Тема урока "Любовная лирика Ф.И. Тютчева". 10–11-е классы

Разделы: Литература


Цели.

  • Обучающая. Учить понимать и ценить прекрасную любовь к женщине.
  • Развивающая. Формирование системы знаний в области поэзии.
  • Воспитательная. Помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Оснащение. Компьютер, видеомагнитофон, кассеты с записями романсов на стихи Ф.И.Тютчева с чтением стихов артистами, листы бумаги, сборники стихов, ...

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим.
Что сердцу нашему милей!

Ф. И.Тютчев

1. Психологическая подготовка учащихся (2 мин.)

Со звонком звучит первый куплет песни «Как прекрасен этот мир...» группы «Весёлые ребята». На экране компьютера ребята видят этюды–зарисовки из мира природы.

2. Сообщение темы урока

Учитель. Здравствуйте! Я, Ася Константиновна – старший искусствовед, а это – мои помощники – сотрудники лаборатории: оператор Саша Тихонович, Инна Летаева (11 класс). Мы находимся в творческой лаборатории Ф.И.Тютчева. Это наше второе занятие. Я вас помню: это Катя Свирина, это Серёжа Кулешов, это Таня Волкова, это Юра Хвалов. Сегодня мы поговорим о любовной лирике Ф.И.Тютчева.

3. Эпиграф

– Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего занятия. (Читаем). О чём вы сейчас задумались?

4. Словарная работа

На доске слово «дилетант».

5. Проверка домашнего задания

– Вы находитесь на пороге взрослой, самостоятельной жизни. Я очень надеюсь, что ваше место будет среди культурных, образованных людей. Может случиться так, что пойдёт речь о творчестве поэтов: Тютчева и Фета. Например, чьё это стихотворение Тютчева или Фета? Об этом мы подробно говорили на первом занятии.

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

– Это Фет. Давайте докажем это. (У доски – два ученика. Определяют размер, рифму стихотворений Фета и Тютчева.)

Возможные ответы.

1. Фет накрепко привязан к земле, любил её, знал её. Он рассматривает каждую травинку, каждый листок, каждого воробья, каждый колокольчик. Подробности в его поэзии укрупнены, увеличены.

2. Фет талантливо соединяет живописную манеру поэта с мелодикой. Музыкальность. Поэт добивается многими путями, например отказ от глаголов (в стихотворении нет глаголов), употребление составных эпитетов, полногласий, повторов одного и того же слова… Его стихи хочется читать шёпотом – мечта каждого поэта.
Написано трехсложным размером стиха, что приближает стихотворение к рассказу. Это свойственно Фету.

– А кто написал это стихотворение?

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
В лазури пламенной и чистой
Лениво тают облака.

– Это Тютчев. Докажем это.

  • Во-первых, размер стиха – четырёхстопный ямб, свойственный Тютчеву. Он любит и хорей. Трёхсложные размеры крайне редки.
  • Хочется читать стихи весело, радостно, не шёпотом.
  • Много олицетворений: полдень лениво дышит, река лениво катится.
  • Музыкальность достигается и размером стиха, и повтором слова «лениво».

6. Мультимедийный фильм «Времена года»

– Вы к занятию приготовили мультимедийный фильм. Молодцы. Давайте познакомимся с ним.

7. Объяснение нового материала

– Сегодня, ребята, мы поговорим о любовной лирике Фёдора Ивановича Тютчева. Как вы думаете, в чём секрет бессмертия стихотворений поэта? (Они насквозь пропитаны любовью к жизни, женщине, подчас драматической, даже трагической). Фёдор Иванович Тютчев всю свою жизнь до последних дней увлекался женщинами, имел среди них почти сказочный успех. В свои отношения с женщинами он вносил такую массу поэзии, такую тонкую деликатность чувств, такую мягкость...
Амалия Лерхенфельд. Впервые в жизни у Тютчева чувство любви пробудилось в Мюнхене, где он находился на дипломатической работе. Когда ему было 19 лет, он сильно, страстно полюбил юную графиню Амалию Лерхенфельд из знаменитого богатого рода. С того времени остались строчки:

На компьютере – изображение красивой девушки. Читает подготовленный ученик, фон – классическая музыка.

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела...
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Словесное рисование картины

– Ребята, какие картины возникли у вас перед глазами? (Замок, Дунай, закат, холмы, двое, ...)
– С каким жанром хочется сравнить это стихотворение? (С рассказом.) Почему? (Есть сюжет, содержание.)
– Какие слова и выражения особенно подчёркивают счастье этих двух юных людей? (Всё происходит весной, когда яблони осыпаны цветом, время золотое, милый край, счастливый день, ...)
– Поэт очень хотел жениться на Амалии, но родители её были против: он был обыкновенный дворянин, без титулов.
В 1879 г., 26 июня, через 50 лет Тютчев встретился с Амалией Крюденер, баронессой, уже пожилой, но всё ещё привлекательной.

Читает учитель. На компьютере изображение светской пожилой дамы.

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило:
вспомнил время золотое –
И сердцу стало так светло.
Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас.
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,
– И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,
– И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!

– Ребята, что вы почувствовали, о чём подумали, услышав этот шедевр? В этом стихотворении упоминаются времена года. С какой целью? Прочитайте те строчки, которые вам особенно понравились?

Звучит романс «Я встретил Вас...» в исполнении И.Козловского.

– Ребята, я предлагаю вам послушать очень красивый романс в исполнении любимого всеми И.Козловского.

О любви к жене. Он глубоко и нежно любил жену и преданного друга, болезненно переживал разлуки с ней. Эти строчки о ней:

Но если б душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты, моё земное провиденье!

Эрнестина Фёдоровна, Нести, как называл её поэт, по себе знала, как Тютчев может быстро понравиться женщинам тонким умом, умением вести светскую беседу, очаровывать своими рассказами.
Но она не ревновала к ним, вернее, навсегда приучила себя к этому, и лишь молча благодарила судьбу, даровавшую ей встречу с таким человеком. Она, как никто другой, чувствовала временные охлаждения к ней мужа, знала и про его увлечения.
Но любовь Фёдора Ивановича, переживания его, связанные с этой неземной страстью, оставались для неё священными.

Елена Александровна Денисьева. Кассета, её портрет. Последней любовью Тютчева и самой драматичной была Елена Александровна Денисьева. Дело в том, что Тютчев был женат, их беззаконные отношения продолжались 14 лет. Скрыть эти отношения от света было невозможно, и поэтому Елене Александровне Денисьевой было отказано в приёмах в тех домах, где она совсем ещё недавно была желанной гостьей. Под влиянием всего этого у Елены Александровны развилась чахотка (туберкулёз), и она умерла в 38 лет. Их совместный сын Фёдор Фёдорович, несмотря на тяжёлые условия, суровое детство, зависимую от родственников юность, самоутверждение в жизни, чрезвычайно гордился отцом и всю жизнь хранил самые нежные чувства к рано умершей матери, оставив интересные воспоминания.
А Тютчев оставил ставший потом знаменитым денисьевский цикл, шедевр русской любовной лирики.

– Послушаем стихотворение их денисьевского цикла в исполнении Беллы Ахмадулиной и Михаила Козакова.

8. Закрепление

– Много ещё интересного можно было рассказать из жизни великого русского поэта XIXI в. Но занятие наше подходит к концу. Мы два занятия посвятили творчеству Фёдора Ивановича Тютчева. Проверим себя, каким мы его представляем.

– Перед вами карточки с высказываниями современников о поэзии Тютчева. Отзывы самые разные. Вы прочитаете высказывание и выскажете своё суждение.

Карточка 1. Николай Алексеевич Некрасов.

Стихотворения господина Фёдора Тютчева принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии.

Карточка 2. Иван Сергеевич Тургенев.

Язык господина Тютчева часто поражает читателя счастливой смелостью и почти пушкинской красотой своих оборотов.

Карточка 3. Пётр Александрович Плетнёв.

Ещё живы свидетели того изумления и восторга, с каким Пушкин встретил появление стихов Тютчева, яркости красок, новизны и силы языка. Во всём была ощутительная свежая кисть художника.

Карточка 4. Николай Александрович Добролюбов.

Господину Тютчеву свойственны и знойная страсть, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая вопросами нравственности, интересами общественной жизни.

Карточка 5.

Поэзия Тютчева далеко не сразу получила всеобщее признание. Раздавались голоса, относившие Тютчева к числу поэтов-дилетантов и даже «посредственностей».

9. Домашнее задание

Написать эссе «Мой Тютчев».

10. Итог урока

– О чём мы с вами говорили на данном занятии? (О любовной лирике.)

Оценивание учащихся.