Литература
-
Медицинская тема в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2009
Приводится описание занятия, основанного на интеграции профессиональных и общеобразовательных дисциплин с включением элементов ролевой игры. Цель – активизировать самостоятельную учебную деятельность студентов и стимулировать мотивацию к изучению литературы.
-
Начинаем новую тему… 2009
Представленный материал представляет собой размышления учителя-словесника над тем, каким может быть начало изучения новой темы по литературе в старших классах, как могут вполне традиционные методы и приемы достигать главной цели – формировать читательскую культуру учащихся, приобщать их к гуманистическим идеалам великой русской литературы.
-
Понятие о былине 2009
Урок литературы в 7-м классе, на котором рассматривается понятие «былина», композиция былины, былинные герои, действие былины, ее изобразительно-выразительные особенности. Идет речь о двух циклах былин: киевском и новгородском – и об их сюжетной композиции. Большое внимание уделяется правильному чтению былины.
-
Интегрированный урок литературы. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" (5-й класс) 2009
Учитель знакомит учащихся с содержанием стихотворения "Бородино", обращает особое внимание на его художественные достоинства. Развивает у учащихся устную речь и навыки художественного анализа текста. Воспитывает интерес и уважение к героическому прошлому нашей Родины, к выразительному слову литературного произведения.
-
"Уроки Маяковского". Об исполнении стихов Маяковского 2009
Цель урока – помочь учиться овладеть искусством выразительного чтения стихов Маяковского, понять содержание его стихов и освоить их форму.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный КВН, посвященный творчеству А.С. Пушкина" 2009
Литературный КВН, посвященный творчеству А.С.Пушкина, проводится как внеклассное мероприятие, не требующее предварительной подготовки. Все задания для команд подобраны по произведениям Пушкина или связаны с творчеством поэта.
-
Урок-практикум по литературе в 8-м классе "Ах Невский… Всемогущий Невский!" 2009
Урок внеклассного чтения по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект".
-
"Теория Родиона Раскольникова" (урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2009
Занятие основано на активных формах обучения: элементах семинара, дискуссии, эвристической беседы, проблемной постановки вопроса. Оно позволяет развивать аналитическое мышление учащихся, навыки исследовательской работы; формировать культуру устной и письменной речи.
-
Рассказы А.П. Чехова 2009
Занятие включает в себя несколько частей: обзор творческой биографии, рассказ о личности писателя, краткая характеристика его художественного стиля, анализ рассказа "Ионыч". Оно основано на использовании разных методических приемов, которые позволяют активизировать и реализовать самостоятельную и творческую деятельность учащихся.
-
Урок-проект "Пьеса М.Горького "На дне" 2009
Данный урок изучается в курсе "Русская литература" 11-го класса. Методически урок построен грамотно, все этапы урока по времени соответствуют норме. Материал подается на достаточном уровне научности, с учетом возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем доступно, логично. Приведена самая необходимая терминология.
-
Интегрированный урок (литература + мастерство актера) по теме "Уроки взросления, становления личности в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" 2009
Интегрированный урок (литература + психология + мастерство актера) с включением презентации. Глубокий анализ текста художественного произведения помогает учащимся задуматься о мотивах своего поведения, осознать свои чувства, переживания через проекцию поступков героев. На уроке затрагиваются нравственные, психологические проблемы.
-
"И всей весенней красотою сияет русская земля" 2009
Целью интегрированного урока по химии и литературе было убедить учащихся, что науку надо принимать так, как говорил Д.И. Менделеев: «Наука только тогда плодотворна, когда воспринимается не только умом, но и сердцем». И поэтому в названии урока – строчки стихотворения Александра Блока.
-
Виды анализа лирического произведения 2009
В ходе подготовки и проведения данного урока у учеников формируются такие ключевые компетенции, как умение найти и систематизировать нужную информацию, умение самостоятельно и коллективно проектировать свою деятельность, умение доказать определенную точку зрения и эстетично её представить, умение анализировать и сравнивать.
-
Первая встреча с Владимиром Маяковским 2009
Тема «Творчество В.Маяковского» одна из самых сложных на уроках литературы, так как для учащихся этот поэт непонятен. Поэтому на первом уроке знакомства с Маяковским важно вызвать у читателей особые чувства к поэту-новатору: восхищение его талантом и уважение к человеку неординарному, такому разному в своих чувствах и действиях – быть огромным, которому все подвластно, и ранимым, который ищет помощи.
-
Урок литературы в 7-м классе "Будь судьбы своей капитаном" (по роману В.А. Каверина "Два капитана") 2009
13–14 лет – сложный возраст в жизни подростков, когда приходится самостоятельно постигать шкалу жизненных ценностей. Чтобы ученикам было легче находить образцы для подражания, мы обратились к роману В.А. Каверина «Два капитана». Работа над этим произведением предоставила нам широкие воспитательные возможности.
-
Урок внеклассного чтения "Приглашение к чтению". 6-й класс 2009
Разработка урока внеклассного чтения с использованием ИКТ. Цель урока – развитие у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера, формирование читательской культуры. На уроке каждый ученик может проявить себя и получить высокую оценку.
-
Опыт проведения урока внеклассного чтения в форме читательской конференции. "Романы Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан" и "Двадцать тысяч лье под водой" 2009
Конференция повышает интерес учащихся 6-8-х классов к жанру фантастики; пропагандирует уроки внеклассного чтения по зарубежной литературе, воспитывает у детей любознательность и прививает чувство ответственности за порученное дело.
-
Литературно-музыкальная композиция на стихи и песни поэтов и композиторов г. Кыштым Челябинской области 2009
Литературно-музыкальная композиция может быть использована в качестве основы любого региона. Материал подбирается таким образом, что можно его фрагментарно использовать на уроках, а также провести отдельное внеклассное мероприятие. Привлечение детей к творчеству местных деятелей искусства позволяет реализовать национально-региональный компонент.
-
Тема урока "Суд идет… Суд Истории" (по поэме А.Т. Твардовского "По праву памяти") 2009
Урок помогает произвести идейно-художественный анализ поэмы "По праву памяти", прокомментировать ее "узловые" темы, показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа, трагедию человека в тоталитарном обществе.
-
Конкурсный урок в 5-м классе, посвященный 210-летию А.С. Пушкина, на тему "Игра-путешествие по страницам сказок А.С. Пушкина" 2009
Урок должен обобщить и дополнить знания учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина.
-
План-конспект урока по литературе в 5-м классе. Тема: "Устный рассказ по картине, близкой к изучаемому произведению" ("Бежин луг" И.С. Тургенева и картина "Ночное" В.Е. Маковского) 2009
Цель данного урока – углубить и расширить знания учащихся по произведению И.С. Тургенева "Бежин луг". Показаны методические приемы учителя и действия обучаемых, направленные на достижение указанной цели.
-
Литературные чтения как форма внеклассной рабрты по литературе 2009
Статья о подготовке литературных чтений.
-
Лиро-эпическая историческая поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
Урок помогает показать своеобразие произведений Лермонтова, истоки которых — в народной поэзии.
-
Освоение внутреннего мира и самосовершенствование учащихся через психологический анализ литературного произведения 2009
В статье рассматриваются возможности литературы для формирования самооценки школьников, для самопознания и осмысления внутреннего мира человека через создание личностно ориентированных ситуаций на уроках литературы. Приводится конспект урока личностно ориентированной направленности в 11-м классе "Скрытая музыка" (Жизнь и творчество К.Бальмонта).
-
Две вариации на одну тему 2009
Одно из любимых занятий детей на уроках немецкого языка – стихотворные переводы. Некоторые дети именно с переводов начинают пробу пера. Почему трудно переводить стихотворный текст? Как создать произведение, делая перевод стихотворения? Дети сравнивают подлинник "Erlkonig" Гёте и его перевод – балладу В.А. Жуковского "Лесной царь", чтобы создать свой перевод.
-
Интернет-урок литературы "О, как убийственно мы любим…" (История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева) 2009
На уроке развивается связная монологическая речь обучающихся, умение аргументированно отвечать на вопросы учителя и поддерживать беседу, умение слушать классическую музыку и соотносить ее с лирикой. Ученики получают представление о любовной лирике Тютчева и навык чтения его стихов; создают презентации по определенным вопросам темы, используя Интернет-ресурсы.
-
Поурочное планирование по драме А.Н. Островского "Гроза" 2009
Материалы, представленные в разработке, кроме поурочного планирования, конспектов уроков, дают много дополнительного материала, который с успехом можно использовать на уроках литературы. Система уроков составлена с учетом базовых компонентов литературного образования и содержит различные типы заданий.
-
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Литература". Тема: "Базаров — нигилист?" 2009
Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся совместные рассуждения, поиски решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель учителя на данной лекции.
-
"Песни огненных лет". Урок внеклассного чтения в 7-м классе 2009
Урок проводился накануне Дня Победы. Он получился красочным и эмоциональным благодаря сочетанию видеоиллюстраций с музыкальными файлами. В презентацию включены не только взятые в Интернете плакаты и фотографии военных лет, но и фото из семейных архивов учеников.
-
Урок-музей по жизни и творчеству С.А. Есенина 2009
Мог ли кто тогда представить, что пройдут годы, и этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России. Глубинными корнями связан Есенин с родным краем, где он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, выплеснул душу в стихах. Музей открывает свои двери и приглашает вас окунуться в мир, где жил и творил поэт.