Литература
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 1-й этап — "Московский" 2009
Первый этап посвящён отражению Отечественной войны 1812 года в названиях московских улиц, в памятниках архитектуры Москвы, в живописи. Дети, которым помогают кураторы из числа учителей истории и литературы, заранее готовят своё выступление. На самой же игре команды не только представляют свои работы, но и отвечают на вопросы других команд. Проект рассчитан на возраст 13–14 лет.
-
Урок "Встреча с поэтами" 2009
Острее почувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время ее хрупкость, ранимость, сердцем понять, что природа нуждается в бережном отношении, защите со стороны человека, так важно, в возрасте, когда закладываются устои нравственности. На уроке звучат стихи, используются элементы "урока-концерта".
-
"Черты характера героя и его поведение в лесу" (по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 2009
На уроке идет знакомство с творчеством В.П. Астафьева; обогащение духовного мира школьников. Проводится аналитическая работа с текстом и его осмысление.
-
Урок-суд над помещиками из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2009
Очень интересно и необычно произошло знакомство с помещиками из произведения: через собственное творчество учащихся. Автор работы с ребятами решили разыграть небольшую сценку по мотивам произведения и "пригласили" в суд помещиков. Интеграция разных видов искусства нашла должный отклик в душах учеников.
-
Литературно-краеведческий маршрут "Иду в Калининград из Кенигсберга" 2009
Целью работы автор ставит исследование литературного процесса в регионе. Форма литературно-краеведческой экскурсии позволяет соединить туристическо-сервисный и литературный потенциал области. Учащиеся раскрывают образы исторических мест через видение поэта.
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе "Апология Плюшкина" 2009
Задачи урока: проанализировать главу о Плюшкине из поэмы Н.Гоголя "Мёртвые души"; соотнести авторскую и читательскую позиции по отношению к Плюшкину.
-
Прошлое, настоящее и будущее на страницах повести А.И. Шеметова "Крик вещей птицы" 2009
Автором работы поставлена перед учащимися цель: найти в повести и понять те проблемы, которые волновали писателя, а в его лице и многих людей, живших в Хакасии в 60-е годы прошлого столетия.
-
Урок-конференция "Без любви и сострадания нет человека" (по рассказам Л.Улицкой) 2009
Актуальность урока заключается в новизне литературного материала. Литература 90-х годов ХХ века и начала ХХI века представлена в учебниках средней школы недостаточно. Поэтому высокий интерес учащихся к уроку обеспечивается его содержанием (творчество Л.Улицкой мало изучено), а также нестандартной формой.
-
Внеурочное мероприятие по литературному чтению в 3–4-х классах "Осенняя пора! Очей очарованье!.." 2009
Данное мероприятие может быть проведено и как урок внеклассного чтения в 3–4-х классах после изучения темы «Поэтическая тетрадь», и как внеурочное мероприятие среди параллелей 3-х или 4-х классов по теме «Осенняя пора». Урок является стартовым при проведении последующих мероприятий, объединенных в общий цикл «Литературно-поэтическая тетрадь».
-
М.Ю. Лермонтов в Тамани 2009
6 октября 1984 года в Тамани состоялось торжественное открытие памятника М.Ю. Лермонтову. Многие писатели России побывали в Тамани. М.Ю. Лермонтов останавливался здесь проездом в 1837 году, он описал эти места в повести "Тамань".
-
Изучение рассказов А.П. Чехова в 6-м классе КРО (VII вида) 2009
Цели урока – показать социальную структуру общества в данный период; борьба писателя против угодничества, чинопочитания, низкопоклонства; выявить авторскую позицию. Урок способствует воспитанию у детей отрицательного отношения к низкопоклонству, угодничеству, чинопочитанию способствует воспитанию у детей чувства собственного достоинства.
-
Анализ поэтического текста 2009
В статье представлен урок, направленный на формирование навыков анализа стихотворного текста на примере стихотворения Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!». В ходе урока ученики подробно его разбирают, а дома пишут сочинение о своем восприятии стихотворения.
-
Разработка урока литературы "Бескорыстная любовь к обыкновенной земле" (по произведению К.Г. Паустовского "Мещерская сторона") с элементами исследования 2009
В рамках предложенного урока ученики, исследуя тексту, учатся анализировать художественный текст в единстве формы и содержания, развивают свой творческий потенциал, готовя буклет, рисунки и фильм, посвященные своему краю.
-
Урок-интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны "Час мужества" (7-й класс) 2009
На уроке звучат стихотворения о ВОВ, воспитывающие чувство патриотизма, уважения к людям, защищавшим нашу родину. Урок позволяет научить учащихся получить нужную информацию от людей, которым есть что рассказать о своей жизни.
-
Урок литературы в 11-м классе "Поэма А. Блока "Двенадцать" — гимн революции?" 2009
В систему урока входит закрепление понятия «символизм как литературное течение», расширение информации о жизни и творчестве А.Блока, анализ поэмы «Двенадцать». На уроке используются три презентации, две из которых являются творческими работами учащихся.
-
Рассказ И.С. Тургенева "Бирюк". Глубокий интерес автора к человеку 2009
Одной из важнейших учебных целей курса литературы 6-го класса является формирование личностного отношения ученика к прочитанному. Задача учителя — показать, что возможны различные интерпретации одного и того же текста, но в любом случае они не должны расходиться с авторским замыслом. Решать эту задачу максимально эффективно помогают такие основные приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение.
-
Урок литературы: "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Идейный замысел комедии «Ревизор»" 2009
В рамках представленного в статье занятия ученики знакомятся с биографией писателя, участвуя в коллективной викторине, демонстрируют свои знания его произведений, подробно разбирают комедию "Ревизор".
-
"Литература. Время. Человек" (к изучению произведений Ф.М. Достоевского в средней школе) 2009
Чтобы как можно раньше начался путь познания окружающего мира, постижения искусства, становления прекрасного человека, нужно говорить о творчестве Ф.М. Достоевского с учащимися любого возраста. Разрабатывая цикл уроков, хотелось обратить внимание участников занятий на проблему взаимоотношения людей.
-
Идейно-художественная роль антитезы в рассказе И.А. Бунина "Холодная осень" 2009
В статье проанализирована идейно-художественная роль антитезы в произведении «Холодная осень» на уровне сюжета, композиции, хронотопа, пространства, системы образов, художественно-изобразительных средств; выявлены особенности «бунинской» антитезы. Материалы статьи могут пригодиться при подготовке уроков литературы в 11-м классе.
-
Гуманизм в поэзии С.А. Есенина (конспект урока литературы в 5–6-х классах) 2009
Основной целью урока является формирование у детей представлений об истинном назначении высокой поэзии: учить добру, милосердию, состраданию, "чувства добрые лирой пробуждать". Задача учителя доказать, что чтение стихотворений С.А. Есенина о животных – работа ума, сердца и души.
-
Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, мелодическое богатство) 2009
Показательный (открытый) урок в 11-м классе знакомит учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня.
-
Конспект урока литературы в 9-м классе "История души человеческой" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2009
"Герой нашего времени" – первый в русской прозе "личный" (по терминологии, принятой во французской литературе) или "аналитический" роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография – жизнь и приключения, а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.
-
Тема урока: "Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". 6-й класс 2009
Цель урока – углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. На уроке происходит обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы). Формируются у школьников такие нравственные качества как честность, доброта, долг.
-
Слово в лирическом произведении. Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения И.А. Бунина "На окне, серебряном от инея…". 8-й класс" 2009
Литературно-лингвистический анализ лирического стихотворения позволяет интегрировать уроки русского языка, литературы, словесности, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки. Материалы урока могут быть использованы на уроках литературы в 11-м классе при изучении лирики И.А. Бунина.
-
Урок — педагогическая мастерская по рассказу Е.И. Носова "Трудный хлеб" 2009
Урок – педагогическая мастерская помогает школьникам учиться работать в коллективе, всматриваться в тайные причины поступков окружающих. Такой урок вызывает интерес учащихся к созданию творческой работы, помогает понять и принять законы гуманизма. Такая форма урока помогает не только нестандартно мыслить, но и высказывать свою точку зрения.
-
Нравственные ориентиры и учение Христа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2009
Урок помогает показать учащимся, что Достоевский видел путь нравственного очищения человечества через приобщение к христианству.
-
С.А. Есенин. "Песнь о собаке" 2009
Урок помогает увидеть, услышать, представить себе мир, созданный Есениным в стихотворении, совершенствовать интеллект учащихся через восприятие художественного произведения.
-
"Я сибирской породы…" (сценарий вечера-портрета) 2009
2009 год на Алтае объявлен годом Василия Макаровича Шукшина. В этом году ему бы исполнилось 80 лет. Мероприятие ставит цель: приобщиться к творческому наследию писателя, узнать новое из его биографии, научиться у нашего земляка умению думать, ценить родную землю и труд человеческий. Можно использовать как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе.
-
Интегрированный урок (психология + литература) по теме "Я хочу научиться дружить" (по сказке С.Прокофьевой "Лоскутик и Облачко") 2009
Данный урок знакомит учащихся со сказкой С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облачко», учит детей анализировать художественные эпизоды произведения и характеризовать литературных героев. Особое внимание уделяется вопросам психологии: знакомству с психологическими терминами, проигрыванию и решению проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения.
-
Внеклассное мероприятие по литературе — игра "Мильон терзаний" 2009
Литературная игра в 9-х классах по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» предваряет изучение комедии, служит подготовкой учащихся к восприятию творчества писателя, усиливает мотивацию углубленного прочтения этого произведения русской литературы.