Литература
-
Тема урока "Человек в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": подлец или …?" 2013
Урок позволяет исследовать эстетику творчества Ф.М. Достоевского, а также поставить вопрос о нравственных устоях личности, о том, что есть наказание по Достоевскому. Материал урока дает возможность вызвать учащихся на активную беседу по содержанию романа.
-
Работа над эпизодом при чтении повести В.Тендрякова "Люди и нелюди". 11-й класс 2013
Работа над эпизодом литературного произведения является одним из самых сложных видов работы. В статье предлагаются фрагменты уроков по этой теме при изучении повести В.Тендрякова «Люди и нелюди». Такие уроки позволяют учащимся погрузиться в текст произведения, а также стать соавторами литературоведческого анализа.
-
Урок литературы по теме "Сейчас все о теле заботятся, а о душе забыли…" (по рассказу Б.Васильева "Холодно, холодно…") 2013
Автор предлагает обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина. У учащихся формируются навыки анализа литературного эпизода; характеристики литературного героя; сравнительной характеристики персонажей и наблюдения за речью героев.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык) по теме "Я к вам пишу…" 2013
Опыт работы предыдущих лет показывает важность развития культуры письменной речи, навыков внутреннего диалога и самоанализа у подрастающего поколения, которое сегодня подвержено влиянию клипового мышления эпохи хаотичных электронных коммуникаций. Поэтому важно возродить российские традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание детей на ценностях родного языка. Изучение романа Л.Н. Толстого «Война и мир» дает такую возможность.
-
Тесты по литературе. 10-й класс 2013
Данные тесты предназначены для итогового годового контроля знаний и умений учащихся, обучающихся на первом курсе по программе литературы 10-го класса. По итогам тестирования будет выставляется годовая оценка за первый курс обучения, и решается вопрос о переводе учащихся на второй курс.
-
Тема занятия "Мини-проект "Проблема воспитания и воспитанности комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" 2013
Повторяется знание содержания комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Проводится работа по развитию творческих и исследовательских способностей учащихся.
-
Тема урока: "Пробуждение охлажденного сердца" по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб" 2013
Цель урока – рассмотреть нравственные проблемы сказки К.Г. Паустовского, продолжить воспитание отзывчивости, коллективизма, внимания и любви к окружающим и природе, внушить учащимся золотое правило этики: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». На уроке учащиеся продолжают формировать навыки аналитического чтения, умение находить в тексте ответы на вопросы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в форме интеллектуальной игры по "Повестям Белкина" А.С. Пушкина. 7-й класс 2013
«Своя игра» – внеклассное мероприятие по литературе в форме интеллектуальной игры по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина (7-й класс, программа А.Г. Кутузова) проводится после изучения повести «Выстрел» и самостоятельного знакомства учащихся с другими произведениями этого цикла.
-
Заключительный урок литературы по теме "Мотивы одиночества в лирике Лермонтова" 2013
Урок является заключительным. На предыдущих уроках ребята накопили опыт в работе с поэтическим текстом: научились анализировать. На интегрированном уроке учащиеся познакомятся со стихотворениями Г.Гейне «Сосна», Ф.И. Тютчева «С чужой стороны» и А.А. Фета «На севере дуб одинокий». На занятии дается литературоведческое понятие мотива и лейтмотива в лирике. Несомненно, пока это только знакомство на примере одного поэта, в будущем эта работа будет продолжена.
-
Урок-игра по литературе по произведениям А.П. Чехова. 10-й класс 2013
Урок-игра проводится с целью познакомить учащихся с правилами игры «Что? Где? Когда?», учить работать командой, а также расширить знания учащихся по творчеству А.П. Чехова, учить отвечать полными, развёрнутыми ответами, уметь слушать друг друга.
-
Внеклассное чтение в 10-м классе "Проблема нравственного выбора в "Рождественском рассказе" Виктории Токаревой" 2013
Урок знакомит с произведением современной писательницы Виктории Токаревой «Рождественский рассказ». Учащиеся через прием «чтение с остановками», анализируют произведение, определяют нравственные проблемы рассказа. Содержание урока способствует формированию личностной позиции старшеклассников.
-
Урок литературы по теме "Жизнь и творчество М.Цветаевой": "Ее стихам настал черед…" 2013
Содержание урока направлено на осмысление трагической жизни поэтессы, на связь творчества с исторической эпохой. Цель материала - вызвать эмоции старшеклассников для осознанного и проникновенного чтения стихов. Чтобы, соотнеся жизнь М.Цветаевой с историей страны, лучше понимать ее творчество, со стороны увидеть трагическую судьбу русской интеллигенции того времени, относиться к чтению стихов осмысленно, понимая их содержание, слыша крик обнаженной души поэта.
-
Урок по литературе на тему "Жертва войны Любомир Зух в повести Мустая Карима "Помилование". Средства создания образа" 2013
Цель урока: показать мастерство и гражданское мужество писателя, углубить теоретические знания учеников, развивать навыки анализа текста. На уроке в процессе изучения повести Мустая Карима «Помилование» происходит постижение образа героя Любомира Зуха - жертвы Великой Отечественной войны. Учащиеся анализируют портрет, психологическое изображение, речь героя, поступки и действия персонажа, характеристику другими героями, авторское отношение к герою, художественные детали, предысторию персонажа, отмечая изобразительно-выразительные средства выразительности на всех уровнях языка, используемые автором.
-
Урок географии по теме "Открытия М.В. Ломоносова". 7-й класс 2013
Интегрированный урок географии и литературы в 7-м классе посвящается личности М.В. Ломоносова, сделавшего немало открытий как в географии, так и в поэтической деятельности. Урок проводится в форме лекции, в ходе которой заслушиваются доклады и сообщения учащихся, а также ведется аналитическая беседа. Цель урока: пробудить у учащихся чувство национальной гордости и патриотизма; показать востребованность идей М.В. Ломоносова в современном мире.
-
"В гостях у сказки". Сценарий театральной постановки по мотивам русской народной сказки "Две доли" 2013
Оригинальность постановки в том, что в классе никто не останется без роли. Во время репетиций идет обсуждение ролей, подготовка декораций и костюмов.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе "Послереволюционное творчеству В.В.Маяковского. Стихотворение "Левый марш"" 2013
Цель урока: знакомство учащихся с эстетикой и поэтикой послереволюционного творчества В.Маяковского; подготовить учащихся к осмыслению трагедийного характера мироощущения пота в послереволюционный период творчества.
-
Материалы для внеклассной работы с пословицами и поговорками 2013
Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: отдельные конкурсы, например, конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице; можно провести игротеку, фольклорный праздник, частью которого будут задания, связанные с пословицами и поговорками.
-
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы средствами проектной деятельности 2013
Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Через предлагаемую литературную разработку учебного проекта по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выявляется роль взаимосвязи литературы как искусства слова с историей, искусством в формировании патриотизма.
-
Рабочая программа факультативного курса по литературе для 5–7-х классов "Мифология" 2013
Предлагаемая рабочая программа факультативного курса по литературе является альтернативным вариантом курсу «Вокруг тебя – мир». Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмысливать окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой - постижению богатства национальной и зарубежной литературы.
-
Агитбригада "Забытые имена. Лидия Чарская" 2013
В статье представлены материалы для агитбригады «Забытые имена» о Чарской Лидии Алексеевне (урожденная Воронова, в замужестве Чурилова) – писателе начала ХХ века. Она была самой популярной детской писательницей начала XX столетия. Потом её имя было забыто. О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, её полюбят маленькие и юные российские граждане России XXI века. Такова идея агитбригады.
-
Уральский период в творчестве И.П. Малютина, энтузиаста русской литературы 2013
Урок литературы для учащихся 8–11-х классов: реализация национально-регионального компонента. В ходе подготовки к уроку учащимися была подготовлена выставка, посвященная творчеству автора. В ней размещены подлинные черновые наброски, рисунки, подаренные З.Д. Слудновой, его внучкой, в архив школьного литературно-краеведческого музея. На уроке учащимся предложена групповая форма работы, завершается разговор об авторе викториной. Итогом работы на уроке является оценивание собственной деятельности и деятельности класса.
-
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. Тема: "Последний герой". 7-й класс 2013
Задания, которые обучающиеся выполняют в процессе интеллектуальной игры, рассчитаны на все уровни усвоения и владения учебным предметным материалом: информационный, репродуктивный, базовый, повышенный, творческий.
-
Библиотечный кейс-урок по теме "Поиск информации в библиотечном каталоге". 6-й класс 2013
Урок разработан в рамках методического проекта "Современный урок: кейс-метод". Предлагаются условные учебные ситуации, когда нужно обратиться за поиском информации в школьную библиотеку по заданию кейса. Учащиеся в группе решают ситуационную задачу, проходя маршрут кейса. Последние этапы маршрута - осмысление и анализ пройденного маршрута кейса.
-
Интегрированный урок (литература + МХК) по теме "А.С. Демирханов: грани таланта". 11-й класс 2013
Интегрированный урок посвящен известному в Красноярске человеку - почетному гражданину города, профессору, народному архитектору России Арэгу Саркисовичу Демирханову. Раскрыть многогранность таланта известного архитектора, познакомить учащихся с поэтическими произведениями Демирханова, многообразием тем и образов в его стихотворениях, а главное - показать старшеклассникам искреннюю любовь человека к городу и его жителям со стороны прославленного архитектора - задачи урока.
-
Постигая грамматику любви… 2013
Личности Д.С. Лихачева в школьной программе уделено не так уж много внимания. А жаль. Очень трудно оценить то место, какое он занимает в нашей культуре, в нашей духовной жизни. Важно не столько оценить научные достижения Лихачева, сколько понять, в чем его значение, чем он стал так дорог и интересен многомиллионной аудитории. Уроки, где происходит встреча с искусством, - это всегда уроки-размышления о жизни, о времени, о себе. Уроков сопереживания нет в программе, но без них нет воспитания.
-
Урок литературы по теме «Душевная трагедия Катерины в драме А.Н. Островского "Гроза"». 10-й класс 2013
Цель урока: проанализировать образ главной героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство; раскрыть понятие «Диалектика души» героини. Трагический финал драмы – это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «темным царством».
-
Неделя русского языка и литературы на тему "Прогулка по стилям речи" 2013
Материал представляет собой программу проведения Недели русского языка и литературы в школе, которая выстроена в форме прогулки по стилям речи: от разговорного до публицистического через художественный, научный, официально-деловой. Задействованы живые переменки с различными конкурсами, играми, шарадами, а также агитбригады по классам, экран в фойе, радиостанция школы.
-
Интегрированное внеклассное занятие (литературное чтение + русский язык + психология) 2013
Основные цели урока: рассмотреть героев произведения И.С. Тургенева «Муму», их поступки, составить психологический портрет каждого; повторить и систематизировать изученный материал по теме «Обращения и вводные слова в предложении»; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развивать чувство взаимопомощи, поддержки.
-
Урок по теме "Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество". 10-й класс 2013
Данный урок в интересной форме знакомит учеников с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского, элементы театрализации погружают учащихся в мир личных переживаний писателя. Уроку предшествует индивидуальная и групповая работа по подготовке сообщений.
-
Сопоставительный анализ новеллы О.Славниковой "Статуя командора" и трагедии А.С. Пушкина "Каменный Гость". 11-й класс 2013
Одним из показателей современного литературного процесса является интерес к классическим сюжетам и переосмысление их с точки зрения современности. В статье дается представление об истории интерпретации сюжета о Доне Жуане в мировой литературе; проводится сопоставительный анализ рассказа О. Славниковой «Статуя командора» и трагедии А.С. Пушкина «Каменный Гость».