Сокращение слов необходимо обучающемуся как для учебной деятельности, так и для внеучебной письменной коммуникации: чтения и письма. «Например, для полноценного извлечения информации из толкового словаря следует знать, что значат сокращения: «нескл.» - несклоняемое, «несов.» - несовершенный вид» [4, с. 96]. Без умения сокращать и понимать сокращения обучающийся лишен доступа к информации, что в современном информационном обществе не может не повредить его социализации.
В «Словаре по социальной педагогике» Л.В.Мардахаев предлагает следующее определение социализации: «Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат». Автор определения обращает внимание на усвоение и обогащение социального опыта личности в процессе социализации.
Сущность социализации состоит в том, что, социализируясь, человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В условиях введения ФГОС возрастает актуальность проблемы социализации младших школьников, что определено, в частности, необходимостью формировать коммуникативные компетенции. В младшем школьном возрасте происходит ряд психофизических изменений в развитии ребенка: меняются ведущий вид деятельности, социальная группа, в которую входит ребенок, сущность позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя. В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются и качественно преобразуются познавательные процессы, приобретая опосредованный, осознанный и произвольный характер.
В начальной школе обучающийся начинает осознавать себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, то есть у него появляется переживание себя как субъекта социальной жизни. Окружающий мир пребывает в непрерывном движении, все условия обучения изменяются; обучающемуся просто необходимо меняться для более успешного обучения в новых условиях. Жизнь, в частности образование, – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. И ребёнок должен уметь ориентироваться, находить свое место в этом пространстве.
Отечественный исследователь А.В.Хуторский в своей концепции человекосообразного образования сформулировал принцип человекосообразности: «образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру» [1]. Идеология человекосообразности образования сформулирована, как «система взглядов и идей, в которых осознаётся, принимается и оценивается отношение людей к их образованию, жизни в обществе, к их роли в истории семьи, рода, народа, человечества» [1].
Изложенные положения приводят к мысли о том, что одним из важнейших условий социализации обучающегося является развитие языковой личности. Под языковой личностью известный лингвист Ю.Н.Караулов понимает как «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых текстов, которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, определённой целевой направленностью» [2]. Социализацию, взятую как социальное становление обучающегося, нельзя осмыслить без учета понятий языка и речи. Определяющим качеством языковой личности оказывается грамотность не только в области орфографии и пунктуации, но и в области культуры речи на всех уровнях системы языка. Такая грамотность требует качественного лингвистического образования, которое включает усвоение лингвистических знаний и речевых умений, приобретаемых в школе, возможность и готовность к успешному использованию этих знаний и умений в практике.
Языковая личность – создатель узуальной коммуникативной нормы, благодаря которой обучающийся становится интересен и необходим в ситуации общения и реализует себя в качестве личности, создавая в процессе образовательной коммуникации атмосферу взаимодействия, обязательную для самореализации и вместе с тем интересную собеседникам.
Одним из факторов развития языковой личности, оказывается обучение младшего школьника навыкам сокращения слов и пониманию сокращений. И связано это с тем, что в нашем мире широко используются графические сокращения и озвучиваемые аббревиатуры во всех сферах общественной жизни. Исследователи в качестве причин возникновения и широкого распространения аббревиации на современном этапе развития общества исследователи называют потребность в ускорении коммуникации, увеличение потоков информации, научно-технический прогресс, усложнение социальных процессов, развитие межнациональных культурно-экономических связей, а также внутриязыковой закон экономии языковых средств и речевых усилий. Владение аббревиацией превратилось в часть необходимой письменной и устной культуры современного человека, использующего русский язык.
В окружающей действительности младший школьник часто встречается с аббревиацией, при этом, не понимая значения этого слова, а также использует сокращения в переписках, опять же, зачастую не зная принципов сокращения слов. Насчитывается более 120 только подвергаемых сокращению названий языковых понятий (лингвистической терминологии), используемой в начальной школе на уроках русского языка. На математических занятиях распространено использование счётно-арифметических наименований. На уроках чтения пользуются сокращением слов при выполнении любых видов разборов произведения. Работа с энциклопедическими и филологическими словарями во время поиска информации предполагает наличие умения работать с сокращёнными словами. Помимо того, необходимость владения навыком сокращать слова возникает во время работы над проектами, исследовательскими мероприятиями, где важно быстро и полно записать необходимую, важную
В начальной школе дети начинают приобретать основные базовые навыки сокращения слов. Но эти первоначальные навыки пока еще минимальны. Они обусловлены больше тем, что обучающемуся известно сокращение, которое уже принято, то есть запоминанием готовых образцов сокращений, чем умением самостоятельно сократить слово, понимать принципы сокращения слов.
Эффективным считаю освоение правил сокращения слов в процессе учебно-исследовательской деятельности. Технология учебного исследования – одна из самых востребованных в современной школе. «Под учебным исследованием понимается такая деятельность обучаемых, при которой они решают различные исследовательские задачи в соответствии с основными этапами научного исследования: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, собственные выводы» [3,с.22]. Технология учебного исследования основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции, что также способствует успешной социализации ребёнка.
Рассмотрим в качестве примера проведение мини-исследований во 2-м классе.
Сценарий учебного исследования «Почему слова сокращают?»
1. Запишите, услышанную вами информацию (учащимся предлагается текст не под диктовку):
15 мая в понедельник в детской юношеской спортивной школе № 2 состоятся соревнования по плаванию среди воспитанников детских садов. Начало соревнований в 12 часов 30 минут.
- Что оказалось сложным при записи ?
- Что пробовали использовать, чтобы быстро записать информацию?
2. Цель исследования: узнать, для чего сокращают слова.
3. Гипотеза: предположим, что слова сокращают для экономии места и времени в устной и письменной речи.
4. Методы исследования:
а) поиск информации об истории появления и широкого распространения сокращений в научной литературе, посмотреть в интернете;
б) наблюдение – где встречаются сокращения:
- названия (например: ДЮСШ-80, ДПС, МВД, ЦСКА, ГИБДД, МГУ, ПКиО им. Горького);
- вывески: ТЦ, КБ,
- сокращения грамматических признаков слова (например: сущ, буд. вр., гл., ед. ч., спр. и т.д.)
- математические наименования: кг, г, см, т и др.
- географические названия: г., о., оз., р.
- сокращения смс в русском языке: при отправке смс на телефон, при общении в чатах на форумах в интернете: др, дз, инет, комп, спс, ок, оч и др.
в) опрос уч-ся другого класса:
1. Встречались ли вам слова в сокращённом виде? Да/нет
2. Умеете ли вы расшифровать сокращённые слова? Да/нет
3. Для чего сокращают слова?
а) удобно;
б) так принято;
в) сокращают время и место
5. Вывод
Слова сокращаются с целью экономии языковых средств в письменной и устной речи; сущность закона экономии - человек расходует столько речевых усилий, столько речевого времени и столько языковых средств, сколько требуется для того, чтобы речь его была правильно понята собеседником.
Сценарий мини-исследования во «Можно ли сокращать слова?»
1. Детям предлагается задание: Запишите данные слова в сокращённом виде: детский сад, футбольный клуб, образовательное учреждение, отлично, хорошо, удовлетворительно, домашнее задание, детская спортивно-юношеская школа, компьютер.
2. Проблема: можно ли записывать слова сокращённо?
3. Цель исследования: узнать, что такое сокращённое слово.
4. Гипотеза исследования: предположим, что слова можно сокращать, при этом, не теряя главного значения слова.
5. Методы исследования:
а) поиск в научной литературе - понятие «сокращённое слово» (грамота.ру);
б) наблюдение – где вам встречались сокращения и какие (привести примеры);
в) опрос учеников другого класса:
- можно ли записывать слова сокращённо?
- какие сокращения слов вам встречались?
г) обработка собранной информации
6. Вывод: слова можно сокращать, при этом сохраняя его главное значение.
Работа с предложенными заданиями позволит избежать безграмотного использования сокращений, которое наблюдается не только у обучающихся, но и в повседневной коммуникативной практике. Например, «в тексте на ценнике в магазине Banana-mama: «Качал дет.оз.бат.пон.мяг.тем-кор.бел.сед.» Угадываются некоторые части: «качалка, темно-коричневый, белый», но целое быстро понять невозможно» [5. – с. 159]. Следовательно, незнание правил сокращения может помешать в профессиональной деятельности, что является признаком недостатков социализации.
Напротив, обучение сокращению слов и пониманию сокращений в процессе проведения учебного исследования у младших школьников приводит к более глубокому осмыслению и пониманию так часто встречающихся в повседневной жизни и использующихся на практике младшим школьником сокращений и аббревиаций, способствует развитию языковой личности, как одного из важных условий социализации личности.
Список литературы
- Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
- Лаврентьева А.И. Основы онтолингвистики: теория и практика. Учебное пособие для студентов педагогических университетов. – М. Изд-во «Экон-Информ», 2015. – 125 с.
- Афанасьева Ж.В. Учебное мини-исследование в области русского языка // Начальная школа. 2017. № 1.
- Лихачев, С.В. Основы научной коммуникации / С.В.Лихачев / Учебное пособие для студентов-бакалавров. – М.: Экон-информ, 2018. – 134 с.
- Лихачев, С.В. Коммуникативное единство утилитарного дискурса / С.В.Лихачев / Монография. М.: ИУИ, 2011. – 194. С.