СЛАЙД 1. С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.
Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты. Считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Даже далекий от идей поэтов “серебряного века”, Валерий Брюсов, являясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, в своём возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы.
В стихотворениях Анны Ахматовой практически в каждом раннем стихотворении встречается огромное количество фиалок, лилий, георгин и маргариток. Александр Сергеевич Пушкин хранил всю жизнь гелиотроп, подаренный ему Анной Керн.
СЛАЙД 2. У всех народов, во всех странах мира цветок - символ прекрасного, эталон красоты. Природа оказалась щедрой в своем творчестве и создала удивительный мир цветов. Как изящна их форма, бесконечно разнообразны размеры, источаемые запахи, многоцветна палитра красок! Белизну первого снега и синь полуденного неба, алый цвет крови и золото солнечного тепла, розовые тона утренней зари и сиреневую прохладу сумерек словно впитали в себя нежные, трепетные лепестки. Цветы сопровождают нас от первого дня жизни до последнего, придают нарядность и уют дому, украшают наши будни, делают ярче и радостнее праздники, смягчают горе. Сейчас трудно представить облик планеты без цветущих растений.
Цель работы: выяснить, какую роль играют цветы в литературе.
Задачи:
1. Собрать и проанализировать информацию по теме “Цветы в литературе”.
2. Оформить собранную информацию на диске “ Цветы в литературе”.
СЛАЙД 3. Цветы - сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы - символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный “Цветком жизни”, установлен под Санкт-Петербургом, в память о детях, погибших во время блокады.
СЛАЙД 4. Роза. “Благоухая, розы рассказывают сказки”, - писал Гейне. “Живая молния!” - воскликнул Блок, когда увидел среди кустов пунцовую розу. “Как луч зари”, - назвал Лермонтов раскрывшийся на рассвете алый бутон. “Расцвела роза в роще, и с ее появлением все цветы получили новую жизнь”,- замечал Грибоедов. “Ярко-радостными” показались молодому Брюсову цветы после майской грозы. “Пусть роза сорвана - она еще цветет...” - это Надсон. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе Блока ассоциируется с розами и Иисусом Христом из поэмы “Двенадцать”:
В белом венчике из роз
Впереди - Иисус Христос.
СЛАЙД 5. Фиалка. И.С.Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Фиалка была любимым цветком М.Н.Ермоловой. Горячо любил и воспевал фиалки А.А.Блок. Ночное благоухание фиалок, признавался Ф.И.Тютчев, наполняло его душу “невыразимым чувством таинственности и погружало в состояние благоговейной сосредоточенности”. Блок - автор поэмы “Ночная фиалка”, написанной в 1906 году. Поэмы, где реальность слита с книжной романтикой, снами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты.
СЛАЙД 6. Ландыш.
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши - символ чистой и беззаветной любви. Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, Н.М.Карамзина, И.А.Бунина, А.И.Куприна, и И. Е. Репина, и Софьи Ковалевской...
СЛАЙД 7. Тюльпан. Французский поэт XVIII столетия Буажолен написал о тюльпане целую поэму: “Метаморфоза Тюльпана”, где он воспевает, подражая Хафизу, чудную, обворожительную девушку, повелительницу его сердца; а Александр Дюма-отец - поэтический роман “Черный Тюльпан”, в котором изображает роль этого цветка в Голландии. Но немецкие писатели смотрят на него как на цветок без души, цветок внешней красоты, эмблему пустой, гоняющейся только за нарядами, женщины. Афшпрунг говорит о гордой красавице:
Как тюльпан, ты прелестна лицом,
Но и как тюльпан, ты пуста.
Клейст в своем стихотворении “Весна” относится к нему дружелюбнее, но Гёте говорит о тюльпане так: “Не благоговей никогда перед пустым призраком”. Герою романа М. Шолохова “Тихий дон” виделся в роковую для него весну тюльпан багряно-чёрного цвета.
СЛАЙД 8. Гиацинт. Многие поэты упоминали гиацинт в своих стихах. Так, знаменитый поэт Фирдоуси сравнивал волосы персидских красавиц с лепестками гиацинта:
Её уста благоухали лучше, чем лёгкий ветерок,
А гиацинтоподобные волосы приятней, чем скифский мускус...
У Н. Бараташвили есть стихотворение “ Гиацинт и странник”, которое начинается словами:
Гиацинт, где былая яркость твоя?
День ли, ночь - всё пред ней забывалось на свете,
Где поляну дурманившая струя
Аромата, которым дышали соцветья?
