Зачем человек живет на земле?
Как на этот вопрос ответил А.П.Чехов своей жизнью?
Тип – мастерская коллективного творческого дела
Формы – творческая группа, коллективная, индивидуальная.
Методы – словесный, наглядный, проблемный.
Цели:
обучения
- расширение и углубление знаний о Чехове – человеке, писателе.
развития
- развивать творческие способности учащихся, стремление к успешной самореализации;
- развитие познавательного интереса;
- развивать умение работать в группе, коллективно, уважать мнение товарища.
воспитания
- воспитывать уважение к классике;
- способность формированию нравственных убеждений;
- подготовка к осознанному выбору будущей профессии.
Оборудование:
1. Выставка произведений А.Чехова
2. Фотогазета, плакаты.
3. Творческие альбомы учащихся.
4. Мультимедийная презентация.
5. Художественные тексты.
Задание на опережение:
- познакомиться с биографией писателя, его творчеством, мемуарной литературой, критическими статьями;
- выписать высказывания известных людей в творчестве Чехова, о нем самом;
- подготовить творческие альбомы с иллюстрациями
- подготовить выступления по теме мероприятия.
Прогнозируемый результат: использование полученных в ходе КТД знаний и умений в дальнейшей практической деятельности.
Ход занятия
Учитель: сегодня воспитание является приоритетным направлением в образовании. А это значит, что все происходящее не случайно. Какими станем мы, каким станет наше будущее, зависит от нас самих. В рамках проекта “Живая классика” учащиеся школы предлагают вам, дорогие гости, посетить мастерскую коллективно творческого дела.
Ведущий 1. Мастерская – это производственное помещение. Так говорит словарь Сергея Ивановича Ожегова. Но мастерская школьника – это особое место, где можно творить, экспериментировать, получать опыт, решая учебные задачи в группе, коллективно, индивидуально. А самое главное: в мастерской есть место творчеству и свободе выбора того дела, которое тебе по душе.
Принцип “От известного к неизвестному” объединил сегодня писателей, сотрудников библиотеки, художников-оформителей, актеров, специалистов из разных областей наук и просто любителей русской классики.
Ведущий 2. - Зачем человек живет на земле?
- Что достойно осуждения, а это необходимо воспитывать в себе?
- Какие человеческие качества более всего ценны в людях?
Личность и творчество замечательного русского писателя А.П.Чехова помогут нам найти ответы на эти и многие другие вопросы.
В его записной книжке есть заметка: “Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь, вроде этого, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно”. С уверенностью можно сказать, что жизнь Чехова не прошла бесследно: его дела живут с нами. Чтобы убедиться в этом, отправляемся в библиотеку, где можно узнать много интересного о творчестве писателя, посмотреть фотогазету и альбому учащихся, выполненных по мотивам чеховских рассказов, посетить книжную выставку.
Не зарастает к Чехову тропа...
Ведь классика обладает неоценимым качеством: она заражает нас высокой духовностью, очищает душу, заставляет задуматься над жизнью. Произведения писателя служат воспитанию наших чувств, человеческих качеств в самом высоком смысле.
Фотогазета “Чехов в фотографиях”. Перед нами портреты писателя разных лет. Здесь мы видим Чехова-подростка, затем гимназиста; Чехова-студента и практикующего врача, маститого литератора. Но все эти фотографии объединяет одно – одухотворенность, утонченность облика писателя.
Выставка книг.
Книги для выставки подбирались по трем позициям: время и место написания, тематика, жанр.
Здесь представлены рассказы, хорошо знакомые нам с детства, написанные для детей, а также произведения, созданные Чеховым позднее. Драматургия писателя представлена сборником “Пьесы”. Словом, на выставке есть все, чтобы удовлетворить вкус самого взыскательного читателя. И особое предложение: небольшой рассказ Т.Толстой “Любовь и море” о загадочном пассаже в человеческом рассказе “Дама с собачкой”. Очень интересно!
