Обучение сочинению-рассуждению с использованием современных информационных технологий на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Тип урока: Комбинированный урок - обучение сочинению-рассуждению с использованием современных информационных технологий.

Цели:

  • развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся;
  • формирование умений и навыков работы с текстом ;
  • развитие умений анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • формирование умений и навыков, способствующих развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности учащихся.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с требованиями к сочинению;
  • составление плана-схемы сочинения в соответствии с критериями оценивания;
  • разведение понятий: тема, идея, проблема;
  • поэтапный разбор каждого содержательного компонента: проблема текста, комментарий, позиция автора и аргументация собственной позиции, композиция сочинения;
  • знакомство с исходными текстами и примерными сочинениями по ним.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа;
  • записи на доске;
  • памятки “Композиция сочинения”;
  • тексты на каждой парте;
  • Словарь русского языка С.И. Ожегова.

План урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

II.Актуализация знаний.

III. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона.

IV. Коррекция.

V. Закрепление.

VI. Взаимопроверка.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

Ход урока

Слова учителя:

Сочинение-рассуждение – это особый жанр, которому надо учить. Оно имеет своеобразную композицию. Учащимся необходимо увидеть в предлагаемом тексте проблему, сформулировать ее, понять позицию автора текста по поднятой проблеме, высказать свою аргументированную точку зрения и все это оформить в виде связного высказывания, содержащего не менее 150 слов.

I. Мотивация к учебной деятельности

Ключевые вопросы урока (выведены на экран):

Что такое проблема? Как выявить и сформулировать проблему текста?

Что такое комментарий? Каковы типы комментирования текста?

Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Что такое аргументация? Каковы основные виды аргументов?

Слова учителя:

Обратившись к толковому словарю, получаем ответ на первый вопрос. Проблема-это то, о чем текст заставляет задуматься; это вопрос, требующий исследования.

Необходимо различать: тема – то, о чем текст; идея – то самое важное, что хочет сказать автор текста, его мнение; проблема – то, о чем текст заставляет задуматься.

Выделяют различные категории проблем.

Философские проблемы - связаны с особенностями развития природы, общества, мышления.

Социальные проблемы – в центре внимания жизнь общества.

Политические проблемы – рассматривают деятельность государственной власти.

Нравственные (этические) проблемы - связаны с внутренними духовными качествами, определенными правилами поведения.

Особое внимание обращаем на два способа формулирования проблемы текста (записи в форме таблицы на каждой парте);

В виде вопроса В виде словосочетания слова “проблема” с существительным в форме родительного падежа
Влияет ли наука на жизнь и привычки человека? Проблема влияния науки на жизнь человека
Как связано образование с духовным развитием человека? Проблема связи образования с духовным развитием человека
Какое влияние может оказать человек на ход истории ? Каким должен быть человек, способный повлиять на ход истории? Проблема роли личности в истории
Что можно назвать истинными жизненными ценностями? Проблема истинных и ложных ценностей

Формулировка в виде вопроса дает больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно. Например, “Прочитав текст, я задумался над вопросом: должен ли человек бояться одиночества?”.

Проблема какая: “Автор размышляет над проблемой воспитания”, “В тексте поднимается проблема взаимоотношений в семье”.

Пример (слайд) - текст:

(1) Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

- (3) Сам посуди. (4) Нас учили добру, уму, логике - развивали сознание. (5) Главное – сознание. (6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить ее? (7) С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочел, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9) Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10) Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11) Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12) Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

- (13) Я скажу тебе правду.

(14)Брат доверчиво положил холодную руку на мое плечо.

- (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16) Я не могу понять, и это ужасно. (17) Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18) Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

- (19)Какой ты, брат, чудак! (20) Пусти-ка еще горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть все знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22) Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеется и шалит. (23) И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24) А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своем становится близок безумию войны. (25) Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, все то, что я видел там.

- (26) Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребенку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжелые мысли.

(27) Брат позвал слугу , и вдвоем они вынули меня и одели. (28) Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30) Как много во всем этом ума и чувства красоты.

(По Л. Андрееву)

Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимаются автором текста? Выберите подходящий вариант (на экране):

1. Проблема сострадания.

2. Проблема чести и чувства собственного достоинства.

3. Проблема оценки войны.

К какому разряду можно отнести данную проблему? (на экране)

1. Философская

2. Социальная

3. Политическая

4. Нравственная

Суммируя ответы учащихся, приходим к определенному выводу:

Что такое война? Этот вопрос и рассматривает в своем рассказе Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

Он поднимает важную для всех времен и народов проблему нравственной оценки войны.

Вновь обращаемся к Толковому словарю.

Получаем ответ на второй вопрос.

Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо. Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема.

Возможны два типа комментария:

1. Текстуальный – следование за автором в раскрытии проблемы.

2. Концепционный – в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, значимость, столкновение различных мнений по данному вопросу.

Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Комментарий необходимо отличить от пересказа.

Пересказ-это рассказ о том, что делают герои.

Комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Обратимся к тексту Л. Н. Андреева.

Актуальность проблемы в том, что до сих пор есть военные и религиозные конфликты, в которых люди убивают друг друга, страдают и участники войн, и мирные жители. Эмоциональное повествование Л. Андреева заставляет по-новому посмотреть на войны прошлые и настоящие.

Рассматриваем третий вопрос – позиция автора.

Позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Существуют различные способы формулирования авторской позиции:

Позиция автора такова…

Автор считает, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

Не путать понятия “автор” и “рассказчик”.

Работаем с текстом Л. Андреева (слайд)

После ответов учащихся учитель подводит итог.

Позиция автора выражена в монологе младшего брата главного героя: “Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой мозг отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. Миллионы людей убивают друг друга, и все одинаково несчастны”. Он считает войну сумасшествием.

Сформулировав позицию автора, учащийся должен выразить свое отношениe к его точке зрения на данную проблему. Недостаточно сказать о согласии или несогласии с автором, необходимо привести не менее двух аргументов (доказательств) в соответствии с правилами построения текста-рассуждения.

Типы аргументов (карточки с записями на каждой парте):

1. Естественные доказательства - показания свидетелей, документы, данные экспертизы, примеры из художественной литературы.

2. Логические доказательства: рассуждение с дефиницией, силлогизм, аналогия.

Учитель говорит детально о каждом типе аргументов (на экране)

Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления. Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия.

Например: Кто такой художник? Это человек, который рисует? Нет. Рисовать умеет каждый человек. Может быть, это человек, который красиво рисует? Нет. Красиво рисовать, если постараться, могут все люди. Художник - созидает, художественно отражает особенности эпохи.

Силлогизм - дедуктивное умозаключение, в котором из двух суждений следует третье.

Например: Каждый человек испытывает чувство любви к своей стране. Страна для любого человека-это его малая родина; место, где он родился; дом, где живут его дети, друзья . Следовательно, любовь к своему дому и месту, где живут близкие люди, - это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм - любовь к своему Отечеству.

Аналогия – умозаключение, при котором свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса. Аналогия нуждается принципиально в похожем примере.

Например: Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно потратить всю жизнь, не найдя достойного применения своим способностям.

3. Чувственные аргументы - построение речи таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные эмоции и сформировать определенное отношение к предмету:

  • аргументы к обещанию: сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, долг, благородство.
  • аргументы к угрозе: социальные пороки (коррупция, бюрократия, расизм);
  • уродливые неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство).

Учитель обращает внимание учащихся на текст Л.Андреева. (слайд)

Мы сформулировали позицию автора текста: война-это безумие.

С такой точкой зрения трудно не согласиться.

Приводим ряд аргументов (чувственные).

Вспомним одинокого безумного старика из рассказа В.Быкова “Крутой берег реки”. Двадцать пять лет он ждет сыновей с войны: приходит ежедневно на берег реки и до сумерек вглядывается в дорогу на другом берегу. Потом разводит костер, помня наказ детей: “Когда уйдут немцы, разведи костер”. Время для этого отца остановилось. Он живет надеждой на встречу с сыновьями.

Вспомним бабу Дуню из рассказа Б. Екимова “Ночь исцеления”. Много лет она кричит и плачет по ночам, вновь и вновь видя во сне, как во время войны потеряла продуктовые карточки и как добиралась в госпиталь к мужу.

Вспомним памятник русской письменности “Слово о полку Игореве”. Его автор – великий гуманист. Он пишет о бесчисленных бедах, которые несет война. В “Слове…” к миру взывает природа, а поэтический плач Ярославны выражает вечное стремление женщин к миру.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого ведущая мысль – мысль о преступности войны вообще и о ценности человеческой жизни, любой. В конце описания Бородинского сражения тучи закрыли небо, стал накрапывать дождик на убитых и раненых, испуганных и измученных людей. Как будто он говорил: “Люди, довольно…Перестаньте…Опомнитесь…Что вы делаете?”

Вспомним произведения Б. Васильева, В. Богомолова, К. Воробьева, В.Астафьева. Осуждение кровопролития звучит еще пронзительнее. Эти писатели в годы Великой Отечественной войны были молоды, хотели любить и быть любимыми, а пришлось стать солдатами: убивать и выживать под пулями, получать увечья, терять друзей и родных. Личный опыт, переживания и страдания лежат в основе их повестей и рассказов.

Таким образом, можно утверждать: война - это безумие, страшное зло, и об этом всегда говорила русская литература.

II. Актуализация знаний

Практическая работа по написанию сочинения-рассуждения.

Коллективная работа в парах. На каждой парте лежит одинаковый текст.

Вид работы – составление рабочих материалов с использованием речевых клише:

1. Вступление. Формулировка проблемы исходного текста.

2. Комментарий сформулированной проблемы.

3. Позиция автора.

4. Собственное аргументированное мнение.

5. Заключение – это ответ на поставленный во вступлении вопрос: следовательно, можно утверждать, таким образом.

Предложенный для анализа текст В. П.Астафьева (слайд)

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4)О чем же рассказала мне музыка? (5) О чем-то очень большом.(6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8) Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9) Вася, не переставая играть, говорил: “(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (12) Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной.(15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор”.(17)”Спасибо вам, дяденька”, - прошептал я. (18) “За что, мальчик?” - (19) “За то, что я не сирота”. (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, тот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24) Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, - это была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26) И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та ее часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слез, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В.П.Астафьеву)

III. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Проверка с комментариями

Проверяем по эталону – правильному ответу на слайде.

На что способна музыка? Этот вопрос рассматривает в своем рассказе писатель В.П. Астафьев.

Он поднимает важную для молодого поколения проблему благотворного влияния классической музыки на развитие человека. Актуальность проблемы состоит в том, что современная молодежь не знает классической музыки, увлекается эстрадной музыкой и роком, не задумываясь о ее разрушительном воздействии на психику. Многие слушают ритмичную электронную музыку, не вызывающую размышлений, и не знают, что классическая музыка, наоборот, стимулирует деятельность мозга, концентрирует внимание и укрепляет память. Эмоциональное повествование В.П. Астафьева заставляет по-новому посмотреть на свои музыкальные увлечения, понять позицию автора и его чувства. Он полагает, что полонез Огинского – это “музыка о неистребимой любви к Родине”. С ней человек никогда не останется сиротой. Она имеет чудесную силу: музыка “гневалась”, “жаловалась”, “разбередила воспоминания”, “преломилась во мне и закаменела”, “властвовала”. Помогает жить: “Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах…”. (33)

Я согласна с позицией автора и считаю, что в звучании именно струнных и клавишных инструментов музыка способна вызывать особые эмоции и даже потрясения. Сила воздействия струнной музыки нашла отражение в легендах о Садко и Орфее, умевших из струн извлекать божественные звуки, творившие чудеса, способные вызвать милость владык подводного и подземного царств. Общеизвестно, что “Лунная соната” Бетховена снимает раздражительность, вальсы Штрауса успокаивают нервы, музыка Дебюсси и Равеля избавляет от бессонницы. Звучание струнных и клавишных инструментов особым образом влияет на мозг человека, рост растений и даже на воду, структура которой приобретает красивую лучистую форму. Именно поэтому католическое богослужение идет в сопровождении органа.Вспомним, как восприняла сонату Бетховена Вера Шеина из рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”, когда вернулась домой после прощания с убившим себя из-за безнадежной любви к ней чиновником Желтковым. Она плачет очищающими душу слезами и слышит в музыке молитву прощания и прощения, заканчивающуюся словами: “Да святится имя Твое!”.

Следовательно, можно утверждать: людям, имеющим эстетическое чутье, музыка помогает жить.

IV. Коррекция –внесение необходимых дополнений в способ действия в случае расхождения с эталоном.

Помощь учителя в устранении причины ошибок. Вниманию ученика предложен алгоритм действий по написанию сочинения в виде карточки (слайд).

Схема

V. Закрепление. Тренинг – создание собственного сочинения, его редактирование.

Учитель каждому ученику выдает карточку с текстом.

VI. Взаимопроверка. Учащиеся выступают в роли экспертов и оценивают работы друг друга.

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание (карточки каждому ученику с текстом для анализа). Написать сочинение-рассуждение по исходному тексту.

(1) Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое.

(2) Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми, не разбирая ни бедных, ни богатых. (3) Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу.

(4) Учителя были заводилами в деревенском клубе, играм и танцам учили, ставили смешные пьесы; на свадьбах бывали почетными гостями, но блюли себя и приучили несговорчивый в гулянке народ выпивкой их не неволить.

(5) А в какой школе начали работу наши учителя!

(6) В деревенском доме с угарными печами. (7) Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. (8) Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. (9) Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. (10) Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины.

(11) Учитель как-то уехал в город и вернулся с тремя подводами. (12) На одной из них были весы, на двух других ящики со всевозможным добром. (13) На школьном дворе из плах соорудили временный ларек “Утильсырье”. (14) Вверх дном перевернули школьники дерево. (15) Чердаки, сараи, амбары очистили от веками скапливаемого добра – старых самоваров, плугов, костей, тряпья.

(16) В школе появились карандаши, тетради, краски вроде пуговиц, приклеенные к картонкам, переводные картинки. (17) Мы попробовали сладких петушков на палочках, женщины разжились иголками, нитками, пуговицами.

(18) Учитель еще и еще ездил в город на сельсоветской кляче, выхлопотал и привез учебники.

(19) Учитель пригласил фотографа к нам приехать, и тот заснял ребят и школу. (20) Это ли не радость! (21) Это ли не достижение!

(22) К весне тетрадки, выменянные на утильсырье, исписались ,краски искрасились, карандаши исстрогались, и учитель стал водить нас по лесу и рассказывать про деревья, про цветы, про травы, про речки и про небо.

(23) Как он много знал! (24) И что кольца у дерева – это годы его жизни, и что сера сосновая идет на канифоль, и что хвоей лечатся от нервов, и что из березы делают фанеру; из хвойных пород изготавливают бумагу, что леса сохраняют влагу в почве, стало быть, и жизнь речек.

(25) Но и мы тоже знали лес, пусть по-своему, по-деревенски, но знали то, чего учитель не знал, и он слушал нас внимательно, хвалил и даже благодарил.

(26) Прошли годы, много их минуло. (27) А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. (28) Звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. (29) Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. (30) Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. (31) Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”! (32) И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я.

(По В.П. Астафьеву)