СЛАЙД 9. Сирень. Особенно прекрасна сирень в сумерки, которые выявляют разнообразие ее оттенков. В. Набоков: “На крайней дорожке парка лиловщина сирени... переходила в рыхлую пепельность по мере медленного угасания дня... никогда не изнывал я от таких колдовских чувств, как перед сереющей сиренью”. Один из писателей сказал: “Цвет времени начала ХХ века приобретает сиреневый оттенок. Что-то таинственное кроется в сирени: с одной стороны, сирень - и краса и радость жизни”, с другой, напоминает о быстротечности жизни. В чем дело - сразу не скажешь. Может, в бесчисленных маленьких крестиках-цветочках блеклых тонов?
СЛАЙД 10. Шиповник.
Постарайся угадать, кто такие братьев пять?
Двое бородаты, двое - без бороды,
А последний, пятый, выглядит уродом:
Только справа борода, слева нету и следа.
Кто не знает этот детский стишок-загадку? Но мало кто догадывается, что оригинал сего сочинения был написан в незапамятные времена по-латыни, а уж с нее переведен на русский и другие языки. Стишки с теми же самыми словами есть и по-английски, и по-немецки. А разгадка у них довольно странная - это цветок розы, у которого под пятью нежными лепестками расположены пять жестких чашелистиков, два из которых по краю перисто рассечены, два - с ровным гладким краем, а один - с боковыми перышками только по одной стороне.
СЛАЙД 11. Хризантема. В 1920 году в нашу страну приехал американский писатель Герберт Уэллс. “Россия во мгле”- так назвал Уэллс свою книгу о тех днях. И всё-таки Уэллс, при всём своём скептицизме, не мог не заметить, как в трудное и голодное время русские люди тянулись к красоте. “Во всём Петрограде,- писал он,- осталось, пожалуй, всего с полдюжины магазинов. Есть государственный магазин фарфора, где за 700 или 800 рублей я купил как сувенир тарелку, и несколько цветочных магазинов. Поразительно, что цветы до сих пор продаются и покупаются в этом городе, где, большинство оставшихся жителей почти умирает с голоду, и вряд ли у кого-нибудь найдётся второй костюм или смена изношенного и залатанного белья. За 5000 рублей - примерно 7 шиллингов по теперешнему курсу - можно купить очень красивый букет больших хризантем”.
СЛАЙД 12. Мимоза. Мимоза - предсказатель судьбы героев. “Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве”. Так описывает герой знаменитого романа М. Булгакова - “Мастер и Маргарита” - свою первую встречу с Маргаритой. Дотошные литературоведы выяснили: Маргарита несла “мимозу”. Ведь именно этот цветок появляется в Москве в первые дни весны.
СЛАЙД 13. Наперстянка. У писательницы Агаты Кристи в одном из рассказов написано, что в доме английского аристократа был званый обед. По какой-то ошибке слуги вместе с шалфеем для салата нарвали много наперстянки. Зелень смешали с луком, нафаршировали уток, падали к столу. Все гости заболели, некоторые серьёзно, а одна девушка даже умерла.
СЛАЙД 14. Лютик.
Лютик – простенький цветочек,
Всюду он цветёт:
На лугах и между кочек посреди болот.
Н. Холодковский
Печальную историю Ромео и Джульетты, известную ныне всему миру, Шекспиру помог поведать известный английский ботаник Шерард, который увлекался разведением лютиков. “Яды лютиков, - утверждал он, - совсем не опасны, и если умело использовать их силу, то яд можно обратить себе на пользу”.
СЛАЙД 15. Лавр. Там лавр растёт, жестколист и трезв... М. Цветаева
Историк Светоний пишет, что Юлий Цезарь ни одну из своих наград не ценил так высоко, как лавровый венок. Лавр может убивать. Мёд, который собирают дикие пчёлы в лавровых кущах, для человека смертелен. Это его упоминал А. М. Горький в рассказе “Рождение человека”.
СЛАЙД 16. Алоэ. О том, что столетник цветёт лишь однажды, когда достигает ста лет, писал Гейне в очерках “ Путешествие на Гарц”.
СЛАЙД 17. Папоротник.
Накануне Иванова дня
Собирал я душистые травы,
Я почуял, что ниже меня
Ароматом душевной отравы...
А. Блок
Гоголь писал: “ Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудо! Движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звёздочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся... словно пламя, осветив и другие возле себя...”. Предания утверждали, что в это время растения приобретают магическую, колдовскую силу.
СЛАЙД 18. Любка.
В день троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен.
Умильно на пучок зари
Они роняли слёзки три.
