Литература
-
Зачем нужен Гамлет русским поэтам второй половины XX века 2018
На уроке литературы в старших классах на примере стихотворений второй половины XX века ученикам предстоит ответить на вопрос, чем объясняется такой интерес русских авторов к этому образу. Учащимся предложены для анализа стихи Д.Самойлова, И.Бродского, И.Волгина. В ходе групповой работы по подготовленным учителем вопросам учащиеся придут к выводам, что с помощью главного героя пьесы авторы пытаются дать свой ответ на вопрос, как нужно бороться со злом.
-
Нужна ли театрализованная деятельность в школьном образовательном процессе? 2018
Школьная театральная педагогика - форма образовательной художественно-эстетической деятельности, отвечающая потребности сохранения и развития культуры, развитию и активизации творческого потенциала личности - способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности, отождествляющей себя единым и неразрывным целым с родной культурой, принимающей в первую очередь общечеловеческие и нравственные ценности и историческое наследие родной страны.
-
Концепция РИП «Формирование художественно-творческих способностей, обучающихся 5–9-х классов» в рамках деятельности литературного клуба» «Тропинка на Парнас» 2018
Целью инновационного проекта явилось развитие основных художественно-творческих способностей школьников как одного из важнейших условий воспитания эстетически развитого читателя и формирования у подростка «целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира».
-
Конспект ОД по развитию речи "Зимние загадки" (заучивание стихотворения И.Сурикова "Детство" в старшей группе) 2018
Занятие с использование игровой технологии, технологии мнемотехники и ИКТ. Игровая технология использована в виде сюжетно-игровой формы проведения занятия. Данная форма реализуется через использование мнемотаблицы и презентации, соединяющей все этапы занятия. Соединение технологий дает видимый результат. Дети активнее отвечают на вопросы по тексту, их внимание сохраняется на протяжении всего занятия, лучше запоминают стихотворение.
-
Внеклассное мероприятие по литературе по теме "Концепт слова «Доброта» на примере произведений отечественной литературы" 2018
Статья представляет собой методическую разработку открытого внеклассного занятия по литературе для 6-го класса. Урок проводится в форме игры, подробно описаны конкурсы, в которых участники команд должны показать свои знания по пройденному материалу в 6-м классе. Кроме того, в ходе мероприятия ребята дискутируют, анализируют ситуации произведений и выявляют, как «доброта» влияет на человека, и что происходит, если люди лишены этого качества.
-
По следам прочитанного 2018
Прочитанное, осмысленное и прочувствованное рождает в душах и сердцах ребят искры вдохновения. Меня очень радует творческие и искренние порывы ребят: их пытливые взгляды и радость поиска, их раздумья и сомнения, их эмоциональность и восторженность, а главное, творческая искра, рождающая нечто неповторимое, необычное, осознанное… Ведь обучать детей писанию стихов – это открыть им доступ к бесконечному источнику красоты и правды, источнику чистой радости и благих порывов.
-
Сценарий урока "Победные звуки Бородино или сколько физики в лирике?" 2018
В этом уроке использован анализ текстов художественной литературы, представлен дополнительный материал по истории, культурологии, физике. Демонстрация физических опытов, точные расчёты раскрывают понятие «звук» как физического явления. Эксперимент “Физики и лирики” на кухне приглашает в мир полевой кухни. Материалы урока можно использовать как для проверки знаний, так и на досуге.
-
Проект учеников 9-го класса "Кукла в фольклоре и литературе" для учеников 1-го класса 2018
Данный проект как внеклассное мероприятие по литературе для учеников 9-го и 1-го классов предполагает воспитание учащихся младших классов на положительных примерах старшеклассников, воспитание чувства коллективизма при совместной работе у учеников 9-го класса, развитие интереса к предмету и творческих способностей учащихся.
-
Проектирование активных методов обучения на уроках литературы в 8-м классе. Итоговый урок-дискуссия по трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» 2018
Тема дискуссии: Герои трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Характеры, сюжетная роль, отношение автора. Дискуссия предполагает использование групповой работы. При проведении дискуссии использовалась методика работы в малых группах (с распределением организационных ролей в группе), а также следующие формы дискуссий: «дискуссия по переписке», разговор по кругу, использование карточек-сигналов.
