Анализ рассказа Сергея Махотина "Боря Лаптевых". Урок внеклассного чтения. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель урока:

  • познакомить с личностью современного писателя Сергея Махотина и его творчеством;
  • помочь понять, что творческие личности очень часто совершают великие открытия;
  • развитие читательской компетенции

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Выяснение первичного читательского восприятия рассказа.

- Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения. С каким рассказом Вы познакомились дома? (Рассказом Сергея Махотина “Боря Лаптевых”). Понравился ли он Вам? Что больше всего? Сформулируйте цели урока.

III. Анализ рассказа.

Слайды №1,2

- Перед вами на слайде море. Как оно называется? (Море Лаптевых).

- А рядом название рассказа, о котором мы будем говорить, “Боря Лаптевых”. И, наверное, у вас возникла ассоциация с названием моря. Но об этом мы поговорим позже.

- А теперь всё внимание на презентацию о Сергее Махотине, авторе нашего рассказа.

(Выступление подготовившегося ученика). Следует слайд 3. Учащиеся получают задание слушать, тезировать.

- Что произвело впечатление, запомнилось?

- Кто являются героями рассказа? (Ученик 6 класса, Боря Лаптевых, Ваш ровесник, учитель географии Юрьич, учитель литературы Лидия Яковлевна, внесюжетный персонаж-дядя Матвей).

- Опишите Борю. Каким Вы его себе представляете? (Словесное рисование). Опишите его (следуют разные ответы учеников).

- Как к нему относятся сверстники и взрослые?

- Отличается он чем – то от вас, его ровесников? (нет).

- Но в действительности все мы разные. Чем - то ведь Боря отличается от вас? ( С одной стороны, самый невзрачный, с другой, необыкновенный фантазёр).

- Есть ли среди Вас фантазёры? (Да, есть).

- О чём Вы фантазируете?

- О фантазёрах вы читали в детстве, слышали о них, видели, общаетесь и общались, ведь без этого детство скучное.

- И вот мы сегодня будем говорить о том, что такое фантазия, какую роль она играет в жизни человека.

- Что могло побудить Борю, героя рассказа, к такой неуёмной, ничем неистребимой фантазии? (хотел обратить на себя внимание рассказом о знаменитом дяде, якобы открывшем Море Лаптевых; традиции семейного чтения). Подсказку вы найдете на первой странице рассказа.

- Верно. Книга играет огромную роль не только в школе, но и в семье, и в жизни вообще. Традиция семейного чтения оказала большое влияние на мальчика.

- Так кто же в семье Бори пристрастил его к чтению? (Отец).

- Но отец и сын, несмотря на общий круг чтения, люди разные.

- Каков отец Бори? Что можно о нём сказать? (Грубоватый, в общении может иногда сорваться, не сдержан, применяет физическую силу).

- В каком эпизоде можно найти этому подтверждение? ( В сцене неудавшегося побега).

- О чём фантазирует Боря?

- Для чего ему это было нужно? (Чтобы самоутвердиться не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников, а также учителей).

- Как на уроке географии проявилась его фантазия? Подтвердите свою мысль словами текста.

- Чем был так огорошен учитель? (Тем, что море Лаптевых, оказывается, названо не в честь братьев Лаптевых, исследователей 18 века, а в честь дяди Матвея, который сидел в тюрьме сейчас, в 21 веке).

- Что Вы знаете о Лаптевых? Как было открыто море? Когда? (Сообщение ученика)

Слайд №4

- Почему фантазия Бори вызвала недовольство учителя географии? (Учитель географии молодой, не любит учеников – фантазёров, пытается открыть глаза на правду). Но в то же время он старается не навредить ученику, “ не потерять....”.

- Как Юрьич пытается вернуть Борю в реальность? (Приготовил особый урок об открытии моря Лаптевых.)

- Как он воспринял прочитанное в Бориной тетради?

- Почему ушёл со школы?

- В рассказе есть и другой учитель.

- Что Вы скажете об учителе литературы, Лидии Яковлевне? Чем отличается восприятие рассказов и сочинений Бори у учителя географии и литературы? (Для учителя географии - ложь, для учителя литературы – творчество).

IV. Психологический практикум.

- Представьте себя на месте Бори Лаптева, когда его не понимают родители, не замечают одноклассники и учителя относятся по – разному. Что бы вы сделали в данной ситуации, как поступили? Какие чувства Вы испытывали бы на месте Бори Лаптева? (Одиночество, ненужность, тоску, скрытую злобу).

- А как поступил Боря?

- Такие дети, как Боря, могут замкнуться, стать агрессивными, обращать на себя внимание отклоняющимся поведением. А Боря поступает иначе: фантазирует. Ему тяжело психологически.

- Как можно помочь таким детям, как Боря, не чувствовать себя изгоем. Назовите, чем конкретно каждый из Вас может помочь. Напишите ответы на стикерах на ваших столах. (Ребята в течение 1 минуты выполняют задание. Помощники собирают стикеры и распределяют их по характеру ответа. Например, сделать ответственным за классную стенгазету, создать и вести сайт класса, быть помощником-организатором внеклассных мероприятий, помочь публиковать свои работы и другие. Можно это задание оформить в виде письма - поддержки в адрес Бори).

V. Заключительный этап.

- Заканчивая урок, я хочу прочитать концовку рассказа, где говорится о том, что Боря “предпринял ещё одну попытку добраться до моря Лаптевых. И вновь неудачную...”

- Попытайтесь ответить в рамках нашей беседы о фантазёрах на вопрос: “Какую идею пытался донести до нас писатель в этом рассказе?” (Такие люди, как Боря Лаптевых, совершали в жизни великие открытия, указывали путь в неизведанное, что всегда манило, а также становились исследователями неизведанного. Автор рассказа даёт читателю намёк, что фантазия Бори превратит его в человека, способного на открытия, как и его однофамильцы, Лаптевы. И читатель верит, что когда-то фантазия Бори поможет ему в чём-то великом).

VI. Домашнее задание.

- Автор рассказа ничего нам не сообщил о дальнейшей судьбе Бори, предполагая, что вы это сделаете за него. Кем и каким стал Боря Лаптевых, напишете вы, продолжив рассказ. Это и есть ваше домашнее задание.

Приложение.

Интернет-ресурсы, использованные для подготовки урока:

  1. http://allforchildren.ru/poetry/author159-mahotin.php
  2. http://lib.rus.ec/a/69879
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. http://www.livelib.ru/author/325141/top
  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?