Интегрированный урок "Историческая основа поэмы Некрасова Н.А. "Русские женщины"

Разделы: История и обществознание, Литература


(Приложение “Технологическая карта урока”)

Обоснование интеграции:

- интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов;

- на интегрированном уроке учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления;

- на интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую.

Именно на таких уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению учебного материала.

Актуальность:

- ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в окружающем мире;

- ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой;

- интеграция способствуют повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий в изучении литературы и истории.

Задачи интегрированных уроков: способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления.

Использование нетрадиционных методов, в том числе и интегрированных уроков, формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у детей возникает целостное восприятие мира.

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

- научиться познавать;

- научиться делать;

- научиться работать в коллективе.

Интегрированные уроки имеют следующие положительные моменты:

- позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний.

- учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира.

Результаты проявляются в развитии творческого мышления учащихся.

Особенностью урока является решение деятельностно-ценностных задач (ДЦЗ) по литературе и истории в рамках ТОГИС (Технологии обучения в глобальном информационном сообществе), которые используются в качестве основного инструмента. (Приложение 1. ДЦЗ по литературе, Приложение 2. ДЦЗ по истории)

Этап предварительной подготовки урока включал подбор информационных источников (книг, статей, интернет ссылок) и распределение учащихся на группы в целях организации продуктивной групповой работы (рекомендуемое количество учащихся в группах - 5-6 человек).

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач, провести рефлексию, коллективный анализ результатов.

Во многом ТОГИС - технология ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами.

Дополнительный результат - умение свободно работать с информацией. Хорошие предметные знания - побочный результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.

Главное - формирование системы ценностей и отработка деятельностных умений. При этом система ценностных предпочтений формируется как результат собственной деятельности, размышлений и споров.

Важным ценностным ориентиром, косвенно задающим некоторые рамки, является для каждой задачи культурный образец. (Приложение 2. Культурный образец по истории, Приложение 3. Культурный образец по литературе)

Педагогическое влияние на систему ценностей ученика оказывается через подбор культурных образцов, с которыми сопоставляются результаты собственной деятельности учеников.

Универсальные деятельностные умения, входящие в состав любой ТОГИС - задачи, - это обычный набор действий при работе с информацией.

В него входят:

терминологические изыскания,

выделение ключевых слов,

контекстный поиск информации,

анализ информации,

формулирование выводов,

сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурной нормой,

при необходимости коррекция выводов и выведение следствий из них.

Разные группы учеников работают над разными задачами.

ТОГИС предполагает доступность для ученика любой нужной ему информации. Интернет - самый очевидный, быстрый и эффективный способ удовлетворить этому требованию. Он дополняется другими источниками: книгами, журналами, компакт-дисками, видеокассетами и DVD- всеми носителями информации, которые удаётся найти.

Литература

  1. “Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе”. Якиманская И.С. М.; 2000 г.
  2. Л.А. Петренко “Интегрированный урок, как форма учебного занятия”. - Фестиваль педагогический идей “Открытый урок” 2004–2005 учебный год. G/index htm сайт UD. “Первое сентября”
  3. Черенкова Е.А. Опыт использования деятельностно-ценностных задач в преподавании истории: проблемы и попытки их решения. Материалы интернет-форума ТОГИС - клуба (www.togisklub.ru).
  4. Гузеев В.В. ТОГИС-2010. - Режим доступа: http://www.togisklub.ru/vam-togisty/bank-statej .
  5. Гузеев В.В. ТОГИС: итоги пяти лет эксперимента. //Научно-популярный журнал “Учитель Приморья”, 2010, №1, 2.

Презентация 1

Презентация 2

Приложение1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4