Литература
-
Урок литературы по теме "Павел Иванович Савин – поэт-земляк" 2013
Литература - полноводная, могучая река. Она течет, вбирая воды других больших и малых рек, речушек и ручейков. И прирастает, и полнится, и ширится скорее как раз за счет талантов, родившихся в «глубинке», взлелеянных российскими просторами. Одним из таких звонких, чистых и лучезарных речных потоков, питающих нашу великую русскую литературу, является большой безгранный талант нашего поэта-земляка Павла Ивановича Савина.
-
Урок литературы по теме "Художественный мир Андрея Платонова". 11-й класс 2013
Урок представляет собой лекцию с презентацией по биографии и творчеству А.А. Платонова. Сочетание лекции и презентации позволяет на одном уроке совместить разговор о биографии, творчестве и сложном художественном мире Андрея Платонова.
-
М.Ю. Лермонтов. Жизнь, творчество. Мотивы вольности, одиночества в лирике поэта 2013
В ходе урока ученики получают четкое представлении об этапах творчества М.Ю. Лермонтова, темах и мотивах его лирики, а также совершенствуют умения анализировать лирическое произведение.
-
Урок литературы по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2013
В ходе урока школьники знакомятся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Учащиеся работают с текстом произведения и приходят к выводу, что Петербург с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман».
-
Анализ русской народной сказки "Царевна-лягушка" 2013
Первый урок в изучении русской народной сказки «Царевна-лягушка». На уроке учащиеся анализируют сказку: определяют сюжет, выявляют героев, анализируют язык (средства выразительности). Урок построен на основе технологии Способа диалектического обучения (СДО). Поэтому в основе анализа произведения положена работа с карточками философских категорий СДО. Выполняя задания, учащиеся формулируют вопросы-понятия и вопросы-суждения, на которые дают ответ.
-
"Журнал Печорина" как средство самораскрытия характера главного героя 2013
Урок обобщения изученного материала в 10-м классе направлен на создание условий для осмысления (анализа, сопоставления фактов) литературного произведения. Т.к. времени на обобщение и повторение произведения немного, то целесообразной является групповая форма работы. В ходе урока используются разные виды работы, систематизирующие знания учащихся, помогающие последовательно прийти к выводу, ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
-
Приемы социализации учащихся на уроках литературы 2013
Необходимое условие успешной социализации учащихся – повышение общей и коммуникативной культуры. Работа в парах и микрогруппах на уроках литературы дает возможность для развития и практического применения коммуникативных умений. Она позволит учителю включить в учебную деятельность на уроке каждого ученика. В статье представлены образцы заданий для работы в парах на уроках литературы в старших классах по произведениям И.С. Тургенева «Отцы и дети», Л.Н. Толстого «Война и мир».
-
Бинарный урок - мастерская "Наш Маяковский" 2013
Цель занятия - рассмотреть творчество поэта в синтезе различных видов искусств в контексте современного звучания его поэзии.
-
Интегрированный урок (физика + литература) по теме "Экспериментальное изучение явления преломления света". 7-й класс 2013
Урок закрепление материала по теме: «Отражение света», «Преломление света». Учащиеся совершенствуют навыки проведения эксперимента, учатся формулировать выводы из эксперимента; знакомятся с сущностью наблюдаемых природных явлений, описываемых в литературе, объясняют их на основе физических законов и теорий: «раскрывают тайны» оптических явлений.
-
Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся 2013
В статье представлены исследовательские проекты учащихся по темам: «Какими картами и в какую игру играли герои поэмы А.С. Пушкина «Пиковая дама»; «Предчувствие любви»; «Мой дедушка».
-
Урок литературы по теме "Деревня, где скучал Евгений…" 2013
Второй урок в разделе изучения романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Цель урока: определение роли 2-й главы в развитии образа главного героя. В ходе урока появляется схема с тремя ключевыми словами, которые помогают анализировать развитие образа Евгения Онегина: дружба – любовь – деятельность.
-
Интегрированный урок (литература + история) по теме "Восстание декабристов в судьбе русских женщин" 2013
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края.
-
Однородные члены предложения. 8-й класс 2013
Урок повторения и систематизации знаний об однородных членах предложения. Цели урока: совершенствовать умения находить однородные члены предложения, составлять схемы предложений с однородными членами и расставлять знаки препинания при однородных членах; выявить уровень правильного интонирования и определения стилистической функции предложений; формирование приема «диалог с текстом».
-
Урок внеклассного чтения "Слеза несбывшихся надежд…" 2013
Цель урока: проследить традиционные мотивы военной прозы и поэзии советских писателей и поэтов в рассказе кузбасского писателя В.А. Корсукова «Отцвела сирень». На уроке проводится параллель между рассказами М.Шолохова «Судьба человека» и В.А. Корсукова «Отцвела сирень». Этот урок призван обратить внимание на творчество писателей-земляков, так как они поднимают в своих произведениях не менее важные проблемы, нежели именитые писатели.
-
Урок литературы по теме "Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога". 6-й класс 2013
Урок целенаправлен на помощь учащимся разобраться в композиции стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога".
-
Литературно-музыкальная композиция "Мне дали имя при крещении – Анна…" 2013
Литературно-музыкальная композиция посвящена жизни и творчеству А.А. Ахматовой. В ней также просматривается завершенная линия взаимоотношений А.Ахматовой и А.Гумилева. О поэтессе словами из стихотворений, писем и воспоминаний рассказывает она сама и ее современники. Цель мероприятия – приобщение старшеклассников к творческому наследию русской поэтессы.
-
Идейно-нравственная основа романа П.В. Санаева "Похороните меня за плинтусом" 2013
Цель урока: обучение анализу образа героя и системы образов в целом; обучение выявлению идейной сути произведения. Задачи урока: познакомить с биографией писателя; проанализировать основные образы произведения; обсудить проблемы, поставленные автором; учить систематизировать, выделять главное, обобщать. Основные этапы занятия: слово учителя; брейншторм с элементами беседы; подведение итогов.
-
Урок литературы по теме "Чудо поэтического слова. Анализ поэтического текста". 6-й класс 2013
Работа над лирической классикой – это реальный путь к воспитанию читателя. Небольшой объём, краткость и эмоциональность лирики позволяют привлечь к литературе подростков, не любящих читать. Цели урока: учить чувствовать и понимать художественное слово, пробуждать интерес к лирике; развивать воображение, учить строить высказывание о произведении.
-
Фантастическое и реальное в произведениях Н.В. Гоголя. Повесть "Пропавшая грамота". 5-й класс 2013
На уроках литературы учащиеся знакомятся с произведением Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота". Урок способствовал развитию у учащихся фантазии, воображения, речи, имел большое значение в нравственном мировоззрении, в укреплении дружеских отношений в классе, сплочении коллектива. Немаловажными являются задачи, решаемые во время игры: желание выступить в какой-либо роли, добровольно подчиняясь игровым правилам.
-
Литературная игра по сказам П.П. Бажова. 5-й класс 2013
Литературная игра по сказам П.П. Бажова позволит учителю проверить глубину усвоения учебного материала по теме, а также активизирует интерес учащихся к изучению литературы, позволит проявить творческие способности.
-
Литературная гостиная. Стихи русских поэтов XX века о любви. "Верь в великую силу любви!.." (С.Надсон) 2013
Как научить ребёнка сознательно выстраивать свою жизнь на основе традиционных моральных норм? Как сформировать нравственные идеалы, в основе которых – понимание того, что семья – один из источников нравственности, а такие чувства, как любовь, верность – это основа семейных отношений? Главный помощник учителя в работе в данном направлении – русская классическая литература.
-
Анализ поэтического текста как средство развития мотивационных и познавательных факторов в рамках формирования творческой активности студентов колледжа на уроках литературы 2013
В предлагаемой статье речь пойдет о системном анализе поэтического текста, в основе которого – осмысление целостности художественных явлений на макроконтекстном и микроконтекстном уровнях (взаимодействие образных, лексико-фразеологических и стиховых средств в стихотворении В.Маяковского «Стихи о советском паспорте»).
-
Вечер-портрет "Некрасов и Костромской край": "Да, только здесь могу я быть поэтом!" 2013
Работа содержит материалы проведения вечера на тему «Да, только здесь могу я быть поэтом», посвященного жизни и творчеству Н.А. Некрасова. Литературный вечер-портрет позволяет включить личность обучающегося в деятельность в самых разных социальных ролях.
-
Роль детализации в анализе художественного произведения 2013
Материал основан на детальном анализе художественного произведения (Н.В. Гоголь. "Мертвые души"). Представленная работа очень важна в плане подробного рассмотрения художественного произведения, исследования художественных особенностей, детализации.
-
Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс 2013
Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей.
-
Урок – круглый стол по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой" 2013
Урок проходит в форме беседы вокруг круглого стола, где обсуждаются вопросы сохранения человеческих ценностей прошлого, вопросы сохранения природных богатств на примере произведения В.Распутина. Учащиеся отвечают на вопросы, зачитывают наиболее значимые для них фрагменты из повести, комментируют их, высказывая свою точку зрения; учатся разбираться в психологии личности, устанавливать причинно-следственные связи.
-
Урок литературного чтения "Одухотворение мира в рассказе А.Платонова "Никита". 5-й класс 2013
На примере рассказа А.Платонова учащиеся подводятся к мысли о том, что природные качества могут послужить как во зло, так и во благо мира. Одухотворение мира, совершаемое ребенком, может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Все зависит от того, насколько мир взрослых окажется способным защитить неокрепшую душу ребенка, избавить маленького человека от «сиротства». В конце урока учащиеся составляют план рассказа о главном герое.
-
Урок для 9-го класса по изучению романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин" 2013
Данный урок является помощником по составлению характеристики литературных персонажей, главного героя реалистической литературы, а также по различению образа автора и автора как физическое лицо.
-
Урок литературы в 8-м классе: "Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан" 2013
Прослушивание думы в исполнение народного хора настолько потрясло ребят: они притихли, стали серьезнее вслушиваться в слова. Словарная работа и работа над выразительностью речи усилила понимание текста. Патриотическая идея произведения очень гармонично сливалась с работой над выразительностью. Уровень развития обучающихся этого возраста позволил не только усвоить тему урока, но и работать над выразительностью, над эмоциями, которые должны выражать дети при чтении.
-
Информационные технологии на уроках литературного чтения 2013
Обобщающий урок литературного чтения проводится в игровой форме с использованием компьютерной презентации и анимационных игр, при переходе от одной учебной книги «Азбуки» к другой «Литературное чтение». На уроке учащиеся вспоминают пройденный материал, ранее выученные стихи, рассказывают и инсценируют знакомые произведения. Уточняют свои представления о явлениях природы весной, наблюдают за ее красотой, учатся беречь природу.