Цель урока:
- познакомить с личностью современного писателя Сергея Махотина и его творчеством;
- помочь понять, что творческие личности очень часто совершают великие открытия;
- развитие читательской компетенции
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Выяснение первичного читательского восприятия рассказа.
- Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения. С каким рассказом Вы познакомились дома? (Рассказом Сергея Махотина “Боря Лаптевых”). Понравился ли он Вам? Что больше всего? Сформулируйте цели урока.
III. Анализ рассказа.
Слайды №1,2
- Перед вами на слайде море. Как оно называется? (Море Лаптевых).
- А рядом название рассказа, о котором мы будем говорить, “Боря Лаптевых”. И, наверное, у вас возникла ассоциация с названием моря. Но об этом мы поговорим позже.
- А теперь всё внимание на презентацию о Сергее Махотине, авторе нашего рассказа.
(Выступление подготовившегося ученика). Следует слайд 3. Учащиеся получают задание слушать, тезировать.
- Что произвело впечатление, запомнилось?
- Кто являются героями рассказа? (Ученик 6 класса, Боря Лаптевых, Ваш ровесник, учитель географии Юрьич, учитель литературы Лидия Яковлевна, внесюжетный персонаж-дядя Матвей).
- Опишите Борю. Каким Вы его себе представляете? (Словесное рисование). Опишите его (следуют разные ответы учеников).
- Как к нему относятся сверстники и взрослые?
- Отличается он чем – то от вас, его ровесников? (нет).
- Но в действительности все мы разные. Чем - то ведь Боря отличается от вас? ( С одной стороны, самый невзрачный, с другой, необыкновенный фантазёр).
- Есть ли среди Вас фантазёры? (Да, есть).
- О чём Вы фантазируете?
- О фантазёрах вы читали в детстве, слышали о них, видели, общаетесь и общались, ведь без этого детство скучное.
- И вот мы сегодня будем говорить о том, что такое фантазия, какую роль она играет в жизни человека.
- Что могло побудить Борю, героя рассказа, к такой неуёмной, ничем неистребимой фантазии? (хотел обратить на себя внимание рассказом о знаменитом дяде, якобы открывшем Море Лаптевых; традиции семейного чтения). Подсказку вы найдете на первой странице рассказа.
- Верно. Книга играет огромную роль не только в школе, но и в семье, и в жизни вообще. Традиция семейного чтения оказала большое влияние на мальчика.
- Так кто же в семье Бори пристрастил его к чтению? (Отец).
- Но отец и сын, несмотря на общий круг чтения, люди разные.
- Каков отец Бори? Что можно о нём сказать? (Грубоватый, в общении может иногда сорваться, не сдержан, применяет физическую силу).
- В каком эпизоде можно найти этому подтверждение? ( В сцене неудавшегося побега).
- О чём фантазирует Боря?
- Для чего ему это было нужно? (Чтобы самоутвердиться не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников, а также учителей).
- Как на уроке географии проявилась его фантазия? Подтвердите свою мысль словами текста.
- Чем был так огорошен учитель? (Тем, что море Лаптевых, оказывается, названо не в честь братьев Лаптевых, исследователей 18 века, а в честь дяди Матвея, который сидел в тюрьме сейчас, в 21 веке).
- Что Вы знаете о Лаптевых? Как было открыто море? Когда? (Сообщение ученика)
Слайд №4
- Почему фантазия Бори вызвала недовольство учителя географии? (Учитель географии молодой, не любит учеников – фантазёров, пытается открыть глаза на правду). Но в то же время он старается не навредить ученику, “ не потерять....”.
- Как Юрьич пытается вернуть Борю в реальность? (Приготовил особый урок об открытии моря Лаптевых.)
- Как он воспринял прочитанное в Бориной тетради?
- Почему ушёл со школы?
- В рассказе есть и другой учитель.
- Что Вы скажете об учителе литературы, Лидии Яковлевне? Чем отличается восприятие рассказов и сочинений Бори у учителя географии и литературы? (Для учителя географии - ложь, для учителя литературы – творчество).
IV. Психологический практикум.
- Представьте себя на месте Бори Лаптева, когда его не понимают родители, не замечают одноклассники и учителя относятся по – разному. Что бы вы сделали в данной ситуации, как поступили? Какие чувства Вы испытывали бы на месте Бори Лаптева? (Одиночество, ненужность, тоску, скрытую злобу).
- А как поступил Боря?
- Такие дети, как Боря, могут замкнуться, стать агрессивными, обращать на себя внимание отклоняющимся поведением. А Боря поступает иначе: фантазирует. Ему тяжело психологически.
- Как можно помочь таким детям, как Боря, не чувствовать себя изгоем. Назовите, чем конкретно каждый из Вас может помочь. Напишите ответы на стикерах на ваших столах. (Ребята в течение 1 минуты выполняют задание. Помощники собирают стикеры и распределяют их по характеру ответа. Например, сделать ответственным за классную стенгазету, создать и вести сайт класса, быть помощником-организатором внеклассных мероприятий, помочь публиковать свои работы и другие. Можно это задание оформить в виде письма - поддержки в адрес Бори).
V. Заключительный этап.
- Заканчивая урок, я хочу прочитать концовку рассказа, где говорится о том, что Боря “предпринял ещё одну попытку добраться до моря Лаптевых. И вновь неудачную...”
- Попытайтесь ответить в рамках нашей беседы о фантазёрах на вопрос: “Какую идею пытался донести до нас писатель в этом рассказе?” (Такие люди, как Боря Лаптевых, совершали в жизни великие открытия, указывали путь в неизведанное, что всегда манило, а также становились исследователями неизведанного. Автор рассказа даёт читателю намёк, что фантазия Бори превратит его в человека, способного на открытия, как и его однофамильцы, Лаптевы. И читатель верит, что когда-то фантазия Бори поможет ему в чём-то великом).
VI. Домашнее задание.
- Автор рассказа ничего нам не сообщил о дальнейшей судьбе Бори, предполагая, что вы это сделаете за него. Кем и каким стал Боря Лаптевых, напишете вы, продолжив рассказ. Это и есть ваше домашнее задание.
Интернет-ресурсы, использованные для подготовки урока:
- http://allforchildren.ru/poetry/author159-mahotin.php
- http://lib.rus.ec/a/69879
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://www.livelib.ru/author/325141/top
- http://images.yandex.ru/yandsearch?