Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Характеристика темы
2.2. Планирование изучения темы
2.3. Рекомендации по изучению темы
3. Заключение
4. Список использованных источников
Введение
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо создать такие условия, при которых каждый ученик был включён в активную деятельность, которая обеспечивает формирование и развитие познавательных потребностей.
Среди множества задач, стоящих перед образованием, необходимо выделить следующие:
*совершенствование образовательного процесса путём привития интереса к знаниям;
*активизация познавательной деятельности за счёт использования разнообразных методов и форм организации обучения;
*формирование системы социально-ценностных отношений школьников посредством вовлечения их в деятельность, направленную на определение активной жизненной позиции в вопросах истории, нравственности, этнических групп.
На примере только одного предмета труднее найти целостный набор средств, приёмов и методов, совокупность которых позволит обеспечить технологичность этого процесса, поэтому выбраны сферы художественного слова, изобразительного искусства, точность фактов истории и, конечно же, прародительницы литературы – фольклорная основа.
Актуальность данного опыта в том, что ученик становится субъектом обучения, идёт активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя. Делается акцент на развитие мышления, индивидуальных пристрастий, воображения, осуществляется деятельный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество. Учение направлено на позитивные изменения в ребёнке, на создание ситуации успеха и сотворчества.
Основная часть
Характеристика темы
При работе над уроком по повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” мною ставились следующие цели:
обучающая: закрепление понятия о публицистическом стиле речи, его цели и особенности;
развивающая: обучение анализу публицистического текста, включённого в художественное произведение (на базе полученных знаний из курса русского языка, риторики и литературы). Показать отражение темы повести в изобразительном искусстве. Сделать ученика равноправным участником учебного процесса;
воспитывающая: на примере образов Тараса Бульбы и героев-казаков показать величие подвига во имя служения Родине и православной вере, значение чувства товарищества и братства, силу воли и духа.
По программе по литературе для 7 класса под редакцией В.Я.Коровиной даётся час на изучение следующей темы: “Н.В.Гоголь. Слово о писателе. “Тарас Бульба”: историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы”. Мне представилось возможным расширить данную тему, введя фольклорную основу, и в то же время сконцентрировать внимание учащихся на важном эпизоде повести – речи Тараса Бульбы о товариществе. В своей работе я опиралась на полученные в процессе обучения знания и умения учащихся по истории, появление названия Запорожская Сечь, какая связь между Сечью и Царьградом, упоминаемом в речи Тараса; по русскому языку, а именно на этимологию слова “сечь”, а также на значение имён героев, пригодилось знание некоторыми учащимися украинского языка и перевод слов, звучавших в выбранном монологе; была опора на полученные знания по основам философии, объясняющих отличие ветвей христианства; из курса изобразительного искусства использовались знания истории создания картины И.Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, а также в процессе урока создавались наброски портретов героев. Более глубокое использование полученных навыков и знаний учащихся стало возможным при работе
в группах. Именно такая форма позволяет раскрыть интерес каждого ребёнка по определённому предмету. Подобные уроки в классе проводились и ранее, где учащийся самостоятельно делал выбор, в какой группе его знания пригодятся больше. Случалось, что “универсальный” ученик мог проявить себя в разных группах, в зависимости от темы урока.
Произошло деление на следующие группы: “историки”, “литераторы”, “художники”, “этнографы”. Путём ученического голосования в каждой выбран “ведущий специалист”, к которому “стекаются” знания каждого представителя, он же назначает отвечающих по каждому пункту вопроса. Важно, что выступающий стремится к точному полному ответу, при этом не забывает об отведённом времени, чтобы товарищи тоже имели возможность высказаться по своему вопросу. Каждый участник группы имеет право дополнить ответ товарища. Происходит взаимное участие в процессе обучения. Как правило, на подобных уроках нет равнодушных или скучающих. Каждый стремится внести свою лепту, чтобы его мини коллектив выгоднее смотрелся на фоне остальных. Возникает соревновательная деятельность. Учащиеся знают, что в конце урока работа каждого будет оценена учителем, поэтому стараются быть активными. Чтобы получить высокий балл, мало проявлять участие, нужно быть точным, компетентным, обладать связной речью. Не у каждого учащегося имеется такой “набор” способностей, вот тут и приходят на помощь его скрытые таланты и пристрастия по другим предметам. По моим наблюдениям, “художники” менее многословны, за них всё выразят их наброски к портретам героев. Широким спектром знаний необходимо обладать “этнографам”, чтобы объяснить тот или иной поступок действующего лица или сравнить с современной точкой зрения на предложенную автором ситуацию.
Благодаря такой методике, урок проходит динамично, интересно, не требует особой подготовки. Тема объявляется заранее. Круг рассматриваемых вопросов раздаётся. Каждый учащийся определяет заранее и уже знает на момент начала следующего урока, в какую группу он войдёт и какие вопросы ему необходимо повторить.
