Обучение употреблению изобразительно-выразительных средств при написании текстов художественного стиля

Разделы: Русский язык


Музыка дождя.

1 час.

Цели:

Образовательные: вырабатывать умение оперировать с понятием эпитет; находить в тексте тропы и употреблять их в собственных текстах.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе; внимательное и бережное отношение к слову.
Развивающие: развивать речь учащихся, умение создавать собственный текст; развивать образное мышление, воображение, творческое мышление.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Работа с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя. Начало урока проходит под звук дождя, записанный на магнитофон.

Мы встречаемся на уроке развития речи.

Послушайте, слышите ли вы ту музыку, которую слышали многие писатели, композиторы, художники.

Ведь очень часто в центре их внимания оказывался дождь.

– А как они передают дождь? (Художник рисует красками на холсте; музыкант воссоздает с помощью звуков волшебной музыки).

– А поэты и писатели? (Они пишут музыку словами).

– А как они это делают? Как простые слова перестают быть просто словами и становятся музыкой?

– Сделать это превращение может любой или это удел избранных? Можно ли этому научиться? Посмотрите, сколько вопросов у нас возникло. В конце урока мы должны найти ответы на эти вопросы.

2. Постановка целей урока.

Мы посмотрим, как создавали музыку дождя поэты, рассмотрим и повторим их приемы, которые они использовали, и попробуем сами написать небольшую зарисовку.

3. Запись в тетради даты и темы урока – “Музыка дождя”.

III. Работа с текстом Юрия Шевчука “Дождь”.

1. Работа со словарем.

– Что такое дождь?

– Как в словаре дается толкование этого слова? (Дождь – атмосферные осадки в виде водяных капель).

– Как называется словарь, в котором дается толкование лексического значения слова? Кто автор самого знаменитого толкового словаря? (С.И. Ожегов).

2. Подготовка к восприятию произведения.

– Как люди воспринимают дождь? Всегда ли одинаково?

А теперь я предлагаю вам послушать, как Юрий Шевчук описал свое состояние во время дождя.

Возьмите в руки карандаши и помечайте во время слушания слова, выражающие изменение состояния автора и окружающих во время дождя.

3. Прослушивание песни Ю. Шевчука “Дождь”. (Перед детьми лежат распечатки с текстом).

Дождь, звонкой пеленой наполнил небо майский дождь.
Гром, прогремел по крышам, распугал всех кошек гром.
Я открыл окно, и веселый ветер разметал все на столе –
Глупые стихи, что писал я в душной и унылой пустоте.
Грянул майский гром, и веселье бурною, кипящею волной
Окатило: “Эй, вставай–ка и попрыгай вслед за мной!
Выходи во двор и по лужам бегай хоть до самого утра.
Посмотри, как носится смешная и святая детвора”.
Капли на лице – это просто дождь, а, может, плачу это я.
Дождь очистил все, и душа, захлюпав, вдруг размокла у меня,
Потекла ручьем прочь из дома к солнечным, некошеным лугам,
Превратившись в пар, с ветром полетела к неизведанным мирам.
И представил я: город наводнился вдруг веселыми людьми.
Вышли все под дождь, хором что–то пели и плясали, черт возьми!
Позабыв про стыд и опасность после с осложненьем заболеть,
Люди под дождем как салют встречали гром – весенний первый гром.

4. Беседа.

– Понравилась песня?

– Как автор называет состояние окружающей среды до дождя? (Душная, унылая пустота).

– Что изменил дождь в состоянии автора? (Пришло вдохновенье).

– Как он оценил свое творчество? (Стихи оказались глупыми, так как были написаны до дождя).

– А как дождь повлиял на людей?

– Какие тропы использует автор? (Веселый ветер; веселье бурною, кипящею волной окатило; душа, захлюпав, вдруг размокла; как салют встречали гром).

Почему стихи Ю. Шевчука стали песней?

IV. Работа с текстом М. Шолохова.

1. Слово учителя.

