Цель занятия:
1. Составить программу самовоспитания лучших личностных качеств.
Задачи:
- Познакомить с рассказом М. Зощенко “Аристократка”; художественными приемами, создающими образы главных героев произведения.
- Совершенствовать навыки анализа литературного произведения; умение видеть достоинства и недостатки в себе и окружающих людях и верно их оценивать.
- Воспитывать в себе лучшие личностные качества, отталкиваясь от полученных на занятии результатов.
Проблемное задание: Перед нами сегодня стоит задача составить программу самовоспитания ценных качеств личности, необходимых будущему педагогу, отталкиваясь от результатов, полученных на занятиях.
Содержание кейса.
1. Материал для ознакомления.
- М. Зощенко. Рассказ “Аристократка”.
- Школьный толковый словарь
- Фрагменты статьи В. П. Муромского “Гордое и печальное имя Зощенко”. Писатель в зеркале критики. Журнал “Литература в школе” №12/2008.
2. Ключевое задание.
- Основная задача
- Проблемный вопрос 1
- Этапы работы над проблемным вопросом
- Проблемный вопрос 2
- Этапы работы над проблемным вопросом
3. Дополнительная информация.
- Дополнительная информация для работы над проблемным вопросом 1.
- Позиции для проведения сравнительного анализа
- Дополнительная информация для работы над проблемным вопросом 2.
- “Портреты” героев, полученные в результате анализа литературного произведения и собственных наблюдений
- Программа самовоспитания JI. Н. Толстого
4. Список литературы.
Методические рекомендации
Уроки проведены в рамках авторской технологии “Перспектива” Т. А. Прищепа. Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.
Обучающиеся должны осмыслить материал кейса и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам.
Студентки должны познакомиться с содержанием кейса заранее, так как главная цель занятия - составить программу самовоспитания ценных качеств личности, необходимых будущему педагогу. Работу на занятии организую в творческих группах. Первые 10 минут занятия занимают организационный момент, объяснение принципов работы в рамках новой для нас технологии. На аналитическую работу: “рисование портрета” героя эпохи Зощенко и “портрета” нашего современника отвожу 30 минут занятия. Сопоставление героев эпох - 15-20 минут и формулирование вывода 7-10 минут. Следующие 25 минут студентки создают программы самовоспитания, исходя из полученных результатов, обсуждают их, при необходимости корректируют. Следующая часть занятия планирую провести в рамках авторской технологии Т. А. Прищепа “Перспектива”. Она занимает 40 минут. У преподавателя остается 5 минут на подведение итогов занятия.
Преподаватель может варьировать время, отведенное на проведение отдельных этапов занятия в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.
Краткое описание хода занятия
Вступительное слово преподавателя. Мы с вами являемся членами социума, а, значит, носителями тех качеств личности, которые присущи всем членам нашего общества. Всякое время выдвигало свои требования к человеку, формировало своего “героя”. На уроках литературы мы встречались с несколькими героями разных эпох и отмечали присущие им черты. В первой части нашего занятия мы подведем итоги наблюдениям над характерными чертами героев эпохи 20-30-х годов прошлого века. И сделаем это на материале рассказа М. Зощенко “Аристократка”. Далее мы сравним получившийся “портрет” с “портретом” нашего современника, отметим, какие черты есть и у нас с вами.
Ключевое задание. Для того, чтобы быть педагогом, необходимо обладать целым рядом положительных качеств, которые мы либо уже воспитали в себе, либо еще не успели этого сделать. Для воспитания нужных нам качеств личности мы составим программы самовоспитания, обсудим положительные и отрицательные стороны наших программ.
Очень надеюсь на то, что вы воспользуетесь составленными программами для того, чтобы воспитать в себе значимые для будущей профессии личностные качества.
Проблемный вопрос 1. Каким предстает перед нами новый герой новой эпохи?
Этапы работы над проблемным вопросом.
- Кто такой аристократ?
- Литературные герои - аристократы. Каковы их жизненные позиции?
- Детали портрета аристократки из одноименного рассказа М. Зощенко.
- Детали портрета рассказчика из рассказа М. Зощенко “Аристократка”.
- Детали портрета моего современника.
Дополнительная информация. Для создания “портретов” героев времени разных эпох и их сравнения предлагаю следующие позиции:
- внешний вид;
- речь;
- поступки, свидетельствующие о гражданской позиции.