Ведущий 1. Литературная деятельность А.П. Чехова началась в 80-е годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Все творчество писателя – это призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Именно поэтому он писал о “футлярной жизни”, бездуховности и равнодушии человека, писал о любви и мотыльковой, ускользающей красоте. В Розанов в литературоведческой статье “Наш “Антоша Чехонте” очень точно сказал: “Чехов довел до виртуозности, до гения обыкновенное изображение до гения обыкновенное изображение обыкновенной жизни. “Без героя” - так можно озаглавить все его сочинения и про себя добавить, не без грусти: “Без героизма”. И как характерно, что самый даже объем рассказов у Чехова – маленький. Какая противоположность многотомным романам Достоевского, Гончарова; какая противоположность вечно героическому, рвущемуся в небеса Лермонтову”.
Ведущий 2. Еще обучаясь в гимназии, Антон Павлович выпускает рукописный журнал с карикатурами “Заика”, где помещает первые литературный опыты-комедии. В петербургском журнале “Осколки” печатает рассказы “Барыня”, “Жалобная книга”, “Толстый и тонкий”. В 1886 году выходят в свет сборники юмористических произведений “Пестрые рассказы”, “Невинные речи”. Только с 1884 по 1888 год им было написано и опубликовано более 350-ти произведений разных жанров: рассказ, водевили, комедии. За сборник рассказов “В сумерках” писателю присуждается Пушкинская премия. Книга “Остров Сахалин” стала результатом поездки Чехова на остров. Более поздние рассказы “Убийство”, “Учитель словесности”, “Человек в футляре”, “Попрыгунья” и многие другие отразили стремление писателя охватить всю жизнь человека, проследить поворотные моменты в развитии личности.
Как, например, в рассказе 1899 года “Дама с собачкой”. И хотя финал рассказа остался открытым, мы понимаем, что хотел сказать нам автор: шанс измениться, стать лучше есть у каждого из нас. Посмотрим театральный этюд в 2-х действиях. А лучше понять переживания героев помогут нам музыка из одноименного кинофильма, рассказчик и аудиозапись в исполнении актера театра и кино Алексея Баталова (Приложение 2, приложение 3).
Ведущий 2. Огромное место в творчестве писателя занимают драматургия и Московский Художественный театр. Популярные сегодня пьесы “Чайка, “Дядя Ваня”, “Три сестры” и “Вишневый сад” вошли в литературу под названием “Новая драма”. Она вырастает на общественном пробуждении в период наступления нового столетия и нового общественного подъема. У самого писателя складывается особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия, а значит в них нет счастливых людей. Чехов показывает своих героев не в борьбе за достижение целей, а в передвижении противоречий бытия.
И.Бунин Памяти Чехова.
В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости.
Художник К.А.Коровин.
Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, - от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты...Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какай-то добрый дед, к которому хотелось прийти и спросить о правде, спросить о горе, и поверить ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души. Антон Павлович был прост и естественен, он ничего из себя не делал, в нем не было ни тени рисовки или любования самим собой. Прирожденная скромность, даже застенчивость всегда были в Антоне Павловиче.
Чехов: Аудиозапись (Приложение 4). Мой отец, купец третьей гильдии, Павел Егорович Чехов. Мать Евгения Яковлевна. Я родился третьим ребенком в семье 16 января 1860 года. Город Таганрог тогда был обычным заштатным городском Российской империи. Общий уклад был как везде с лавками, трактирами, ежегодной шумной ярмаркой, смотром гарнизона в табельные дни, пустырями, заросшими бурьяном, масляными фонарями и местным дурачком на бойком перекрестке. Длинная Полицейская улица, где я родился, одним концом упиралась в грязную площадь, другим выходила на высокий обрывистый морской берег. В разгар летней навигации пароходам и парусникам со всего света было тесно в гавани. Крупная торговля накладывала отпечаток на всю жизнь и предоставления жителей города. Этого “краешка” Европы было достаточно, чтобы ощутить, как “грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен заштатный российский город, и навсегда получить отвращение к этой лени и грязи. Полученное врачебное образование укрепило во мне это отвращение. Поэтому и сформировался у меня вкус к изяществу и европейским формам жизни.
