Литература
-
"Людей неинтересных в мире нет" (к 80-летию со дня рождения В.М. Шукшина) 2009
На уроке дан краткий анализ творчества В.М. Шукшина, небольшая биографическая справка и обзор творчества Василия Макаровича Шукшина как режиссера.
-
Урок-суд. "Суд над Печориным". По главе "Бэла" из произведения М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2009
Благодаря театрализованным урокам занятия литературы становятся незабываемыми. Арт-урок раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способы самовыражения. Такой урок предоставляет возможность детям удовлетворить жажду действий. Здесь само собой идет соединение телесного и духовного в учении школьника.
-
Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…" 2009
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком.
-
Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в рассказах А.П. Чехова 2009
Главное в уроке – раскрыть для студентов мир А.П. Чехова, писателя и человека. Показать общество, которое видел А.П.Чехов, его несостоятельность, духовное банкротство.
-
Программа "Талант читателя" 2009
Программа "Талант читателя" направлена на воспитание творческого читателя, его художественного вкуса, понимания эстетической сущности и ценности произведений литературы, что составляет подлинное богатство духовной культуры народа и усиливает, таким образом, ее воздействие на формирование нравственно зрелой личности школьника-читателя.
-
"Человек и природа в произведениях литературы". Урок-размышление 2009
Предлагается описание урока-размышления. Урок поможет выяснить, как взаимоотношения человека и природы отражены в произведениях литературы, какие проблемы поднимают поэты и писатели; докажет учащимся, насколько актуально звучит экологическая проблема.
-
Урок чтения по теме "В.Бианки "Ноябрь". Творчество Т.Белозерова" 2009
Урок чтения направлен на развитие правильного, осознанного чтения; умения выражать свое отношение к прочитанному; отвечать на вопросы полным ответом.
-
Открытый урок литературы "Любовная лирика С.Есенина" 2009
Любовная лирика С.Есенина для учащихся всегда интересна, но одновременно сложна для самостоятельного понимания, осмысления. Предлагаемый урок помогает учащимся познакомиться с текстами стихов поэта, увидеть динамику развития любовной лирики, а также способствует формированию познавательной активности и читательской позиции учащихся.
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 3-й этап — "Бал в Дворянском собрании" 2009
Это заключительный этап проекта, когда ребята уже изучили эпоху начала XIX века. Во время бала участники узнают о бальных традициях той эпохи, танцуют, участвуют в бальных развлечениях. Бал позволяет раскрыть творческие способности учащихся, создает атмосферу праздника в духе лучших традиций русской культуры. Красивые костюмы, классическая музыка, вальс и полонез - все это позволяет почувствовать атмосферу того времени.
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 2-й этап — "Конкурс знатоков" 2009
Второй этап проекта продолжает начатое исследование истории Отечественной войны 1812 года. Игра строится как конкурс знатоков. От каждого класса выбирается команда из 6 человек, остальные участвуют в подготовке и в игре со зрителями. Материал для подготовки и примерный круг тем выдаётся участникам заранее. Во время игры знатоки применяют полученные знания.
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 1-й этап — "Московский" 2009
Первый этап посвящён отражению Отечественной войны 1812 года в названиях московских улиц, в памятниках архитектуры Москвы, в живописи. Дети, которым помогают кураторы из числа учителей истории и литературы, заранее готовят своё выступление. На самой же игре команды не только представляют свои работы, но и отвечают на вопросы других команд. Проект рассчитан на возраст 13–14 лет.
-
Урок "Встреча с поэтами" 2009
Острее почувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время ее хрупкость, ранимость, сердцем понять, что природа нуждается в бережном отношении, защите со стороны человека, так важно, в возрасте, когда закладываются устои нравственности. На уроке звучат стихи, используются элементы "урока-концерта".
-
"Черты характера героя и его поведение в лесу" (по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2009
На уроке идет знакомство с творчеством В.П. Астафьева; обогащение духовного мира школьников. Проводится аналитическая работа с текстом и его осмысление.
-
Урок-суд над помещиками из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2009
Очень интересно и необычно произошло знакомство с помещиками из произведения: через собственное творчество учащихся. Автор работы с ребятами решили разыграть небольшую сценку по мотивам произведения и "пригласили" в суд помещиков. Интеграция разных видов искусства нашла должный отклик в душах учеников.
-
Литературно-краеведческий маршрут "Иду в Калининград из Кенигсберга" 2009
Целью работы автор ставит исследование литературного процесса в регионе. Форма литературно-краеведческой экскурсии позволяет соединить туристическо-сервисный и литературный потенциал области. Учащиеся раскрывают образы исторических мест через видение поэта.
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе "Апология Плюшкина" 2009
Задачи урока: проанализировать главу о Плюшкине из поэмы Н.Гоголя "Мёртвые души"; соотнести авторскую и читательскую позиции по отношению к Плюшкину.
