Литература
-
Интегрированный урок "Историческая основа поэмы Некрасова Н.А. "Русские женщины" 2013
Урок знакомит учащихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» и предпосылками формирования мировоззрения декабристов. Учащиеся находят авторский замысел и определяют позицию автора, соотнося художественную литературу с историей.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык + история + риторика + изобразительное искусство) по теме "Н.В. Гоголь "Тарас Бульба": историческая, фольклорная, нравственная основа повести (на примере эпизода "Речь Тараса Бульбы о товариществе")". 7-й класс 2013
Методическая разработка урока раскрывает вопросы исторические, нравственные, этнические. Урок насыщен историческим материалом, интересен опорой на философские учения относительно религии, ярок со стороны использования демонстрационного материала – отрывок из фильма, иллюстрации картины И.Репина и зарисовки учащихся, артистичным прочтением монолога школьниками и комментариями к нему, звучанием украинских слов на уроке русской литературы.
-
Бал-сказка для 5–7-х классов 2013
Целью данного мероприятия является формирование у учащихся интереса к литературе и традициям нашей страны; стимулирование интереса учащихся к изучению отечественной истории; формирование уважительного отношения к историческому наследию и осмыслению; исторического опыта в контексте современного развития России; развитие творческих способностей учащихся.
-
Урок-мастерская "Друзья мои, прекрасен наш союз!". Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. 8-й класс 2013
Урок обобщения в 8-и классе построен в форме урока - мастерской. Такая форма урока помогает ученику дойти до истины своим путем, создает на уроке атмосферу доброжелательности, открытости и сотрудничества. Высказывая свое мнение о друзьях поэта, о нем самом, работая с текстом, учащиеся понимают, какое значение имела дружба в жизни поэта, как он отразил это в своих произведениях.
-
Урок-диспут "Молчалины блаженствуют на свете?" 2013
Урок литературы в 9-м классе проводится в форме диспута с целью выработки умений и навыков отстаивать свою точку зрения доказательно, опираясь на осмысление прочитанного (хорошее знание текста, понимание авторской позиции и способов ее выражения); умения работать с критической литературой; развития речи учащихся как монологической, так и диалогической.
-
Формирование компетентной личности с помощью организации и постановки кукольного спектакля по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина во внеурочной деятельности 2013
Цели мероприятия: создать комфортные условия для самореализации обучающихся, для сплочения классного коллектива; развивать способность к эмпатии, рефлексии; обогатить эмоциональную сферу обучающихся, профориентация в ходе ролевой игры. В ходе подготовки и постановки кукольного спектакля ребята знакомились с разнообразными способами действий, вырабатывали умения и навыки, которые способствовали формированию компетентной личности, способной ставить цель, решать проблемы на пути к цели, работать с информацией, трудиться в коллективе, помогать или просить помощь.
-
Урок литературы по теме "Веселые сказки о Шише Б.В.Шергина" 2013
Цели урока: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Б.В. Шергина; познакомить со сказками о Шише, помочь увидеть их своеобразие; поработать над текстом сказки «Рифмы»; помочь увидеть связь народной сказки со сказками Шергина.
-
Достойным потомкам доблестных предков 2013
Представлен сценарий интегрированного урока по литературе для 8-го класса. Учащиеся знакомятся с фрагментами жизненного пути и поэтическим наследием Д.В. Давыдова. Учащиеся исполняют песню на французском языке; знакомятся с фильмом «Эскадрон гусар летучих».
-
"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" в культурно-историческом контексте 2013
Статья направлена на знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова. Предлагаются описания мужских и женских костюмов, соответствующие времени.
-
"Не откажусь от каждой строчки прошлой…" Литературная презентация о жизни и творчестве А.А. Вознесенского 2013
Представленная методическая разработка посвящена поэту-шестидесятнику А.А. Вознесенскому, подготовлена к 80-летию со дня рождения поэта.
-
Бал-маскарад по литературным произведениям русских классиков. 9–11-е классы 2013
Появилось немало массовых танцев: танго, фокстрот, чарльстон. Затем рок-н-ролл, твист, шейк, брейк… И всё-таки вальс царствует.… При слове “Вальс” мы представляем великосветские балы и роскошные дворцы. Однако, по происхождению вальс отнюдь не аристократический танец, а самый что ни на есть простонародный.
-
Новый герой новой эпохи (по рассказу М.Зощенко "Аристократка") 2013
Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т.А. Прищепа. В процессе работы обучающиеся вспоминают портреты «героев времени» различных эпох из разных произведений классической литературы, анализируют рассказ М.Зощенко «Аристократка». В процессе анализа отмечают черты, присущие новому герою эпохи: необразованность, ограниченность, искаженные понятия о культуре, но и ощущение собственной значимости и др. Особое внимание обращено на средства художественной выразительности, помогающие нарисовать настоящий «портрет» героя эпохи М.Зощенко.
-
Методическое наследие В.И. Водовозова и его значение в развитии современной методики преподавания литературы неслышашим учащимся 2013
Вклад В.И. Водовозова в развитие методики преподавания литературы. Анализ его работы "Словесность в образцах и разборах". Применение методики Водовозова В.И. в школе-интернате I вида № 1 для неслышащих учащихся.
-
Внеклассное мероприятие на тему "Цветы в литературе" 2013
Цветы - сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы - символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный «Цветком жизни», установлен под Санкт-Петербургом в память о детях, погибших во время блокады.
-
Урок по творчеству С.Есенина на тему "Жизнь, творчество, личность С.А. Есенина. Лирика" 2013
Данный урок является стимулом интереса к учебе, приобщение учащихся к лирике С.А. Есенина и биографическим материалам о нём. Урок строится как урок-размышление учителя и учащихся с использованием карточек-заданий с припоминанием сведений из русского языка. Учащиеся, обратившись к дополнительной литературе, зачитывают суждения критиков, новые факты биографии С.А. Есенина.
-
Внеклассное мероприятие "Живая классика: личность и творчество А.П. Чехова" 2013
Цель образования сегодня – обеспечение условий для самореализации творческих возможностей ребенка и его потребностей в самосовершенствовании, самореализации и готовности к выполнению различных функций в обществе. Какими станем мы, каким станет наше будущее, во многом зависит от нас самих. Мастерская коллективного творческого дела, проходящая в рамках проекта «Живая классика», - одна из ступеней в формировании нравственных убеждений школьников.
-
Власть и мы в языке и литературе (по рассказу Франка Павлоффа "Коричневое утро") 2013
Цель урока: на примере анализа текста рассказа Ф.Павлоффа «Коричневое утро» показать междисциплинарные связи: особенности сознания человека, формирование самосознания личности, формирование личности через кусочек истории (как меняется сознание человека, как меняются его ценностные ориентиры). В основе анализа – принцип антропоцентризма, который заключается в обращении к человеку как носителю языка и культуры.
-
Интегрированный урок литературы в 4-м классе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Сравнительный анализ басен" 2013
Цель урока - расширение знаний учащихся об истории жанра басен в мировой литературе. Основные задачи урока: развитие навыков системного анализа (в том числе и сравнительного); необходимо научить ребят определять художественные особенности басен и авторский стиль, давать определения литературоведческими понятиями по ФСП; воспитывать в них моральные и духовные качества посредством литературы, развивать литературные способности учащихся.
-
"От сказки душе счастье, а уму раздумье" (А.П. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок") 2013
Сказка - это целый мир, который каждый раз удивляет читателя, обращает внимание на важные, «вечные» истины. В конце работы ребята дадут ответ на вопрос: «Какую мудрость, веками хранимую русским народом, передает писатель А.Платонов?». Цель урока: чтение и идейно-художественный анализ сказки-были Андрея Платонова «Неизвестный цветок». О неизвестном цветке, который не похож на другие, размышляют ребята на занятии. Большое место на уроке отводится развитию творческих способностей учащихся.
-
Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро" 2013
Цели урока: выявление конкретных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворении; обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений, совершенствование навыка устного словесного рисования, выразительного чтения; формирование чувства прекрасного, умения видеть красоту окружающей природы.
-
Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс 2013
Урок внеклассного чтения по литературе знакомит учащихся с творчеством современного детского писателя Сергея Махотина. В ходе анализа рассказа, героем которого является их ровесник, учащиеся делают вывод о том, что детские мечты и фантазии обязательно в будущем приведут к профессии, связанной с открытиями неизведанного, что необходимо поддерживать в таких людях, как главный герой рассказа, стремление отличиться, фантазировать, проявлять свою неординарность в обычных делах.
-
Литературная викторина "По страницам любимых книг". 5–6-й классы 2013
В материале викторины содержится много оригинальных и увлекательных заданий. Викторина развивает творческие способности учащихся, способствует развитию интереса к предмету русского языка и литературы, развивает образное мышление, пробуждает интерес к чтению. Материалы можно использовать как на уроках, так и на занятиях факультативов, спецкурсов, при проведении внеклассных мероприятий.
-
Тема урока "Любовная лирика Ф.И. Тютчева". 10–11-е классы 2013
Урок для 10–11-х классов построен в нестандартной форме. Это творческая лаборатория поэта XIX века – Ф.И. Тютчева. На уроке рассматривается любовная лирика поэта. Цели урока: учить понимать и ценить любовь к женщине, формировать системы знаний в области поэзии, помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
-
Урок литературы по теме "Проблема смысла жизни и назнвачения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс". 8-й класс 2013
Данный урок дает учащимся возможность более подробно понять мировоззрение писателя, раскрывает историю создания очерка, смысл его названия. Это урок изучения нового материала, урок-беседа, на котором учащиеся учатся осмысливать свои поступки и поступки других людей, острее видеть и понимать жизненные факты и явления.
-
Что ни гора, что ни озеро – всюду легенды об этой зачарованной земле 2013
Десятки ученых посвятили свою жизнь разгадыванию многих загадок, связанных с происхождением и духовной культурой северных аборигенов, однако и до сих пор исследователям далеко не все ясно. Самобытная материальная и духовная культура саамов представляет большой познавательный и научный интерес.
-
Открытый урок по литературе на тему "А.П. Чехов. Чехов и липецкий театр" 2013
Урок изучения нового материала построен в виде лекции с элементами беседы с целью дать учащимся представление об общественно-политической жизни конца XIX века, показать переломное состояние литературы и человечества; познакомить учащихся с биографией А.П. Чехова, с влиянием его творчества на развитие Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО + информатика ) по теме "Портрет литературного героя". 6-й класс 2013
Урок подводит учащихся к пониманию образа литературного героя через его портретную характеристику. Формирует умение передавать при изображении персонажа его характер, душевные качества через конструкцию, формы и пропорции головы с помощью графических материалов. Развивает образное видение на основе восприятия художественного текста, навыки изучающего и рационального чтения. Способствует развитию навыков в работе с интернет-ресурсами.
-
Урок литературы по теме "Гуманизм рассказа Ю.П. Казакова "Тихое утро" с использованием технологии РКМЧП. 7-й класс 2013
Урок литературы в 7-м классе по рассказу Ю.П. Казакова "Тихое утро" разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо и успешно проведен на методической неделе в гимназии. Задача урока – воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
-
Материалы к урокам по рассказам В.М. Шукшина "Быть человеком" 2013
Работа представляет собой текстовой материал и две презентации к первому знакомству с творчеством В.М. Шукшина, а также более подробно с рассказом «Чудик».
-
Урок литературы. И.Бунин "Господин из Сан-Франциско" 2013
Урок направлен на создание условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».