Герой эпохи Зощенко явно проигрывает в аристократизме героям Л. Н. Толстого, своим самолюбованием несколько напоминает П. П. Кирсанова из романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, но в отличие от этого героя, он действует.
Далее происходит создание и сравнение “портретов” героев Зощенко и нашего современника, формулирование выводов. Студентки приходят к выводу, что наш современник (их ровесник, разумеется), к сожалению, мало чем отличается от героя времени Зощенко. Следовательно, необходимо заниматься самовоспитанием ценных качеств личности.
Проблемный вопрос 2. Какие ценные качества личности мы будем в себе воспитывать? Как мы будем это делать?
Этапы работы над проблемным вопросом.
- Какие лучшие качества личности вы можете назвать?
- Присущи ли названные качества героям Зощенко? Нам с вами?
- Какие ценные качества мы будем в себе воспитывать?
- Как мы будем это делать?
- Составьте программу самовоспитания личности на основании полученных результатов. Для составления программы воспользуйтесь дополнительной информацией.
Вторая часть занятия проводится по технологии “Перспектива”.
Создаются четыре творческие группы. Каждая из
групп работает в определенной ролевой позиции: новаторы,
оптимисты, пессимисты, эксперты.
представляют свою программу
самовоспитания личности остальным студенткам
группы;
Технологией предусматриваются четыре этапа по 10 минут. 5-7 минут на выступление новаторов, 3-5 минут на выступления оптимистов, пессимистов, экспертов, после чего происходит смена ролевых позиций. Таким образом, на каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем - оптимистов, далее - пессимистов и, наконец, экспертов.
Критерии оценивания ответов
Выступления НОВАТОРОВ
Полнота ответа.
- Ответ полный, убедительно обоснованный - 2 балла
- Ответ неполный, недостаточно убедительно обоснованный, пессимисты делали дополнения - 1 балл
Доказательность.
- Ответ аргументирован, проиллюстрирован примерами из кейса, личного опыта - 2 балла
- Ответ недостаточно аргументирован или проиллюстрирован примерами из кейса, личного опыта - 1 балл
Правильность речи.
- Речь выступающего правильная, логичная, не содержит слов-“сорняков”, необоснованных повторений - 2 балла
- Речь выступающего содержит слова-“сорняки”, необоснованные повторы, другие нарушения - 1 балл
Выступления ОПТИМИСТОВ
Полнота ответа.
- Ответ полный, убедительно обоснованный - 2 балла
- Ответ неполный, недостаточно убедительно обоснованный отмечены не все положительные стороны выступления группы новаторов - 1 балл
Доказательность.
- Ответ аргументирован - 2 балла
- Ответ недостаточно аргументирован - 1 балл
Правильность речи.
- Речь выступающего правильная, логичная, не содержит слов-“сорняков”, необоснованных повторений - 2 балла
- Речь выступающего содержит слова-“сорняки”, необоснованные повторы, другие нарушения - 1 балл
Выступления ПЕССИМИСТОВ
Полнота ответа.
- Ответ полный, убедительно обоснованный, есть существенные дополнения к выступлению НОВАТОРОВ - 2 балла
- Ответ неполный, недостаточно убедительно обоснованный, нет дополнений к выступлению группы новаторов - 1 балл
Доказательность.
- Ответ аргументирован - 2 балла
- Ответ недостаточно аргументирован - 1 балл
Правильность речи.
- Речь выступающего правильная, логичная, не содержит слов-“сорняков”, необоснованных повторений - 2 балла
- Речь выступающего содержит слова-“сорняки”, необоснованные повторы, другие нарушения - 1 балл
Критерии оценивания носят рекомендательный характер, и педагог может разработать свою систему оценки работы обучающихся.
В ходе работы заполняется таблица
Группы | Новаторы | Оптимисты | Пессимисты | Итого |
1 группа | ||||
2 группа | ||||
3 группа | ||||
4 группа |
Подведение итогов занятия
- Чему мы с вами научились на уроке?
- Какие значимые качества личности стоит воспитывать в первую очередь?
- Каким образом мы будем это делать?
Список литературы
- Вольпе Ц. Искусство непохожести. – М., 1991 г.
- Жолковский А. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. – М., 1999 г.