-
Прошлое, настоящее и будущее на страницах повести А.И. Шеметова "Крик вещей птицы" 2009
Автором работы поставлена перед учащимися цель: найти в повести и понять те проблемы, которые волновали писателя, а в его лице и многих людей, живших в Хакасии в 60-е годы прошлого столетия.
-
Урок-конференция "Без любви и сострадания нет человека" (по рассказам Л.Улицкой) 2009
Актуальность урока заключается в новизне литературного материала. Литература 90-х годов ХХ века и начала ХХI века представлена в учебниках средней школы недостаточно. Поэтому высокий интерес учащихся к уроку обеспечивается его содержанием (творчество Л.Улицкой мало изучено), а также нестандартной формой.
-
Внеурочное мероприятие по литературному чтению в 3–4-х классах "Осенняя пора! Очей очарованье!.." 2009
Данное мероприятие может быть проведено и как урок внеклассного чтения в 3–4-х классах после изучения темы «Поэтическая тетрадь», и как внеурочное мероприятие среди параллелей 3-х или 4-х классов по теме «Осенняя пора». Урок является стартовым при проведении последующих мероприятий, объединенных в общий цикл «Литературно-поэтическая тетрадь».
-
М.Ю. Лермонтов в Тамани 2009
6 октября 1984 года в Тамани состоялось торжественное открытие памятника М.Ю. Лермонтову. Многие писатели России побывали в Тамани. М.Ю. Лермонтов останавливался здесь проездом в 1837 году, он описал эти места в повести "Тамань".
-
Изучение рассказов А.П. Чехова в 6-м классе КРО (VII вида) 2009
Цели урока – показать социальную структуру общества в данный период; борьба писателя против угодничества, чинопочитания, низкопоклонства; выявить авторскую позицию. Урок способствует воспитанию у детей отрицательного отношения к низкопоклонству, угодничеству, чинопочитанию способствует воспитанию у детей чувства собственного достоинства.
-
Анализ поэтического текста 2009
В статье представлен урок, направленный на формирование навыков анализа стихотворного текста на примере стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!». В ходе урока ученики подробно его разбирают, а дома пишут сочинение о своем восприятии стихотворения.
-
Разработка урока литературы "Бескорыстная любовь к обыкновенной земле" (по произведению К.Г. Паустовского "Мещерская сторона") с элементами исследования 2009
В рамках предложенного урока ученики, исследуя тексту, учатся анализировать художественный текст в единстве формы и содержания, развивают свой творческий потенциал, готовя буклет, рисунки и фильм, посвященные своему краю.
-
Урок-интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны "Час мужества" (7-й класс) 2009
На уроке звучат стихотворения о ВОВ, воспитывающие чувство патриотизма, уважения к людям, защищавшим нашу родину. Урок позволяет научить учащихся получить нужную информацию от людей, которым есть что рассказать о своей жизни.
-
Урок литературы в 11-м классе "Поэма А. Блока "Двенадцать" — гимн революции?" 2009
В систему урока входит закрепление понятия «символизм как литературное течение», расширение информации о жизни и творчестве А.Блока, анализ поэмы «Двенадцать». На уроке используются три презентации, две из которых являются творческими работами учащихся.
-
Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк". Глубокий интерес автора к человеку 2009
Одной из важнейших учебных целей курса литературы 6-го класса является формирование личностного отношения ученика к прочитанному. Задача учителя — показать, что возможны различные интерпретации одного и того же текста, но в любом случае они не должны расходиться с авторским замыслом. Решать эту задачу максимально эффективно помогают такие основные приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение.
-
Урок литературы: "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Идейный замысел комедии «Ревизор»" 2009
В рамках представленного в статье занятия ученики знакомятся с биографией писателя, участвуя в коллективной викторине, демонстрируют свои знания его произведений, подробно разбирают комедию "Ревизор".
-
"Литература. Время. Человек" (к изучению произведений Ф.М. Достоевского в средней школе) 2009
Чтобы как можно раньше начался путь познания окружающего мира, постижения искусства, становления прекрасного человека, нужно говорить о творчестве Ф.М. Достоевского с учащимися любого возраста. Разрабатывая цикл уроков, хотелось обратить внимание участников занятий на проблему взаимоотношения людей.
-
Идейно-художественная роль антитезы в рассказе И.А. Бунина "Холодная осень" 2009
В статье проанализирована идейно-художественная роль антитезы в произведении «Холодная осень» на уровне сюжета, композиции, хронотопа, пространства, системы образов, художественно-изобразительных средств; выявлены особенности «бунинской» антитезы. Материалы статьи могут пригодиться при подготовке уроков литературы в 11-м классе.
-
Гуманизм в поэзии С.А. Есенина (конспект урока литературы в 5–6-х классах) 2009
Основной целью урока является формирование у детей представлений об истинном назначении высокой поэзии: учить добру, милосердию, состраданию, "чувства добрые лирой пробуждать". Задача учителя доказать, что чтение стихотворений С.А. Есенина о животных – работа ума, сердца и души.