Общественный смотр знаний по теме "Жанры речи" в форме урока-путешествия

Разделы: Русский язык


Форма урока: урок-путешествие.

Цели урока:

  • проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
  • обеспечить усвоение основных понятий: жанры речи, рассказ, сказка, загадка, басня;
  • сформировать специальные умения и навыки: определение жанра речи, составление текстов разных жанров;
  • продолжить формирование следующих общих учебных навыков: ставить цель, планировать и контролировать ход работы, работать с учебником и раздаточным материалом;
  • содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
  • формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, переносить знания и умения в новые ситуации.

Цели для учащихся:

1 уровень

- знает жанры речи (сказка, загадка, басня, рассказ) и отличает от других жанров;

2 уровень (дополнительно к целям 1 уровня)

- умеет составлять тексты разных жанров;

3 уровень (дополнительно к целям 1 и 2 уровней)

- использует в собственной речи и при написании творческих работ тексты разных жанров.

Схема урока:

1. Вводная часть.

2. Путешествие по лингвопарку:

а) Сад Загадок,

б) Поляна Сказок,

в) Аллея Басен,

г) Театр,

д) Лингвокиада.

3. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие по лингвопарку Жанры речи. Что такое лингвопарк? Чтобы понять значение этого слова, давайте посмотрим, из каких частей оно состоит? (Лингво-, -парк, т.е. лингвистический парк, лингвистический - языковой). Итак, мы стоим у ворот лингвопарка (закрытая доска), чтобы их открыть, надо продолжить веселые стихи Лингварика.

Лингварик:

Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два, конечно…
Всем известно в целом мире:
Пальцев на руке…
Все ребята точно знают:
Кошки очень громко…
Скачет наш котенок ловко,
Очень любит он…
Наш Сережа очень шустрый,
Он всегда смеется…
У кота забрали рыбу,
Должен кот сказать…

Учитель. Ворота открыты (открывается доска), перед вами схема нашего путешествия:

Сад Загадок

Поляна Сказок

Аллея Басен

Театр

Лингвокиада

Лингварик: Ребята, помогите мне, пожалуйста! Ветер сорвал листья с лингводеревьев, и я не могу их собрать по порядку. Расставьте номера данных вам жанров речи напротив соответствующих им определений.

1. Сказка

2. Рассказ

3. Загадка

4. Басня

…Короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки.

Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание.

…Замысловатый вопрос. Описание главных, типичных действий и (или) главных, типичных признаков предмета, по которым его можно угадать.

…Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

(Учащиеся обмениваются тетрадями, взаимопроверка, затем сверяют с ответом на доске: 4, 1, 3, 2. Те ученики, которые выполнили без ошибок, получают красный флажок, при одной ошибке - зеленый.)

Сад Загадок.

Лингварик: Добро пожаловать в наш Сад Загадок! Здесь находится аттракцион русских загадок и комната Смеха. Все вы – его участники. Если вы знаете отгадку, поднимите желтый флажок, за правильный ответ получите красный флажок.

Аттракцион русских народных загадок “Ромашка”. Перед участниками бумажный цветок, на обратной стороне лепестков записаны загадки.

Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу. (Земля)

У тебя есть,
У меня есть,
У дуба – в поле,
У рыбы – в море. (Тень)

Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Упадет – почернеет. (Лист)

Поле не мерено,
Овцы не считаны,
Пастух рогат. (Небо, звезды, месяц)

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

Глаза – на рогах,
А домик – на спине. (Улитка)

Летом цветет,
Зимой греет,
Настанет весна –
Потечет слеза. (Береза)

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатках ходит. (Гусь)

Что в руках не удержать? (Воду)

Комната Смеха.

Лингварик: Отгадайте загадки-шутки

1. Его вешают, когда грустят; его задирают зазнайки; его всюду суют любопытные. (Нос)

2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают (Уши)

3. Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)

4. Его проглатывают молчаливые; его держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (Язык)

Поляна Сказок.

Лингварик: Ребята! Мы с вами оказались на Поляне Сказок, где находятся аттракционы “Сказочная змейка” и “Музыкальная карусель”.

"Сказочная змейка".

Все участники становятся друг за другом. Начинает первый ученик, за ним – остальные по очереди. Задача каждого – вспомнить название сказки. Если ученик отвечает, он переходит в “хвост” змейки и становится последним. Если ответа нет, то участник выбывает. Выигрывают 5 оставшихся игроков.

“Музыкальная карусель”.