Такой урок намного эффективнее, нежели стандартный, где роль учащихся пассивна.
Планирование учебной темы
Тема урока не случайна: она оптимальна для создания условий развития познавательного интереса учащихся, введены элементы дифференциации, применяются различные формы и методы ведения урока.
Для меня было важно организовать учебно-познавательную деятельность как специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством; это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость.
Дифференциация. Создание разнообразных групп с целью учёта индивидуальных способностей контингента, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Индивидуализация. Это такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся.
На уроке необходимо создать ситуации, в которых ученик должен:
- Защищать своё мнение, опираясь на приобретённые знания;
- Делиться своими знаниями с другими, помогать товарищам в затруднении;
- Выяснять непонятное, задавая вопросы учителю и товарищам;
- Демонстрировать индивидуальные способности и интересы, применительно к учебному материалу.
Активность в сотрудничестве всегда высоко оценивается личностью. Совместная деятельность школьников необходима в целях приобретения опыта и обмена информацией.
Моя задача состоит в том, чтобы создать условия для перехода детей к творчеству, поисково-исполнительской активности как наиболее высокому уровню активности.
Данный опыт можно назвать репродуктивным, он широко рассматривается в работах отечественных и зарубежных учёных. Цель его – активизировать познавательную деятельность школьников, развивая индивидуальные наклонности и интересы и творческий потенциал, тем самым повышая качество знаний учащихся.
В процессе урока происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: знаний, умений. Опыта творческой деятельности. Опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.
Моя роль как учителя сводится к следующему:
- С позиции носителя знаний я перехожу на позиции организатора познавательной деятельности (регламентирую работу групп, корректирую высказывания, перехожу от одного вида деятельности к другому);
- Мотивирую познавательную деятельность учащихся (организую работу групп, поощряю те или иные способности (сделать зарисовку или выразительно прочитать монолог), прошу высказать оценку работы товарищу);
- Организую самостоятельную и творческую деятельность, формирую интерес к предмету (опираюсь на авторитет выбранного группой организатора, одобряю найденный по вопросу материал);
- Использую коллективные и индивидуальные способы учебной деятельности, вовлекаю всех учеников в процесс получения и демонстрации знаний, организую взаимопомощь (задаю провокационные вопросы: что ты думаешь по этому поводу? Каково твоё отношение к ситуации? А как бы ты поступил на месте героев, в частности Тараса, Андрия?)
- Создаю ситуацию успеха (каждый, вовлечённый в процесс урока, получает оценку, причём качество знаний на таких уроках высокое: 4,5)
- Подвожу к выводу (опираясь на историю и современность).
Эффективность состоит в ощущении, что моё присутствие мимолётно, а всю работу провели учащиеся.
Рекомендации по организации изучения темы
К началу изучения темы учащиеся должны хорошо знать текст повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. На уроке внимание концентрируется на эпизоде, но знание предыдущих и последующих событий повести обязательно. Желательно посмотреть фильм, где роль Тараса Бульбы блистательно исполнил Богдан Ступка. Предварительно на уроке рисования, согласовав тему с учителем, показать репродукцию картины И.Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, выяснив, что хотел донести художник до зрителей, какова цель создания группового портрета. Заранее настроить учащихся на поиск высказываний о силе слова и значении ораторского искусства, учитывая отсутствие технических средств того периода времени.
Безусловно, делается особый акцент на значении братства и товарищества. Уместно привести примеры из истории, когда соблюдались эти ценности и когда нарушались. Как понимаются морально-нравственные ценности в наше время и понимались тогда. В чём заключается непроходящий интерес к произведению?
Заключение
Представленный урок был дан на городском семинаре “Гуманистический подход в организации учебного процесса в условиях перехода к Федеральным государственным стандартам” 23 ноября 2012 года в МОУ “Гимназия №1” города Печоры в 7 “В” классе.
Урок прошёл динамично, был насыщен историческим материалом, интересен опорой на философские учения относительно религии, ярок со стороны использования демонстрационного материала – отрывка из фильма, иллюстрациями картины И.Репина и зарисовками учащихся, артистичным прочтением монолога школьниками и комментариями к нему, звучанием украинских слов на уроке русской литературы.
Учащиеся занимали активную позицию, каждый имел возможность и желание высказать своё мнение по произведению в целом и по монологу в частности. Были продемонстрированы творческие способности в художественном прочтении монолога и в создании прекрасных иллюстраций к эпизоду.
Считаю, что поставленная задача и цели урока достигнуты.
Список использованных источников
- ru.wikipedia.org›wiki/Тарас_Бульба
- staroeradio.ru
- ilya-repin.ru›zaporozhcy.php
- shkola30.ouvlad.ru›urok…po…v-gogolya-taras-bulba/
- englishteachandlearn.narod.ru
- youtube.com.ru
- kondratenkoludmila.narod.ru