Литература
-
Интегрированный урок истории и литературы «Пореформенная Россия XIX века и поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"» 2013
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской характеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения.
-
Идейно-художественное своеобразие в рассказе Бориса Пильняка "Без названия" 2013
В школьной практике нередко приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, прочитав произведение, не способны оценить мастерство писателя, понять авторский замысел. Воспитать читателя, способного «расшифровать» язык художественного произведения и получить от этого удовольствие, - вот цель работы учителя. Поэтому считаю необходимым проведение уроков, построенных на подробном текстовом анализе.
-
Москва старая и новое время в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" 2013
Данная работа представляет собой методическую разработку первых уроков по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце". Урок проводится в форме аналитической беседы с параллельным просматриванием фрагментов одноименного фильма. Цель урока: расшифровка символики первых страниц произведения, что позволяет развить навыки анализа художественного текста. Составление кластера и изображение палитры эпохи позволяют добиться более полного понимания темы и разнообразить урок.
-
Внеклассное мероприятие по теме "Человек и природа". 5–6-й классы 2013
Повысить уровень экологической культуры и грамотности учащихся; мотивировать учащихся к сохранению экологически чистой среды существования; формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
-
Урок по элективному курсу "Современная литература". Тема: "Е.Гришковец – писатель, драматург, режиссер, актер". 11-й класс 2013
Материал представляет собой занятие элективного курса в 11-м классе «Современная литература». Урок позволяет расширить круг чтения учащихся, погрузиться в современный литературный процесс, познакомиться с новым именем в русской литературе, сформировать интерес к личности и творчеству Евгения Гришковца, совершенствовать навыки монологической речи.
-
Композиционные особенности повести Т.Пономаревой "Водяной Бык" 2013
Урок направлен на знакомство с композиционными особенностями повести «Водяной Бык». Композиция повести Т.Пономаревой интересна своей самобытностью. Прочитав эту книгу, школьник вместе с героиней повести побывает и в мире обнаженной правды, где подчас трудно различить добро и зло, и в мире сказки, помогающей обрести веру в справедливость.
-
"Сад фруктовой моей великой души". (Урок по ранней лирике В.В. Маяковского в 11-м классе) 2013
Цель урока - определить особенности ранней лирики Маяковского, выявить, в чем заключается своеобразие лирического героя; развивать навыки анализа поэтического текста; воспитывать любовь к слову.
-
Поговорим о прелести сонета 2013
Цель мероприятия - расширить знания учащихся о сонете, его особенностях, о развитии этого жанра в литературе. Особая атмосфера литературной гостиной переносит нас в разные эпохи, разные страны: в Италию XIII–XIV вв., в Англию и Францию XVI в., в Россию XIX–XX вв. Мероприятие рассчитано на учащихся 9–11-х классов.
-
Анализ эпизода "Освобождение Маши Мироновой" по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2013
Цели урока: постигать смысл всей повести через ее фрагмент, учить выделять главную информацию; показать роль литературы в решении жизненных вопросов; воспитывать такие качества характера, как честь, порядочность, благородство; обогатить эмоциональную сферу обучающихся, воспитывать бережное отношение к слову художественного произведения.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Пока горит свеча…" 2013
Цель данного мероприятия - расширить знания учащихся о творчестве поэтов XIX в. Особая атмосфера гостиной переносит нас в середину XIX в., в литературный салон Зинаиды Волконской. Мероприятие рассчитано на учащихся 7–11-х классов.
-
Путь Раскольникова к чистосердечному раскаянию 2013
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Тема урока приходит к пониманию внутреннего состояния человека в романе «Преступление и наказание», анализируют путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления над вопросом: духовный путь Раскольникова к раскаянию.
-
Урок по рассказу А.П. Платонова "Юшка" 2013
Предложенный урок является обобщающим по творчеству А.П. Платонова. Сначала ученики вспоминают факты из жизни писателя и основные его произведения. Словарная работа позволяет ученикам выделить основные понятия, которые помогут понять содержание рассказа, и служит переходом к его обсуждению. На основе обсуждения ученикам предлагается вывести свою формулу счастья. Проверить их знания по рассказу помогает викторина.
-
Презентация к уроку литературы "Подруга дней моих суровых…" 2013
О няне Пушкина мы знаем уже с детства. Попытаемся воссоздать облик этой вошедшей в русскую историю женщины по крупицам биографических сведений, работам мастеров изобразительного искусства, стихам Пушкина и его друзей, письмам и высказываниям знавших её людей. Облик той, с именем которой связана не только жизнь великого поэта, но и его творчество.
-
К вопросу о применении эффективных педагогических технологий при анализе эпизода на уроках литературы в старших классах (на примере изучения романа М.А. Шолохова "Тихий Дон") 2013
Задача словесников - заинтересовать учеников своим предметом, затронуть струнки детских душ, привить любовь к художественному слову. Один из путей решения данной проблемы я вижу в использовании такой формы работы, как анализ эпизода. Элементы ролевой игры помогают не только рассмотреть фрагмент с необходимой в данном случае точки зрения, но создают предпосылки для приобретения жизненного опыта, для выбора дальнейшей профессии, что немаловажно в старших классах.
-
"Русь, куда ж несешься ты?.." Литературно-музыкальный вечер, посвященный 205-летию со дня рождения Н.В. Гоголя 2013
В ходе мероприятия происходит ознакомление учащихся с творчеством Н.В.Гоголя, осмысление уже знакомых его произведений. Литературно-музыкальный вечер направлен на воспитание патриотизма, любви к Родине на примере самого писателя и его произведений. В ходе подготовки к постановке литературно-музыкального вечера учащиеся перечитывают произведения Н.В.Гоголя, учат роли, готовят костюмы, реквизиты, репетируют.
-
Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи 2013
На уроке учащиеся знакомятся с нравами и обычаями казаков, населявших Запорожскую Сечь, рассматривают политическое устройство Сечи, любуются красотами природы, восхищаются чувством патриотизма и любви к родной земле. Проводится работа с текстом, со словарными словами, рассматриваются репродукции картин А.Куинджи и И.Репина. При описании степи учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства языка.
-
Урок в 11-м классе в форме телепередачи "Чтобы помнили…". Авторская песня. Песенное творчество Б.Окуджавы, В.Цоя, В.Высоцкого, И.Талькова 2013
Урок литературы в форме телепередачи позволяет совершить небольшое путешествие в мир авторской песни, познакомиться с поэтами, стоявшими у истоков жанра. Урок помогает выявить связь авторской песни с литературным процессом и ее роль в развитии музыкальной культуры страны, познакомиться с творчеством и биографией В.Высоцкого, Б.Окуджавы, В.Цоя, И.Талькова. Помогает осознать причины трагического положения истинных поэтов России.
-
"Да святится имя Твоё". Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2013
Куприн так говорил о любви: «Это чувство, которое до сих пор не нашло себе истолкователя.» Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет». Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Эта идеальная чистая любовь окрыляет «маленького человека», делает его значительным в собственных и в чужих глазах. Именно такая любовь воспета Куприным.
-
Урок по литературе "Серебряный век русской поэзии. Творчество З.Гиппиус в констексте литературного движения эпохи" 2013
Основная цель урока - дать представление о философской основе символизма, познакомить с творчеством поэта-символиста З.Гиппиус.
-
Антиутопия в литературе ХХ века 2013
Основная цель урока - познакомить учащихся с жанром антиупотии. Учащиеся знакомятся с романом Е.Замятина «Мы». В ходе урока роман сопоставляется романами Дж. Оруэлла «1984» и О.Хаксли «О дивный новый мир».
-
Стихи С.А. Есенина на уроке русского языка. 6-й класс 2013
Цели урока: повторить определение текста и его особенности, вспомнить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина. Ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.
-
Урок литературы по теме "Дуэль в русской литературе" 2013
Семинар расширяет и углубляет знания учащихся по русской литературе; дает навыки обобщённого анализа литературных произведений, написанных в разные периоды XIX века; развивает устную речь учащихся; формирует нравственные основы, пробуждает интерес к классической литературе.
-
Григорий Мелехов. Трагические страницы жизни. (По роману М.А. Шолохова "Тихий Дон") 2013
Методическая разработка урока литературы показывает неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова героя романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», связь этой трагедии с судьбой страны.
-
Литературная игра-аукцион "Отечества достойный сын" (к 192-летию со дня рождения Н.А. Некрасова). 8-й класс 2013
Представлен урок-игра по творчеству Н.А. Некрасова. Учащиеся привлекаются к интеллектуальной деятельности через чтение произведений писателя.
-
Об опыте работы с применением ИКТ 2013
Из всех применяемых технологий, возможно, наиболее интересные для детей и продуктивные в работе – это информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии и их элементы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить интерес к изучению предмета, добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала.
-
Историческая правда и художественный вымысел в "Песне о Роланде" – жемчужине средневековой литературы 2013
Цель урока – анализ основных образов песни, особенностей жанра произведения, выяснить, что является исторической правдой, что художественным вымыслом.
-
Современное прочтение избранных глав эпической трилогии К.Симонова "Живые и мертвые" 2013
Автор ставит следующие задачи: познакомить старшеклассников с романом «Живые и мёртвые», развивать навыки работы с текстом художественного произведения, что формирует умение мыслить аналитически. Работа включает в себя краткий обзор всех книг эпической трилогии, даёт трактовку смысла заглавия произведения и особенностей жанра, а также предлагает один из вариантов анализа избранных глав.
-
Твардовский А.Т. – поэт – гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин". 8-й класс 2013
Урок литературы в 8-м классе знакомит учащихся с с личностью А.Т. Твардовского, фактами биографии поэта, с творческим замыслом и историей создания поэмы «Василий Теркин». Урок проводится с использованием компьютерной презентации.
-
Литературно-музыкальная композиция "Сталинградская битва" 2013
Представлен материал для проведения занятий, посвященных битве за Сталинград.
-
Анализ рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" как способ подготовки обучающихся к части С итоговой аттестации и предметной олимпиаде 2013
В статье проводится анализ рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», раскрываются жанрообразующие признаки святочного рассказа. У учащихся развивается умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы.