Урок по творчеству С.Есенина на тему "Жизнь, творчество, личность С.А. Есенина. Лирика"

Разделы: Литература


Урок проводится с использованием компьютерной техники и видеоаппаратуры.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

  • образовательная: изучение творчества С.А.Есенина с обобщением и систематизацией знаний учащихся, с привлечением новых теоретико – литературных и биографических сведений, на основе прочтения и анализа более обширного художественного материала.
  • развивающая: формирование умения работать с книгой – словарем, развитие познавательного интереса, ассоциативно – образного мышления, выразительное чтение.
  • воспитательная: формирование у учащихся информационной, коммуникативной компетенций.

Оборудование:

1) Портрет поэта, иллюстрации о творчестве С.А.Есенина, книги Есенина.

2) Аудиозапись стихов и романов С.А.Есенина в исполнении В. Моцардо.

3) Видеокассета “Пой песню, поэт...” Фильм о жизни и творчестве великого русского поэта Сергея Есенина.

4) Карточки для индивидуальной, групповой, фронтальной работы учащихся.

Ход урока

Эпиграф:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.

Учитель: начнем сегодняшний урок с “поэтической пятиминутки”. На экране вы видите отрывки из стихотворений, которые вы должны продолжить, назвав их автора.

(отрывки подбирает учитель по своему выбору)

- Какие еще стихотворения этого поэта вам известны?

(Учащиеся называют стихотворения Есенина, в том числе ранее изученные:

“Береза”, “Топи да болота”, “Задремали звезды золотые”, “Хулиган”, “Осень”, “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..”, “Где ты, где ты, отчий дом...”, “Закружилась листва золотая”, “Мне осталась одна забава...”).

Учитель: Тема сегодняшнего урока – “Жизнь, творчество, личность С.А.Есенина. Лирика”. Мы заранее распределили роль Ведущего, критиков и Сергея Есенина, которые помогут нам больше узнать о творческом и жизненном пути “певца златой Руси”. Мы и сегодня знаем и любим его поэзию, с удовольствием слушаем песни на его стихи. (Звучит запись песни “Не жалею, не зову, не плачу...”)

Есенин С.А. “О себе” (учащийся заранее готовит информацию о биографии С.Есенина)

Первый критик. Юрий Анненков – портретист и талантливый режиссер вспоминал о первой встрече с Есениным: “Лицо Есенина действительно удивляло “девической красотой”, волосы были русые, как бесцветная березовая стружка.

У раннего Есенина есть стихотворение “Задымился вечер, дремлет кот на брусе...” 1912 года.

(Один из учащихся выразительно читает)

- Что описывает поэт?

Описывая деревенский вечер, поэт находит оригинальные и точные слова и образы, создающие целостную картину (“задымился вечер”, “полыхают зори, курятся туманы”), подмечает детали сельского быта: “резное окошко”, “золотая повесть”, “соломенная крыша”, “в свяслах копны хлеба” (свясло – жгут соломы, которым вяжут снопы). Эта картина вызывает у лирического героя особое эмоциональное состояние, выраженное строкой: “в сердце почивают тишина и мощи”.

Учитель: ранний период творчества отмечен стремлением юного поэта найти свой путь и свой смысл в жизни. Он прислушивается к себе и, впитывая красоту окружающего мира, пересоздает ее в слове и пишет, наряду с ученическими, довольно зрелые стихи.

Ведущий: 1916г. – важный в жизни и творчестве Есенина. Вышел первый сборник “Радуница” - весенний обрядовый праздник, церковью отмечался как день поминовения умерших. В народе отмечали как один из весенних праздников, знаменующих возрождение природы, начало полевых работ. В стихах этого периода жизнерадостное, светлое мировосприятие. Используется цветосветовая лексика с разными источниками света: (один из учащихся выразительно читает)

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.

Учитель: цветовая гамма стихов этих лет – яркая, свежая, красочная передает красоту окружающего мира и радость жизни.

Ведущий: Есенин стал свидетелем драматических исторических событий, как первая Мировая война, революция, Гражданская война.

В 1916г. Призванный на военную службу, он покидает армию после Февральской революции, о чем напишет в поэме “Анна Снегина”.

Есенин:

Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.

Критик: цель революции Есенин видел в установлении “вселенского братства людей”.

Люди, братья мои люди,
Где вы? Отзовитесь!

Ведущий: стремительно меняющаяся реальность заставляла поэта искать новый поэтический язык, новый ритм. В 1919 г. эти искания привели его в группу имажинистов (образ – от англ. и франц. image). Эта литературная группа появилась в России в послереволюционные годы. Членами ее были поэты Р.Ивнев, А.Мариенгоф, Н.Эрдман.

Есенин: “Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом”.

Работа по группам

Задание – прочитайте предложенные стихотворения. Определите, какой мотив является объединяющим для этих стихотворений. Подготовьте краткий комментарий.

В помощь! Основные темы и мотивы лирики Есенина : любовь к животным; деревенская жизнь; любовь к женщине; любовь к матери; религиозные мотивы; русская природа; Россия, Русь; революция; жизнь и смерть; одиночество; возвращение.

ВАРИАНТ №1

“Не бродить, не мять в кустах багряных...” (1916); “Ты такая ж простая, как все...” (1923); “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” (1924); “Письмо матери” (1924); “Мы теперь уходим понемногу...” (1924); “Отговорила роща золотая...” (1924); “Гори, моя звезда, не падай...” (1925); “Метель” (1924г.); “Снежная равнина, белая луна...” (1925).

ВАРИАНТ №2

“Устал я жить в родном краю...” (1915); “Не вернусь я в отчий дом...” (1925); “Каждый труд благослови, удача!..” (1925); “Синий туман, снеговое раздолье...” (1925); “Исповедь хулигана” (1920); “Возвращение на родину” (1924); “Русь советская” (1924); “Русь уходящая” (1924).

ВАРИАНТ №3

“Нивы сжаты, рощи голы...” (1917); “Край ты мой заброшенный...” (1914); “Топи да болота...” (1914); “Голубень” (1916); “Сторона ль моя, сторонка...” (1914); “В том краю, где желтая крапива...” (1915); “Гой ты, Русь моя родная...” (1914); “Русь” (1914).

Учитель: “У меня все стихи о России”, - говорил Есенин. О чем бы ни писал поэт, это всегда лирическое повествование о родине, ее природе и людях. В 1921г. Айседора Дункан приехала в Москву. Она открыла школу пластики для пролетарских детей. Юрий Анненков вспоминал, что с Есениным, Кусиковым, Мариенгофом он проводил много времени в особняке Дункан, ставшим штаб – квартирой имажинизма. Роман Есенина и Дункан был ураганным и коротким. Однажды Есенин крикнул: “Осточертела мне эта московская Америка! Смыться бы куда!” После приезда из-за границы Есенин выступает в Политехническом музее. В цикле “Москва кабацкая” (1923-24) поэт художественно осмысливает свою жизнь, свои ошибки. Поэт по-разному пытается преодолеть настроения одиночества и тоски как результат внутреннего конфликта между мечтой и реальностью. К сожалению, ему не удалось избавиться от этого конфликта. И где бы не был Есенин, он часто вспоминал скромную пленительную природу России и воспевал ее с глубокой и трепетной любовью. Природа и родина для поэта – неразрывные понятия.

(Раздать напечатанные отрывки из стихотворений о Руси). Вспомним русский язык.

- Найти обращения, олицетворения, эпитеты?

- Какая тема представлена в данных отрывках?

А тем временем работают индивидуально по карточкам несколько учащихся.

КАРТОЧКА № 1

  • Как Есенин изображает природу?
  • В каких стихах Есенина прослеживается: звуковое изображение, олицетворение?

КАРТОЧКА №2

  • Найдите стихотворения с личными местоимениями. Как вы думаете, почему в поэтической речи оно часто употребляется?

КАРТОЧКА №3

  • Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихах Есенина?

КАРТОЧКА №4

  • Какие явления природы чаще всего изображает Есенин? Подтвердите примерами.

Учитель: мы рассмотрели лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира родной природы – родины. В дальнейшем проследим, как развиваются есенинские традиции в русской поэзии. (Можно прослушать стихотворение Есенина “Ночь”, “Звезды”).

Учитель: (заключение) – стихотворения конца 1925г проникнуты грустью, разочарованием, ностальгией по утраченному счастью. Об этом свидетельствует отрывок из поэмы “Анна Снегина”.

(Просмотр отрывка видеокассеты “Пой песню, поэт...”). В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, “Русь уходящая”. Поэт пытается преодолеть настроения одиночества и тоски как результат внутреннего конфликта между мечтой и реальностью . К сожалению ему не удалось избавиться от этого конфликта. Жизнь Есенина оборвалась в ночь с 27 на 28 декабря 1925г в номере гостинице “Англитер” в Ленинграде.

(Звучит запись песни “Отговорила роща золотая” или стихотворение “Жизнь – обман с чарующей тоскою”).