- Муромский В. П. “Гордое и печальное имя Зощенко...”. Писатель в зеркале критики. Журнал “Литература в школе”. 12’ 2008 год.
- Зощенко М. “Аристократка” (любое издание).
- Толстой Л. Н. Дневники (любое издание).
- Школьный толковый словарь (любое издание).
- Шкловский В. О Зощенко и большой литературе//Шкловский В. Гамбургский счет: Стаьти – воспоминания – эссе (1914 – 1933). – М., 1990 г.
Приложение 1
Муромский Вячеслав Петрович. “Гордое и печальное имя Зощенко”. Писатель в зеркале критики.
Литература в школе. №12/2008
...Судьба уготовила Зощенко особую роль в истории русской литературы. Своим творчеством 1920-х годов он совместил, на первый взгляд, несовместимое — революцию, разрушительную по своей сути стихию, и юмор. Писатель показал смешные стороны быта и нравов, казалось бы, далеко не смешного исторического времени. Он заставил людей смеяться тогда, когда им было вроде бы совсем не до смеха.
...В качестве главного средства изображения человека переломной эпохи Зощенко избрал его язык, подслушанный в самой жизни и слегка утрированный писателем. Сатирическая маска, найденная им, отличалась завидным постоянством и закрепила в памяти читателей образ легко узнаваемого “зощенковского персонажа”. Его главный отличительный признак — “идиотизация речи” [1, с.177], создающая особый комический эффект. Зощенковский герой вполне мог бы сказать о себе: “язык мой — враг мой”, ибо он саморазоблачает своего носителя. Изобретательность Зощенко в “комизме слова” [7, с.419] воспринималась современниками как верный признак самобытности и неповторимости его таланта.
...Несомненная заслуга Зощенко в том, что он распознал отнюдь не очевидную и даже крамольную для его времени истину: никакие революции не могут насильственно, в “ударном порядке” изменить внутреннюю природу человека, его психологию, хотя и претендуют на это. ...Но чем дальше, тем больше Зощенко убеждался в прочности и неизменности человеческой натуры. Точнее, мещанской (как тогда было принято говорить) её разновидности, способной к мимикрии, но в основе своей незыблемой даже в условиях экстремальных исторических обстоятельств.
...Живя в эпоху бурных революционных событий, Зощенко [...] не мог не видеть противоречий между желаемым и сущим, между провозглашёнными идеалами и средствами их достижения, между расхожими лозунгами эпохи и реальным положением вещей. Своими юмористическими и сатирическими рассказами писатель отчётливо давал понять устроителям новой жизни, с какими людьми им придётся иметь дело и каких невероятных усилий потребует их перевоспитание в новом духе.
...Сегодня творчество писателя воспринимается с особым и неизменным интересом, поскольку злободневная тематика, как справедливо заметил А. Жолковский, “поставлена на фундаментальную основу вечных проблем человеческого состояния (condition humaine), причём, по всей вероятности, сознательно” [2, с.27].
...Зощенко ценен для нас не только своими произведениями, но и оригинальностью своей творческой личности, устремлённой прежде всего к самопознанию. Эта особенность писателя в современном зощенковедении всё более раскрывается как нарастающая и доминирующая в его творчестве.
...Зощенко ныне — общепризнанный классик сатирического жанра. [...] “Смешное” и “серьёзное” в его творчестве переплелось в уникальном сочетании и взаимодействии. Сложная и тонкая природа зощенковского смеха включает в себя жалость и сострадание как выражение подлинного гуманизма и демократизма писателя.
...Время подтверждает, что Зощенко по-прежнему актуален, потому что герои его — зощенковские персонажи — отнюдь не вымерли. Они продолжают жить, хотя и в несколько иной модификации, чем при жизни писателя, и пока нет ни малейших признаков их скорого исчезновения.
Приложение 2
Правила жизни Льва Николаевича Толстого.
- Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное. Спи как можно меньше.
- Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно.
- Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив.
- Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь.
- Повторяй вечером все то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала.
- Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче.
- Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия.
- Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества.
- Придумывай себе как можно больше занятий.
- Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь кончить один.
- Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность.
- Довольствуйся настоящим.
- Ищи случаев сделать добро.
- Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой.
- Избегай непотребных девиц (идиома моя - Е. Ершова) и пьяниц.