Обучение сжатому изложению. Приемы компрессии текста. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели:

1. Обучающая:

  • обучение письму сжатого изложения с применением приемов компрессии текста,
  • формирование коммуникативно-речеведческих умений;
  • повторение речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных норм на примере текста.

2. Развивающая:

  • развитие устной и письменной речи;
  • развитие умения анализировать, обобщать.

3. Воспитательная:

  • воспитание этической культуры, культуры взаимоотношения друг с другом.

4. Социализирующая:

  • помогать ребенку адаптироваться в обществе, не быть равнодушным к нуждающимся в помощи, овладевать сочувствием, милосердием, быть непримиримым к социальному злу.

Задачи:

Учить:

  • верно понимать и передавать главную мысль текста;
  • отбирать в исходном тексте основное (микротемы) и существенное (внутри каждой части);
  • сокращать текст разными способами, т.е. овладевать приемами сжатия текста;
  • правильно и логично излагать свои мысли;
  • строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме;
  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы.

Оборудование: проектор, дидактический материал, презентация (Приложение).

Тип урока: комбинированный.

Учебное пособие для учащихся: «Русский язык ГИА – 9», 2011 год/под редакцией Н.А.Сениной.

Ход урока

Этапы урока Ход урока
Приветственное слово учителя.
Цель:
создание эмоционально-привлекательной среды к уроку.

Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться:
Доброе утро.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.

(Н. Красильников)

1 этап.
Сообщение темы и цели урока.
Определение задач урока.
Цель:

- обучение самостоятельному определению задач урока и средств их достижения;
- создание мотивации к успешной подготовке к ГИА.
- Тема нашего занятия: «Подготовка к написанию сжатого изложения. Приемы компрессии текста».
(Приложение. Слайд 1)
Содержание текста позволит нам обратить внимание на культуру нашей речи, культуру взаимоотношений друг с другом.
Цель нашей работы: продолжить подготовку к написанию контрольного сжатого изложения и к успешной сдаче ГИА.
Сжатое изложение предполагает определенные виды деятельности с текстом, поэтому определим задачи урока исходя из экзаменационных критериев оценки сжатого текста.
(Слайд 2) Критерии оценивания сжатого изложения:
ИК 1.
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 3 балла
ИК 2. Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3 балла
ИК 3. Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. 2 балла
(Учащиеся предлагают возможные формулировки задач урока, чему они должны научиться на уроке.)
- Мы сказали только о содержательной части конечного текста, а для грамотного написания необходимо повторить и языковые нормы. Назовите их. (Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы.) Вспомните, как они оцениваются.
(Слайд 3) Обобщив сказанное, мы можем сформулировать следующие задачи урока:
  • верно понимать и передавать главную мысль текста;
  • отбирать в исходном тексте основное (микротемы) и существенное ( внутри каждой части);
  • сокращать текст разными способами, т.е. овладевать приемами сжатия текста;
  • правильно и логично излагать свои мысли ;
  • строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме;
  • соблюдать в практике письма основные языковые нормы.
2 этап.
Актуализация знаний, подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.
Цель:
повторение ранее изученного материала, необходимого для работы над текстом.
Для работы над текстом необходимо вспомнить некоторые положения и определения:
  • стили речи;
  • типы речи;
  • основная мысль текста;
  • микротема;
  • приемы сжатия текста, перечислить.
3 зтап.
Работа над новым материалом. Приемы компрессии текста.
Цель:

- обучение сжатому изложению текста;
- формирование знаний и способов действий.
3.1. Ознакомление уч-ся с текстом.
Цель:
понимание уч-ся основного содержания текста
Чтение текста учителем.
- Определите стиль и тип речи.
- Какова тема данного текста?
- Сформулируйте основную мысль высказывания.
- Определите авторское отношение к затронутой теме.
3.2. Словарная работа.
Цель:
обогащение словаря учащихся, воспитание этической культуры, моральных качеств человека.
- Чтобы правильно передать основное содержание и не сделать фактических и речевых ошибок, уточним лексическое значение некоторых слов и выражений.
- Какие слова, на ваш взгляд, являются важными в тексте?
- Смысл каких слов вам непонятен? (Корректировка ответов уч-ся.)
- Определим их лексическое значение.
1. Человеческая сущность.
2. Этика, этическая культура.
3. Здравствуйте.
4. Благодарю.
5. Спасибо.
6. Пожалуйста.
7. Равнодушие.
8. Милосердие.
(Слова вывешиваются на доску.)
3.3. Определение микротем.
Цель:
формирование умения определять главное содержание в отдельном микротексте.
- Определение микротемы – это определение главной мысли, проанализируем каждый абзац и определим эту главную мысль.
(После возможных ответов учащихся проецируются по порядку микротемы.) (Слайд 4)
1. Пожелание добра и счастья – выражение человеческой сущности.
2. Пожелание доброго здоровья – выражение отношения к человеку.
3. Благодарить – значит дарить добро, творить благо.
4. Просьба – это порыв души.
5. Что такое равнодушие и как уберечь себя от этого порока.
3.4. Работа над сжатием текста.
Цель:
формирование умения сокращать текст разными способами, т.е. овладевать приемами сжатия текста.
Мы определили микротемы – смысловой центр, вокруг которого необходимо оставить существенное, а незначительное убрать, использовав приемы сжатия.
Напомню, что в контрольном изложении в каждой микротеме надо использовать не менее одного приема. Мы же рассмотрим все возможные приемы компрессии в каждой микротеме.