Юрий Шевчук сразу свои стихи положил на музыку, и вы можете сказать, что дело только в этом. И сделаете неправильный вывод.

Я предлагаю посмотреть на текст М. Шолохова, который тоже описывает дождь. К нему никто не написал музыки, но от этого текст не стал менее поэтичным.

Послушайте текст, определите тему этого текста, озаглавьте его.

2. Чтение текста.

В начале июня часто шли необычные для лета дожди: тихие, по–осеннему смирные, без гроз, без ветра. По утрам с запада, из–за дальних бугров, выползала пепельно–сизая туча. Она росла, ширилась, занимая полнеба, – зловеще белели ее темные подкрылки, – а потом снижалась так, что прозрачные, как кисея, нежные хлопья ее цеплялись за крышу стоявшей в степи, на кургане, ветряной мельницы; где высоко и добродушно, еле слышной октавой разговаривал гром и спускался благодатный дождь.

Теплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших пенистых лужах. И так тих и мирен был этот летний негустой дождь, что даже цветы не склоняли головок, даже куры по дворам не искали от него укрытия. С деловитой озабоченностью они рылись возле сарая в поисках корма, а мокрые и слегка утратившие свою величественную осанку петухи, невзирая на дождь, кричали по очереди, и бодрые голоса их сливались с чириканьем беззастенчиво купавшихся в луже воробьев и писком ласточек, припадавших в стремительном полете к пахнущей дождем и пылью, ласково манящей земле.

3. Беседа.

– О чем этот текст? Определите его тему.

– Как можно озаглавить этот текст? (Благодатный дождь).

– Как воспринимают этот дождь? Почему никто не стал прятаться от этого дождя?

4. Словарная работа.

Объясните значение слова благодатный (работа со словарем).

Благодатный – приносящий довольство, радость, полный благ; исполненный благодати.

Разберите слово по составу.

5. Запись и анализ предложения о дожде.

– Найдите предложение, в котором описывается благодатный дождь. Выпишите его. (Теплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших пенистых лужах).

– Какие тропы использует автор?

6. Предварительные выводы.

Итак, мы подходим к выводу, что для создания музыки нужно обращать внимание на внутреннее состояние человека и использовать тропы.

V. Творческая работа.

1. Подбор определений.

– Подберите все возможные определения к слову дождь. (Проливной, слепой, грустный, весенний, моросящий, звонкий, радостный, благодатный, веселый и др.)

– Все ли подобранные вами определения являются эпитетами? Почему?

– Дайте определение эпитета. (Образное определение).

– А теперь выделите только эпитеты.

– Какой эпитет самый красивый?

2. Работа со словарем.

Дожди бывают разные. Найдите по словарю синонимов синонимы к слову дождь (ливень, изморось).

Найдите по толковому словарю значения этих слов.

Ливень – сильный дождь.
Изморось – очень мелкий дождь.

3. Распределительная работа.

Распределите подобранные вами эпитеты по колонкам:

Весенний дождь

Летний ливень

Осенняя изморось

     

4. Создание музыкального образа.

Под музыку выберите самый красивый эпитет и составьте небольшой текст (2–3 предложения). Работаем только с одним эпитетом и постараемся передать свое состояние.

5. Написание зарисовки.

– Трудно было работать?
– Что помогло вам в работе?

VI. Итоги урока.

– Так как же создается музыка дождя? (Внимание к внутреннему состоянию, использование изобразительно–выразительных средств).

– Что мы будем называть эпитетом?

Надо любить природу в любом ее состоянии, с радостью воспринимать все ее проявления.

Восхищение и любовь к природе должны перерастать в любовь к родине.

VII. Домашнее задание.

Составить текст из 3–4 предложений; подобрать текст о дожде.

Оборудование урока:

Фонограммы: Ю. Шевчук “Дождь”; звук дождя, релаксивная музыка.

Распечатки текстов Ю. Шевчука и М. Шолохова.

“Словарь русского языка” С.И. Ожегова.

“Словарь синонимов”

Иллюстрации, детские рисунки дождя.