Интегрированный урок литературы в 4-м классе с использованием технологии ТРИЗ на тему "Сравнительный анализ басен"

Разделы: Литература


Цель урока: расширить знания учащихся об истории жанра басен в мировой литературе.

Задачи: развивать навыки системного анализа (в том числе и сравнительного); научить определять художественные особенности басен и авторский стиль, давать определения литературоведческими понятиями по ФСП; воспитывать моральные и духовные качества учащихся посредством литературы, развивать литературные способности.

Оборудование: таблицы, карточки, книги И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, портреты баснописцев.

План урока

  1. Подготовка к восприятию учебного материала.
  2. Объявление темы урока, постановка учебных задач.
  3. Цепь учебных ситуаций:
    1. творческое задание: доклад с “затруднениями” на тему “Историческая жизнь басни”;
    2. выведение определений литературоведческим понятиям “басня”, “аллегория” (по ФСП);
    3. творческое задание: подбор аллегорий;
    4. чтение басни Л.Н. Толстого и инсценировка одноименной басни И.А. Крылова;
    5. сравнительный анализ басни по ФСП;
    6. творческое задание: сформулировать основную мысль (мораль) басни фразой, пословицей, одним точным словом;
    7. проблемная ситуация;
    8. чтение и сравнительный анализ языковых (изобразительных) средств в одноименных баснях Л.Глебова и И.Хемницера.
  4. Рефлексия. Подведение итогов.
  5. Творческое домашнее задание.

ХОД УРОКА

Звучит музыка.

Учитель. Вы слышите, как кричат чайки, как плещется море, как тихо переговариваются деревья. Я предлагаю вам, ребята, на крыльяхвремени переместится в Древнюю Грецию. Закройте глаза, представьте образы...

Волшебный край, где речка Танаис,
Где ивняков рассыпанные косы
Бегут на месте по теченью вниз,
Глаза хмельного солнца чуть раскосы.
Стеклянный шар над берегом навис,
И тяжелеют медом абрикосы.
За каждый тополь мудростью высок,
Целебны травы, бархатист песок
И перламутровы скорлупки мидий.
Гуляли здесь Гомер, Эзоп, Овидий.
Здесь хорошо читается в тени,
Когда душе поэзия сродни...

Так писал о Древней Греции поэт Леонард Лавлинский. Здесь каждый камень может рассказать таинственные истории, древние легенды. Этот прекрасный край можно назвать колыбелью мировой культуры. Еще задолго до нынешней эры здесь появились письменность, живопись, архитектура и, конечно же, литература.

Именно туда, в далекую Грецию, своими корнями уходит жанр басни, которому мы посвящаем сегодняшний урок. А вот о том, как это было расскажет Влад.

Доклад.

Вопросы детей по содержанию.

Самооценка.

Учитель. Так что же такое басня? Давайте попробуем обобщить знания, полученные на предыдущих уроках и из доклада, и выведем свое определение этому литературному явлению.

Определение по ФСП.

Творческое задание.

Несколько учеников называют отрицательные черты характера человека, а одноклассники придумывают, какими образами можно аллегорично эти черты передать.

  • Лень – ленивец;
  • Хитрость – лисица;
  • Коварство - лисица, гиена;
  • Легкомыслие – бабочка, насекомое;
  • Глупость – волк, медведь;
  • Жадность – кабан;
  • Трусость – заяц.

Чтение басни Л.Н. Толстого “Стрекоза и муравей”.

Инсценирование басни И.А. Крылова “Стрекоза и муравей”.

Сравнительный анализ басен по ФСП.

Составление НС (на схеме вверху), ПС (на схеме внизу),ОФ (слева в схеме), признаков обеих басен, нахождение схожего и различного.

Дополнительные вопросы к анализу:

- Кто персонажи басен?

- Какие черты характера (пороки) воплощены в образах героев?

- Что хотели подчеркнуть Л.Н. Толстой, И.А. Крылов заглавием басни?

- Докажи, что это басни, опираясь на жанровые особенности, отраженные в схеме.

- Чем поучительны эти истории?

- В какой из басен основная мысль (мораль) прописана явно, а в какой с подтекстом?

Творческое задание.

Сформулировать мораль фразой, пословицей, словом.

Проблемная ситуация.

Учитель. Если бы произведения были одинаковыми и по форме, и по размеру, и по ОФ, а разнились только словами, отобранными авторами для передачи основной мысли, можно ли было считать это различие незначительным? Или слова вносят существенные изменения в наше восприятие произведения?

Давайте проведем эксперимент – исследование. Для этого сравним языковые средства одноименных басен, написанных украинским поэтом Л.Глебовым и русским поэтом И.Хемницером.

Сравнительный анализ.

Леонід Глібовю. “Коник – стрибунець” И. Хемницер. “Стрекоза”
Скільки дійових осіб у байках? Знайдіть опис у тексті.
Коник,вдатний молодець,

І веселий, і співучий,

І проворний стрибунець.

Только и жила, что пела.
Позитивний чи негативний образ постає перед нами? Які слова наштовхнули вас на цей висновок?
Образ позитивний Образ негативный
Знайдіть опис початку зими
Суне злючая зима Зима пришла
Яке емоційне навантаження у слова “суне”?
Так кажуть про щось важке, тяжке  
То які слова в українському варіанті емоційно забарвили події?
“Гульк”, “суне”,нестягнене закінчення

Прикметника “злючая”, “серце мліє”,

“коник плаче”.

 
Як висловлюють прохання Коник і Стрекоза? Прочитайте звертання
Кинувсь...

- Дядьку!..

Порятуй, порадь, земляче...

... просит...

Помилуй, муравей...

У кого з героїв мовлення офіційне, а в кого – розмовно – побутове? Яке мовлення нам ближче?

З якої причини герої не підготувались до зими?

Досхочу розкошував

І цілісінькеє літо,

Не вгаваючи, співав...

... только и жила, что пела...
Перефразуйте причину
Сліпе милування світом: “Як же в світі не радіти?” Я запастися все хотела,

Да лето красное пропела.

Як одним словом можна назвати ваду героїв?
Не подумав заздалегідь - легковажність Хотіла, але не зробила – лінь, слабка воля
Як відреагував Мураха на прохання? Мовлення якого мурахи більш величне? Які слова навели вас на цю думку?
  Взыщи

Поди

Ссудить

Крайности

Свищи

Чи вказана сила, мораль у тексті байок? Яущо вказана, то ким – автором чи одним из героев
Хто кохав життя ледаче –

Непереливки тому

 
Кому більше підходить характеристика “Кохав життя ледаче”?
  Стрекози
Хто з авторів звертається до розуму, а хто до серця? Чиє мовлення найбільш емоційне?
Мова байки Глібова емоційніша, мелодійніша, близька нам, образна, спрямована “до серця”.  

Творческое домашнее задание.

Написать свою басню по заданным вариантам моралей.

Рефлексия. Подведение итогов.