Форма проведения: диспут
Цели урока:
- выработка умений и навыков отстаивать свою точку зрения доказательно, опираясь на осмысление прочитанного (хорошее знание текста, понимание авторской позиции и способов ее выражения);
- формирование умения работать с критической литературой;
- развитие речи учащихся как монологической, так и диалогической.
Оформление: портрет Грибоедова; афиша с вопросами диспута; иллюстрации к комедии; инсценировка учащимися диалогов героев комедии; мультимедийное сопровождение.
Использование дополнительной литературы: роман французского писателя Стендаля «Красное и черное», статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний».
Вопросы диспута.
- Почему Софья, умная девушка, полюбила ничтожного Молчалина?
- Достоин ли любви Молчалин? Жалок он или страшен?
- Верна ли фраза Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете?»
- В чем видят счастье Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Чацкий и другие персонажи пьесы?
- Кто, по-вашему, самый счастливый, а кто самый одинокий из героев пьесы? Какой образ самый трагический?
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Этот урок по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума «мы проведем в необычной форме, в форме диспута. Мы с вами убедились, что «Горе от ума» – это комедия характеров, противостояние «века нынешнего» с «веком минувшим», противостояние жизненных ценностей, жизненных правил, которые исповедуют люди. И если старшее поколение «век минувший» (Фамусов, старуха Хлёстова, князь и княгиня Тугоуховские) рисуется исключительно сатирическими красками, то молодое поколение «век нынешний «изображается по-разному (Чацкий, Молчалин, Софья, Скалозуб, болтун Репетилов). Отвечая на вопрос домашнего задания, «Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе Грибоедова?», многие из вас написали, что в пьесе остро стоит проблема нравственного выбора молодого поколения, как эпохи Александра Первого, так и молодых читателей и зрителей нашего времени ХХI века.
2. Общая оценка пьесы учащимися (вопросы домашнего задания)
1) Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе Грибоедова?
А. Печальна (большинство ответов).
Б. Больше печальна, т. к. в пьесе мы видим
несправедливое отношение к Чацкому.
В. И да и нет.
2) Кто из героев пьесы кажется вам наиболее привлекательным, а кто – самым отталкивающим?
А. Самый привлекательный герой – Чацкий. Он
самый умный, искренний, не терпящий лицемерия
человек. Это личность.
Б. Лиза – умная, острая на язык, с чувством
достоинства, хотя и служанка. Она, действительно,
служит барышне, а не прислуживается, как
Молчалин.
В. Софья Фамусова. Романтичная, гордая, очень не
глупая девушка.
3) Самый отталкивающий герой.
А. Молчалин. Хитрый как лис, изворотливый как уж;
трус и подхалим. Подлый, низкий человек,
вызывающий отвращение.
Б. Полковник Скалозуб. «Он слова умного не
выговорил сроду».
В. Фамусов П. А. Учит низости, как «чины добыть».
Боится всего нового (идей, взглядов), ненавидит
просвещение: «Чтобы зло пресечь, забрать все
книги, да и сжечь». Г. Загорецкий. Картёжник, вор,
но «мастер услужить».
Аргументы учащихся в пользу Молчалина.
Трудолюбивый молодой человек: работает с утра до
вечера с бумагами Фамусова. Скромный,
немногословный. Что в этом плохого? Умный, умеет
найти ключ к влиятельным людям. На его характер
повлияли нравы того времени, поэтому он такой же,
как и «отцы».
Это мнения учащихся о героях пьесы перед началом
диспута.
Из полученных ответов осталось ещё много
неясного, много «почему?», во многих случаях мы не
смогли прийти к окончательным выводам.
Эти вопросы и выносим на наш диспут. Сегодня есть
возможность высказать свою точку зрения,
поспорить друг с другом и, возможно, с самим
автором – А. С. Грибоедовым,
Судьба – проказница-шалунья
Определила так сама:
Всем глупым – счастье от безумья,
А умным – горе от ума.
