Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • выявление конкретных образов или эмоционально противоположных мотивов в стихотворении;
  • обучение учащихся анализу лирического произведения, сопоставлению разных произведений, совершенствование навыка устного словесного рисования, выразительного чтения;
  • формирование чувства прекрасного, умения видеть красоту окружающей природы.

Оборудование: слайды, репродукции картин;

  • И.Шишкин "На севере диком"
  • В.Суриков "Взятие снежного городка"
  • В.Серов "Зима в Абрамове"
  • И.Грабарь "Февральская лазурь"

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя. Зима - это удивительное время года. Наверное, никто из нас не относится к ней однозначно. В ней есть чистота снега и неоглядный простор опустевшей земли, сияние розовых снегов и хородная краса, как писал Пушкин в романе "Евгений Онегин". Зима сурова Неистовое кружение злых метелей. Но в ней есть и другое: глубокий покой, когда жизнь, кажется, замерла; праздничный блеск, когда всё искрится при ярком до боли в глазах свете солнца.

Русские художники знали это разнообразие зимы, и каждый любил в ней нечто своё, близкое ему как человеку.

Слайд 1. Посмотрите на картину И.Шишкина "На севере диком". Эта сосна, гордо стоящая над пропастью, полна несгибаемой силы. Мрачно упорство и торжественная сила, суровая красота - любимые Шишкиным стороны зимы. Резкие контрасты цвета не нарушают цельности колорита этой картины. Серебристо-белые, синеватые тона господствуют в ней.

Слайд 2. А теперь обратимся к картине В.Сурикова "Взятие снежного городка". Сколько здесь веселья, удали, лихого задора, связанного с зимними праздниками. Как стремительно летит всадник сквозь хрупкие преграды снежных стен! Сама яркость этой картины, в которой голубоватый снег соседствует с красными, желтыми, коричневыми тонами одежды людей, праздника.

Так по-разному, несходно видели и чувствовали зиму русские художники. А как к ней относился А.С. Пушкин?

Вслушаемся в его стихотворение " Зимнее утро".

Подумаем:

- каким настроением оно наполнено?

- как меняются чувства поэта и картины зимы в стихотворении?

2. Чтение учителем стихотворения А.С. Пушкина " Зимнее утро".

3. Лексическая работа.

Учитель. Стихотворение написано более полтора столетия назад, в 1829 году, но мы слышим его, как современную, сегодняшнюю речь. Впрочем, может быть, некоторые старинные обороты. Какие?

сомкнуты негой взоры (еще закрыты глаза, когда, просыпаясь, нежатся в дремоте.)

Аврора - богиня утренней зари.

4. Анализ стихотворения.

Учитель. Чтобы ответить на поставленные вопросы, попробуем представить себе, как рождалось это стихотворение, заглянем в сохранившиеся, к счастью, черновики А.С. Пушкина.

Стихотворение " Зимнее утро" написано 3 ноября 1829 года в селе Павловском Тверской губернии. Приглашенный своей соседкой по Михайловскому, владелицей Тригорского П.А. Осиповой - Вульф, Пушкин не раз бывал в тверских поместьях. Живописные берега реки Тьмы, тишина и естественность деревенской жизни, милое общество детей Осиповой - радовало поэта.

Здесь жила поэзия, видна была прелесть жизни природы, здесь в отличие от Петербурга, слышалась искренность человеческих чувств. Пушкин обретал добросердечную обстановку, столь необходимую для занятий литературой, особенно поэзией. Счастье улыбнулось ему: за какие-то полмесяца пребывания в Павловском поэт, кроме стихотворения "Зимнее утро", пишет "Роман в письмах", размышление "Зима. Что делать мне в деревне?..", оставшуюся неоконченной поэму "Тазит", начинает работать над знаменитыми "Повестями покойного Ивана Петровича Белкина". Воистину" приятно думать у лежанки"!

Осень 1829 года была дождливой, скверной. Замучили слякоть, мокрый снег. Хотелось, чтобы посветлело небо, выглянуло, наконец, солнце. Деревенское уединение и зимняя неподвижность порой удручали Пушкина. Представить это помогает стихотворение " Зима. Что делать мне в деревне?".

5. Чтение учителем стихотворения "Зима. Что делать мне в деревне?..".

Учитель. Стихотворение " Зимнее утро" - гимн русской зимней природе, в нем радость общения с природой, порыв к движению, действию.

6. Прочтение стихотворения по строфам и выявление первоначальных читательских впечатлений.

Пять строф.( пять картин).

а) чтение первой строфы.

- Как звучат эти строки? выражают неожиданную радость и красоту.

- Почему вы так решили? выглянувшее, редкое зимой солнце наполняет поэта восторгом, таким порывистым, что он хочет разбудить красавицу, друга прелестного. Но поэт и красавица по-разному чувствуют, разно откликаются на мир, на это зимнее озарение природы. Его состояние - восторг. Её - дремота, нега. Она сдержаннее, холоднее, недаром повторяется рядом слово север.

Поэт называет красавицу не северной Авроры, несущей яркий, ясный свет утра, а звездою севера.

- Почему? Прекрасный, но далекий, холодный свет звезды трепещет, а заря сияет. Но поэт не упрекает красавицу. Может быть, именно неотзывчивость красавицы на утреннюю радость заставляет поэта вспомнить ненастный вечер.

б) чтение второй строфы.

- Какие новые оттенки вы почувствовали в интонации? Здесь Пушкин стремится передать злое кружение зимней вьюги, хаос природы, стирающий прекрасные краски. А еще поэт хотел усилить печаль красавицы, поэтому здесь легкой тенью проходит воспоминание о вчерашнем вечере, значит нам нужно выразить чувство печали и грусти. Но в конце строфы - крутой поворот, резкий переход к отправному чувству:

... А нынче... погляди в окно...

- Возможен ли такой переход? Возможен, потому что воспоминание о вчерашнем вечере как раз подчеркивает неожиданный контраст.

в) чтение третьей строфы.

- Что мы видим в третьей строфе? Одна за другой проходят картины зимней природы. Любуясь ими мы должны выразить чувство восхищения.

- Нам помогут? Мастерские эпитеты.

Работа с эпитетами. (назовите эпитеты).

Задание. Представьте, что поэт стоит у окна. Попытайтесь нарисовать те картины, которые поэт мог увидеть.

Поэт открыл глаза. Что-то изменилось вокруг, он еще не успел осознать, что именно, но почувствовал, как у душе оживает надежда... Солнце! Он подбежал к окну и обомлел от восторга: на фоне заснеженных далей и чистого, акварельного неба темнеют ветви парка. Но мороз заставляет искриться и их. Только вчера казавшаяся унылой и мрачной комната озарилась " янтарным блеском". Скорей туда, в солнечный мир, где " деревья в зимнем серебре"... и мягко устланные горы зимы блистательным ковром, где " вьется первый снег, звездами падая на брег".

Учитель. Всё прекрасно в этой картине, но она немая, нет здесь звуков жизни, но безжизненность зимы не так резко подчеркнута в тексте.

- Назовите слова, подчеркивающие незримое присутствие жизни в этом зимнем пейзаже? (Лес хоть и чернеет, но он прозрачный, ель под инеем всё же зеленеет, и речка подо льдом блестит). Это не отсутствие жизни, а приглушенность, заторможенность. Зима чем-то похожа неотзывчивую красавицу, которая не может пробудиться к радости. А поэт ищет тепла, открытости, многозвучности жизни. Наверное, поэтому его взгляд обращается от холодного великолепия зимы к теплому уюту.

г) чтение четвертой строфы.

- Строфа начинается высоким слогом. Почему? Слово озарена, подчеркнутое переносом, создает ощущение праздника.

Но постепенно это ликование как бы заглушается бытом: печь, лежанка, санки, кобылка.

- Почему здесь так много уменьшительных суффиксов? Из пределов этой уютной комнаты всё кажется милым, домашним, маленьким.

Приятно - это чувство, знакомое красавице. А поэту хочется иного: движения, полета, простора.

д) чтение пятой строфы.

Это полетное движение, ощущение первозданности жизни - мечта поэта. Это высокая отданность чувству любви и жизни, отданности стихии чувства. Но страстное желание полноты жизни и любви пересекается картинной опустошения природы. Однако никакого отчаяния. Напротив, благодарение за прежнюю радость. И грусть побеждена нежной улыбкой: Берег милый для меня. Из чувства ушло прежнее одушевление, как из зимней природы ушла яркая, полная движения жизнь. Но поэту памятна рабость, его сердце одушевлено ею по-прежнему. Недаром красавицу и берег связывает один эпитет милый.

Так стихотворение о зиме, которое поначалу звучало мрачно, просветляется любовью и каким-то удивительно справедливым умением поэта во всем находить красоту.

Задание. А теперь посмотрим на две картины ("Зима в Абрамцеве" В. Серова и " Февральская лазурь" И. Грабаря) и решим, какая из них по настроению, по краскам ближе "Зимнему утру" Пушкина.

7. Отработка выразительного чтения стихотворения.

Основная работа проделана, разобрали стихотворение. Найдено и пережито его настроение и оттенки. Теперь обратимся к обработке текста.

Задание.

- Вспомните и назовите основные требования к выразительному чтению.

Чтение первой строфы.

Задание. Внимательно посмотрите на синтаксическое строение строфы. Разделите ее на речевые звенья. Нужно помнить, что речевое звено не всегда представляет собой законченное предложение. Чаще всего это часть предложения, отдельное звено мысли.

Карандашом в шестистрочной строфе отмечаем восемь речевых звеньев.

В каждом речевом звене подчеркните логическое ударение.

Теперь нетрудно сделать мелодический рисунок. Интонирование в основном будет определяться характером эмоций и приурочиваться к логическим ударениям. Первая строка, выражающая радостное удивление, будет прочитана повышенным тоном. Высокие тона будут преобладать при чтении первой строфы.

Вторая строфа представляет собою контраст по отношению к остальным, и интонации будут иными. Здесь преимущественно пониженные тона. И допустима также некоторая монотонность, подчеркивающая безотрадное настроение (вьюга злилась..., мгла носилась...). Строка " и ты печальная сидела" - предел понижения голоса.

Третья строфа. Яркие, радостные интонации ("А нынче...") резко подчеркивают контраст. Тона, в которых читаются остальные строфы, - естественно повышенные. Только в середине предпоследней строфы ("Приятно думать у лежанки") голос несколько понижается. Потом снова повышение тона.

Поговорим о ритме и паузах. Стихотворение нельзя читать так же, как и прозу. Строка в стихотворении является ритмической долей и её нельзя комкать, иначе нарушается своеобразие стиха. Следовательно, читая, мы должны соблюдать небольшие паузы между строками. (Карандашом в тексте отмечаем паузы). Но паузы неравномерны, и эта неравномерность всегда определяется содержанием читаемого. Например, мы видим, что в конце второй строфы ( "А нынче... погляди в окно...") глубокая пауза должна подчеркнуть контраст между противоположными картинами.

8. Тренировка чтения стихотворения " Зимнее утро" в соответствии с произведенным разбором.

9. Домашнее задание. Стихотворение выучить наизусть. В тетрадь выписать эпитеты, показывающие контраст между чудесным морозным утром и ненастным вечером.