Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Обучение сжатому изложению. 9-й класс 2012

    Автор: Торопцева Ирина Николаевна

    Учащиеся определяют тему и главную идею произведения; знакомятся с приемом сжатия; учатся логично передавать содержание; актуализируют знания по различным разделам курса русского языка.

  • Обучение сжатому изложению. Приемы компрессии текста. 9-й класс 2012

    Авторы: Египцева Евгения Николаевна, Антонова Тамара Владимировна

    Урок русского языка учит понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста. Содержание анализируемого на уроке текста позволяет обратить внимание на культуру нашей речи, взаимоотношений друг с другом. Цель урока: обучение письму сжатого изложения; формирование коммуникативно-речеведческих умений; повторение речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных норм на примере текста.

  • Обучение смысловому чтению в основной школе 2022

    Автор: Вяткина Галина Васильевна

    Представлена статья на тему "Обучение смысловому чтению в основной школе".

    смысловое чтение

  • Обучение смысловому чтению на уроках литературы. 6-й класс 2016

    Автор: Ветюгова Вера Ивановна

    Работа по формированию навыков и приемов смыслового чтения на уроках литературы способствует развитию логического, творческого мышления учащихся. Ученики научатся «вести диалог с текстом», понимать текст, прогнозировать развитие сюжета и интерпретировать его. Обучающиеся приобретают навыки нахождения нужной информации на различные темы по разным предметам, что важно при написании изложений, сочинений, рефератов.

  • Обучение сокращению слов и понимания сокращений младших школьников как условие социализации личности 2025

    Автор: Чердынцева Анна Александровна

    Статья посвящена проблеме обучения младших школьников навыкам сокращения слов как одному из условий социализации личности в обществе. В статье обоснована социальная необходимость обучения школьников сокращению слов, дан обзор различных сфер использования сокращения слов школьниками в учебной деятельности и в общественной жизни. В статье предлагается комплекс правил и упражнений для формирования навыков сокращения слов у обучающихся в младшей школе. В статье сделан вывод о том, что формирование навыков сокращения слов и понимания сокращений способствует успешной социализации личности.

    младшие школьники, социализация

  • Обучение составлению монолога-описания на основе художественного произведения 2010

    Автор: Лазарева Галина Владимировна

    Урок представляет собой новую форму уроков развития речи – обучение составлению монолога-описания на основе художественного текста. Преимущества такого вида работы: обязательное знание текста, отбор ключевых слов из исходного текста, развитие орфографической зоркости учащихся, развитие творческих способностей детей.

  • Обучение сочинению – рассуждению на лингвистическую тему 2011

    Автор: Гуща Наталья Георгиевна

    В статье описана универсальная методика обучения сочинению – рассуждению на лингвистическую тему в 9-м классе при подготовке к ГИА по русскому языку. В качестве примера использована тема «Роль тире». Приведённая в статье методика успешно применяется для обучения сочинению-рассуждению о роли различных знаков препинания в письменной речи.


  • Обучение сочинению в начальных классах 2012

    Автор: Ваннова Елена Викторовна

    Речь человека - своеобразное зеркало культуры и образованности. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Особое место по развитию речи занимает обучение сочинению. Начинается эта работа с 1-го класса и продолжается на протяжении всего обучения в начальной школе. Эта статья посвящена построению работы по обучению сочинению, опираясь на опыт автора.

  • Обучение сочинению на лингвистическую тему 2010

    Автор: Полевая Галина Николаевна

    Экзамен в новой форме стал обязательным экзаменом для учащихся 9-го класса, так как проверяет различные языковые компетенции. На экзамене проверяются умение писать изложение; читать текст и анализировать его содержание; выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка; писать небольшие по объему сочинения-рассуждения. Этот урок показывает учителям, как можно построить урок обучения сочинению на лингвистическую тему.

  • Обучение сочинению на лингвистическую тему (подготовка к ИГА) 2011

    Автор: Бобошко Наталья Ильинична

    В ходе урока школьники учатся писать сочинение на лингвистическую тему, учатся выделять аргументы и доказательства для ответа на поставленный вопрос. Узнают, что такое культура речи и нормы русского языка, как сделать свою речь богаче, образнее и выразительнее.

  • Обучение сочинению на литературную тему 2013

    Авторы: Крупицына Галина Германовна, Танюкевич Раиса Романовна, Тимофеева Ольга Владимировна

    Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Сочинение является важнейшей формой аттестации учащихся. Именно поэтому статья посвящена крайне актуальной и важной проблеме – обучению написания сочинения на литературную тему.

  • Обучение сочинению по картине с использованием искусствоведческого текста 2010

    Автор: Мишкина Ирина Викторовна

    Предлагая ученикам написать сочинение по картине, мы ставим перед ними непростую задачу: «язык» живописи «перевести» на язык словесный. Автор полагает, что важным компонентом обучающих уроков по картине является чтение и анализ искусствоведческого текста. Такой образец помогает учащимся глубже понять содержание, усиливает эмоциональное восприятие картины.

  • Обучение сочинению-описанию с элементами рассуждения "Вещь, сделанная руками мастера" 2012

    Автор: Дашкова Елена Михайловна

    Предмет описания – деревянная кукла, привезенная из мастерской, где расписывают деревянные игрушки. На уроке ребятам предлагаются разные формы работы: конструирование, работа с тематической таблицей, с художественным текстом. Эти задания предлагаются ученикам с целью не только научить их написанию сочинений, но и привить им интерес к русским народным промыслам, воспитать уважительное отношение к труду.

  • Обучение сочинению-рассуждению по плану-алгоритму 2012

    Автор: Рыкалова Наталья Александровна

    Урок помогает формировать умения анализировать прочитанный и прослушанный тексты, аргументировать свою точку зрения, подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением, формировать у учащихся коммуникативную языковую компетенцию.


  • Обучение сочинению-рассуждению по типу задания "С" при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе 2010

    Автор: Максимова Лидия Владимировна

    Общеизвестно: для того чтобы научиться писать сочинения, нужно их писать, большую роль в подготовке к этому виду работы играет сравнительный анализ. Репетиционный экзамен по русскому языку, проведенный в школе, дает учителю хороший дидактический материал для анализа и подготовки одиннадцатиклассников к сочинению-рассуждению.

  • Обучение сочинению-рассуждению с использованием современных информационных технологий на уроках русского языка 2014

    Автор: Романова Инна Вячеславовна

    Предложенный конспект урока представляет собой один из вариантов методических рекомендаций по обучению учащихся сочинению-размышлению. Попытка объяснить, как надо осваивать особый жанр сочинения-рассуждения, на чем следует концентрировать внимание, что выделять в первую очередь.

  • Обучение употреблению изобразительно-выразительных средств при написании текстов художественного стиля 2003

    Автор: Синявская Наталья Владимировна

    Представлен конспект урока, на котором отрабатывается понятие эпитета, идет подготовка к созданию художественного текста описания дождя с использованием эпитета.

  • Обучение учащихся навыкам аргументации суждения в соответствии с требованиями ЕГЭ 2009

    Автор: Орлова Татьяна Александровна

    Грамотная аргументация собственной позиции по сформулированной проблеме текста части С единого государственного экзамена – трудная задача для современных школьников. В статье содержатся основные этапы и способы подготовки учащихся к написанию части С по означенному критерию.

  • Обучение учащихся текстообразованию 2011

    Автор: Николаева Ирина Павловна

    Обучение связной речи - одна из актуальных задач преподавания русского языка в школе. Это обусловлено принципом коммуникативной направленности обучения, вызванным в свою очередь ведущей задачей школьного преподавания русского языка - необходимостью практического овладения им как средством общения. Методическая разработка нацелена на раскрытие индивидуальных и творческих возможностей каждого ученика.

  • Обучение чтению на уроках русского языка 2020

    Автор: Ефарова Ольга Ивановна

    Огромное количество информации, заключенной в текстах, предназначенных для чтения современного человека, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению, то есть к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в зависимости от коммуникативной задачи. При обучении русскому языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности. В этой связи можно утверждать, что чтение играет важную роль в образовательном процессе. Поэтому вопросы обучения чтению остаются актуальными в современной методике обучения русскому языку. Противоречие между необходимостью овладения умением читать и трудностями, возникающими в процессе обучения этому виду речевой деятельности, и составляют проблему исследования.

  • Обучение школьников публичному выступлению 2009

    Автор: Драгун Елена Геннадьевна

    Система занятий по теме "Публицистический стиль речи" стимулирует интерес детей к обучению путём организации их самостоятельной деятельности. При проведении таких уроков реализуется возможность выразить своё отношение к окружающей жизни, осмыслить своё место в ней.


  • Общая характеристика сложносочинённого предложения 2020

    Автор: Душкина Ольга Сергеевна

    Конспект урока по теме «Общая характеристика сложносочинённого предложения» знакомит со способом изучения нового материала на основе интерактивной технологии – метода кейсов. В статье также показывается, как можно использовать на уроке игровые моменты, повторяя материал и изучая новую тему. Повторение особенностей разных видов сложного предложения. Повторение отличия сложносочинённого предложения от простого предложения, осложнённого однородными членами, связанными сочинительными союзами. Выявление грамматических средств связи простых предложений в сложносочинённом предложении. Составление характеристики сложносочинённого предложения. Анализ лингвистического материала с использованием метода кейсов. Отработка самостоятельно добытых знаний на практике в ходе выполнения упражнений.

    сложносочиненное предложение, сложное предложение

  • Общественный смотр знаний по русскому языку 2005

    Автор: Толкачева Лидия Павловна

    В данной статье идет речь об общественном смотре знаний как разновидности повторительно-обобщающего урока. Именно общественные смотры знаний дают возможность создать для учащихся нестандартные ситуации, обеспечивают творческое применение изученного материала на практике, предполагают большую самостоятельность учащихся, совершенствуют их знания, умения и навыки. Общественный смотр знаний предполагает коллективную познавательную деятельность, в основе которой лежит активное сотрудничество школьников в главном для них труде - учении. Такая деятельность создает в классе особую систему отношений, которой чужд дух нездорового соперничества, пренебрежительного отношения к отстающим, каждый старается помочь другому.

  • Общественный смотр знаний по русскому языку 2009

    Автор: Полесская Ирина Юрьевна

    Общественный смотр знаний развивает стремление к самостоятельному поиску знаний, а также создает психологический комфорт ученику. Победа вселяет уверенность в своих силах, даёт возможность пережить прекрасные минуты гордости и всеобщего восхищения, вызванного именно учебными достижениями

  • Общественный смотр знаний по темам "Причастие", "Деепричастие". 7-й класс 2009

    Автор: Спирина Елена Константиновна

    Одной из форм проверки знаний учащихся по определенной теме, подготовки их к ЕГЭ является Общественный смотр знаний, который проходит в форме игры «Марафон знатоков русского языка». Проверка знаний независимой комиссией, нестандартная ситуация, разный уровень заданий по сложности, оценка в баллах и перевод их в существующие сейчас отметки – все эти цели смотра совпадают с целями ЕГЭ.

  • Общественный смотр знаний по теме "Жанры речи" в форме урока-путешествия 2010

    Автор: Довбенко Валентина Феликсовна

    Урок занимает два ученических часа, поэтому выбрана форма общественного смотра знаний, позволяющего проводить в 6-м классе подряд два часа русского языка. Для проведения данного урока учителю понадобятся: один ученик, исполняющий роль Лингварика, а также помощники-консультанты, которые во время всего урока ведут учет ответов учащихся.

  • Общеупотребительные, устаревшие и новые слова. Употребление их в речи 2012

    Автор: Чемес Оксана Евгеньевна

    Урок посвящён формированию у учащихся понятий "архаизмы", "историзмы", "неологизмы"; развитию умений анализировать лингвистический текст, вычленять главное, употреблять архаизмы, историзмы, неологизмы в речи.

  • Общешкольное образовательное событие «Единый текст — единое понимание» 2025

    Авторы: Кононова Татьяна Юрьевна, Пархомова Наталья Аркадьевна

    Современное общество предъявляет высокие требования к способностям читателей, рассматривая чтение как универсальный инструмент познания мира, принадлежащий к группе универсальных учебных действий. Поэтому согласно ФГОС учащиеся обязаны освоить различные типы смыслового чтения на каждом уроке. Образовательное событие «Дня единого текста» – общешкольный проект, основанный на работе с одним текстом на протяжении всего учебного дня.


  • Объяснение новой темы с использованием технологии проблемного обучения 2008

    Автор: Щуклина Татьяна Платоновна

    Проблемное обучение - один из путей постижения сложного учебного материала. Оно развивает мышление, способствует системному подходу к явлениям. Именно объяснение новой темы должно строиться на технологии проблемного обучения, так как объяснение нового материала - это важнейший структурный элемент урока. Он предназначен для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений и для обучения школьников умению применять на практике полученные знания. Как учащийся получит эти новые знания, от этого и будет зависеть, как он сможет их применить на практике.

  • Обычный урок русского языка с необычным иллюстративным материалом 2006

    Автор: Дерягина Лидия Олеговна

    В методических пособиях задания и упражнения одного урока обычно не связаны общим иллюстративным материалом. В своей работе я часто использую классическое построение урока (по Богдановой), однако весь иллюстративный материал я объединяю какой-нибудь одной общей темой, например, "300-летие Санкт-Петербурга", как в представленном уроке. Как показывает практика, такие уроки ребятам нравятся и в устных ответах они стараются следовать заданной теме.