Но вы хоть слабость пощадите,
И если вышла кутерьма,
Беду – от сердца извините,
Простите горе – от ума.
Ф. А. Конн. (Плакат на доске).
3. Открываем наш диспут
1. «Ах, Софья, неужели Молчалин избран ей?
(Почему Софья, умная девушка, полюбила ничтожного Молчалина? Бывает ли так в жизни?)
Софья, без сомнения, умная девушка. Её характеристики героев пьесы верны и точны.
О П. А. Фамусове: Брюзглив, неугомонен, скор,
Таков всегда. . . .
О Скалозубе: Он слова умного не выговорил сроду. .
О Чацком: Остёр, умён, красноречив. . .
Пересмеять умеет всех…
Учащиеся сами приходят к обобщению по первому
вопросу. Софья – юная девушка, богатая невеста,
воспитанная на сентиментальных романах о любви к
социально неравному молодому человеку. Поэтому
бедность придаёт Молчалину некое очарование в
глазах Софьи. Она дочь своего отца: усвоила идеалы
фамусовского общества. А с точки зрения
фамусовского общества Молчалин идеален: смирный,
услужливый, делает карьеру. Софья ценит в нём
такие качества, которые ни в грош не ставит
Чацкий.
Софья навсегда сохранила в памяти образ Чацкого
как человека, который «пересмеять умеет всех». Ей
он кажется пустым и бессердечным человеком: «Ах!
Этот человек – всегда причиной мне ужасного
расстройства! Унизить рад, кольнуть, завистлив,
горд и зол!». Вот почему она выбирает человека,
совсем не похожего на Чацкого, который
почтителен, будет ей служить:
«Кого люблю я не таков:
Молчалин за других забыть себя готов.
Враг дерзости – всегда застенчиво, несмело…
Возьмёт он руку, к сердцу жмёт,
Из глубины души вздыхает,
Ни слова вольного…»
Чацкий высмеивает то, что дорого Софье, чем она
живёт: Москву (Что нового покажет мне Москва? …).
Людей её круга: (Тот сватался – успел, а тот дал
промах, всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.).
Батюшку Павла Афанасьевича (Ну что ваш батюшка …)
Московский свет (… господствует ещё смешенье
языков: французского с нижегородским). Молчалина:
(А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь
нынче любят бессловесных).
Софья делает вывод: «Не человек – змея»
О Молчалине
«Конечно, нет в нём этого ума
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?»
2. «Но вас он стоит ли?» (Достоин ли Молчалин любви Софьи?)
Сравним отношение Софьи и Лизы к Молчалину.
Софья: «И на душе проступков никаких …» Д. 2, явл. 12.
Лиза и Молчалин.
Молчалин: «Какое личико твоё! Как я тебя люблю!»
Лиза: «А барышню?»
Молчалин: «Её по должности, тебя … (хочет её обнять)
(Софья же уверена, что Молчалин никаких вольностей не позволяет: ни словесных, ни иных других).
Лиза: «Скажите лучше, почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?»
Учитель: Итак, в пьесе Молчалин не отвечает Лизе. Возможно, он правду всю откроет нам. (Появляются Алексей Степанович Молчалин и герой романа Стендаля «Красное и чёрное» Жюльен Сорель). Господин Молчалин, объяснитесь!
Молчалин: Волею обстоятельств я оказался соперником г. Чацкого в любви. Дочь моего покровителя мадмуазель Софья предпочла ему меня. Будучи не в силах сокрушить соперника в благородной и честной борьбе, он прибегает к гнусной и злобной клевете:
«Пред вами жертва подлой клеветы,
Тому уж лет, наверно, полтораста …
Поверьте, помыслы мои чисты, душа безгрешна»
Учитель: Господин Молчалин, если вы не лицемер, ответьте искренне на вопрос: «Если бы Софья Фамусова не была дочерью вашего начальника, полюбили ли вы её?»
Молчалин: «Не стану врать: таким, как я, от века была нужна высокая опека. И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека, который кормит и поит, а иногда и чином наградит».
Учитель: Какой цинизм!
Молчалин (уверенно и спокойно) развивает свою жизненную программу: «А что худого в том, чтобы к примеру, чрез сердце женщины добыть себе карьеру, когда судьбой посажен ты на мель? Не так ли поступал Жульен Сорель?»
Учитель: Господин Молчалин, не смейте приплетать сюда Жульена Сореля! Он человек гордый, самолюбивый, даже безрассудный, а не мелкий подхалим и не трус!
Молчалин:
Да! С ним мы вовсе не друзья.
Но защитит меня он от навета.
Месье Сорель, от вашего ответа
Зависит репутация моя,
Любили вы мадмуазель Ла Моль?
Или, как я, свою играли роль?
Жюльен Сорель: Да, я играл роль и не скрываю этого. Играл и при этом весьма искусно. Я действовал расчётливо и точно. Не давал воли своим чувствам. Когда сердце моё начинало биться чуть сильнее, я чудовищным напряжением силы воли заставлял себя быть холодным, как лёд. Ведь только холодностью можно было сохранить любовь такого гордого и капризного создания, как Матильда.
Учитель: Вы её всё-таки любили? Только притворялись холодным?
Ж. С. Мысль, что я могу стать зятем маркиза де Ла Моль (печально усмехается), заставляла моё сердце трепетать гораздо сильнее, чем это могла бы сделать самая глубокая и искренняя любовь к его дочери.
Учитель: Но неужели вы при этом совсем не думали о ней? О её чувствах?
Ж. С. Я играл на её чувствах, как виртуоз пианист играет на фортепьяно.
Учитель: Но ведь вы разбили ей сердце!
Ж. С. Всяк за себя в этой пустыне эгоизма, называемой жизнью. (Холодно пожимает плечами).
Учитель: Ума и таланта вам не занимать. Энергии тоже. Неужели у вас не было другого способа удовлетворит своё честолюбие?
Ж. С. Укажите мне, где он, этот другой способ? Вы правы: я не глуп и довольно энергичен. Скажу больше: я сделан из того же материала, что и титаны великой революции. Родись я тремя десятками раньше, я стал бы генералом Конвента, маршалом Наполеона… Но в наш подлый век для таких, как я…
Учитель: Что вы имеете в виду, говоря о таких, как вы?
Ж. С. Вы ведь знаете (грустно усмехается), я плебей, сын плотника. Так вот, в наши гнусные времена, когда на троне опять Бурбоны, для таких, как я, остались только два пути: угодничество, расчётливое благочестие или …
Учитель: Или?
Ж. С. Любовь. Пусть даже притворная.
Молчалин.
Он ранее родиться был бы рад.
Он стал бы маршалом иль генералом.
А я, родись хоть тридцать лет назад,
Остался бы таким же бедным малым,
Хоть мне иная ноша по плечу.
А я ведь тоже многого хочу!
В моей душе кипят такие ж страсти
И гордые мечты, и жажда счастья….
Избравши для себя благую цель,
Как мой собрат французский мсье Сорель,
Я, чтоб достичь вернее этой цели,
Избрал себе и путь месье Сореля.
Зачем же удостоен он венца
А я – позорной клички подлеца?
Вывод: Нисколько не достоин Молчалин любви Софьи. Более того – он страшен: успел улизнуть в развязке, Фамусов ничего не знает. Возможно, он еще помирится с Софьей и сделает карьеру.
3. Верна ли фраза Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете?»
Учитель: У А. С. Грибоедова Молчалин
без связей, «коптел в Твери», в Москву переведён
через содейство Фамусова, получил чин асессора
(получение этого чина давало право на личное
дворянство); секретарь Фамусова, за три года
службы у Павла Афанасьевича получил 3
«награжденья». Наконец, он счастливый соперник
Чацкого в любви. Его жизненное кредо:
«Ведь надобно ж зависеть от других», т. к. «в чинах
мы небольших».
И «В мои лета не должно сметь своё суждение
иметь». Чацкий уверен, что Молчалин «дойдёт до
степеней известных, ведь нынче любят
бессловесных».
Давайте же дадим слово А. С. Молчалину и А. А.
Чацкому (спор Молчалина и Чацкого).
Молчалин: Всеми чувствами г-на Чацкого движет ревность. Самолюбие его не может примириться с тем, что ему предпочли другого, как ему представляется, менее достойного. В ослеплении ревностью г. Чацкий не видит, не может увидеть моих скромных достоинств. Утешая себя, потакая своему уязвлённому самолюбию, он рисует мой фантастический портрет. Вернее не портрет, а злобную, уродливую карикатуру:
Молчалин! Кто другой так мирно всё уладит!
Там моську вовремя погладит.
Тут в пору карточку вотрёт!...
Да, я не похож на Чацкого, у которого, что на уме,
то и на языке. Я не привык выворачиваться
наизнанку перед каждым встречным. Но так ли уж
велик этот грех?
Для г-на Чацкого непереносима мысль, что не
подобные ему болтуны, а мы, Молчалины, люди
скромные, немногословные, блаженствуем на свете.
Учитель: Но разве эта характеристика не верна? Разве вы не угодничаете перед богатыми и знатными? Не угождаете им?
Молчалин (спокойно излагает свои жизненные принципы): Мсье Чацкий говорит, что я подлец. Меж тем мне просто завещал отец: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведётся жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». И я не вижу в этом ничего позорного. И г-ну Чацкому давал с овеет. Что ж он? Отмёл с порога мой совет да посмеялся надо мной при этом.
Появляется Чацкий. (Презрительно). Меня советом вы хотели наградить?
Молчалин:
Да-с! И могу совет свой повторить.
Я говорю о той почтенной даме …
Нет нужды называть, вы знаете и сами …
Татьяна Юрьевна!!! Известная, – притом
Чиновные и должностные _ –
Все ей друзья и все родные.
К ней непременно надо съездить вам …
Чацкий: На что же?
Молчалин: Ведь частенько там мы покровительство находим, где не метим!
Чацкий: Я езжу к женщинам, да только не за этим! Мне покровительства не надобно.
Молчалин: К тому ж вам папенька оставил 3ОО душ?
Чацкий: Четыреста.
Молчалин:
С такими-то отцами
И мы б могли сводить концы с концами.
А без имения, скажите, как прожить?
Один лишь выход есть: приходится служить.
Чацкий: Служить бы рад – прислуживаться тошно!
Молчалин:
Имея душ 400, разборчивым быть можно.
Родившись князем или хоть бароном,
Я тоже выступал Наполеоном,
И гордо голову свою носил,
И милостей у сильных не просил …
Участники диспута.
1-й ученик: Видно, что Молчалин далеко не глуп. И угодничать перед сильными мира его заставляют обстоятельства. Действительно, имея 4ОО душ разборчивым быть можно. И потом в фамусовской Москве так принято. Известные, солидные люди, говоря словами Фамусова, – «когда же надо подслужиться», и они «сгибаются вперегиб». Так делали и делают «отцы». Вот и Молчалин учится «на старших глядя».
2-й ученик. Молчалин не только лицемер и подхалим. Его отношение к Софье! Если бы эта девушка не была дочерью начальника, он бы даже и не поглядел в ее сторону! И такие люди «блаженствуют на свете»?!
3-й ученик. Да, Молчалин не похож на Чацкого. Это скромный и немногословный человек, он много работает, его ценят, добивается всего сам. Именно таких людей и в наше время больше ценят.
4-й ученик. Молчалиных больше, и жить им лучше и спокойнее, чем таким людям, как Чацкий. Чацкий слишком горд, не слушает ничьих советов. Таким людям жить очень трудно, и слова Фамусова: «Тебя уж упекут…» – пророческие.
5-й ученик. Жить открыто, свободно, без всяких хитростей и подлостей – это легче, чем жить тихо, боясь высказать свое мнение. «Прислуживаться» все-таки «тошно». Правда, быть таким, как Чацкий, «кто служит делу, а не лицам», очень и очень трудно.
6-й ученик: Такие люди, как Чацкий, все-таки есть в нашей жизни. Я верю в это. Конечно, Молчалиных больше, и именно они «блаженствуют на свете». Но я ценю в людях такие качества, как у Чацкого: отсутствие притворства; умение говорить правду в глаза; и, конечно, умение острить.
Вывод. (Учитель) Да, фраза Чацкого, к сожалению, верна: «Молчалины блаженствуют на свете». Все так: из Твери – в Москву. Чины. Обласкан Хлестовой, Татьяной Юрьевной. Порок не наказан. Люди, подобные Чацкому, часто живут с терзающим сердцем. Неслучайно статья И. А. Гончарова так и названа «Мильон терзаний». Это «новые люди» своего времени, которые, действительно, служат Отечеству, а не прислуживаются сильным мира сего. Они не могут не покорить своих современников: столько в них ума, страсти, человечности! И полное отсутствие притворства! Их уже много, этих чистых людей с чистыми мыслями: Автор «Слова о полку Игореве», Радищев А. Н. , А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, Н. А Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, А. Блок, В. Маяковский, А. И. Солженицын, Д С. Лихачев … Но их должно быть еще больше, и тогда жизнь станет иной.
4. В чем видят счастье Фамусов, Скалозуб, Чацкий и другие персонажи пьесы?
Ответы-тезисы:
Фамусов – в богатстве.
Скалозуб – в карьере («довольно счастлив я в
товарищах своих …»).
Молчалин – карьера, почести, богатство («что б
награжденья брать и весело пожить»). Чацкий – в
человеческом достоинстве.
5. Кто самый счастливый, кто самый одинокий из
героев, самый трагический?
Самый счастливый – Чацкий. Самый одинокий герой
– Софья (?), Чацкий – (?), по-своему каждый. Самый
трагический – Чацкий (?), Софья (?). Все сошлось на
одном образе, отвечающем вопросу, – образе
Чацкого.
Молчалин как будто пригвожден к позорному
столбу. (Софья «Не подличайте, встаньте…»).
Разрушена сооруженная с таким трудом лестница к
чинам, знатности и богатству. Погибла надежда
через сердце женщины добыть себе карьеру. Но
выбросят ли его из дома, где он незаменим?
Откажется ли от него общество, где даже капризная
Хлестова зовет его «дружком»? Да и узнает ли
Москва о скандале? Ведь Софья давно привыкла
скрывать от всех свои радости – вряд ли она
расскажет и о горе. Скорее всего обвинен будет
Чацкий, гнев и обида направятся против него. («Ах!
Этот человек – причина моего всегдашнего
расстройства …»).
Для того, чтобы участники диспута увидели
величие Чацкого и ничтожество Молчалина, мы
обратились к тексту, к инсценировке комедии, а на
выводах не будем настаивать. Пусть каждый для
себя сделает свой вывод. Сценарий этого урока
рождался в процессе совместного творчества:
привлечение романа Стендаля «Красное и черное»,
написание монологов Молчалина, Ж Сореля, Чацкого.
У комедии А. С. Грибоедова нет конца, потому что на
фамусовском:
«Ах! Боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексеевна!»
Все должно только начаться, а не закончиться. Но, безусловно, эта комедия будет современна всегда. Ф. М. Достоевский говорил: «Настоящее искусство – это искусство, которое всегда современно, насущно, полезно! «Эту пьесу, бесспорно, можно назвать настоящим искусством.
Кем быть? Каким быть? – это выбор и наших дней.
В качестве домашнего задания можно предложить темы сочинений:
1. «Ум мнимый и подлинный» (читая «Горе от ума» А.
С. Грибоедова).
2. «Молчалины блаженствуют на свете!»
3. «Почему не состарился до сих пор грибоедовский
Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров).