Литература
-
Путь Раскольникова к чистосердечному раскаянию 2013
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Тема урока приходит к пониманию внутреннего состояния человека в романе «Преступление и наказание», анализируют путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления над вопросом: духовный путь Раскольникова к раскаянию.
-
Урок по рассказу А.П. Платонова "Юшка" 2013
Предложенный урок является обобщающим по творчеству А.П. Платонова. Сначала ученики вспоминают факты из жизни писателя и основные его произведения. Словарная работа позволяет ученикам выделить основные понятия, которые помогут понять содержание рассказа, и служит переходом к его обсуждению. На основе обсуждения ученикам предлагается вывести свою формулу счастья. Проверить их знания по рассказу помогает викторина.
-
Презентация к уроку литературы "Подруга дней моих суровых…" 2013
О няне Пушкина мы знаем уже с детства. Попытаемся воссоздать облик этой вошедшей в русскую историю женщины по крупицам биографических сведений, работам мастеров изобразительного искусства, стихам Пушкина и его друзей, письмам и высказываниям знавших её людей. Облик той, с именем которой связана не только жизнь великого поэта, но и его творчество.
-
К вопросу о применении эффективных педагогических технологий при анализе эпизода на уроках литературы в старших классах (на примере изучения романа М.А. Шолохова "Тихий Дон") 2013
Задача словесников - заинтересовать учеников своим предметом, затронуть струнки детских душ, привить любовь к художественному слову. Один из путей решения данной проблемы я вижу в использовании такой формы работы, как анализ эпизода. Элементы ролевой игры помогают не только рассмотреть фрагмент с необходимой в данном случае точки зрения, но создают предпосылки для приобретения жизненного опыта, для выбора дальнейшей профессии, что немаловажно в старших классах.
-
"Русь, куда ж несешься ты?.." Литературно-музыкальный вечер, посвященный 205-летию со дня рождения Н.В. Гоголя 2013
В ходе мероприятия происходит ознакомление учащихся с творчеством Н.В.Гоголя, осмысление уже знакомых его произведений. Литературно-музыкальный вечер направлен на воспитание патриотизма, любви к Родине на примере самого писателя и его произведений. В ходе подготовки к постановке литературно-музыкального вечера учащиеся перечитывают произведения Н.В.Гоголя, учат роли, готовят костюмы, реквизиты, репетируют.
-
Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи 2013
На уроке учащиеся знакомятся с нравами и обычаями казаков, населявших Запорожскую Сечь, рассматривают политическое устройство Сечи, любуются красотами природы, восхищаются чувством патриотизма и любви к родной земле. Проводится работа с текстом, со словарными словами, рассматриваются репродукции картин А.Куинджи и И.Репина. При описании степи учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства языка.
-
Урок в 11-м классе в форме телепередачи "Чтобы помнили…". Авторская песня. Песенное творчество Б.Окуджавы, В.Цоя, В.Высоцкого, И.Талькова 2013
Урок литературы в форме телепередачи позволяет совершить небольшое путешествие в мир авторской песни, познакомиться с поэтами, стоявшими у истоков жанра. Урок помогает выявить связь авторской песни с литературным процессом и ее роль в развитии музыкальной культуры страны, познакомиться с творчеством и биографией В.Высоцкого, Б.Окуджавы, В.Цоя, И.Талькова. Помогает осознать причины трагического положения истинных поэтов России.
-
"Да святится имя Твоё". Тема любви в рассказе А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2013
Куприн так говорил о любви: «Это чувство, которое до сих пор не нашло себе истолкователя.» Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет». Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Эта идеальная чистая любовь окрыляет «маленького человека», делает его значительным в собственных и в чужих глазах. Именно такая любовь воспета Куприным.
-
Урок по литературе "Серебряный век русской поэзии. Творчество З.Гиппиус в констексте литературного движения эпохи" 2013
Основная цель урока - дать представление о философской основе символизма, познакомить с творчеством поэта-символиста З.Гиппиус.
-
Антиутопия в литературе ХХ века 2013
Основная цель урока - познакомить учащихся с жанром антиупотии. Учащиеся знакомятся с романом Е.Замятина «Мы». В ходе урока роман сопоставляется романами Дж. Оруэлла «1984» и О.Хаксли «О дивный новый мир».
-
Стихи С.А. Есенина на уроке русского языка. 6-й класс 2013
Цели урока: повторить определение текста и его особенности, вспомнить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина. Ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.
-
Урок литературы по теме "Дуэль в русской литературе" 2013
Семинар расширяет и углубляет знания учащихся по русской литературе; дает навыки обобщённого анализа литературных произведений, написанных в разные периоды XIX века; развивает устную речь учащихся; формирует нравственные основы, пробуждает интерес к классической литературе.
-
Григорий Мелехов. Трагические страницы жизни. (По роману М.А. Шолохова "Тихий Дон") 2013
Методическая разработка урока литературы показывает неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова героя романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», связь этой трагедии с судьбой страны.
-
Литературная игра-аукцион "Отечества достойный сын" (к 192-летию со дня рождения Н.А. Некрасова). 8-й класс 2013
Представлен урок-игра по творчеству Н.А. Некрасова. Учащиеся привлекаются к интеллектуальной деятельности через чтение произведений писателя.
-
Об опыте работы с применением ИКТ 2013
Из всех применяемых технологий, возможно, наиболее интересные для детей и продуктивные в работе – это информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии и их элементы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить интерес к изучению предмета, добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала.
-
Историческая правда и художественный вымысел в "Песне о Роланде" – жемчужине средневековой литературы 2013
Цель урока – анализ основных образов песни, особенностей жанра произведения, выяснить, что является исторической правдой, что художественным вымыслом.
-
Современное прочтение избранных глав эпической трилогии К.Симонова "Живые и мертвые" 2013
Автор ставит следующие задачи: познакомить старшеклассников с романом «Живые и мёртвые», развивать навыки работы с текстом художественного произведения, что формирует умение мыслить аналитически. Работа включает в себя краткий обзор всех книг эпической трилогии, даёт трактовку смысла заглавия произведения и особенностей жанра, а также предлагает один из вариантов анализа избранных глав.
-
Твардовский А.Т. – поэт – гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин". 8-й класс 2013
Урок литературы в 8-м классе знакомит учащихся с с личностью А.Т. Твардовского, фактами биографии поэта, с творческим замыслом и историей создания поэмы «Василий Теркин». Урок проводится с использованием компьютерной презентации.
-
Литературно-музыкальная композиция "Сталинградская битва" 2013
Представлен материал для проведения занятий, посвященных битве за Сталинград.
-
Анализ рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" как способ подготовки обучающихся к части С итоговой аттестации и предметной олимпиаде 2013
В статье проводится анализ рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», раскрываются жанрообразующие признаки святочного рассказа. У учащихся развивается умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы.
-
Интегрированный урок "Историческая основа поэмы Некрасова Н.А. "Русские женщины" 2013
Урок знакомит учащихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» и предпосылками формирования мировоззрения декабристов. Учащиеся находят авторский замысел и определяют позицию автора, соотнося художественную литературу с историей.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык + история + риторика + изобразительное искусство) по теме "Н.В. Гоголь "Тарас Бульба": историческая, фольклорная, нравственная основа повести (на примере эпизода "Речь Тараса Бульбы о товариществе")". 7-й класс 2013
Методическая разработка урока раскрывает вопросы исторические, нравственные, этнические. Урок насыщен историческим материалом, интересен опорой на философские учения относительно религии, ярок со стороны использования демонстрационного материала – отрывок из фильма, иллюстрации картины И.Репина и зарисовки учащихся, артистичным прочтением монолога школьниками и комментариями к нему, звучанием украинских слов на уроке русской литературы.
-
Бал-сказка для 5–7-х классов 2013
Целью данного мероприятия является формирование у учащихся интереса к литературе и традициям нашей страны; стимулирование интереса учащихся к изучению отечественной истории; формирование уважительного отношения к историческому наследию и осмыслению; исторического опыта в контексте современного развития России; развитие творческих способностей учащихся.
-
Урок-мастерская "Друзья мои, прекрасен наш союз!". Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. 8-й класс 2013
Урок обобщения в 8-и классе построен в форме урока - мастерской. Такая форма урока помогает ученику дойти до истины своим путем, создает на уроке атмосферу доброжелательности, открытости и сотрудничества. Высказывая свое мнение о друзьях поэта, о нем самом, работая с текстом, учащиеся понимают, какое значение имела дружба в жизни поэта, как он отразил это в своих произведениях.
-
Урок-диспут "Молчалины блаженствуют на свете?" 2013
Урок литературы в 9-м классе проводится в форме диспута с целью выработки умений и навыков отстаивать свою точку зрения доказательно, опираясь на осмысление прочитанного (хорошее знание текста, понимание авторской позиции и способов ее выражения); умения работать с критической литературой; развития речи учащихся как монологической, так и диалогической.
-
Формирование компетентной личности с помощью организации и постановки кукольного спектакля по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина во внеурочной деятельности 2013
Цели мероприятия: создать комфортные условия для самореализации обучающихся, для сплочения классного коллектива; развивать способность к эмпатии, рефлексии; обогатить эмоциональную сферу обучающихся, профориентация в ходе ролевой игры. В ходе подготовки и постановки кукольного спектакля ребята знакомились с разнообразными способами действий, вырабатывали умения и навыки, которые способствовали формированию компетентной личности, способной ставить цель, решать проблемы на пути к цели, работать с информацией, трудиться в коллективе, помогать или просить помощь.
-
Урок литературы по теме "Веселые сказки о Шише Б.В.Шергина" 2013
Цели урока: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Б.В. Шергина; познакомить со сказками о Шише, помочь увидеть их своеобразие; поработать над текстом сказки «Рифмы»; помочь увидеть связь народной сказки со сказками Шергина.
-
Достойным потомкам доблестных предков 2013
Представлен сценарий интегрированного урока по литературе для 8-го класса. Учащиеся знакомятся с фрагментами жизненного пути и поэтическим наследием Д.В. Давыдова. Учащиеся исполняют песню на французском языке; знакомятся с фильмом «Эскадрон гусар летучих».
-
"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" в культурно-историческом контексте 2013
Статья направлена на знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова. Предлагаются описания мужских и женских костюмов, соответствующие времени.
-
"Не откажусь от каждой строчки прошлой…" Литературная презентация о жизни и творчестве А.А. Вознесенского 2013
Представленная методическая разработка посвящена поэту-шестидесятнику А.А. Вознесенскому, подготовлена к 80-летию со дня рождения поэта.