Цели:
1. Обучающая:
- обучение письму сжатого изложения с применением приемов компрессии текста,
- формирование коммуникативно-речеведческих умений;
- повторение речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных норм на примере текста.
2. Развивающая:
- развитие устной и письменной речи;
- развитие умения анализировать, обобщать.
3. Воспитательная:
- воспитание этической культуры, культуры взаимоотношения друг с другом.
4. Социализирующая:
- помогать ребенку адаптироваться в обществе, не быть равнодушным к нуждающимся в помощи, овладевать сочувствием, милосердием, быть непримиримым к социальному злу.
Задачи:
Учить:
- верно понимать и передавать главную мысль текста;
- отбирать в исходном тексте основное (микротемы) и существенное (внутри каждой части);
- сокращать текст разными способами, т.е. овладевать приемами сжатия текста;
- правильно и логично излагать свои мысли;
- строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме;
- соблюдать в практике письма основные языковые нормы.
Оборудование: проектор, дидактический материал, презентация (Приложение).
Тип урока: комбинированный.
Учебное пособие для учащихся: «Русский язык ГИА – 9», 2011 год/под редакцией Н.А.Сениной.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока |
Приветственное слово учителя. Цель: создание эмоционально-привлекательной среды к уроку. |
(Н. Красильников) |
1 этап. Сообщение темы и цели урока. Определение задач урока. Цель: - обучение самостоятельному определению задач урока и средств их достижения; - создание мотивации к успешной подготовке к ГИА. |
- Тема нашего занятия: «Подготовка к
написанию сжатого изложения. Приемы компрессии текста». (Приложение. Слайд 1) Содержание текста позволит нам обратить внимание на культуру нашей речи, культуру взаимоотношений друг с другом. Цель нашей работы: продолжить подготовку к написанию контрольного сжатого изложения и к успешной сдаче ГИА. Сжатое изложение предполагает определенные виды деятельности с текстом, поэтому определим задачи урока исходя из экзаменационных критериев оценки сжатого текста. (Слайд 2) Критерии оценивания сжатого изложения: ИК 1. Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 3 балла ИК 2. Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3 балла ИК 3. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. 2 балла (Учащиеся предлагают возможные формулировки задач урока, чему они должны научиться на уроке.) - Мы сказали только о содержательной части конечного текста, а для грамотного написания необходимо повторить и языковые нормы. Назовите их. (Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы.) Вспомните, как они оцениваются. (Слайд 3) Обобщив сказанное, мы можем сформулировать следующие задачи урока:
|
2 этап. Актуализация знаний, подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для работы над текстом. |
Для работы над текстом необходимо
вспомнить некоторые положения и определения:
|
3 зтап. Работа над новым материалом. Приемы компрессии текста. Цель: - обучение сжатому изложению текста; - формирование знаний и способов действий. 3.1. Ознакомление уч-ся с текстом. Цель: понимание уч-ся основного содержания текста |
Чтение текста учителем. - Определите стиль и тип речи. - Какова тема данного текста? - Сформулируйте основную мысль высказывания. - Определите авторское отношение к затронутой теме. |
3.2. Словарная работа. Цель: обогащение словаря учащихся, воспитание этической культуры, моральных качеств человека. |
- Чтобы правильно передать основное
содержание и не сделать фактических и речевых ошибок, уточним
лексическое значение некоторых слов и выражений. - Какие слова, на ваш взгляд, являются важными в тексте? - Смысл каких слов вам непонятен? (Корректировка ответов уч-ся.) - Определим их лексическое значение. 1. Человеческая сущность. 2. Этика, этическая культура. 3. Здравствуйте. 4. Благодарю. 5. Спасибо. 6. Пожалуйста. 7. Равнодушие. 8. Милосердие. (Слова вывешиваются на доску.) |
3.3. Определение микротем. Цель: формирование умения определять главное содержание в отдельном микротексте. |
- Определение микротемы – это определение
главной мысли, проанализируем каждый абзац и определим эту главную