Пушкин превосходно знал народные обряды и не случайно упомянул о троицином цветке, когда описывал в романе “ Евгений Онегин” патриархальный быт Лариных. В дневнике известного русского этнографа и цензора И. М. Снегирева осталась такая запись от 24 сентября 1826 года: “Был А. Пушкин, котор. Привёз мне как цензору свою пьесу “ Онегин”, ч. п. ... Сказывал мне, что здесь в некоторых местах обычай Троицкими цветами обметать гробы родителей, чтобы прочистить им глаза...” Куприн называл именем этого цветка один из своих рассказов - “Ночная фиалка”. “Есть в средней России, - пишет Куприн,- такой удивительный цветок, который цветёт только по ночам в сырых болотистых местах и отличается прелестным кадильным ароматом...” Это о том же милом цветке любке.
СЛАЙД 19. Жасмин. В дневнике (1951) М. М. Пришвина читаем: “20 июня. Среда. Именины Л. Жасмин цветёт... жасмин теперь пахнет о том, чего не было, и я теперь нюхаю это и радуюсь, что у меня теперь есть что-то своё и что даже самый жасмин вырос из нашей любви. Он вырос как приманка сделать что-то своё из того, чего не было”. А у Б. Пастернака:
Я от тебя устаю:
Ты прячешь губы в снег жасмина,
Я чую на моих тот снег,
Он тает на моих во сне.
СЛАЙД 20. Мать-и-мачеха. “ Мать-мачеха хлопает по ветру своими бледно-зелёными листьями. Снизу они белы, пушисты и мягки, как прикосновение материнской руки. Сверху зелёны и холодны, это - мачеха... - замечал В. Г. Короленко. - Похожи её листья на копытный след, и блестящий верхней стороной холодят, а нижней войлочной – согревают...”.
Как бодрит и веснодействует
Цвет мать-мачехи ярчайший!
Синеву мы пьём небесную из глубокой весночаши...
В. Боков
СЛАЙД 21. Одуванчик. Быль, рассказанная Михаилом Пришвиным: “Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой. Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами. Детьми, и вместе с нами вставали...”
СЛАЙД 22. Нарцисс. Иван Сергеевич Тургенев написал в 1867 году в альбоме Полины Виардо, какой цветок ему больше нравится - нарцисс. Нарцисс - символ любви счастливого брака. Им также восхищался Шекспир, очаровательно описавший его в своей трагедии “Буря”, Эдгар По, описавший его, как один из цветков той “ долины многоцветных трав”, где ему удалось испытать райскую любовь, а Шелли в его “Мимозе” мы находим такое его описание:
Любовью тюльпан и горчинка зажглись,
И дивный красавец, влюбленный Нарцисс,
Расцвел над ручьем и глядит на себя.
Пока не умрет, бесконечно любя...
СЛАЙД 23. Гвоздика. Первые упоминания гвоздики встречаются в восточной литературе периода Хан в Китае под названием “специя куриного языка”. “Всех глаз прекрасней, всех звёзд светлее”,- писал о гвоздике Гёте. Гете говорит: “Гвоздики! Как вы прелестны! Но все вы схожи, едва отличишь одну от другой, и я не знаю, какую выбрать”.
СЛАЙД 24. Мята.
По горбику тесной межи
Иду и дышу ароматом
И мяты, и зреющей ржи.
В. Брюсов
СЛАЙД 25. Лотос. В Древнем Египте лотос считали цветком богини плодородия Изиды и бога солнца Озириса. “ Много лотоса в Ниле - быть урожаю”, - говорили жрецы. Скипетр - знак власти египетских фараонов - делался в виде цветка лотоса на длинном стебле, цветок и бутоны лотоса чеканились на монетах. На гербе Египта видим и сейчас пять цветков лотоса.
СЛАЙД 26. Колокольчик. “...запах колокольчика, простого, дикого, белого колокольчика, и я вижу: вдали идут мальчик и девочка в белой панамке, и у неё длинные чёрные ресницы. Но ведь и я в них, в этих детях, и моё чувство пространства, космоса тоже в них. Вот что такое запах колокольчика в моём воображении”. Эту запись оставил много лет назад в своём дневнике академик Виктор Николаевич Филипьев, крупнейший учёный-кибернетик. Человек может увидеть огромный мир в маленькой песчинке и небо - в чашечке колокольчика. Колокольчик - символ болтливости.
СЛАЙД 27. Лилия. Лилия - символ чистоты и непорочности, символ совершенства женщины. Лилия получила свое название от древне галльского слова “Ли-Ли”, что значит “белый-белый”. По библейской легенде, этот цветок вырос из слез Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Ее дарили невесте.