-
Урок по литературе по теме Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Особенности композиции романа». 9-й класс 2018
Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; анализ особенностей композиции романа; выявление новаторства Лермонтова; доказательство того, что произведение является первым психологическим романом в русской литературе.
-
Севастопольская битва: поражение и победа (по рассказу Л.Н. Толстого "Севастополь в декабре месяце") 2018
Урок-исследование по рассказу Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» позволяет обучающимся найти факты, указывающие на поражение и победу русской армии в Крымской войне 1853–1856 г., и убедиться в невозможности не только взять Севастополь, но и «поколебать где бы то ни было силу русского народа». Межпредметные связи с уроками истории, ОРКСЭ, ИЗО.
-
Модель урока литературы в 5-м классе по теме «Закон доброты в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» 2018
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС с применением современных образовательных технологий: РКМЧП, проблемного метода, с использованием ИКТ. Технология развития критического мышления работает на данном уроке на всех этапах: вызова, осмысления и рефлексии. Приёмы технологии: шесть шляп мышления, тонкие и толстые вопросы, корзинка идей. Кластер. Проблемный метод задействован на этапе осмысления. Он заставляет обучающихся искать ответ и прийти к тому выводу, который планировал автор.
-
Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 4–7-х классов «Дело мастера боится» 2018
Данная интеллектуальная игра повышает интерес учащихся к рабочим профессиям, формирует уважительное отношение к труду и людям труда, способствует популяризации рабочих профессий, развивает интеллектуальные способности, расширяет кругозор. Учащиеся получают знания в доступной для них форме, принимают нужное решение.
-
Человек и природа в произведениях художественной литературы и музыки 2018
В сценарии говорится о том, что проблема "человек и природа" – одна их самых главных проблем, которые волнуют литературу. Чем больше люди берут от природы, тем с большим вниманием и ответственностью они должны подходить к сохранению и воспроизводству окружающей среды. Современная литература, наследуя и развивая традиции классиков, воспитывает в читателях чувство единения с землёй, которая у нас у всех одна. Имя ей – Родина.
-
Интеллектуальная игра для старшеклассников «Знатоки литературы» 2018
Цель и задачи ресурса: повторение материала, изученного в курсе литературы за 10-й класс; формирование умений применять полученные знания в новой нестандартной (игровой) форме.
-
«Умом Россию не понять...» (Патриотическая тема в лирике Ф.И.Тютчева) 2018
Программа по литературе для 10–11-х классов предусматривает 3 часа на изучение творчества Ф.И.Тютчева (Патриотическая тема в лирике Ф.И.Тютчева.) знакомит учащихся со стихотворениями, посвященными России. Методом, обеспечивающим понимание и интерпретацию текстов, выбран герменевтический круг, который обеспечивает медленное чтение. Среди формируемых компетенций главное место в данной методической разработке занимает развитие читательской компетенции.
-
Урок-игра по литературе «Эти слова о тебе, Москва!..» 5-й класс 2018
Урок-игра по литературе «Эти слова о тебе, Москва!..» расширяет знания учащихся об истории Москвы, продолжает знакомство с поэтическими текстами о столице России, развивает творческие способности учащихся в процессе анализа стихотворений и создании собственных текстов.
-
Внеклассная работа – одна из составляющих формирования творческой личности (из опыта работы) 2018
Огромная роль, на мой взгляд, в развитии речи учащихся, повышении его общей культуры принадлежит музейной педагогике. Привлечение музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности.
-
Почему так важно читать? 2018
Научиться читать – одна из главных задач, которая стоит перед учащимися начальной школы. Чем раньше ребенок овладеет техникой чтения, тем легче ему изучать все другие предметы, предусмотренные программой. Интерес к чтению нужно воспитывать в учащихся не только для того, чтобы они стали умными людьми, а главным образом для того, чтобы дети выросли добрыми, открытыми, умели понимать окружающих людей, сопереживать и помогать.
