Общественный смотр знаний по русскому языку

Разделы: Русский язык


Урок, как известно, является основной формой, организации учебного процесса. Поскольку усвоение программного материала проходит через ряд стадий умственной деятельности учащихся, каждый конкретный урок должен иметь свои дидактические задачи, которые зависят, прежде всего, от целевого назначения и типа урока.

В теории и практике обучения русскому языку выделяются следующие основные типы уроков:

  • уроки изучения нового материала;
  • уроки закрепления знаний, умений и навыков;
  • повторительно-обобщающие и комбинированные уроки.

Мне бы хотелось остановиться на методике проведения повторительно-обобщающего урока и, в частности, на общественном смотре знаний как его разновидности.

Повторительно-обобщающие уроки обычно проводятся в конце изучения темы или большого раздела программы с целью более глубокого обобщения и дальнейшей систематизации знаний учащихся. При всем многообразии их содержания и используемых учителем приемов работы они должны включать целый ряд дидактических компонентов, которые являются важными дифференцирующими признаками уроков данного типа.

Компоненты эти таковы:

  • проверка дифференцированных домашних заданий;
  • углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений;
  • выполнение учащимися дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием трудностей;
  • контроль за усвоением знаний, умений и навыков, предлагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся.

Известно, что основным содержанием деятельности учителя и учащихся на повторительно-обобщающих уроках должна быть работа по обобщению и систематизации знаний. Потому психологи при организации уроков этого типа особое серьезное внимание обращают на обучение учащихся умственным действиям, которые лежат в основе умений:

  • классификации языковых фактов;
  • абстрагирование и конкретизация усваиваемых понятий;
  • систематизации знаний.

Важная роль отводится при этом уяснению учащимися логики учебного труда. В соответствии со сказанным с целью оптимизации процесса обучения на повторительно-обобщающих уроках предлагается осуществлять следующие меры педагогического характера:

  • брать для анализа вариативный дидактический материал, постепенно усложняя его, включая в работу примеры с конфликтным общим формальным или семантическим компонентом;
  • проводить углубленную работу по обучению школьников умению вполне осознанно пользоваться приемами анализа языковых фактов и явлений, вырабатывая на этой основе общие приемы анализа изучаемого материала;
  • обобщать и систематизировать материал на основе сопоставления языковых явлений и осмысления родовых категорий;
  • систематически (от упражнения к упражнению) повышать степень самостоятельности учащихся в учебной работе.

Наряду с этим при повторении теоретического материала, а также при проведении тренировочных упражнений чрезвычайно важно создавать для учащихся новые, нестандартные учебные ситуации, чтобы иметь возможность обеспечить творческое применение изученного материала на практике. Необходимо также разумно дифференцировать (в соответствии с уровнем языковой подготовки школьников) задания, предлагаемые с целью дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков учащихся.

Кроме всего сказанного, современный урок любого типа, в том числе и повторительно-обобщающий, должен быть оснащен наглядными пособиями и техническими средствами обучения.

Разновидностью повторительно-обобщающего урока являются общественные смотры знаний, которые должны активно внедряться в практику учителей в старших классах. Именно общественные смотры знаний дают возможность создать для учащихся нестандартные ситуации, обеспечивают творческое применение изученного материала на практике, предполагают большую самостоятельность учащихся, совершенствуют их знания, умения и навыки.

Общественный смотр знаний предполагает коллективную познавательную деятельность, в основе которой лежит активное сотрудничество школьников в главном для них труде – учении. Такое сотрудничество, понимаемое как совместная, заинтересованная работа в целях овладения знаниями, умениями, навыками, происходит не только между учениками и их учителями. Коллективная познавательная деятельность создает в классе такую систему отношений, которой чужд дух нездорового соперничества, пренебрежительного отношения к отстающим, каждый старается помочь другому.

Прежде, чем проводить общественный смотр знаний, необходимо научить детей работать в парах и в группах.

Работа в парах включает взаимоконтроль как одно из средств, обеспечивающих контролируемость самостоятельной работы, ведь в парах любого типа в каждый момент половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. Не стоит доказывать, что даже работа в малых группах значительно повышает активность учащихся. Степень активности учащихся при работе в парах значительно выше.

Статическая пара (ученики, сидящие за одной партой) формируется по желанию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности имеет в этой паре решающую роль. Ученики поочередно выполняют роль учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме “взаимообучение” или контролировать друг друга – “взаимоконтроль”.

При работе в динамической паре общее задание делится между учащимися. Каждый спрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Учитель дает 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Подготовка материала для работы в любой паре может быть поручена самим учащимся, что значительно облегчит работу учителя. Так, ученики сами составляют карточку-задание, куда входит как теоретический вопрос, так и практическое задание.

Групповая работа полезна и сильным, и средним, и слабым учащимся. Однако желаемые результаты она приносит только в сочетании с другими формами организации обучения. Групповые занятия нельзя проводить без известной подготовки учащихся, которые должны иметь не только навыки самостоятельной работы, но и работы в группе. Групповая работа требует серьезной подготовки и со стороны учителя. Такое занятие должно быть разработано во всех деталях. Учитель обязан четко сформулировать основные и дополнительные задания для групп, тщательно продумать организацию работы (состав групп, расположение групп в классе, роль консультантов, время выполнения заданий, способы оперативного контроля), учесть возможные технические неполадки и определить свою собственную педагогическую деятельность на данном уроке. Анализ проведенных групповых занятий (общественные смотры знаний по русскому языку, литературные игры на заключительных уроках по творчеству писателей) позволяют мне определить примерную структуру таких знаний:

I. Вводная часть.

1. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
2. Инструктаж о последовательности работы.
3. Раздача дидактического материала по группам.

II. Групповая работа.

1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2. Распределение заданий внутри группы.
3. Индивидуальное выполнение заданий.
4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
5. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
6. Подведение итогов группового задания.

Ш. Заключительная часть.

1. Сообщение о результатах работы в группах.
2. Анализ выполнения познавательных задач.
3. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Этот подготовительный период для учителя наиболее труден. В педагогическом отношении и подготовка к смотру, и само проведение смотра очень важны и взаимосвязаны, хотя и требуют различных временных затрат: если, например, для старших классов общественный смотр продолжается 60–80 минут (2 урока), то подготовка к нему длится от одной до трех недель. Для средних классов эти временные показатели соответственно сокращаются. Время подготовки зависит также от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся.

В период подготовки учащиеся разбиваются на группы по 5–6 человек во главе с консультантом. Вся подготовка к смотру практически осуществляется в этих группах.

Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, заданий, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. Учитель в период подготовки работает в основном с консультантами, управляя через них деятельностью групп. Внимание учителя должно быть обращено к работе средних и слабых учеников, знания которых он периодически проверяет сам.

С помощью консультантов учитель составляет подробный план проведения смотра. Содержательная часть плана (познавательные задачи, виды работ) полностью формулируется учителем, организационная часть смотра находится в ведении ученического самоуправления.

Для успеха общественного смотра знаний первостепенное значение имеет состав общественного жюри, его авторитет и работоспособность. Для того чтобы жюри могло хорошо справиться с поставленным перед ним задачей, оно должно состоять из 5–7 человек (консультантов старшего класса) 1–2 учителей-предметников, иногда в состав жюри входят родители. Учитель, ведущий предмет в данном классе, официально в состав жюри не входит, но при необходимости помогает членам жюри найти правильное решение. Жюри со своей стороны имеет возможность обращаться к учителю и при возникновении разногласий учитывать его мнение.

Перед началом общественного смотра знаний каждый член жюри получает специальный зачетный лист для проставления оценок. Лист имеет примерно такую форму:

Зачетный лист члена жюри на общественный смотр знаний по русскому языку в 9 А классе по теме: “Сложносочиненное предложение”.

№ п/п

Список группы

Вид работы

Итоговая оценка

   

Взаимоопрос

Устный опрос

Словарный диктант

Перфокарты

Карточка-задание

“Проверяю себя”

Творческая работа

Изложение-миниатюра

 
1.

2.

3.

4.

5.

                   

Деятельность жюри – весьма важный компонент общественного смотра знаний. Ее следует рассматривать как сложную групповую деятельность. Чтобы быстро, оперативно разделять труд, одни члены жюри слушают ответ у доски, другие проверяют письменную работу и т.п. Выставляя оценки, члены жюри обязаны следить за тем, чтобы в течение смотра каждый его участник получил 3–4 оценки. Учащиеся, даже старшеклассники, часто увлекаются самим процессом работы и упускают главную цель смотра, его окончательный итог. И здесь только педагог – член жюри – в состоянии охватить все, быть последовательным и четким. Если общественное жюри в чем-нибудь ошибается, должен вмешаться учитель-предметник.

Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Учащиеся класса сидят по группам со своим консультантом (тогда переставляются столы) или на своих обычных местах.

Часть учеников выполняют работу у доски, часть – сидя за отдельными столами, часть отвечает с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все эти ответы и поправки также учитываются жюри. Жюри и само, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему.

Все виды письменных, графических, творческих, самостоятельных работ выполняются на листочках с целью, чтобы до конца смотра жюри успело проверить эти работы. Оценки за каждый отдельный вид работы проставляются в специальный экран смотра условными обозначениями: красный кружок – 5, синий квадрат – 4, зеленый треугольник – 3; двоек обычно не бывает, так как все учащиеся серьезно готовятся к этому уроку,

Как я уже говорила, в зависимости от возраста учащихся и поставленных задач общественный смотр знаний может продолжаться от 40 до 60, 80 минут. Очень важно соблюсти меру. Опыт показывает, что более одного часа на общественном смотре учащиеся физически не выдерживают. От усталости внимание их начинает отвлекаться, эмоциональная приподнятость пропадает, появляется шум, и эффективность общественного смотра резко снижается.

После того как программа смотра исчерпана, жюри должно выставить итоговую отметку каждому ученику, учитывая виды работ, в которых он принимал участие. Вместе с индивидуальными отметками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп.

Общественный смотр знаний как повторительно-обобщающий урок – дело коллективное, сложное и весьма трудоемкое, требующее затрат времени и сил как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, смотр ни в коем случае нельзя проводить часто. Следует учитывать, что в период подготовки к смотру по русскому языку невольно ослабевает внимание учащихся к другим предметам, поэтому я обычно провожу такой смотр один раз в четверть; после такого урока даю контрольный диктант.