Существует большое количество методических рекомендаций по организации обучения смысловому чтению, но почему-то все они опираются на технологию развития критического мышления. Рассмотрим варианты организации работы с учебными текстами.
«Установленные ФГОС новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности» [1].
Один из метапредметных результатов - смысловое чтение.
По определению А.А.Леонтьева, «смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей» [2].
Ещё одно определение дают А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская: «смысловое чтение - вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста» [3].
В связи с тем, что основная школа осуществила переход на ФГОС, данный вид чтения считается приоритетным. Чтобы работа была эффективной, вовлекаются все учителя-предметники.
Определим оптимальные подходы к обучению смысловому чтению. Все стратегии чтения можно разделить на предтекстовые, текстовые и послетекстовые. Работа с текстом включает в себя использование всех стратегий. Покажем, как может быть организована работа с учебным текстом на уроке русского языка в 5 классе по теме «О чём рассказывают устаревшие слова» (использован материал учебника по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, упр. № 334) [1].
_______________
[1] Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа, 2012. - 317 с.
1. Стратегия предтекстовой деятельности
- Прочитайте заголовок («Учимся читать и понимать лингвистический текст»). Можете ли вы предположить, о чём пойдет речь в этом тексте? (Прослушивание ответов учащихся.)
- Мы уже знаем несколько групп слов, которые выделяются в составе лексики русского языка. Можем ли мы предположить, что это будет ещё одна подобная группа? (Прослушивание ответов учащихся.)
- Покажите на схеме, как выглядят наши представления о лексике русского языка с точки зрения её употребления (схема составляется в тетрадях и на доске).
- Перед текстом есть эпиграф, вспомним значение этого слова (Эпиграф - это небольшой текст, цитата, пословица или поговорка в начале произведения, который помещается автором для выражения основной мысли текста.)
- Как вы понимаете данный эпиграф? (Прослушивание ответов учащихся.)
2. Работа с текстом
- В тексте есть слово, которое выделено особым шрифтом. О чём это говорит? (Прослушивание ответов учащихся.)
- Познакомьтесь с определением. Выделите главное в определении («слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни»).
- Будем ли мы вписывать эту группу слов в нашу схему? (Прослушивание ответов учащихся.)
- Составим новую схему, опираясь на определение. Введём новые термины. (Схема составляется на доске и в тетрадях.)
Пассивный: 1. Лишённый деятельного начала; бездеятельный, инертный. 2. Редко применяемый.
- Какие вопросы хочется задать после всего, что мы уже узнали? (Вопросы записываются на доске, один из них, который является важным, выделяется.)
- Почему в языке появляются устаревшие слова? (Прослушивание ответов учащихся.)
3. Стратегия послетекстовой деятельности
- Кто может ответить на вопросы, отображённые в упражнении? У кого ещё остались вопросы? (Учитель отвечает на вопросы школьников.)
- Подведём итоги. Вернёмся к эпиграфу. Как вы теперь понимаете эти слова? (Учитель прослушивает версии толкования.)
- Назовите главные понятия, которые мы усвоили, работая с этим текстом. (Прослушивание ответов учащихся.)
- Устно составьте свой вариант текста по данной теме.
- Запишите в тетрадь примеры, иллюстрирующие два вида устаревших слов в русском языке. ________________
На уроках литературы школьники работают с художественным текстом. Покажем, как может быть организована учебная деятельность учащихся пятого класса при изучении сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».
1. Предтекстовая работа проводится на уроке, когда школьники получают задание прочитать или перечитать текст произведения.
Для тех, кто ещё не читал текст:
- Посмотрите на заголовок текста. Предположите, о чём пойдет речь.
Для тех, кто уже читал:
- В произведении нет деления на главы. Вы можете сейчас разделить текст на смысловые части и озаглавить их?
Домашнее задание: прочитать, перечитать текст, разделить на смысловые части, озаглавить их.
2. Работа по тексту.
Проводится на первом уроке работы по тексту.
- Произведение прочитано. Давайте сегодня выясним, насколько внимательны вы были при чтении. Начнём с самых простых заданий и вопросов. Определимся с жанром произведения. Это сказка? Докажите это, опираясь на текст. (Школьники приводят примеры волшебства, сказочных формул и повторов.)
- Похож ли Алёша на героев волшебных сказок? Бывают ли такие герои в народных сказках? (Упоминается деление на положительных и отрицательных героев.)
- Вы обратили внимание на слова после заголовка (в скобках)?
- Как сам автор определил жанр своего произведения? (Повесть-сказка.)
- Что такое повесть? (Учащиеся вспоминают информацию о родах литературы, эпических жанрах: 1. Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). 2. Эпос - род литературы (наряду с лирикой и драмой), в основе которого лежит повествование о внешних по отношению к автору явлениях жизни, об объективном ходе событий.)
- Найдите в тексте приметы реального мира. (Школьники зачитывают фрагменты текста.)
3. Стратегия послетекстовой деятельности.
- Поработаем в парах. Задайте друг другу по 3 трудных вопроса по тексту. А затем самые трудные вопросы задайте классу.
- Вернёмся к домашнему заданию. На какие части (главы) вы бы разделили текст. Почему? (Обсуждается содержание прочитанного.)
- Запишем полученные данные в тетрадь:
- Жизнь Алёши в пансионе.
- Заступничество Алёши за Чернушку, знакомство с ней.
- Путешествие в подземный город.
- Конопляное зёрнышко.
- От хорошего к плохому (изменение поведения Алёши).
- Алёша - предатель.
- Прощание с Чернушкой.
- Болезнь и выздоровление Алёши.
Далее учащиеся записывают домашнее задание.
Учитывая специфику предложенного для работы текста, а также особенности данного класса, учитель всегда может выбрать те приёмы обучения смысловому чтению, которые соответствуют учебной ситуации.
Список литературы
- Современная педагогика: теория, методика, практика: сб. материалов международной научной конференции / под ред. проф. Н.К.Карповой. - Киров: МЦНИП, 2015. - 221 с.
- Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности / А.А.Леонтьев. - М. : Наука, 1994. - 230 с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и [др.] - М.: Просвещение, 2008. - 152 с.