Литература
-
Урок внеклассного чтения "Своя игра" по повестям А.П.Неркаги "Белый ягель" и "Анико из рода Ного" 2013
Урок проводится в форме известной телевизионной игры. Условия проведения адаптированы для учащихся 9-11-х классов. Урок направлен на развитие интеллектуальных способностей учащихся, расширение их кругозора, формирование интереса к творчеству писателей Ямала и воспитание любви к родному краю.
-
Открытый урок по литературе на тему "Особенности поэтической речи". 5-й класс 2013
Урок литературы позволяет сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, средствах художественной выразительности. В ходе работы на уроке ребята практикуются в сочинении собственных четверостиший. Данный приём позволяет закрепить литературоведческие понятия, умение пользоваться словарём литературоведческих терминов.
-
Урок по комедии А.Грибоедова "Горе от ума". Тема: "Кого любит Софья Павловна? 9-й класс 2013
Урок литературы в 9-м классе по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проводится с целью проанализировать отношения главных героев.
-
Праздник "День славянской письменности и культуры" 2013
Цель праздника: обеспечить мультимедийную поддержку учебного материала для активизации учебно-воспитательного процесса.
-
Интегрированный урок по английскому языку и русской литературе "1150 лет славянской письменности" 2013
24 мая 2013 года мир отпраздновал 1150-летие славянской письменности, созданной великими просветителями, святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. Целью интегрированного урока, прошедшего в нашей школе 17 мая в 5-х, 7-х и 10-х классах, явилось ознакомление учащихся с историей славянской письменности, расширение их кругозора новыми знаниями о славянских просветителях Кирилле и Мефодии.
-
Литературное краеведение. Лирические песни ненцев. Тематика и художественная форма лирической песни 2013
Этот урок даёт возможность учителю литературы показать учащимся, что лирическая песня есть как у русского народа, так и у малочисленных народов России. На занятии ребята смогут ознакомиться с текстами лирических песен ненцев, увидеть наглядно тематику и художественную форму лирической песни.
-
Конспект урока литературы по антикоррупционному просвещению. Тема: «Вневременное значение поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"» 2013
Цели урока - формирование умения грамотно анализировать прочитанное художественное произведение и проводить сравнительный анализ разных произведений; освоение текстов художественных произведений русской классической литературы и писателей-северян.
-
Бинарный урок по литературе и английскому языку "Маленькие шедевры" 2013
Урок построен по технологии групповой поисковой деятельности на основе метафорического мышления. Перед учащимися ставится задача написать хокку на русском и английском языках. Ученики работают в группах, парах и индивидуально (повторяют выразительные средства языка). Прослушивают, проговаривают составленные хокку. Во время физкультминутки - релаксация под японские хокку на фоне японской музыки.
-
Духовная и нравственная ценность рассказов В.М. Шукшина 2013
Урок можно проводить в качестве урока внеклассного чтения после изучения творчества И.А.Гончарова в 10-м классе или в 11-м классе при изучении творчества В.Шукшина. Большая роль отводится учителю, важна эмоциональность урока, умение ненавязчиво и логично связывать происходящее в рассказах с жизнью. Презентация к уроку даёт возможность детям получить не только знания, но и хороший позитивный настрой.
-
Использование опорных конспектов на уроках литературы 2013
Использование опорных конспектов позволяет развивать творческие способности учащихся, формирует у них основы критического мышления. Создание опорного конспекта – сложная творческая задача, требующая от учителя и учеников глубокого знания материала, способности к обобщению и абстрагированию. Приводятся примеры использования опорных конспектов на уроках литературы.
-
Философия любви. Урок по произведению Экзюпери "Маленький принц" 2013
Урок знакомит с биографией писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Рассматриваются понятия «тщеславие», «честолюбие», «альтруизм». Учащиеся работают с художественным образом, постигают значение образа-символа, анализируют художественное произведение, используя ценностные понятия.
-
Урок внеклассного чтения "Волшебные инструменты" (музыка в эпосе народов мира). 5-й класс 2013
Урок направлен на знакомство с народными музыкальными инструментами и их звучанием. Расширяются знания учащихся о сказках народов мира, о музыке и музыкантах.
-
Падение интереса к чтению у современных школьников 2013
В статье изучается поиск современных форм и методов развития литературных интересов школьников.
-
Урок литературы по теме "Моя святая тайна, мой вересковый мед". 5-й класс 2013
Урок зарубежной литературы в 5-м классе знакомит учащихся с произведением Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед», расширяет их знания о жанре «баллады», дает возможность познакомиться с понятием «литературный перевод».
-
Обучение сочинению на литературную тему 2013
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся. Именно поэтому статья посвящена крайне актуальной и важной проблеме – обучению написания сочинения на литературную тему.
-
Применение технологии "Развитие критического мышления" в урочной и внеурочной деятельности 2013
В статье рассмотрены вопросы управляемости педагогического процесса и создании инструментария для работы учителя: педагогические технологии в педагогическом процессе, внедрение инноваций.
