Интегрированный урок (литература + ИЗО + информатика ) по теме "Портрет литературного героя". 6-й класс

Разделы: Литература, Информатика, МХК и ИЗО

Класс: 6


Цель:

  1. Определить, какова роль портрета литературного героя для раскрытия его образа.
  2. Продолжить знакомство с особенностями жанра портрета на примере портрета литературного героя.
  3. Продолжить знакомство с инструментами создания рисунков в графическом редакторе Paint.

Задачи:

  1. Подвести учащихся к пониманию образа литературного героя через его портретную характеристику.
  2. Формировать умение передавать при изображении персонажа его характер, душевные качества через конструкцию, формы и пропорции головы с помощью графических материалов.
  3. Развивать образное видение на основе восприятия художественного текста, навыки изучающего и рационального чтения, приемы извлечения необходимой информации из текста, образное и логическое мышление.
  4. Развивать навыки в работе с Интернетом (поиск необходимой информации в Интернете).
  5. Закрепить умения учащихся создавать рисунки в графическом редакторе Paint.

Тип урока – урок – рассуждение, обобщение изученного материала.

Формы работы учащихся – индивидуальная, фронтальная работа, парная.

Необходимое техническое оборудование – компьютерный класс, мультимедиа проектор, интерактивная доска, тетрадь, альбомный лист, тексты художественной литературы.

Структура урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим интегрированный урок по теме: “Портрет литературного героя”. В течение ряда уроков литературы вы читали произведениями, где встречались описания литературных героев, на уроках ИЗО знакомились с различными жанрами изобразительного искусства, на уроках информатики изучали графический редактор Paint.

Вопрос:

Как вы думаете, к какому жанру изобразительного искусства можно отнести эти строки стихотворения поэта Н. Заболоцкого: (строки стихотворения выведены на экран)

Любите живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано,
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно….

(Это жанр портрета.)

Почему, как вы думаете? (Именно в этом жанре художник может наиболее точно передать душевное состояние человека.)

II. Актуализация знаний учащихся.

Вопрос. (Слайд 2–3, презентация)

Вспомните, в каком виде изобразительного искусства можно создать портрет?

Каковы выразительные особенности этих портретов?

(Ответы: парадный, характерный, камерный портрет-тип, автопортрет…).

Вопрос:

Какова роль портрета литературного героя для понимания его образа?

аскрывает его характер, внутреннее состояние.)

Вопрос:

Как вы думаете, какой будет цель нашего сегодняшнего урока? (Слайд 4.)

(Ответ: сравнить портрет в литературе и в живописи и изобразить его.)

Верно, но не только сравнить портрет в литературе и живописи, а еще выполнить его в графическом редакторе Paint.

Проблемный вопрос: Вы многое уже знаете о жанре портрета, о видах портрета. А сможете ли вы дать определение “Портрет литературного героя”?

Пока вы думаете над этим вопросом, я попрошу двух обучающихся найти в Интернете определение “Портрет в литературе”, “Портрет в живописи”.

Итак, что же такое “портрет литературного героя”? (Это характеристика героя через его внешние данные.) Ребята справились с заданием и послушаем их определения. И узнаем, есть ли отличие в этих определениях.

Действительно, портрет в литературе и портрет в живописи имеют свои отличия.

(Слайд 5.)

Портрет в литературе – это одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, чтобы раскрыть типический характер своих героев и выразить свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, одежды, движений, жестов и манер.

В живописи – изображение внешности персонажей – средство построения художественного образа.

Вопрос:

В каких произведениях, изученных вами, встретились литературные портреты?

(Ребята называют произведения.)

Узнаете ли вы этих героев? Попробуем в этом разобраться. Перед вами на столах листочки, на которых напечатаны портретные характеристики героев. Узнаете ли вы их? Пока вы будете определять героев, я попрошу нескольких обучающихся найти в Интернете портретные иллюстрации к изученным произведениям (Владимира Дубровского, Левши, Ассоль). (Слайд 6–13).

1.

“Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

“Что же такое?– думает.– Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было”.

(Левша)

2.

“Лицо…было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из – под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему …на вид было не более двенадцати лет”. (Илюша.)

3.

“…мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то сказать, для чего на языке, – на его языке, по крайней мере, – не было слов. Он был маленького роста, сложенья тщедушного и одет довольно бедно”. (Костя.)

4.

Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта …была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой”. (Ассоль.)

Обучающие узнают и зачитывают портретные характеристики мальчиков из произведения И.С.Тургенева “Бежин луг”, Левши из произведения Лескова “Левша” и Ассоль из произведения А.С.Грина “Алые паруса”).

III. Первичное усвоение закрепления новых знаний.

Вопрос:

На что же авторы произведений обращают внимание при создании портретной характеристики героев?

(На внешние и внутренние данные героя. К внешним данным относятся: глаза, волосы, телосложение, одежда, жесты, манера. К внутренним – характер.)

Далее демонстрируются иллюстрации портретных характеристик к произведениям, которые нашли учащиеся в Интернете.

Вопрос:

Можем ли мы определить внутренний мир человека, его характер по иллюстрациям к произведениям? (Да.)

Вопрос:

*Может ли художник нарисовать портрет, если само произведение никогда не читал? Почему?

((Слайд 14) Обсуждение портретов литературных героев, сделанных разными художниками.)

*Чем портреты литературных героев отличаются от портретов в живописи? (Слайд 15–16)

*Может ли художник отойти от словесного описания героя? Причина?

IV. Игра в паре “Создай портрет литературного героя”. (У доски.)

В кино мы часто видим, как со слов свидетелей составляется фоторобот искомого человека. Используя фрагменты человеческих лиц, составьте портрет литературного персонажа. Побеждает не только тот, кто сделает эту работу быстрее, но и тот, чью работу ребята оценят, как более раскрывающую внешние и внутренние качества героя.

(Дается словесная характеристика /см. выше/, дети подбирают по частям лицо, соответствующее своему герою.)

V. Обсуждение и подведение итогов игры.

VI. Показ работ разных детей, сделавших в живописи и графике портреты литературных героев.

VII. Мимика и характер.

Кроме портретного сходства, художник старается передать внутренний мир своего литературного персонажа. Какие способы передачи характера знает художник?

(Слайд 17.)

Найдите соответствие схемы мимики и мимики, изображенной на конкретном лице.

– Ребята, в компьютерном редакторе Paint передачу мимики можно передать с помощью инструмента – "кривая линия". При помощи данной линии можно передать направления губ, разрез глаз, вьющиеся волосы и многое другое.

(Показывается на интерактивной доске, как воспользоваться инструментом "кривая линия".)

– А теперь я предлагаю попробовать вам нарисовать лица с разной мимикой. Откройте ваши учебники на странице 148, найдите упражнение №7 (слайд 18) На компьютере над созданием лиц с различной мимикой работают 5 обучающихся. Остальные ребята выполняют работу по созданию портрета литературного героя, используя схему человеческого лица (на альбомном листе) (Слайд 19).

Подведение итога рисунка.

VIII. Подведение итогов урока. Оценки за урок (Слайд 20).

Чему же сегодня на уроке каждый из вас научился? (Ребята говорят о том, чему они научились.)

Как вы бы оценили свою работу на уроке? Какую оценку себе поставили?

Подойдите к доске, поставьте себе оценку или оценки по предметам. (На интерактивной доске электронный журнал с фамилиями обучающихся и с предметами изо, литература, информатика, учащиеся оценивают свою работу.)