Литература
-
Философия любви. Урок по произведению Экзюпери "Маленький принц" 2013
Урок знакомит с биографией писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Рассматриваются понятия «тщеславие», «честолюбие», «альтруизм». Учащиеся работают с художественным образом, постигают значение образа-символа, анализируют художественное произведение, используя ценностные понятия.
-
Урок внеклассного чтения "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира). 5-й класс 2013
Урок направлен на знакомство с народными музыкальными инструментами и их звучанием. Расширяются знания учащихся о сказках народов мира, о музыке и музыкантах.
-
Падение интереса к чтению у современных школьников 2013
В статье изучается поиск современных форм и методов развития литературных интересов школьников.
-
Урок литературы по теме "Моя святая тайна, мой вересковый мед". 5-й класс 2013
Урок зарубежной литературы в 5-м классе знакомит учащихся с произведением Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед», расширяет их знания о жанре «баллады», дает возможность познакомиться с понятием «литературный перевод».
-
Обучение сочинению на литературную тему 2013
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся. Именно поэтому статья посвящена крайне актуальной и важной проблеме – обучению написания сочинения на литературную тему.
-
Применение технологии "Развитие критического мышления" в урочной и внеурочной деятельности 2013
В статье рассмотрены вопросы управляемости педагогического процесса и создании инструментария для работы учителя: педагогические технологии в педагогическом процессе, внедрение инноваций.
-
Что такое настоящий подвиг? По рассказу М.Горького "Старуха Изергиль". 7-й класс 2013
Цель урока: помочь учащимся осмыслить понятие «подвиг», поступки героев с точки зрения человеческой личности; показать особенности ранней прозы Горького, отметить её народно-поэтические истоки; воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, мужеству, служению людям.
-
Литературная гостиная "Слова и звуки… звуки и слова…" (посвящается творчеству Е.П. Ростопчиной) 2013
Литературная гостиная посвящается Евдокии Петровне Ростопчиной. Эта женщина, одарённая щедро от природы поэтическим воображением, веселым остроумием, простосердечной прямотой характера, при обширной начитанности на пяти языках, достигла вершин русской женской лирики Золотого века. Помимо работы над поэтическим текстом ребята обогащают свои знания через опыт общения со взрослыми людьми, приобретают опыт выступления на сцене.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию со дня рождения В.В. Высоцкого. Тема: "Такую жизнь нельзя назвать короткой…" 2013
Тема "Поэты-барды" предлагается учащимся для самостоятельного изучения через реферативную деятельность, презентации. Для подготовки учащихся к работе над рефератом, презентацией проводится нетрадиционный урок, который представляет собой литературно-музыкальную композицию. Такая форма урока вызывает эмоциональный интерес к бардовской песне.
-
Учебная встреча по литературе среди учащихся 10-х классов "Колесо истории" 2013
Учебная встреча по литературе проводится с целью повторения изученного материала за курс 7–10-х классов. Игра предполагает выполнение домашнего (творческого) задания. Состоит из 8 конкурсов и вопросов для зрителей. Благодаря подготовке к учебной встрече обучающиеся вспоминают произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.
-
Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь и творчество писателя 2013
Добрые и поучительные сказки Андерсена для многих из нас – первое, что мы вспоминаем о детстве. А ведь биография Андерсена также весьма поучительна. Презентация позволит на уроке совершить путешествие в Данию, страну сказок, и узнать о том, как писатель создавал свои сказки. Также ребята узнают о семье Андерсена, о его жизни в городе Оденсе, о его мечте стать актером, которая так и не осуществилась.
-
Голос совести в рассказе В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки" 2013
Цели урока: выявить нравственные уроки, которые получает главный герой рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»; развить умения анализировать художественные произведение; обозначить мотивы действия главного героя рассказа.
-
Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Паустовского "Теплый хлеб" 2013
Данный урок - урок обобщение материала, предназначен для 5-го класса с целью научить систематизировать материал, находить средства выразительности в тексте, высказывать свое мнение и подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения. Урок снабжен компьютерной презентацией, что позволяет в более доступной и наглядной форме представить обучающимся материал.
-
История Бородино… Отражение Бородинского сражения в литературе, живописи, музыке 2013
Цель урока - показать связь поколений, роль Бородинского сражения в истории России. Отражение этого исторического события в различных жанрах искусства.
-
Жизнь и творчество Э.Г. Казакевича. 10-й класс 2013
Литературно-краеведческие материалы не только приобщают обучающихся к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогает по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.
-
План-конспект урока "Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского" 2013
На уроке автор показывает, как писатель изобразил Петербург, жизнь "униженных и оскорбленных", как создал образ тупика, в котором оказались герои романа "Преступление и наказание". Перед проведением урока учитель дает индивидуальное задание нескольким учащимся, все остальные учащиеся должны подумать, как изображает Ф.М.Достоевский в своем романе столицу Российской империи. По окончании беседы учащиеся должны заполнить таблицу в тетради и ответить на вопрос: "Петербург Достоевского - это...".
-
Работа с текстом. Отбор нужной информации с помощью схем 2013
Любые учебные тексты на любом предмете требуют знания "инструментов" для понимания и освоения первичных текстов и создания своих вторичных. Главная причина урока - уверенность в том, что предметные знания приходят через информационную грамотность. Главная тема урока по литературе 7-го класса "Разнообразие жанров лирики А.С. Пушкина" - рассматривается через освоение свёртывания информации путём создания схем. Главные задачи урока формируют читательскую компетенцию школьников.
-
Интегрированный урок (литература + немецкий язык) по теме "Диалог культур" 2013
В работе дается представление о художественном переводе. Учащиеся знакомятся с творчеством Г.Гейне; пробуждается желание глубже изучать культуру страны изучаемого языка.
-
М.В. Ломоносов – гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с неповторимой, уникальной личностью – М.В.Ломоносовым, узнают о человеке определённой эпохи, его системой взглядов, обусловленных исторически; знакомятся с основными жанрами поэтического творчества М.В.Ломоносова.
-
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в малокомплектной школе 2013
Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать?
-
Интегрированный урок истории и литературы «Пореформенная Россия XIX века и поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"» 2013
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской характеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения.
-
Идейно-художественное своеобразие в рассказе Бориса Пильняка "Без названия" 2013
В школьной практике нередко приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, прочитав произведение, не способны оценить мастерство писателя, понять авторский замысел. Воспитать читателя, способного «расшифровать» язык художественного произведения и получить от этого удовольствие, - вот цель работы учителя. Поэтому считаю необходимым проведение уроков, построенных на подробном текстовом анализе.
-
Москва старая и новое время в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" 2013
Данная работа представляет собой методическую разработку первых уроков по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце". Урок проводится в форме аналитической беседы с параллельным просматриванием фрагментов одноименного фильма. Цель урока: расшифровка символики первых страниц произведения, что позволяет развить навыки анализа художественного текста. Составление кластера и изображение палитры эпохи позволяют добиться более полного понимания темы и разнообразить урок.
-
Внеклассное мероприятие по теме "Человек и природа". 5–6-й классы 2013
Повысить уровень экологической культуры и грамотности учащихся; мотивировать учащихся к сохранению экологически чистой среды существования; формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
-
Урок по элективному курсу "Современная литература". Тема: "Е.Гришковец – писатель, драматург, режиссер, актер". 11-й класс 2013
Материал представляет собой занятие элективного курса в 11-м классе «Современная литература». Урок позволяет расширить круг чтения учащихся, погрузиться в современный литературный процесс, познакомиться с новым именем в русской литературе, сформировать интерес к личности и творчеству Евгения Гришковца, совершенствовать навыки монологической речи.
-
Композиционные особенности повести Т.Пономаревой "Водяной Бык" 2013
Урок направлен на знакомство с композиционными особенностями повести «Водяной Бык». Композиция повести Т.Пономаревой интересна своей самобытностью. Прочитав эту книгу, школьник вместе с героиней повести побывает и в мире обнаженной правды, где подчас трудно различить добро и зло, и в мире сказки, помогающей обрести веру в справедливость.
-
"Сад фруктовой моей великой души". (Урок по ранней лирике В.В. Маяковского в 11-м классе) 2013
Цель урока - определить особенности ранней лирики Маяковского, выявить, в чем заключается своеобразие лирического героя; развивать навыки анализа поэтического текста; воспитывать любовь к слову.
-
Поговорим о прелести сонета 2013
Цель мероприятия - расширить знания учащихся о сонете, его особенностях, о развитии этого жанра в литературе. Особая атмосфера литературной гостиной переносит нас в разные эпохи, разные страны: в Италию XIII–XIV вв., в Англию и Францию XVI в., в Россию XIX–XX вв. Мероприятие рассчитано на учащихся 9–11-х классов.
-
Анализ эпизода "Освобождение Маши Мироновой" по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2013
Цели урока: постигать смысл всей повести через ее фрагмент, учить выделять главную информацию; показать роль литературы в решении жизненных вопросов; воспитывать такие качества характера, как честь, порядочность, благородство; обогатить эмоциональную сферу обучающихся, воспитывать бережное отношение к слову художественного произведения.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Пока горит свеча…" 2013
Цель данного мероприятия - расширить знания учащихся о творчестве поэтов XIX в. Особая атмосфера гостиной переносит нас в середину XIX в., в литературный салон Зинаиды Волконской. Мероприятие рассчитано на учащихся 7–11-х классов.