Цель урока: формирование у подростков понятия гуманизма на примере конкретного литературного произведения.
Задачи урока:
- проследить за мыслями, чувствами и поступками героев;
- обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;
- воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.
Оборудование и материалы: Выставка книг Ю.П.Казакова, учебник Литература 7 класс, ч.2 (автор-составитель В.Я.Коровина), презентация к уроку (Приложение 1), музыкальная запись (Мусоргский, “Рассвет на Москве-реке”, Приложение 2), доска для записей, экран, проектор, устройство для проигрывания музыки.
Предварительная подготовка: столы в классе необходимо расставить для работы учащихся в группах (4–5 групп).
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, –
Любовь и радость бытия.
И. Бунин.
Вызов.
1. Стихотворение И. Никитина читает ученик. 2 мин.
Утро.
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, – воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
2. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости.
Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали дома.
3. Давайте в начале урока познакомимся с писателем.
Каждому из вас дали карточку с набором утверждений. Вы должны прослушать сообщение о писателе и отметить верные утверждения значком “+”, а неверные значком “–” . 5 мин.
Лекция учителя:
КАЗАКОВ Юрий Павлович родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. В “Автобиографии” он писал: “В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие”.
Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.
Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. Рассказ стал его излюбленным жанром.
В 1950–60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.
Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю. В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”.
29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.
Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.
Карточки с набором утверждений (приёмы: “продвинутая” лекция и верные – неверные утверждения).
№п/п | Утверждение | +/- |
1 | Юрий Петрович Казаков родился в Москве | |
2 | Юрий Павлович Казаков родился в Москве | |
3 | Казаков играл на виолончели и контрабасе | |
4 | Казаков не имел музыкального слуха | |
5 | Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького | |
6 | Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др. | |
7 | Ю.П.Казаков написал книги: “Хорошее отношение к лошадям”, “Юшка”, “В прекрасном и яростном мире”, “Кукла” | |
8 | Любимый жанр Юрия Казакова – роман | |
9 | Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ | |
10 | Юрий Казаков очень любил русский Север | |
11 | После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги | |
12 | После смерти Юрия Казакова его книги больше не печатали |
Зачитываются правильные ответы. 1мин.
Осмысление.
4. Слово учителя.
Автор многих рассказов, Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.
Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.
Откройте, пожалуйста, уже знакомый вам текст произведения и настройтесь на его анализ, цель которого – уяснение гуманистической проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков.
Давайте дадим толкование слова ГУМАНИЗМ. 5 мин
(Составление кластера, например: см. Приложение 3 )
5. Прочтем толкование слова “гуманизм” в толковом словаре Ожегова: 2 мин.
Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
Там же: человечный – достойный человека, отзывчивый.
У Даля: гуманный – человеческий, человечный, лЮдский, свойственный человеку истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосердый.
Гуманность – человечность, людскость, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему.
6. Вы располагаетесь группами. 5 мин.
Каждая из групп должна сейчас подготовить по 3 “тонких” и 3 “толстых” вопроса по рассказу “Тихое утро”, исходя из гуманистической направленности нашего анализа.
Примеры тонких вопросов:
- Кого спас Яшка?
- Радовались ли мальчики наступившему утру и рыбалке?
- Что послужило поводом для ссоры?
- Как вначале поступил Яшка, увидев, что Володя тонет?
- Что (какое действие) примирило мальчиков перед рыбалкой?
- Что в природе удивляет Володю?
- Что в природе радует Яшку?
- Как проявляется у мальчиков чувство спасения от опасности?
Примеры толстых вопросов:
- Почему утро названо “тихим”?
- Почему Яшка обиделся на Володю?
- Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала убежал?
- Что заставило Яшку вернуться?
- Почему плакал Яшка после спасения Володи? Как это его характеризует?
- Что чувствовал Володя после спасения? Как это его характеризует?
- Сравните нравственные качества Яшки и Володи. Чем можно объяснить отличия?
- Зачем после рассказа о первой, неудачной попытке спасти Володю автор дает описание прекрасного тихого утра?
- Смог бы Яшка жить спокойно после смерти своего приятеля?
7. Физкультминутка: “рыбалка” 2 мин.
8. Группы по очереди задают друг другу сначала тонкие, а затем толстые вопросы, и по мере озвучания вопроса отвечают на них. 10 мин
9. Рефлексия.
10. Итак, какие выводы мы можем сделать, проанализировав рассказ “Тихое утро”?
В своём рассказе “Тихое утро” Ю. П. Казаков затрагивает проблемы совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др., т.е. вечные гуманистические проблемы.
Давайте подведем итог нашего урока, создав синквейны по следующим темам:
- Яшка.
- Тихое утро.
- Володя.
- Дружба.
- Гуманизм.
Звучит музыка Мусоргского 5 мин.
Представители каждой группы читают синквейны. 3 мин.
11. Вопросы рефлексии: (вариант окончания урока) 4 мин.
- Интересно было на уроке или скучно? Почему?
- Какие моменты урока особенно понравились, запомнились?
- Какие чувства сменялись в вашей душе?
- Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно.
- Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока.
- Какие вопросы и пожелания появились?
Домашнее задание. 1 мин.
Напишите письмо от Яшки к Володе или от Володи Яшке спустя полгода после описанных в рассказе событий.
“Узелок на память” Якова Хелемского.
Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь. Наступление. Ступень.Принимая всякое решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни: настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
Дополнительные задания:
- Найти в тексте незнакомые слова, объяснить их. Зачем они используются в этом тексте?
- Что бы вы изобразили (и какими красками), если бы вас попросили нарисовать совесть, радость, тишину, страх, дружбу, помощь?
Использованные материалы:
- Аникина С. М., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М., “Вако”, 2005, с. 253–254, 340–341.
- Баранова С. В. Трудный путь к любви истинной. Рассказ Ю. П. Казакова “Тихое утро”. VII класс. “Литература в школе”, 2001, № 2, с. 36–38.
- Россинская В. С. “И некому было крикнуть о помощи…” К изучению рассказа Ю. Казакова “Тихое утро” в VII классе. “Литература в школе”, 1994, № 5, с. 82–84.
- Турьянская Б. И., Комисарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе. Урок за уроком. М., “Русское слово”, 1997, с. 232–236.
- Элементы презентации Судаковой С.Р., МОУ СОШ № 5 г. Светлый Калининградской обл.