Урок-мастерская "Друзья мои, прекрасен наш союз!". Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цель:

1. Помочь учащимся понять, какое значение имела дружба в жизни поэта, как он отразил это в своих произведениях.
2. Формировать умение высказывать своё мнение о друзьях поэта, выразительно, осмысленно читать стихотворение.
3. Воспитать чувство коллективизма на примере жизни и творчества поэта.

Опережающее задание: подготовить рассказ о друге А.С.Пушкина, выучить стихотворение поэта о дружбе.

Оборудование:

1. Портреты А.Пушкина, И.Пущина, А.Дельвига, В.Кюхельбекера, В.Жуковского, Д.Давыдова, Е.Баратынского.
2. Фломастеры, листы бумаги.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Есть поэты, чьи имена стали не только гордостью, но и символом национальной культуры для итальянцев – Данте, для англичан – Шекспир, для немцев – Гёте, для русских – Пушкин.

Пушкин начало всех начал русской художественной культуры. Он дал ей импульс, вывел на мировую дорогу и указал ориентиры для движения вперёд. “У нас ведь всё от Пушкина, – говорил Достоевский. – Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности до того беспримерен и удивителен, представлял для того времени до того неожиданное новое слово, что объяснить его можно лишь, если не чудом, то необычайною великостью гения…”

Гениальный поэт, гений. Его окружали женщины, поклонницы, поклонники, его гений признавали все – и близкие, и враги, и сильные мира сего. Он вполне мог прожить один, купаясь в лучах славы. Но Пушкин превыше всего ценил дружбу, своих друзей. Дружба для него – это святое чувство. Во всей мировой литературе нет стихов о дружбе равных пушкинским, и мало кто может похвалиться, что у него было столько друзей. Дружба для Пушкина – братство по судьбе. Но не вдруг, не сразу сложилось это братство.

Ученица: В 1811 году был открыт Царскосельский лицей. 30 мальчиков поступили в него. Все были разные, непохожие друг на друга: один был пылок, другой– задумчив, один –меланхолик, другой – оптимист, один – весёлый, другой – сонный…

6 лет прожили они вместе, хорошо узнали друг друга, подружились. Лицей стал их школой, их домом, их семьёй. И вожаками в Лицее становились поэты. Их выделяли серьёзность, образованность, строгий вкус, острота ума, живость разговоров.

Чем обаятелен юноша Пушкин?

Живостью, остротой, добродушием, жизнелюбием, умением дружить. 6 лет в Лицее научили мальчиков дружить.

Вопрос классу: Что значит уметь дружить?

Пушкина не сразу приняли в коллектив. Он был очень резкий, насмешливый. Его острый ум подмечал любые мелочи. Мальчики сначала боялись его острого языка, насмешек. Но потом они поняли, что за резкостью скрывается очень ранимая тонкая душа. Лицеисты поняли и полюбили Пушкина. Особенно близки были ему Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер.

Учитель: Но среди его друзей были не только лицейские товарищи. Пушкина любили, его ценили люди старше по возрасту. Известные поэты, писатели того времени В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин. Много друзей у него появились после лицея. Среди них Д.Давыдов, Е.Баратынский.

Но перед тем, как говорить о друзьях поэта, я хочу, чтобы вы задумались над словом “друзья”.

На доске написано – ДРУЗЬЯ.

Какие слова вы видите в этом слове?

На какие части можно разделить это слово?

Ответы учащихся:

– друзь – я

– друг – я

– други – я

– друг – с– я

– другие и я

Хорошо. Вы расшифровали это слово. Вы выделили в нем личное местоимение “я”:

– Я и другие. Я и други.

О чём это говорит? Подумайте. Но прежде послушайте отрывок из стихотворения:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

– Какое слово вы запомнили?
– С чем ассоциируется у вас это слово?
– Какую картину вы представляете перед собой?

Ответы учеников:

– Я запомнила слова “союз”, “вечен”. Союз – это синоним слова дружба. Я представляю себе Пушкина в окружении друзей.
– Я запомнила слова “союз”, “неколебим”, “беспечен”. Я представляю Пушкина –лицеиста, когда он был беспечен, весел. Его окружали друзья. Дружба их крепкая, неколебимая.
– Мне запомнились слова “ как душа”, “прекрасен”, “муз”. Эти слова говорят о том, как ценил поэт своих лицейских друзей, как он любил их, как они были близки ему, как они все любили поэзию, прекрасное.
– Слова “друзья” и “союз” сравниваются со словом “душа”. А душа у него свободная, её нельзя разделить. Этот союз для Пушкина вечен. И это доказала жизнь лицеистов.

