина "Каменный Гость". 11-й класс 2013
Одним из показателей современного литературного процесса является интерес к классическим сюжетам и переосмысление их с точки зрения современности. В статье дается представление об истории интерпретации сюжета о Доне Жуане в мировой литературе; проводится сопоставительный анализ рассказа О. Славниковой «Статуя командора» и трагедии А.С. Пушкина «Каменный Гость».
-
Открытый урок по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" на тему "Смысл финала романа. Подготовка к написанию эссе" 2013
Основные цели урока: объяснить понятия «истинная свобода» и «истинная любовь»; исследовать темы творчества и судьбы художника в романе; рассмотреть, как раскрывается в романе тема бессмертия; научиться использовать данный материал в сочинении-эссе.
-
Урок литературы по теме "Блок о любви" 2013
В ходе урока учащиеся вовлекаются в блоковский мир любви, знакомятся с содержанием стихов поэта. Развиваются навыки выразительного чтения, устной и письменной речи.
-
Тема урока "Понятие о союзе" 2013
В статье дается понятие о союзе как части речи; формируется коммуникативная компетенция учащихся; воспитывается ответственность учащихся за общий результат деятельности.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) на тему "Эрудит-игра по англоязычной литературе". 7-й класс 2013
Во время подготовки к игре на уроках литературы и английского языка ребята обсуждают детские произведения английских и американских авторов, знакомятся с биографиями писателей, работой поэтов-переводчиков.