мысль. (После возможных ответов учащихся проецируются по порядку микротемы.) (Слайд 4) 1. Пожелание добра и счастья – выражение человеческой сущности. 2. Пожелание доброго здоровья – выражение отношения к человеку. 3. Благодарить – значит дарить добро, творить благо. 4. Просьба – это порыв души. 5. Что такое равнодушие и как уберечь себя от этого порока. |
3.4. Работа над сжатием текста. Цель: формирование умения сокращать текст разными способами, т.е. овладевать приемами сжатия текста. |
Мы определили микротемы – смысловой центр,
вокруг которого необходимо оставить существенное, а незначительное
убрать, использовав приемы сжатия. Напомню, что в контрольном изложении в каждой микротеме надо использовать не менее одного приема. Мы же рассмотрим все возможные приемы компрессии в каждой микротеме. Фронтальная работа под руководством учителя. |
Физкультурная минутка. | |
4 этап. 4.1 Закрепление полученных знаний о применении приемов компрессии текста. Цель: самостоятельное применение уч-ся знаний на практике, формирование умений и навыков. |
Работа в парах. Анализ второго абзаца по предложениям, определение приемов сжатия. Проверка: учитель открывает слайд с таблицей приемов компрессии второго абзаца. (Слайд 7) Чтение уч-ся вслух полученного сжатого второго микротекста. (Слайд 8) Самостоятельная работа. |
4.2 Закрепление знаний о языковых
нормах. Цель: закрепление навыков грамотного письма. |
Грамматические нормы. А) Проанализировать, как связаны предложения в тексте, с помощью каких средств связи. Б) Обратить внимание на вид связи в словосочетаниях, особенно на управление, так как грамматических ошибок допускается в них больше. В) Повторить построение предложения с деепричастным оборотом. Орфографические нормы. (Можно дать на карточках задание, по
группам, по вариантам, работать фронтально.) Пунктуационные нормы. |
5 этап. Обобщение и систематизация материала. |
Учитель напоминает, что в тексте должно
быть не менее 90 слов, а если ученик на экзамене не будет по каким-то
причинам писать сочинение, то в сжатом тексте тогда должно быть не менее
140 слов. - Какие приемы компрессии текста были нами использованы? Назовите их. - Какие чаще применялись? - Где можно за пределами урока русского языка применить полученные вами умения по сжатию текста. (Кратко и содержательно высказывать свою мысль на других уроках, передавать основную мысль текста по другим предметам, передавать сжато и существенно информацию другому человеку.) (Слайд 11) |
6 этап. Домашнее задание. Цель: умение уч-ся самостоятельно применять полученные знания. |
Заполнить таблицу приемами компрессии, проанализировав 4,5 абзац и написать сжатый текст по исходному материалу (вариант 28). (Слайд 12) |
7 этап. Подведение итогов урока. Оценивание деятельности уч-ся на уроке. Цель: формирование у уч-ся умения оценивать свою работу с точки зрения поставленных задач. |
- Вспомним задачи, которые мы ставили в
начале урока.
- Достигнута ли цель урока? Дается оценка работы всего класса и отдельных учащихся, которые активно работали на уроке, ставятся им отметки. После проверки домашнего задания на следующем уроке можно выборочно оценить работы. |
Заключительное слово учителя. Цель: создание эмоциональной атмосферы для дальнейшего общения учащихся в коллективе и в социуме. |
- В заключение урока я хотела бы вернуться
к содержанию проанализированного текста. Назовите ключевые слова каждой
микротемы. Мы работали с этими словами, как с синтаксическими средствами, необходимыми для построения сжатого текста, но я думаю, что во время работы каждый из вас задумался о том, как часто мы говорим эти слова другим людям, а они говорят нам. В этом и есть показатель нашей этической культуры и наша человеческая сущность. Желайте людям добра и счастья, здоровья во время приветствия, не сочтите за труд поблагодарить, произнести слово «пожалуйста», не будьте безучастными к судьбе людей, которые нуждаются в вашей помощи и поддержке. (Слайд 13)
(Н. Рыленков) |
Литература:
- Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011:учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов – н / Д: Легион-м, 2010.
- Русский язык. 9 класс / авт. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2010.