Ученик: Позднее Чехов напишет о себе издателю Суворину: “Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании...с еченный, ходивший по урокам без галош...любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая”.
Архивариус: Сохранилось несколько писем Чехова-гимназиста к родным. В них отражаются его взгляды и убеждения.
11-летнему брату Михаилу он пишет в ответ на его письмо:
“Дорогой брат Миша! Письмо твое получил. Не нравится мне одно: зачем ты величаешь свою особу “ничтожным и незаметным братишкой”. Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, быть одинаковыми. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность...”
Ученик: уже в юношеские годы Чехов не извинял некультурности, невоспитанности, отказывал в уважении тем, кто не стремился к развитию своих способностей, пренебрегал ими. В письме к старшему брату Николаю он подробно раскрыл свой кодекс воспитанности: воспитанные люди, писал он, уважают человеческую личность, а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не рисуются, не пускают пыль в глаза меньшей братни. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пикквика и вызубрить монолог из Фауста. Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час.
Ученик: Чехов с юношеских лет упорно работал над собой, над своим характером. Они писал о том, что привык сдерживать свой от природы резкий, вспыльчивый характер, “ибо распускать себя порядочному человеку не подобает”.
Бунин. “Сдержанность Чехова, - вспоминал Бунин, - свидетельствовала о редкой силе его натуры. Кто, например, слышал от него жалобы? А причин для жалоб было много. Он начал работать в большой семье, терпевшей в пору его молодости нужду, и работал мало что за гроши, но еще и в обстановке, способной угасить самое пылкое вдохновение: в маленькой квартирке, среди говора и шума, часто на краешке стола, вокруг которого сидела не только вся семья, но еще несколько человек гостей – студентов. Но никто и никогда не слыхал от него сетований на судьбу.
Может быть, это еще и потому, что Антон Павлович любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение, был наделен прекрасным чувством юмора, которое помогало ему в жизни своей неугомонной веселости, он приобщал всех. А его письма? Возвращает он приятелю на время взятый у него сюртук и пишет: “ Желаю, чтобы он у тебя женился и народил множество маленьких сюртучков”. Или: “Если не приедете, то желаю вам, чтобы у вас на улице публично развязались тесемки...” В его маленьких произведениях, например, рассказе “Радость”, та же веселость, хотя говорится в нем о серьезном. Смотрим театральную юмореску. Аудиозапись (Приложение 5).
Ученик 1. С приездом Антона Павловича в Москву жизнь семьи Чеховых изменилась к лучшему. Антон Павлович стал студентом-медиком. В письме, посланном из Москвы в феврале 1879 года, мать, Евгения Яковлевна, писала: “...Скорее кончай в Таганроге учение да приезжай, пожалуйста, скорее, терпенья не достает ждать, и непременно по медицинскому факультету иди, уважать меня, самое лучшее занятие...”
После окончания университета в 1884 году Антон Павлович вместе с семьей уехал на лето в небольшой город Воскресенск. Практиковал в земской больнице уже как врач. В середине лета он переехал в Звенигород, чтобы замещать заведующего больницы.
В последние студенческие годы и в первые годы врачебной практики Чехов втайне от всех работал над историей врачебного дела в России.
Ученик 2. Чехов очень много времени отдавал своим пациентам. Казалось совершенно естественным, что иной раз, когда его близкие и гости только что собирались в столовую к утреннему чаю, Антон Павлович возвращался от больного, к которому его вызывали ночью.
У земства было мало средств, и Антон Павлович взялся собирать их. Он объезжал соседних фабрикантов и помещиков и убеждал их дать средства на борьбу с холерой. В результате его деятельности на фабриках стали строить бараки для больных, улучшились санитарные условия, в которых жили рабочие.
Все, кто близко знал его, вспоминают, как много в нем было жадности и доброты к людям.
Всем своим творчеством Чехов воспитывал в читателе чувство ответственности перед народом. Этим чувством было вызвано его решение поехать на Сахалин.
К поездке писатель готовился тщательно. Читал книги по истории, этнографии, уголовному праву, метеорологии, изучал литературу о тюрьмах.
Чехов прожил на Сахалине 2 месяца. Он писал родным: “Я вставал каждый день в 5 часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли, что мною многое еще не сделано. Я объездил все поселения, заходил во все избы и говорил с каждым. При переписи мною записано около десяти тысяч человек каторжных и поселенцев. Другими словами, на Сахалине не т ни одного каторжного или поселенца, который не разговаривал со мной. Я видел голодных детей. Церковь и школа существуют только на бумаге, воспитывают детей только среда и каторжная обстановка”.
После возвращения из этой поездки Чехов стал работать над книгой “Остров Сахалин”. Ужасающая правда, которую рассказал писатель, взволновала читателей не только в России, но и за границей. По всей России был проведен сбор пожертвований на приюты, школы, библиотеки для сахалинских детей. Правительство было вынуждено командировать на Сахалин комиссию, чтобы проверить данные, сообщенные Чеховым. Следствием этого явилось улучшение жизни ссыльных, были отменены и телесные наказания.
Ученик: “Мой “Сахалин” - труд академический, писал Чехов. – Медицина не может теперь упрекать меня в измене... И я рад, что в моем беллетристическом гардеробе будет висеть и сей жесткий арестантский халат”.
Ученик: в Ялте, в Доме-музее А.П.Чехова, хранится медный колокольчик с вырезанной по металлу надписью “Остров Сахалин”.Пост Александровск, 1889 год”, это подарок писателю от одного из каторжников.
Ученик: Серди писем, полученных Чеховым, есть одно от ссыльнокаторжного, в нем сказано: “...Телка, которою вы меня наградили в 90-м году, растет... Смотря на то животное, ежедневно благодарю Вашей милости т вечно буду благодарить Вас за такую великую для меня, несчастного человека, сделанную Вами награду. Хоменко, 21 сентября 1891, Сахалин”
Ученик: в феврале 1892 года Чехов купил усадьбу в Мелихово недалеко от Москвы и переехал туда со своей семьей.
Усадьба состояла из запущенного сада, земли со множеством пустырей и неуютного дома. Вся семья взялась дружно за работу: кто занялся садом, кто огородом, кто посевами. Через год усадьбу нельзя было узнать.
Писатель говорил, что для него нет большего удовольствия, чем следить, как цветок “лезет из земли, как старается – и потом пышно расцветает”. Когда Чехов уезжал, то заботился о цветах, как об оставленных детях. Из-за границы он писал сестре: “До моего приезда не обрезайте розы. Срежьте лишь стебли, которые замерзли зимой или очень больны, но осторожно: имей в виду, что больные иногда выздоравливают”.
Ученик: И на Белой даче, в солнечной Ялте, куда писатель переезжает в последние годы жизни, он высаживает своими руками настоящий ботанический сад: тополя, кипарисы, кедры, пирамидальные акации и, конечно, садовые цветы. Эта красота, подаренная писателем людям, и сегодня радует нас.
И вот мы уже на Белой Даче, в Ялте, в саду, посаженном писателем.
Ученик: Для Чехова не существует только внешней красоты, не озаренной красотой внутреннего содержания. Ценны его слова: “ В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Ценность каждого человека, по мнению Чехова, определяется его отношением к труду. Лень, бездеятельность губительны для человека и несовместимы с красотой и правдой жизни. Сам писатель доказал это своим примером.
Ведущий: много теплых слов прозвучало сегодня в адрес писателя. Произведения Чехова, история его жизни многому учат:
- воспитывают культуру человеческих чувств
- воспитывают отвращение к пошлости и грубости, хамству и холопству
- учат уважать человека в себе и в других
- учат помогать людям
- учат тому, что нельзя жить мелкой жизнью, что жизнь без высокой цели не настоящая жизнь
- Чехов – врач – Чехов – писатель – Чехов – служитель спешил делать добро. Короткая жизнь, но долгая, добрая память: библиотека, школы, дороги, мосты, сады. Он украшал землю и жизнь вокруг себя.