Учитель: Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (показывает портрет) написал оперу "Сказка о царе Салтане" по известной сказке А.С.Пушкина. Сейчас вы прослушаете два фрагмента этой оперы. Догадайтесь, кто из героев сказки представлен этими музыкальными фрагментами. Ответы пишите на листочках. (Тридцать три богатыря, "Полет шмеля".)

Аллея Басен.

Лингварик: Для того, чтобы узнать, куда мы пойдем дальше, вы должны ответить, какое произведение прозвучало? (Звучит басня С.Михалкова “Завидное упорство”)

1) сказка;

2) басня;

3) рассказ;

4) былина.

Учащиеся поднимают карточку с номером (ответ: 2).

Лингварик: Итак, мы с вами на Аллее Басен. Здесь вы становитесь писателями-сценаристами. Ваша задача - превратить басню в один из жанров современной массовой культуры:

  • Фильм ужасов "Волк и ягненок".
  • Мелодрама "Ворона и лисица".

Класс делится на два варианта. На выполнение задания отводится 5–10 минут.

После прослушивания авторы лучших работ получают красные флажки.

Театр.

Лингварик: А теперь представьте на мгновение, что вы оказались в театре. Спектакль уже закончен, а вы остались за кулисами. Видите декорации, костюмы, вещи и пытаетесь узнать, какому герою они принадлежат. Назовите произведение и автора (если есть).

На столе шляпа (рассказ Н.Носова “Живая шляпа”), цветок (сказка “Аленький цветочек”), яблоко (А.С.Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”), виноград (басня И.Крылова “Лиса и виноград”).

Пантомимы.

(На доске запись: пантомима - представление средствами мимики и жестов, без слов)

Лингварик: В нашем театре проводится конкурс пантомимы. Этот конкурс проводится следующим образом: учащиеся делятся на две команды, одна команда разыгрывает как пантомиму какое-либо литературное произведение (сказку, басню, загадку, рассказ), а другая отгадывает, что стало материалом для пантомимы.

Лингвокиада.

Лингварик: Вы становитесь участниками лингвокиады. Что такое лингвокиада? Посмотрите на это слово внимательно, из каких частей оно состоит? Вы уже знаете, что лингвистический - это языковой, а какое слово с частью – киада вы знаете? Что оно обозначает? (Спортокиада – спортивные соревнования.) Итак, лингвокиада – это соревнования по русскому языку. Ваша задача – правильно ответить на вопросы. Победителем станет наиболее активный участник, ответивший на большее число вопросов (победителей может быть несколько).

Задание 1. “Тёмная лошадка”

Учитель: Расшифруйте название произведений. Показываются карточки:

МОРЕКЕТ – теремок

ТОК И СИЛА – кот и лиса

КВОЛ И НОКЯГНЁ – волк и ягнёнок

КОРОМОЗ – морозко

ШУЗОЛКА – золушка

САЛИ И НОВИГРАД – лиса и виноград

ЩЕТИНАРКА – тараканище

Задание 2. Игра "Перевёртыши"

Учитель: Назовите настоящее имя литературного героя, подобрав слова-антонимы, а если антонима не имеется, подберите слово из того же ряда понятий.

Пёс Солдаткин, Зелёный Берет, Дедушка-без-ножки, Черносажка, Внук Пекло, Рабыня-жаба, Рублик.

Ответы: Кот Матроскин, Красная Шапочка, Мальчик-с-пальчик, Белоснежка, Дед Мороз, Царевна-лягушка, Пятачок.

Задание 3. “Плюс и минус”

Лингварик: Если вы согласны с утверждением. Поднимите табличку “+”? Если не согласны, поднимите “-”

  1. В текст рассказа может включаться описание и рассуждение (“+”)
  2. Как правило, в рассказе две части (“-”)
  3. Рассказ может начинаться или заканчиваться вопросительным предложением (“+”)
  4. Рассказ может заканчиваться призывом, обращением (“+”)
  5. В рассказе глаголы обязательно употребляются в одном и том же времени (“-”)
  6. Басня может быть написана прозой (“+”)
  7. Обычно басня строится как повествование (“+”)
  8. В басне может использоваться монолог (“+”)
  9. Мораль басни находится только в начале (“-”)
  10. В басне в иносказательной форме изображаются животные (“-”)

Подведение итогов лингвокиады, объявление победителя.

Лингварик: Наше путешествие подошло к концу. Оно вам понравилось? С удовольствием буду ждать встречи с вами в других тематических лингвопарках. Желаю вам отличных знаний и хорошего настроения! До новых встреч!

(Выставление оценок консультантами)