Цели:
- создание условий для:
- формирования у учащихся понятий "архаизмы", "историзмы", "неологизмы";
- развития умений анализировать лингвистический текст, вычленять главное, употреблять архаизмы, историзмы, неологизмы в речи;
- воспитания уважительного отношения к слову.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Мотивация.
- Открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа. Почему возле слова "тема" стоит вопросительный знак?
(- Вопросительный знак говорит о том, что тема урока нам неизвестна, её мы определим после того, как проанализируем некоторый языковой материал.)
Какова общая тема уже многих наших уроков?
(- Лексика.)
Учитель на боковой части доски прикрепляет название темы, объединяющей несколько уроков.
- Проверим, хорошо ли мы усвоили материал, ранее изученный.
Задание.
Определите, к каким группам слов относятся данные пары слов, ответ обоснуйте.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
худой - тощий неприятель - противник спешить - торопиться плохо - скверно |
низкий - высокий друг - враг грустно - радостно заснуть - проснуться |
ключ - ключ заставить - заставить худой - худой горн - горн |
забрало - забрала удачливый - удачный искушать - искусать опасный - опасливый |
(1 гр.- это пары синонимов, так как это пары слов, разных по звучанию и написанию, но близких по значению.
2 гр. - это пары антонимов, так как это пары слов, противоположных по лексическому значению.
3 гр. - это пары омонимов, так как это пары слов, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению.
4 гр. - это пары паронимов, слов, схожих по звучанию и написанию, но разных по значению.)
Под каждой группой слов вывешивается название.
3. Постановка учебной задачи.
1. Задание.
К каким группам вы отнесли бы слова: "художник", "очи", "холопы", "космонавты" - или объединили бы их в другие группы?
В процессе обсуждения выдвигаются несколько версий.
- К единому мнению мы не пришли. Что же нам необходимо сделать?
(- Нам необходимо поработать с этими словами, проанализировать другой языковой материал, чтобы прийти к однозначному решению поставленной задачи.)
2. Задание.
Работая в группах с предложенным языковым материалом, вы должны: 1) определить особенности данных слов; 2) укажите, в каких стилях речи могут быть употреблены данные слова.
- Перед тем как вы приступите к работе в группах, что нам ещё нужно сделать?
(Нам необходимо составить план работы в группах.)
Учитель фиксирует на доске пункты плана, предлагаемые учениками, при этом может корректировать пункты плана, если в этом есть необходимость.
Примерный план.
- Выписать выделенные слова.
- Определить лексическое значение выделенных слов при помощи толкового словаря.
- Сравнить слова, выделить общее.
- Сформулировать особенности данных слов.
- Сделать вывод о том, в каких стилях речи могут быть употреблены эти слова.
Задания для групп.
1 гр.
В избе за прилавком суровый целовальник.
Полковник Пыхов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы.
2 гр.
Очи мои давно погасли, а руки зрят. Бородатый ратник приценивался к огромной живой рыбине, дивясь тому, что французы едят улиток. Здесь полковой цирюльник бреет унтер-офицеров.
3 гр.
Валентина Терешкова стала первой женщиной-космонавтом.
Луноход передал на Землю данные о лунотрясении.
У дяди Андрея удивительная профессия, он космохимик.
4 гр.
У нас сосед новый. Так он не кто-нибудь, а художник. (Из разговора)
В Ростове-на-Дону с успехом прошла выставка художников области. (Из газеты.)
25 декабря в зале библиотеки им. А. П. Чехова состоялась выставка работ таганрогских художников. (Афиша.)
Меня так и тянуло взять картину и показать знающим людям. Если Дэмис - художник с именем, его руку должны знать. (Из худ. произведения)
Художником мы назовём человека, творчески работающего в одной из областей искусства. (Из научной статьи)
На Новый год мне подарят куклу. (Из разговора)
"Дьявольские куклы мадам Мэнделип" (Название произведения)
Завод "Игрушка" обязуется до начала 2009 года выпустить партию кукол-неваляшек (Из договора)
Американский миллионер мистер Смит передал свою коллекцию кукол одному калифорнийскому музею. (Из газетной статьи.)
Будущих мам готовят обращаться со своими ребёнком при помощи кукол-манекенов. (Из журнала "Здоровье")
3. Представление работы групп.
Учащиеся на доску прикрепляют слова, с которыми они работали и дают им характеристику.
(1 гр.
Целовальник, стрелец, вотчина, холоп.
Особенность данных слов заключается в том, чтобыони называют людей или предметы, которые в наше время не существуют, они могут быть употреблены в худ. или научном стилях.
2 гр.
Очи, зрят, ратник, цирюльник.
Особенность этих слов заключается в том, что предметы, люди, действия, названные данными словами, продолжают существовать, только они имеют другие наименования.
Слова эти могут употребляться в худ. и научном стилях.
3 гр.
Космонавт, луноход, лунотрясение, космохимик.
Особенность этих слов заключается в том, что они вошли в нашу речь относительно недавно. Значения 2-х слов: космохимик и лунотрясение - не указаны, они становятся понятны, если мы сравним их со словами, вошедшими в состав данных слов. Данные слова свободно функционируют во всех стилях речи.
4 гр.
Художник, кукла.
Особенность данных слов в том, что они могут быть употреблены во всех стилях речи.
Обсуждение представленных результатов работы групп.
- Ребята, вы хорошо поработали, подумайте, как назовём группы данных слов?
Учащиеся предлагают свои варианты названий, после этого откорректированные учителем названия (1гр.-историзмы, 2гр.- архаизмы, 3 гр.- неологизмы, 4 гр.- общеупотребительные слова)записываются на доску и в тетради учащихся.
4. Рефлексия.
- С какими новыми группами слов мы познакомились на уроке, в чём их сходство, различие?
- Как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
После обсуждения учитель записывает тему урока.
Закрепление изученного материала.
Задание.
В предложенных предложениях найдите слова, неподходящие по стилю.
"На богатырях латы, рубашки, варежки".
(Из сочинения по картине Васнецова "Три богатыря")
В результате бурного собрания домочадцев ремонт дома ЖЭК начал вовремя.
Так как оба спортсмена набрали одинаковое количество очков по решению судейской коллегии была произведена перепрыжка.
Задание.
Запишите предложения, исправив речевые ошибки.
Крестьяне в праздники надевали пиджаки, джинсы, кроссовки.
Мама купила Мише в ТУМе кафтан и треуголку.
Ирина Петровна попросила Костю не морщить чело.
В новом салоне красоты отличный брадобрей.
5. Домашнее задание.
Видоизменить схему по теме "Лексика", добавив новый материал, составить 5-6 предложений, используя историзмы, архаизмы, неологизмы, общеупотребительные слова.
Оценка работы учащихся.