-
Сценарий урока литературы в условиях внедрения ФГОС СОО "Человек в проекте жизни, истории, вечности Е.Г.Водолазкин «Моя бабушка и королева Елизавета (заметки к юбилею)»". 10-й класс 2018
Предлагаются разные виды интерпретационного и аналитического Слова о произведении Е.Г.Водолазкина «Моя бабушка и королева Елизавета»; отрабатываются навыки работы с художественной деталью, отбора литературного материала для последующего его комментирования; развиваются способности преобразовывать информацию, формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения задач творческого характера; предоставляется возможность для творческой самореализации обучающихся.
-
Урок чувашской литературы. Рассказ Геннадия Волкова «Ăслă ача» в свете диалога культур. 5-й класс 2018
Данный урок чувашской литературы проводится в свете диалога культур. Рассказ Геннадия Волкова «Ăслă ача» изучается в сопоставлении с басней Л.Толстого «Старый дед и внучек» и притчей «Почитай отца твоего и мать». На уроке отражаются приемы технологии развития критического мышления.
-
Классный час по теме "8 сентября - Международный день грамотности" 2018
В своей резолюции, принятой на 14-й сессии, Генеральная конференция ЮНЕСКО признала необходимость совместных энергичных мер в международных усилиях по содействию грамотности во всем мире и провозгласила 8 сентября Международным днем распространения грамотности. Цель: познакомить с понятием грамотность в широком смысле этого слова.
-
Урок литературы "Футуризм. Игорь Северянин. Велимир Хлебников. Авангардная живопись начала ХХ века". 11-й класс 2018
Урок литературы разработан для учащихся 11-го класса при изучении темы «Литература ХХ века. Художественный мир русской поэзии XX века». Тип урока –интегрированный урок. На уроке используются мультимедийные компьютерные презентации, звучит музыка, созданная в то время, представлены образцы авангардной живописи того времени, что делает урок ярким и увлекательным, и насыщенным информационно и эмоционально.
-
Формирование общеучебных умений работать с информацией на уроке литературного чтения при изучении «Сказки про трёх поросят» 2018
Статья посвящена формированию общеучебных умений работать с информацией на примере английской народной «Сказки про трёх поросят» и сказки С.В.Михалкова «Три поросёнка». В статье представлена разработка урока литературного чтения, на котором решаются следующие задачи: развивать умения осознанного чтения и анализа художественного произведения, умения сравнивать авторскую и народную сказку, умения понимать, искать, фиксировать информацию, сжато пересказывать текст, работать со словарём.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Духовная жизнь СССР в тридцатые годы" 2018
Цель урока: привлечь учащихся к пониманию и критическому осмыслению процессов духовной жизни России в 30-е гг. XX столетия, которые привели к жестокой ломке государственных, общественных, культурных устоев страны, познакомить с историей духовной жизни нашего села.
-
Литературная дискуссия как средство достижения метапредметных результатов на уроках литературы в 5–6-х классах. Разработка учебного занятия по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа» 2018
Литературная дискуссия как одна из форм организации диалогового пространства на уроке позволяет оживить урок: у учащихся появляются собственные примеры из жизни, каждое утверждение может быть истолковано по-разному, каждую «правду» можно рассмотреть с разных точек зрения, из «многих правд» в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.
-
«Умереть – тоже надо уметь…» (по роману Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама»). 9–10-е классы 2018
Урок-открытие по произведению Э.Шмитта «Оскар и Розовая Дама» – это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, доброта, милосердие, сострадание? Мы теряем ощущение истинных ценностей, таких как семья, честь, дружба, любовь, всё чаще подменяя их зажиточностью, неумеренным потреблением и обладанием «престижными» вещами.
-
Интеллект-карта как средство формирования познавательных УУД обучающихся 5–6-х классов на уроках русского языка и литературы 2018
Сфера применения интеллект-карт огромна. Метод удачно адаптирован к использованию в учебной деятельности, в т.ч. в уроках русского языка и литературы. Суть метода состоит в выделении основного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.
-
Петербург и его обитатели в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» (Урок внеклассного чтения). 9-й класс 2018
Цель урока: показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.
-
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии 2018
На уроке основное внимание уделяется групповой работе учащихся. Анализируется стихотворение через задания, которые выполняются группами. Задания предусматривают знакомство с переложением оды Горация другими авторами. Для психологического настроя читается пушкинская проповедь перед уроком С.Соловейчика «О добрых чувствах».