-
Что такое настоящий подвиг? По рассказу М.Горького "Старуха Изергиль". 7-й класс 2013
Цель урока: помочь учащимся осмыслить понятие «подвиг», поступки героев с точки зрения человеческой личности; показать особенности ранней прозы Горького, отметить её народно-поэтические истоки; воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, мужеству, служению людям.
-
Литературная гостиная "Слова и звуки… звуки и слова…" (посвящается творчеству Е.П. Ростопчиной) 2013
Литературная гостиная посвящается Евдокии Петровне Ростопчиной. Эта женщина, одарённая щедро от природы поэтическим воображением, веселым остроумием, простосердечной прямотой характера, при обширной начитанности на пяти языках, достигла вершин русской женской лирики Золотого века. Помимо работы над поэтическим текстом ребята обогащают свои знания через опыт общения со взрослыми людьми, приобретают опыт выступления на сцене.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию со дня рождения В.В. Высоцкого. Тема: "Такую жизнь нельзя назвать короткой…" 2013
Тема "Поэты-барды" предлагается учащимся для самостоятельного изучения через реферативную деятельность, презентации. Для подготовки учащихся к работе над рефератом, презентацией проводится нетрадиционный урок, который представляет собой литературно-музыкальную композицию. Такая форма урока вызывает эмоциональный интерес к бардовской песне.
-
Учебная встреча по литературе среди учащихся 10-х классов "Колесо истории" 2013
Учебная встреча по литературе проводится с целью повторения изученного материала за курс 7–10-х классов. Игра предполагает выполнение домашнего (творческого) задания. Состоит из 8 конкурсов и вопросов для зрителей. Благодаря подготовке к учебной встрече обучающиеся вспоминают произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.
-
Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь и творчество писателя 2013
Добрые и поучительные сказки Андерсена для многих из нас – первое, что мы вспоминаем о детстве. А ведь биография Андерсена также весьма поучительна. Презентация позволит на уроке совершить путешествие в Данию, страну сказок, и узнать о том, как писатель создавал свои сказки. Также ребята узнают о семье Андерсена, о его жизни в городе Оденсе, о его мечте стать актером, которая так и не осуществилась.
-
Голос совести в рассказе В.Ф. Тендрякова "Хлеб для собаки" 2013
Цели урока: выявить нравственные уроки, которые получает главный герой рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»; развить умения анализировать художественные произведение; обозначить мотивы действия главного героя рассказа.
-
Народная мудрость и народная мораль в сказке К.Паустовского "Теплый хлеб" 2013
Данный урок - урок обобщение материала, предназначен для 5-го класса с целью научить систематизировать материал, находить средства выразительности в тексте, высказывать свое мнение и подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения. Урок снабжен компьютерной презентацией, что позволяет в более доступной и наглядной форме представить обучающимся материал.
-
История Бородино… Отражение Бородинского сражения в литературе, живописи, музыке 2013
Цель урока - показать связь поколений, роль Бородинского сражения в истории России. Отражение этого исторического события в различных жанрах искусства.
-
Жизнь и творчество Э.Г. Казакевича. 10-й класс 2013
Литературно-краеведческие материалы не только приобщают обучающихся к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогает по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.
-
План-конспект урока "Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского" 2013
На уроке автор показывает, как писатель изобразил Петербург, жизнь "униженных и оскорбленных", как создал образ тупика, в котором оказались герои романа "Преступление и наказание". Перед проведением урока учитель дает индивидуальное задание нескольким учащимся, все остальные учащиеся должны подумать, как изображает Ф.М.Достоевский в своем романе столицу Российской империи. По окончании беседы учащиеся должны заполнить таблицу в тетради и ответить на вопрос: "Петербург Достоевского - это...".
-
Работа с текстом. Отбор нужной информации с помощью схем 2013
Любые учебные тексты на любом предмете требуют знания "инструментов" для понимания и освоения первичных текстов и создания своих вторичных. Главная причина урока - уверенность в том, что предметные знания приходят через информационную грамотность. Главная тема урока по литературе 7-го класса "Разнообразие жанров лирики А.С. Пушкина" - рассматривается через освоение свёртывания информации путём создания схем. Главные задачи урока формируют читательскую компетенцию школьников.
-
Интегрированный урок (литература + немецкий язык) по теме "Диалог культур" 2013
В работе дается представление о художественном переводе. Учащиеся знакомятся с творчеством Г.Гейне; пробуждается желание глубже изучать культуру страны изучаемого языка.
-
М.В. Ломоносов – гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин 2013
В ходе урока учащиеся знакомятся с неповторимой, уникальной личностью – М.В.Ломоносовым, узнают о человеке определённой эпохи, его системой взглядов, обусловленных исторически; знакомятся с основными жанрами поэтического творчества М.В.Ломоносова.
-
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в малокомплектной школе 2013
Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать?