Цели:
- формировать навыки смыслового чтения произведений литературы;
- научить вести диалог с текстом; воспитывать чувства сострадания , милосердия к окружающему миру.
Ход урока
А что есть чтение –
как не разгадывание,
извлечение тайного,
оставшегося за строками,
за пределами слов.
М. Цветаева
После работы с эпиграфом, я продолжаю:
- эти тайны можно раскрыть, но для этого нужно уметь “беседовать” с текстом, вести с ним диалог. Попробуем разобраться, как это делается на примере текста “Воробей” И.С.Тургенева.
1. Актуализация знаний.
Ученики отвечают на теоретические вопросы по смысловому чтению:
- что такое тема текста и его основная мысль;
- что такое полное понимание текста;
- какие виды информации вы знаете;
- что значит “ вести диалог с текстом”
Ответы учащихся.
Полное понимание текста – это вычитывание 3-х видов текстовой информации:
- фактуальной (о чем в тексте сообщается в ясном виде: описание поступков, состояний, героев и т.п.)
- подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается между строк .Подтекстовая информация передается с помощью особого порядка слов, интонации, художественных средств. Создать подтекст помогают и “скважины”-пустые места.)
- концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
“Вести диалог с текстом” - это умение задавать вопросы к тексту;
- прогнозировать развитие сюжета;
- определять основную идею;
- заглянуть в будущее и представить, что произойдет дальше.
2. Анализ текста (слово учителя)
Прочитайте заголовок и скажите, о чем пойдет речь в этом произведении? Что вы знаете об этом слове? Каково его лексическое значение?( работа со словарем)
Воробей
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и на красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрит, он замирал, он жертвовал собою!Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!
И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке...
Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.
Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Чтобы перейти к чтению вслух, обратите внимание на структуру текста:
- он разбит на небольшие абзацы
- чтение замедляется, так как между абзацами пауза всегда больше, чем между предложениями.
Какое впечатление создает такая структура?
Впечатление о замедленном течении действия и времени.
Прослушайте текст по аудиозаписи. Итак, чтобы осмыслить, понять любой текст, мы должны найти три вида информации, вести диалог с текстом. Сейчас это попробуем сделать на практике.
3. Групповая работа.
1-я группа находит фактологическую информацию, подчеркивая слова и предложение в тексте.
Вот что нашли учащиеся:
- я возвращался
- собака бежала
- увидал молодого воробья и т.д.
2-я группа ищет подтекстовую информацию.
1. Обратите внимание на словосочетание “камнем упал”
2. Какой образ возникает у вас?
- образ ястреба, сокола
Эти хищные птицы камнем падают на что? (на добычу)
Следовательно, воробей здесь сравнивается с ними по смелости, решительности, стремительности .Какие синонимы к воробью можно подобрать? Найдите в тексте. Какими словами это подкрепляется?
- ринулся, отчаянный, порыв...
Подтекстовую информацию можно увидеть также в словах:
- прыгнул два раза в направлении зубастой пасти.
Здесь что подразумевается ?(угроза) Какими еще словами это подтверждается?
- автор называет воробья не птичкой, а героической птицей.
3-я группа находит концептуальную информацию(основная мысль, это то, что хотелсказать автор, его взгляды на жизнь, рассуждения)
Ученики подчеркнули:
- любовь ... сильнее смерти и страха смерти
- только любовью держится и движется жизнь
Этими словами автор утверждает свое пониманиедвижущей силы мира(любовь к ближнему).
Таким образом, само название текста вобрало в себя значения:
- смелость
- самопожертвование во имя любви.
После нахождения 3-х видов информации находим в тексте чувства и переживания СОБАКИ, ВОРОБЬЯ, АВТОРА
4. Самостоятельная работа .
1-я группа. Какие два чувства борются в собаке?
1) чувство гончей, увидевшей добычу
2) признание силы материнской любви
Как проявляется чувство смущения?
- остановился, попятился, уходит смущенный
А в чем сила птички?
- в любви к детенышу
2-я группа. Какие переживания испытывал воробей?
- камнем упал
- с отчаянным писком
- трепетало от ужаса
Каким словом можно назвать поступок воробья?
На доске записаны слова: самооборона, самоотверженность, самолюбие.
Следовательно, это произведение лирическое, в нем описаны чувства и переживания. Это так называемое стихотворение в прозе. С этим жанром мы познакомимся чуть позже.
3-я группа. Какое душевное состояние было у автора?
- я благоговел
Работа со словарем. “Благоговеть- уважительно относиться, восхищаться”(автор восхищался маленькой птицей)
5. Подводя итог уроку, я задаю вопросы.
1. Как по-другому вы назвали бы это произведение? (маленькая героическая птица)
2. Есть ли в окружающей нас жизни подобные примеры?
3. О чем заставило вас задуматься это произведение?
Учащиеся делают вывод по анализу текста.
6. Домашнее задание. Составить тонкие и толстые вопросы к тексту(по выбору).См.приложение “Учимся задавать вопросы”
Учимся задавать вопросы
После анализа текста сформулируйте три “тонких” и три “толстых” вопроса .Запишите свои вопросы в рабочую тетрадь. Задайте их друг другу.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
“Тонкие” вопросы | “Толстые” вопросы: |
В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, “фактический” ответ | В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается развернутый, “долгий”, обстоятельный ответ. Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов, требуют размышления. |
Когда...? Кто...? Что..? Как звать...? Было ли...? Может (могли)...? Будет...? Согласны ли вы...? Верно ли...? |
Дайте несколько объяснений, почему... Объясните, почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...? |