Положение о литературной викторине “По страницам любимых книг”среди учащихся 5-6 классов
Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и литературному творчеству.
Задачи:
- определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
- способствовать формированию навыков творческого чтения;
- развивать воображение и творческие способности учащихся.
Участники: ученики 5-6 классов
Число команд: 6 команд по 7 человек во главе с капитаном.
Каждая из команд заранее выбирает название и готовит эмблему
Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек
Программа
I конкурс: “Юморина”
II конкурс: “В стране стихосложения”
III конкурс:“Собери пословицу”
IV конкурс: “Узнай произведение и его автора”
V конкурс: “Найди слова”
VI конкурс: “Буриме”
VII конкурс(конкурс капитанов): “Cкороговорки”
Литературная викторина “По страницам любимых книг” (оценочный лист для жюри)
Название конкурса |
Максимум баллов |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
I. “Юморина” | 4 |
||||||
II. “В стране стихосложения” | 3 |
||||||
III. “Собери пословицу” | 20 |
||||||
IV. “Узнай произведение и его автора” | 6 |
||||||
V. “Найди слова” | 5 |
||||||
VI. “Буриме” | 5 |
||||||
VII. Конкурс капитанов “Скороговорки” | 5 |
||||||
VIII. Эмблема и название команды. | 5 |
||||||
Итог |
I КОНКУРС. “Юморина”
Карточка № 1
|
Карточка №2
|
Карточка № 3
|
Карточка № 4
|
Карточка № 5
|
Карточка № 6
|
Ответы к конкурсу I “Юморина”
№ | Задание №1 | № | Задание №2 | № | Задание №3 | |
1 | Колобок | 1 | Репка | 1 | “Алёнушка и братец Иванушка” | |
2 | Змей Горыныч | 2 | “Теремок” | 2 | Кот в сапогах | |
3 | Золушка | 3 | Красная Шапочка | 3 | Волк | |
4 | Дж. Родари “Приключения Чиполлино | 4 | Имён не имели | 4 | Сказка ложь, да в ней намёк! / Добрым молодцам урок. | |
№ | Задание №4 | № | Задание №5 | № | Задание №6 | |
1 | Наф-Наф | 1 | Буратино | 1 | Винни Пух | |
2 | Нечистая сила | 2 | Курочка Ряба | 2 | Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина | |
3 | Поп | 3 | “Тараканище” | 3 | Бастинда | |
4 | Страшила, Железный Дровосек, Трусливый лев, собака Тотошка | 4 | Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка | 4 | Кэрролл “Алиса в стране чудес” |
II КОНКУРС. “В стране стихосложения”
(каждая команда получает 3 стихотворения)
В этих стихотворениях произошла какая-то путаница. Давайте попробуем правильно расставить знаки препинания!
Задание № 1 ...Кисель там варят из
резины |
Задание № 2 В реке там рыба на бугре |
Задание № 3 Очень-очень
странный вид: |
III конкурс. “Собери пословицу”
Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца. Лучше всего для этого конкурса распечатать таблицу ответов для участников. Количество пословиц можно сократить по желанию.
Если быть внимательными, можно отметить интересную закономерность.
III конкурс. “Собери пословицу” |
III конкурс. “Собери пословицу” |
||||||
Название команды: | Название команды: | ||||||
Таблица ответов для участников | Таблица ответов для жюри | ||||||
1 | 11 | 1 | 8 | 11 | 2 | ||
2 | 12 | 2 | 11 | 12 | 6 | ||
3 | 13 | 3 | 14 | 13 | 16 | ||
4 | 14 | 4 | 17 | 14 | 3 | ||
5 | 15 | 5 | 19 | 15 | 10 | ||
6 | 16 | 6 | 12 | 16 | 13 | ||
7 | 17 | 7 | 18 | 17 | 4 | ||
8 | 18 | 8 | 1 | 18 | 7 | ||
9 | 19 | 9 | 20 | 19 | 5 | ||
10 | 20 | 10 | 15 | 20 | 9 |
Задание
1 |
Кто другому яму копает, | 1 |
тот о том и говорит. |
2 |
Любишь кататься, | 2 |
надо свой разум наточить. |
3 |
Муж возом не навозит, | 3 |
а с жуком связаться – в навозе оказаться. |
4 |
Кто ест скоро, | 4 |
от того и наберешься. |
5 |
На охоту ехать - | 5 |
по-волчьи выть. |
6 |
Кто рано встаёт, | 6 |
тому глаз вон. |
7 |
Любовь не картошка - | 7 |
враг мой. |
8 |
У кого что болит, | 8 |
тот сам в нее попадает. |
9 |
На то она и щука, | 9 |
чтобы не было оглядки. |
10 |
Не говори о себе худо, | 10 |
по уму провожают. |
11 |
Чтобы других учить, | 11 |
люби и саночки возить. |
12 |
Кто старое помянет, | 12 |
тому Бог даёт. |
13 |
Не спеши языком, | 13 |
молчание золото. |
14 |
С пчелкой водиться - в медку находиться, | 14 |
что жена горшком наносит. |
15 |
По одежке встречают, | 15 |
другие об этом позаботятся. |
16 |
Слово – серебро, | 16 |
спеши делом. |
17 |
С кем поведешься, | 17 |
тот и работает споро. |
18 |
Язык мой - | 18 |
не выбросишь в окошко. |
19 |
С волками жить - | 19 |
собак кормить. |
20 |
Не давай повадки, | 20 |
чтоб карась не дремал. |
Ответы
1 |
Кто другому яму копает, | 8 | тот сам в нее попадает. |
2 |
Любишь кататься, | 11 | люби и саночки возить. |
3 |
Муж возом не навозит, | 14 | что жена горшком наносит. |
4 |
Кто ест скоро, | 17 | тот и работает споро. |
5 |
На охоту ехать - | 19 | собак кормить. |
6 |
Кто рано встаёт, | 12 | тому Бог даёт. |
7 |
Любовь не картошка - | 18 | не выбросишь в окошко. |
8 |
У кого что болит, | 1 | тот о том и говорит. |
9 |
На то она и щука, | 20 | чтоб карась не дремал. |
10 |
Не говори о себе худо, | 15 | другие об этом позаботятся. |
11 |
Чтобы других учить, | 2 | надо свой разум наточить. |
12 |
Кто старое помянет, | 6 | тому глаз вон. |
13 |
Не спеши языком, | 16 | спеши делом. |
14 |
С пчелкой водиться - в медку находиться, | 3 | а с жуком связаться – в навозе оказаться. |
15 |
По одежке встречают, | 10 | по уму провожают. |
16 |
Слово – серебро, | 13 | молчание золото. |
17 |
С кем поведешься, | 4 | от того и наберешься. |
18 |
Язык мой - | 7 | враг мой. |
19 |
С волками жить - | 5 | по-волчьи выть. |
20 |
Не давай повадки, | 9 | чтобы не было оглядки. |
IV конкурс. “Узнай произведение и его автора”
Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдёт дальше, кто участник данных событий.
Отрывок № 1 И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум? (И. А. Крылов “Волк на псарне) |
Отрывок № 2 “Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, (В. А. Жуковский “Кубок”) |
Отрывок № 3 “За невестою своей (А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”) |
Отрывок № 4 “Лишь только он остался один, как начал везде искать конопляное зёрнышко. Он долго шарил у себя в карманах, ползал по полу, смотрел под кроватью, перебирал одеяло, подушки, простыню – всё напрасно! Нигде не было и следов любезного зёрнышка! Он старался вспомнить, где он мог его потерять, и наконец уверился, что выронил его как-нибудь накануне, играя во дворе”. (А. Погорельский. “Чёрная курица, или Подземные жители”) |
Отрывок № 5 “Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел...” (И. С. Тургенев “Муму”) |
Отрывок № 6 “Когда моя нога коснулась пола, я вздрогнул; но взгляд на участливо склонившуюся ко мне рожицу моего приятеля восстановил мою бодрость. Стук каблука зазвенел под потолком, отдался в пустоте... Несколько воробьёв вспорхнули с насиженных мест и вылетели в большую прореху в крыше”. (В. Г. Короленко “В дурном обществе”) |
V конкурс. “Найди слова”
В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни – в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами с предлогом. Третьи - еще где-нибудь.
На лыжах
Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже.
Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день.
VI конкурс. “Буриме”
БУРИМЕм – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300 сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме!
Задание: Пели – смотрели |
Пример: Мы сегодня песни пели, |
VII КОНКУРС. “Узнай произведение и его автора”
Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдет дальше, кто участник данных событий.
Отрывок № 1
“Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”.
(В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”)
Отрывок № 2
“Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звемзд –
Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк-горбунок”)
Отрывок № 3
“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.
(П. Бажов “Серебряное копытце”)
Отрывок № 4
“Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица
Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)
Отрывок № 5
“Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)
VII конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки”
1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
3. Полчетверти четверика гороху без червоточинки.
4. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.