Учитель:

А теперь возьмите листочки, фломастеры и напишите фамилию поэта, о котором вы будете рассказывать. Прежде, чем рассказать о друге поэта, вы прикрепите листок к доске и объясните, почему вы выбрали этот цвет, почему именно этим цветом вы написали фамилию друга-лицеиста.

(Опережающее задание классу: приготовить рассказ о друге поэта и выучить наизусть стихотворение Пушкина о нём.)

Ученица: Иван Пущин, Жанно – первый с кем познакомился А.С.Пушкин в Лицее. Их комнаты находились рядом, и часто ночью они переговаривались через стенку. Пушкин очень страдал из-за своего характера, и Жанно помог ему обрести друзей, войти в коллектив. Позже именно Пущин первым из друзей посетил ссыльного Пушкина в Михайловском. Пущин выйдет на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. 30 лет он проведёт в сибирской ссылке. В день восстания он, зная об аресте сожжет все опасные бумаги, но передаст на хранение лицейскому другу Горчакову на сбережение портфель с письмами и стихами Пушкина. Это для него дороже своей жизни.

Пушкин любил своего Жанно и посвятил ему несколько стихотворений. Вот одно из них, написанное в 1815 году.

К Пущину (4 мая)

Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрёл к тебе пустынник
С открытою душой…

Я написала фамилию Пущина оранжевым цветом, потому что это цвет пламени. Их связывала пламенная дружба, крепкая, сильная.

А также Пущин был декабристом. Цвет пламени символизирует восстание.

Ученик:

О Дельвиг! Начертали
Мне Музы мой удел;
Но ты ль мои печали
Умножить захотел?..

Эти стихи А.С.Пушкин посвятил своему лицейскому другу Антону Дельвигу. Он рано начал писать. Первым из лицеистов напечатался под псевдонимом “Руской".

Пушкина он полюбил страстно, беспокоился о нем. Дельвиг первым из друзей понял. что Пушкин – гениальный поэт. Он уговаривал друга послать стихи в столичный журнал. Но Пушкин боялся неудачи. И Дельвиг сам послал его стихи "К другу – стихотворцу". В 1815 году он написал стихотворение “Пушкину”, где предсказал другу бессмертие.

Дельвиг вслед за Пушкиным посетил ссыльного поэта, в Михайловском. За это его уволили со службы. В 1827 году Дельвиг заказал Кипренскому портрет Пушкина, лучший из портретов поэта.

Пушкин очень любил своего друга. Тяжело он пережил его смерть. "Никто на свете не был мне ближе Дельвига”, – признавался он.

Я написал фамилию Дельвига коричневым цветом и обвел ее синим.

Дельвиг по воспоминаниям современников был полным, сонным, флегматичным, поэтому я написал коричневым цветом.

Но он был тонким знатоком поэзии, любил музыку, сам пел, писал стихи. Был гордым человеком. Поэтому я обвел его фамилию синим фломастером – цветом свободы, неба.

Ученик:

С Вильгельмом Кюхельбекером, которого звали Кюхлей, Вилей, Пушкин познакомился в Лицее. Он полюбил этого смешного, нескладного, очень трудолюбивого товарища. Друзья подсмеивались над Вилей, над тем, как он писал стихи.

Кюхельбекер обижался на него, но это длилось недолго. В последний раз Кюхельбекер встретился с Пушкиным в 1827 году на станции в Залазах, осенью. Всего минуту длилась их встреча. Они обнялись, но их растащили жандармы. Кюхельбекера перевозили в Динабургскую крепость. Он сидел в одиночке. Этот болезненный, слабый физически человек был силен духом. Он в камере работал, писал стихи, вел дневник.

В последние дни своей жизни Пушкин получил от Кюхельбекера письмо. В нем жгучие слова братской признательности и любви:

“А вот Пушкин сказался другом гораздо деятельным, чем все. Верь, Александр, что умею ценить и чувствовать все благородство твоего поведения…”

Ему он посвятил слова:

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора душевных наших муз
Не стоит мир; оставим заблужденья…

Зеленый цвет – цвет жизни, цвет листвы, цвет ели. Кюхельбекер был несгибаем как дерево. Он был в юности колюч как елка, и не изменил своим идеалам потом, в тюрьме.

