Урок литературы по теме "Веселые сказки о Шише Б.В.Шергина"

Разделы: Литература


Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить с некоторыми фактами биографии Б.В.Шергина.
  • Познакомить со сказками о Шише, помочь увидеть их своеобразие.
  • Поработать над текстом сказки “Рифмы”.
  • Помочь увидеть связь народной сказки со сказками Шергина.

Развивающие:

  • Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, обогатить словарный запас, расширить кругозор.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному краю, её природе, людям;
  • Воспитывать художественный вкус и внимательное отношение к художественному слову.

Оборудование:

  • портрет Б.В.Шергина;
  • выставка детских рисунков “Весёлые сказки Б.В.Шергина”;
  • выставка книг Б.В.Шергина.

Учащиеся класса разделены на группы при подготовке домашнего задания: “Художники”, “Биографы”, “Писатели”, “Актёры”, “Лингвисты”.

ХОД УРОКА

Сказки о Шише – “скоморошья эпопея о проказах над богатыми и сильными мира сего”.
Шелестова З.А.

I. Формулировка целей урока.

Наш урок называется “Весёлые сказки о Шише Бориса Викторовича Шергина. Эпиграф к уроку “Сказки о Шише – “скоморошья эпопея о проказах над богатыми и сильными мира сего”.

- Как вы думаете, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке, что вы узнаете?

(Учащиеся формулируют цели урока.)

II. Слово учителя.

- Вы когда-нибудь видели живого сказочника?

Сегодня мы узнаем о таком человеке. Он жил-был не в сказке, не за лесами, за морями, за высокими горами, а родился в городе Архангельске, в Соломбале, на берегу Северной Двины. Это Борис Викторович Шергин.

- Обратимся к фотографии Шергина. Каким вы видите его?

(Он в обыкновенной деревенской рубахе и старинного покроя пиджаке. У него белоснежная борода, высокий лоб; одухотворённое лицо излучает мудрость и вместе с тем простоту и значительность. Он похож на северного крестьянина.)

- Вот каким он запомнился современникам (читается отрывок из статьи Владимира Личутина “Душа неизъяснимая”):

“В убогой каморе, невдали от окна, завешанного солдатским одеялом, на узкой железной койке сидит старец: у него громадный, изжелта-бледный лоб, коего уже редко касается дневной свет, тонкий благородный нос и поясная серебряная борода... У Шергина согбенная высохшая фигурка, окутанная длинной рубахой, но от широко распахнувшихся, слегка подголубленных слепых глаз, коих глубину не покидает живая мысль, от всего одухотворённого лица исходит та постоянная радость, которая мгновенно усмиряет...”.

Творчество Б.В.Шергина связано с его родиной – Архангельской землёй, с нашим с вами краем. Его называют северным писателем.

- Расскажите, что вы узнали о жизни Шергина, готовясь к этому уроку.

III. Слово группе “Биографов”.

Родился Борис Викторович в городе Архангельске в поморской семье. Дом Шергиных стоял близко от реки, подле Немецкой слободы, в Соломбале. “Комнатки в доме были маленькие, низкие, будто каютки; окошечки коротенькие, полы жёлтенькие, столы, двери расписаны травами... С потолков птички растопоршились деревянные – отцово же мастерство” [1].

Отец был замечательным рассказчиком. “Виденное и читанное отец умел пересказать так, что оно навсегда оставалась в памяти”, - вспоминал Шергин.

Талантливым сказочником и певцом былин был друг и названный брат отца Пафнутий Осипович Анкудинов – один из тех, у кого Шергин учился сказывать старины.

Мать будущего писателя родом была из семьи потомственных кораблестроителей. Она знала и любила народные сказки и песни. “ Маменька мастерица была сказывать, как жемчуг, слово у неё катилось из уст”, - вспоминал Шергин.

Так что с детства Борис Викторович впитал “складное, красовитое” слово отцов и дедов, знал поморские песни и предания, былины и сказки.

В годы учёбы в гимназии Шергин и сам стал прекрасным рассказчиком. Писатель Бражнин, чьё детство и юность прошли в Архангельске, рассказывал, как однажды он, тогда ученик реального училища, попал на вечер в гимназию и там увидел: в углу одной из комнат “сидел круглолицый, румяный паренёк и что-то рассказывал. Вокруг него сидели, придвинувшись вплотную, человек двадцать и слушали, глядя ему в рот. Я вошёл, чтобы послушать, о чём идёт речь, - думал, побуду минутку-другую и, если скучно, уйду. Но я не ушёл и побыл не минутку-другую, а застрял основательно и надолго”.

С детства Борис Викторович страстно любил рисовать. Он срисовывал в свою тетрадь иллюстрации из книг и журналов, занимался резьбой по дереву. Эта любовь к самобытному народному искусству привела Бориса Шергина в Москву, в Строгановское художественное училище. Он начинает “делить жизнь” между Москвой и Севером, приезжая домой лишь на каникулы. Север на всю жизнь остался для Шергина большой любовью.

Большую часть жизни писатель прожил в Москве, но почти все его произведения посвящены родному краю. Сердцем и помыслами Шергин был устремлён в родные края. “...Дивно мне, что и здесь, у второй родины..., на пороге старости, живу я опять оконцами на Север, опять в стогодовалом доме, опять сквозь узор деревьев сияют мне весенние зори утром и вечером. Дохнул ветерок. Может, он с Севера, с дальних полей”, - так писал Борис Викторович в своём дневнике.

Он так и жил всю жизнь – “окнами на Север”.

В Москве Шергина заметили. Оценили не только способности художника, но и прекрасное знание народного слова, умение петь былины, талант сказочника.

В 1924 году выходит первая книга писателя “У Архангельского города, у корабельного пристанища”. Второй сборник увидел свет в 1930 году. Он был назван “Шиш московский”, именем главного героя шергинских сказок.

Давно уже нет в живых Шергина, прожил он 77 лет, умер в Москве в 1937 году. Но книги его до сих пор живут с нами. В одном из шергинских сказов есть такие слова: “Поживи для людей, поживут и люди для тебя!” Жил Борис Викторович для людей, щедро жил, без оглядки, оставил нам свои книги в поученье, да в увеселенье.

IV. Слово учителя:

Сказки Шергина имеют особую природу. Шергинская сказка – это сказка литературная, тесно связанная с народным искусством. Это своего рода фольклорно-литературная сказка.

- Как же Шергин сказки писал и сказывал?

Шергин сказки свои не записывал, а сначала рассказывал. Шергин был настоящим сказителем. Он ценил устное слово. Он мог не только рассказывать, но и петь свои произведения. “И только каждое словечко на место становилось, переносил он сказку на бумагу. Помнил он свои истории от первой буквы до последней. Бывало сидит Борис Викторович у печки, сказку сказывает, а на коленях у него кот калачиком свернулся. Вполглаза смотрит, вполуха слушает... А чудеса-то, чудеса в сказках шергинских, как чёрный жемчуг, пригоршнями рассыпаны”.[2] Слова в сказках удивительные, яркие.

Шергин создаёт оригинальный сказочный цикл “Шиш московский”.

- Кто герой этих сказок Шергина? Каким он предстаёт перед читателем?

(Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный. Шергин говорит о нём: “Братья – мужики степенные, а он – как Саврас без узды”. Саврасый – это лошадиная масть. Раньше лошадей такой масти называли Саврасками. Если нет у Савраски узды, значит, он свободен. Вот таким и предстаёт Шиш в сказках Шергина – Саврас без узды. Он неуправляемый.)

- Откуда Шиш взялся в сказках Шергина?

(В годы Ивана Грозного шишами называли бродяг, бывших беглых холопов. “Жестокие налоги, жестокая барщина заставляли крестьян убегать от помещиков, жечь усадьбы”.[3] Прототипом шергинского Шиша послужил Шиш из народных сказок, широко бытовавших в Поморье. Шергин собрал более ста сказок о Шише. В его обработках Шиш представлен весёлым и радостным.)

- А вот и он. Что же он нам расскажет?

V. Выступает ученик в роли Шиша:

Цынцы-брынцы,
Балалайка,
Балалайка, заиграй-ка!
Тень, тень – потетень,
Ветер стонет целый день.
Туна-на, туна-на,
Ходит по морю волна.
Здравствуйте, гости дорогие!
Я острослов и озорник,
Я весельчак и выдумщик,
Плут я и бродяга.
Наказан мною и не раз
Жадина да скряга.
Прозывают меня Шиш,
Хохол у меня рыж,
Как у кошки, глаза горят,
Лукаво до зорко на мир глядят.
Один голубой, другой, как смородина.
Ой!
Нос кверху! Вот я парень какой!
А уж врать, ребята, горазд,
Ох, и поговорю сегодня всласть!
Небылицу расскажу,
Вас потешу, рассмешу. [4]

VI. “Шиш” рассказывает сказку “Рифмы”.

VII. Слово учителя.

- Каких героев из народных сказок напоминает Шиш?

(Шиш напоминает крестьянина, а также солдата из бытовых сказок, а ещё Иванушку-дурачка. Он храбр и находчив, как солдат, трудолюбив, как крестьянин. Он тоже, как Иванушка, совсем не дурак, он умный, ловкий, всегда оставляет в дураках тех, кто хочет его обмануть. Но если Иванушка с помощью чудесных сил всегда побеждает в борьбе со злом, то Шишу часто приходится расплачиваться за свои проделки.)

- Справедливо ли поступил Шиш, обидев мужика?

(Он оскорбил хозяина лошади обидными рифмами в адрес его родственников, поэтому ему пришлось слезть с телеги и идти пешком. Он, конечно, не хотел мужика обидеть, он просто хотел поиграть. Он не любит молчать. Шиш “только тогда молчит, когда спит”.)

- Как повёл себя мужик, послушав Шиша?

(Мужик, послушав Шиша, сам научился рифмам. Он возвращает Шишу его насмешки с требованиями слезть с лошади.)

- Что роднит сказку Шергина с народной?

(Использование зачина и концовки.)

- Найдите зачин и концовку в сказке “Рифмы”.

Как видите, у Шергина в сказке необычные для народных сказок зачин и концовка.

- Какова главная мысль сказки “Рифмы”, почему она так называется?

(Сказка содержит моральный урок, необычный для этого жанра: “Если тебя добрый человек везёт на лошадке, то сиди молча, а не придумывай всяких пустяков”. Надо уметь вести себя с незнакомым человеком. )

- Какие произведения устного народного творчества напоминают рифмы Шиша?

(Рифмы Шиша по содержанию и по строению напоминают забавные поговорки, пословицы и частушки, в которых всегда имеет место шутка, насмешка или народная сатира. Таким рифмам, которые сочинял Шиш, научиться несложно.)

Шергин писал: “В северной области нашей страны и до сих пор можно услышать от крестьян анекдоты о Шише, о его злых, подчас грубых, шутках, о его весёлых проделках над барами”.

VIII. Группа “Актёры” показывает сценку по сказке “Шиш – сказочник”. (Действующие лица: сказочница, Шиш, хозяин, хозяйка, работник)

IX. Слово учителя.

- Каков Шиш в этой сказке?

(Находчивый, удачливый человек Шиш. Он быстро придумал, как ему остаться на ночь. Обхитрил всех, и ему удалось поспать. Но потом он два часа бежал от дома без оглядки, так как заставил всех ночью рассказывать сказки.)

Сказки о Шише объединены общим действующим лицом. Цикл даёт представление о биографии героя и даже о том, как развивается этот образ, чего не бывает в фольклорных произведениях. Проходя через все трудности, Шиш становится взрослее, мудрее, прибавляет в ловкости и смекалке. Сказочная эпопея о Шише наполнена юмором.

- А что вы узнали из других сказок Шергина о Шише? Чем они вам понравились?

Послушаем отзывы о сказках, подготовленные группой учащихся.

X. Учащиеся читают свои отзывы. ( Группа “Писатели”)

  • “Наш пострел везде поспел”
  • “Доход не живёт без хлопот”
  • “Шишовы напасти”
  • “И поят, и кормят, и спину порют”.

XI. Слово учителя.

- Каков язык сказок Шергина?

В произведениях Шергина встречается много таких слов, которые употреблялись в наших северных краях, но сейчас почти забыты.

XII. Выступление группы “Лингвисты”. (Они объясняют некоторые слова из сказок Шергина)

(Паужна – еда между обедом и ужином (как в полдник. Глядень – возвышенная часть берега, гора на берегу, откуда открывается широкий вид на море. Блазнить – мерещиться. Тулиться – прятаться, укрываться. Ошкуй – белый медведь и др. слова).[5]

Сказки о Шише насыщены пословицами, поговорками, меткими народными речениями. Вот примеры: “Ходил Шиш, сапоги топтал, вёрсты мерял”; “Чья слава лежит, а Шишова впереди бежит”; “Людей бы на ум, а Шиша на дело”; “У Шиша увёрток – что в лесу повёрток” и другие.

- Группа художников создала рисунки к сказкам Шергина и подготовила выставку. Они расскажут, каким представлен Шиш в этих сказках, и над чем Шергин смеётся.

XIII. Группа “Художники” представляют свои рисунки и “защищают” их.

Рисунки к сказкам:

  • “Шиш и трактирщица”
  • “Шиш показывает барину нужду”
  • “Тили-тили”
  • “Куричья слепота”
  • “Шиш пошучивает у царя”
  • “Шти”

XIV. Вывод урока.

Сказки о Шише – это “скоморошья эпопея о проказах над богатыми и сильными мира сего”, как писал Шергин. Эти сказки заставили хохотать всю страну. Казалось, что вернулась скоморошья, балаганная культура. Из уст Шиша прозвучало живое поморское слово. Сказки искрятся здоровым народным юмором. Всё это благодаря самобытному таланту писателя Шергина. Эти сказки помогут вам лучше узнать свой северный край, его культуру, его народ.

XV. Домашнее задание:

Сегодня на уроке вы услышали, как сочинял рифмы Шиш, попробуйте сами подготовить материал к конкурсу-игре “Кто больше придумает рифм, подражая Шишу”.

Список литературы.

1. Шергин Б.В. Детство в Архангельске. // Шергин Б.В. У Архангельского города. – Архангельск, 1985.

2. Шергинские посиделки “Из Поморья в Лукоморье”: [Сценарий] // “Солнечный зайчик в душе человека”: (По следам фестиваля “Полярное сияние” 2002 -2004, МУК ЦБС г. Архангельска. – Архангельск, 2004

3. Овчинникова Л. Фольклорно – литературные сказки как составная часть отечественного литературного процесса 20-50-х гг. XXв. (Б.В.Шергин) // Русская словесность. – 2002 - №3 – с.15-20

4. В гостях у Шиша: [ Инсценировка сказки Б.Шергина].- Архангельск, 1998

5. Сказитель земли Поморской: (литературно – краеведческий вечер) / Сост. И.В.Погрибная; МУ “Котласская ЦБС”.- Котлас, 2003 – 7с.