Я лилий нарвала прекрасных и душистых,
Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых,
Пила я аромат и счастье, и покой.
И сердце трепетно сжималось, как от боли,
А бледные цветы качали головой,
И вновь мечтала я о той далекой воле,
О той стране, где я была с тобой.
А. Ахматова
СЛАЙД 28. Бальзамин. Упоминание о нём можно найти в литературе. В пьесе А. Н. Островского “За чем пойдёшь, то и найдёшь” главный герой носит фамилию Бальзаминов. А Достоевский в повести “Бедные люди” начинает рассказывать грустную историю Макара Девушкина с письма: “Вижу, уголочек занавески у окна вашего загнут и прицеплен к горшку с бальзамином...”
СЛАЙД 29. Василёк. Повесть Льва Толстого “Хаджи Мурат” начинается с описания букета полевых цветов. Об краски васильков писатель замечает: “...ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость...”
СЛАЙД 30. Анютины глазки. Поэт Николай Рубцов сложил об этих цветах такие стихи:
По утрам умывались росой,
Как цвели они! Как красовались!
Но упали они под косой.
И спросил я: “а как назывались?”
И мерещилось многие дни
Что-то тайное в этой развязке:
Слишком грустно и нежно они
Назывались - “анютины глазки”.
Анютины глазки - символ постоянства, верности, мудрости.
СЛАЙД 31. Камелия. Камелия, этот чудный по своей форме, по красоте своих, как бы из воска сделанных, лепестков и своих гладких, блестящих, темно-зеленых толстых листьев цветок, имеет какой-то безжизненный вид, вид как бы искусственно сделанного растения. Он в одно и то же время прельщает и отталкивает. Его считают все красивым, но бездушным - эмблемой тех красивых, но бессердечных женщин, которые не любя, завлекают, разоряют и губят молодежь и которых потому называют его именем. Название это происходит не прямо от цветка, а от героини известного романа А.Дюма-сына “Дама с камелиями”. Рассказ этот и назван романом, но в основе своей имеет истинную историю, где цветок играл не последнюю роль. Мари Дюплесси - выдающаяся красавица, которой увлекался весь Париж и которую знали даже люди, не имевшие к ней никакого отношения, по букету чудных камелий, без которого она никогда не появлялась в дни первых представителей в театрах. При этом камелии не всегда были одинакового цвета. Двадцать пять дней в месяце они были белые, и пять дней красные. Какая тому была причина, никто не знал, и она так и осталась тайной, которую Мари Дюплесси унесла с собой в могилу... Камелия - символ постоянства, грусти, печали, символ холодности и бесчувственности.
СЛАЙД 32. Подсолнух.
В ежовых сотах,
Семечками полных,
Жёсткий стан прикрыв,
Над тыквами цветёт,
Король-подсолнух,
Зубцы короны к солнцу обратив.
В. Катаев
СЛАЙД 33. Вереск. Вереск – символ одиночества. Когда-то из верескового мёда делали чудодейственный напиток, тайна приготовления которого теперь утеряна. Легенду об этом рассказал нам шотландский писатель и поэт Роберт Стивенсон.
Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще мёда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьёй
Малютки - медовары
В пещерах под землёй...
СЛАЙД 34. Сон- трава. “Все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми сон...” - это писал С.Т.Аксаков в “Детских годах Багрова-внука”. “Киево-Печерский патерик” - древнерусский литературный памятник – рассказывает и другое. Ходит будто бы по храму бес в образе воина и лепок в ленивых монахов бросает. К какому цветок пристанет, тот про службу забывает и сразу засыпает. Словом, бесовский цветок...И ещё предание – уже из скандинавского эпоса “Эдда”: “Положили под голову Брунгильды сон – траву, она тут же и заснула...”
СЛАЙД 35. Рута. В “ Гамлете” Шекспир рассказывал: утратившая рассудок Офелия, раздавая всем цветы, оставляет себе руту как символ скорбной памяти и – последней надежды, с которой не в силах расстаться.
СЛАЙД 36. Аленький цветочек. Сказка “Аленький цветочек” была написана С.Т.Аксаковым для внучки Оленьки. Сюжет сказки о заколдованном юноше и о девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его, - один из самых распространённых фольклорных сюжетов. Полевую гвоздику исстари называли “аленьким цветочком”.
СЛАЙД 36. Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются - вечны. И как сказал Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлёве:
Остаться можно в памяти людской
Не циклами стихов и не томами прозы,
А лишь одной-единственной строкой:
“Как хороши, как свежи были розы!”