Ученица:

Василий Андреевич Жуковский – известный поэт 19 века. Его произведения очень любил Пушкин. Он восхищался Жуковский. Но и Жуковский рано заметил талант юного поэта. В 1815 году он специально приехал в Лицей пожать руку "молодому чудотворцу" Пушкину. Он пишет о нем: "Это всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт”. В 1820 году Жуковский, восхищённый поэмой "Руслан и Людмила”, прислал Пушкину свой портрет с надписью; Победителю-ученику от побеждённого учителя”.

Своему учителю, старшему товарищу, другу, который не раз спасал его от гнева царя, Пушкин посвятил много стихотворений. Вот одно из них.

Я выбрала бордовый цвет, т.к, я считаю, В.А.Жуковский был одним из первых поэтов того времени. Он был близок ко двору. Но несмотря на это, он поддерживал, ценил талантливых людей, Пушкина. Бордовый цвет-это не пламя юности, а сдержанный цвет зрелости.

Ученица:

Я выбрала красный цвет, который показывает, как пламенно любил Баратынский Пушкина, какая у них была яркая дружба. И сам Баратынский – яркий поэт.

Учитель:

Вы прослушали стихотворения А.С.Пушкина, посвященные своим друзьям. Общительный, умевший ценить людей. Пушкин имел много друзей. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь.

В начале урока вам были заданы вопросы:

1. Что значит уметь дружить?
2. Почему в расшифрованном слове "друзья" выделили местоимение “я”?

Ответы:

– Уметь дружить – это значит верить друг другу.
– Любить друг друга.
– Понимать друг друга.
– Уметь прощать .
– В слове “друзья” я выделила местоимение “я”, т.к., по-моему, в этом слове главным является это местоимение. От моего отношения зависит дружба. Если я буду понимать друзей, прощать их слабости, любить их, то наша дружба будет крепкой.
– Я считаю, что в этом слове обе части являются равными –“я” и “другие”. Если я и мои друзья будем одинаково понимать друг друга, то дружба будет крепкой.

Учитель:

Вы ответили на вопросы. У вас у каждого есть свое мнение о дружбе. Вы каждый по-своему понимаете, что значит дружить. А какова была дружба у А.С.Пушкина с друзьями?

Ученица:

А.С.Пушкин умел дружить. Он сам имел нелегкий характер и умел понимать других. Он, по-моему, превыше всего ценил искренность, доброту.

Ученица:

Из воспоминаний современников мы знаем, как было трудно лицеисту-Пушкину в начале его пребывания в Лицее. Он страдал из-за своего характера: резкого, насмешливого. Его из-за этого не принимали в свой круг. Но его понял Иван Пущин. Он помог ему справиться со своими недостатками и войти в коллектив. Позже друзья увидели, что он веселый, остроумный. Пушкин сам умел прощать слабости других, понимать их, поэтому дружба с ним была крепкой, надежной. Я думаю, мы можем научиться у Пушкина дружить, понимать других людей.

Учитель:

А теперь посмотрите на доску. В центре фамилия Пушкина, вокруг фамилии его друзей. Они образуют лучи. Я написала фамилию Пушкина желтым цветом, цветом солнца.

Пушнин был “Солнцем русской поэзии”, как назвал его В.Одоевский. Одновременно с ним на поэтическом небосклоне России сияло немало светил, образуя блистательное созвездие Северной Лиры.

Заключение.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Ученик: Сегодня я заново открыл для себя Пушкина. Думаю, Пушкин и его друзья могут научить нас дружить. Дружить – значит быть терпимее друг к другу, понимать, уметь прощать.

Ученица: Я думаю, у Пушкина было много друзей потом, потому что он сам был добрым человеком, искренним, понимающим. Люди чувствовали это и тянулись к нему.

Учитель: Великий человек велик во всем. А.С.Пушкин был таким человеком. Он умел дружить, превыше всего ставил дружбу.

Каждый из нас, читая Пушкина, его стихи, прозу, учится жить, дружить, любить. Его произведения учат быть лучше, честнее, справедливее.