Урок литературы по теме "Гуманизм рассказа Ю.П. Казакова "Тихое утро" с использованием технологии РКМЧП. 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель урока: формирование у подростков понятия гуманизма на примере конкретного литературного произведения.

Задачи урока:

  1. проследить за мыслями, чувствами и поступками героев;
  2. обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;
  3. воспитать на материале художественного текста гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.

Оборудование и материалы: Выставка книг Ю.П.Казакова, учебник Литература 7 класс, ч.2 (автор-составитель В.Я.Коровина), презентация к уроку (Приложение 1), музыкальная запись (Мусоргский, “Рассвет на Москве-реке”, Приложение 2), доска для записей, экран, проектор, устройство для проигрывания музыки.

Предварительная подготовка: столы в классе необходимо расставить для работы учащихся в группах (4–5 групп).

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, –
Любовь и радость бытия.
И. Бунин.

Вызов.

1. Стихотворение И. Никитина читает ученик. 2 мин.

Утро.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, – воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.

2. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости.

Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века. Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ Юрия Павловича Казакова “Тихое утро”, который вы прочитали дома.

3. Давайте в начале урока познакомимся с писателем.

Каждому из вас дали карточку с набором утверждений. Вы должны прослушать сообщение о писателе и отметить верные утверждения значком “+”, а неверные значком “–” . 5 мин.

Лекция учителя:

КАЗАКОВ Юрий Павлович родился 8 июля 1927 года в Москве в семье рабочего. Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе, окончил музыкальное училище им. Гнесиных в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. В “Автобиографии” он писал: “В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие”.

Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения и круто меняет свою жизнь.

Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. Рассказ стал его излюбленным жанром.

В 1950–60-е увидели свет книги: “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.

Особое отношение было у него к русскому Северу. Уже ранние рассказы говорили о любви к этому краю. В 1961 выходит книга очерков “Северный дневник”, которая с годами пополнялась все новыми историями путешествий писателя на рыболовецких сейнерах, героями которых были моряки и рыбаки из Архангельска, Мурманска, островитяне Новой Земли. В 1969 выходит в свет сборник рассказов “Осень в дубовых лесах”, в 1977 – “Во сне ты горько плакал”.

29 ноября 1982 года в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался в Москве.

Посмертно была издана книга “Две ночи” (“Разлучение душ”), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.

Карточки с набором утверждений (приёмы: “продвинутая” лекция и верные – неверные утверждения).

№п/п Утверждение +/-
1 Юрий Петрович Казаков родился в Москве  
2 Юрий Павлович Казаков родился в Москве  
3 Казаков играл на виолончели и контрабасе  
4 Казаков не имел музыкального слуха  
5 Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького  
6 Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.  
7 Ю.П.Казаков написал книги: “Хорошее отношение к лошадям”, “Юшка”, “В прекрасном и яростном мире”, “Кукла”  
8 Любимый жанр Юрия Казакова – роман  
9 Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ  
10 Юрий Казаков очень любил русский Север  
11 После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги  
12 После смерти Юрия Казакова его книги больше не печатали  

Зачитываются правильные ответы. 1мин.

Осмысление.

4. Слово учителя.

Автор многих рассказов, Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе “Тихое утро” (1954), о котором мы и поведём речь на сегодняшнем уроке.

Откройте, пожалуйста, уже знакомый вам текст произведения и настройтесь на его анализ, цель которого – уяснение гуманистической проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков.

Давайте дадим толкование слова ГУМАНИЗМ. 5 мин

(Составление кластера, например: см. Приложение 3 )

5. Прочтем толкование слова “гуманизм” в толковом словаре Ожегова: 2 мин.

Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Там же: человечный – достойный человека, отзывчивый.

У Даля: гуманный – человеческий, человечный, лЮдский, свойственный человеку истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосердый.

Гуманность – человечность, людскость, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему.

6. Вы располагаетесь группами. 5 мин.

Каждая из групп должна сейчас подготовить по 3 “тонких” и 3 “толстых” вопроса по рассказу “Тихое утро”, исходя из гуманистической направленности нашего анализа.

Примеры тонких вопросов:

  1. Кого спас Яшка?
  2. Радовались ли мальчики наступившему утру и рыбалке?
  3. Что послужило поводом для ссоры?
  4. Как вначале поступил Яшка, увидев, что Володя тонет?
  5. Что (какое действие) примирило мальчиков перед рыбалкой?
  6. Что в природе удивляет Володю?
  7. Что в природе радует Яшку?
  8. Как проявляется у мальчиков чувство спасения от опасности?

Примеры толстых вопросов:

  1. Почему утро названо “тихим”?
  2. Почему Яшка обиделся на Володю?
  3. Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала убежал?
  4. Что заставило Яшку вернуться?
  5. Почему плакал Яшка после спасения Володи? Как это его характеризует?
  6. Что чувствовал Володя после спасения? Как это его характеризует?
  7. Сравните нравственные качества Яшки и Володи. Чем можно объяснить отличия?
  8. Зачем после рассказа о первой, неудачной попытке спасти Володю автор дает описание прекрасного тихого утра?
  9. Смог бы Яшка жить спокойно после смерти своего приятеля?

7. Физкультминутка: “рыбалка” 2 мин.

8. Группы по очереди задают друг другу сначала тонкие, а затем толстые вопросы, и по мере озвучания вопроса отвечают на них. 10 мин

9. Рефлексия.

10. Итак, какие выводы мы можем сделать, проанализировав рассказ “Тихое утро”?

В своём рассказе “Тихое утро” Ю. П. Казаков затрагивает проблемы совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др., т.е. вечные гуманистические проблемы.

Давайте подведем итог нашего урока, создав синквейны по следующим темам:

  1. Яшка.
  2. Тихое утро.
  3. Володя.
  4. Дружба.
  5. Гуманизм.

Звучит музыка Мусоргского 5 мин.

Представители каждой группы читают синквейны. 3 мин.

11. Вопросы рефлексии: (вариант окончания урока) 4 мин.

  1. Интересно было на уроке или скучно? Почему?
  2. Какие моменты урока особенно понравились, запомнились?
  3. Какие чувства сменялись в вашей душе?
  4. Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно.
  5. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока.
  6. Какие вопросы и пожелания появились?

Домашнее задание. 1 мин.

Напишите письмо от Яшки к Володе или от Володи Яшке спустя полгода после описанных в рассказе событий.

“Узелок на память” Якова Хелемского.

Никогда не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день.
Разные слова, единый корень –
Поступь. Наступление. Ступень.

Принимая всякое решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни: настоящее движенье
Люди поступательным зовут.

Дополнительные задания:

  1. Найти в тексте незнакомые слова, объяснить их. Зачем они используются в этом тексте?
  2. Что бы вы изобразили (и какими красками), если бы вас попросили нарисовать совесть, радость, тишину, страх, дружбу, помощь?

Использованные материалы:

  1. Аникина С. М., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М., “Вако”, 2005, с. 253–254, 340–341.
  2. Баранова С. В. Трудный путь к любви истинной. Рассказ Ю. П. Казакова “Тихое утро”. VII класс. “Литература в школе”, 2001, № 2, с. 36–38.
  3. Россинская В. С. “И некому было крикнуть о помощи…” К изучению рассказа Ю. Казакова “Тихое утро” в VII классе. “Литература в школе”, 1994, № 5, с. 82–84.
  4. Турьянская Б. И., Комисарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе. Урок за уроком. М., “Русское слово”, 1997, с. 232–236.
  5. Элементы презентации Судаковой С.Р., МОУ СОШ № 5 г. Светлый Калининградской обл.