Фронтальная работа под руководством учителя.
У каждого ученика есть первичный текст (стр.291 Русский язык ГИА-9 под редакцией Н.А.Сениной), в который можно вносить необходимые корректировки.
Проводится анализ первого абзаца по предложениям, определяются приемы сжатия. На экран последовательно выводится таблица приемов компрессии этого абзаца. (Слайд 5)
Чтение уч-ся вслух полученного сжатого микротекста.
Учитель открывает слайд с сжатым первым абзацем, уч-ся видят перед собой образец и вносят себе, если необходимо, корректировки. (Слайд 6)

Физкультурная минутка.  
4 этап.
4.1 Закрепление полученных знаний о применении приемов компрессии текста.
Цель:
самостоятельное применение уч-ся знаний на практике, формирование умений и навыков.
Работа в парах.
Анализ второго абзаца по предложениям, определение приемов сжатия.
Проверка: учитель открывает слайд с таблицей приемов компрессии второго абзаца. (Слайд 7)
Чтение уч-ся вслух полученного сжатого второго микротекста. (Слайд 8)

Самостоятельная работа.
Анализ 3 аб. выполняется индивидуально: каждый учащийся заполняет свою таблицу приемами сжатия и записывает сжатый микротекст.
Проверка: проводится комментирование учащимися абзаца и сопоставление их работы с содержанием на слайдах. (Слайд 9, 10)

4.2 Закрепление знаний о языковых нормах.
Цель:
закрепление навыков грамотного письма.
Грамматические нормы.
А) Проанализировать, как связаны предложения в тексте, с помощью каких средств связи.
Б) Обратить внимание на вид связи в словосочетаниях, особенно на управление, так как грамматических ошибок допускается в них больше.
В) Повторить построение предложения с деепричастным оборотом.

Орфографические нормы. (Можно дать на карточках задание, по группам, по вариантам, работать фронтально.)
А) Выписать слова с непроизносимой согласной в корне: здравствуйте, пожалуйста, чувствовать, опасный.
Б) НН в суффиксах: внутренней, ценность.
В) Выписать сложные слова, образованные путем сложения двух основ, показать способ образования.
Г) Объяснить:
- слитное написание слов с Не: Невежество, незапамятных, независимость, непримиримость;
- дефисное написание: по-доброму, кому-нибудь.

Пунктуационные нормы.
А) Объяснить постановку тире и двоеточия в предложениях полученного текста.
Б) Графически объяснить знаки препинания в предложениях:
- В слове «спасибо» ... (3 абзац)
- В этом простом слове, ... (4 абзац)

5 этап.
Обобщение и систематизация материала.
Учитель напоминает, что в тексте должно быть не менее 90 слов, а если ученик на экзамене не будет по каким-то причинам писать сочинение, то в сжатом тексте тогда должно быть не менее 140 слов.
- Какие приемы компрессии текста были нами использованы? Назовите их.
- Какие чаще применялись?
- Где можно за пределами урока русского языка применить полученные вами умения по сжатию текста.
(Кратко и содержательно высказывать свою мысль на других уроках, передавать основную мысль текста по другим предметам, передавать сжато и существенно информацию другому человеку.) (Слайд 11)
6 этап.
Домашнее задание.
Цель:
умение уч-ся самостоятельно применять полученные знания.
Заполнить таблицу приемами компрессии, проанализировав 4,5 абзац и написать сжатый текст по исходному материалу (вариант 28). (Слайд 12)
7 этап.
Подведение итогов урока. Оценивание деятельности уч-ся на уроке.
Цель:
формирование у уч-ся умения оценивать свою работу с точки зрения поставленных задач.
- Вспомним задачи, которые мы ставили в начале урока.
- Достигнута ли цель урока?
Дается оценка работы всего класса и отдельных учащихся, которые активно работали на уроке, ставятся им отметки.
После проверки домашнего задания на следующем уроке можно выборочно оценить работы.
Заключительное слово учителя.
Цель:
создание эмоциональной атмосферы для дальнейшего общения учащихся в коллективе и в социуме.
- В заключение урока я хотела бы вернуться к содержанию проанализированного текста. Назовите ключевые слова каждой микротемы.
Мы работали с этими словами, как с синтаксическими средствами, необходимыми для построения сжатого текста, но я думаю, что во время работы каждый из вас задумался о том, как часто мы говорим эти слова другим людям, а они говорят нам. В этом и есть показатель нашей этической культуры и наша человеческая сущность.
Желайте людям добра и счастья, здоровья во время приветствия, не сочтите за труд поблагодарить, произнести слово «пожалуйста», не будьте безучастными к судьбе людей, которые нуждаются в вашей помощи и поддержке. (Слайд 13)

На доброе слово не надо скупиться
Сказать это слово –
Что дать напиться.

(Н. Рыленков)

Литература:

  1. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2011:учебно-методическое пособие / Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов – н / Д: Легион-м, 2010.
  2. Русский язык. 9 класс / авт. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2010.