Общешкольное образовательное событие «Единый текст — единое понимание»

Разделы: Математика, Физика, Химия, Биология, История и обществознание, Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Цель мероприятия: развитие функциональной грамотности школьников, формирование умения анализировать тексты различных жанров и стилей, метапредметность функциональной грамотности.

Задачи мероприятия

  • Развивать умение воспринимать и понимать текст: научить учащихся выявлять смысловые особенности текстов, развивать способность к интерпретации прочитанного материала.
  • Формировать аналитические навыки: учить детей выделять главную мысль произведения, находить аргументы, доказывать свою точку зрения.
  • Создавать условия для совместного обсуждения и взаимодействия между учащимися: способствовать развитию коммуникативных способностей, умения вести диалог и аргументированно выражать свое мнение.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня читательских компетенций участников мероприятия.
  • Развитие критического мышления и способности оценивать содержание текста.
  • Формирование положительного отношения к процессу чтения и желание читать больше книг.
  • Создание атмосферы сотрудничества и взаимопонимания среди обучающихся.

Выводы: Проведение Дня Единого текста способствует формированию целостного представления о значении художественной литературы в жизни общества, воспитанию уважения к культуре своего народа и другим народам, развитию личностных качеств учащихся.

Плюсы и минусы:

  • Плюсы:
    • Обеспечивает глубокое погружение в тему и углубленное изучение одного произведения.
    • Способствует улучшению качества восприятия художественных текстов.
    • Создает возможности для межпредметных связей и развития межкультурной коммуникации.
    • Формирует активную позицию ребенка в образовательном процессе.
  • Минусы:
    • Ограниченность выбора единого текста для всех классов школы.
    • Необходимость тщательной подготовки учителей к проведению урока.
    • Возможность возникновения трудностей у некоторых учеников при восприятии сложных литературных форм.

Методика проведения: Мероприятие проходит следующим образом:

  1. Выбор текста: Учителя совместно выбирают единый художественный текст для всего образовательного учреждения.
  2. Подготовка к мероприятию: Организуются уроки по изучению выбранного произведения, проводится обсуждение ключевых моментов, формируется представление о жанре, авторском стиле и эпохе написания произведения.
  3. Основной этап: Все классы одновременно читают выбранный текст и проводят коллективное обсуждение основных идей, проблематики и образов героев.
  4. Заключительный этап: Учащиеся готовят творческие задания (эссе, рисунки, инсценировки), демонстрируют своё видение изученного произведения. Таким образом, День Единого текста становится эффективным инструментом формирования осознанного отношения к искусству слова и помогает привить школьникам любовь к классической литературе.

ФГОС подчеркивают необходимость формирования у учащихся множества метапредметных навыков, среди которых особое значение приобретает понятие «смысловое чтение». Оно представляет собой комплексный процесс понимания текста, включающий такие аспекты, как:

  • осознание целей чтения и подбор соответствующего метода чтения в зависимости от поставленной задачи;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников и типов текстов;
  • дифференцированное восприятие первостепенных и второстепенных сведений;
  • свободное ориентирование и точное понимание специфики текста любого стиля (художественного, публицистического, научного, официального);
  • способность критически оценивать и объективно воспринимать язык СМИ.

Современное общество предъявляет высокие требования к способностям читателей, рассматривая чтение как универсальный инструмент познания мира, принадлежащий к группе универсальных учебных действий. Поэтому согласно стандартам образования учащиеся обязаны освоить разные типы смыслового чтения на каждом уроке:

  • ознакомительное чтение, позволяющее быстро усвоить ключевую информацию или основное содержание текста;
  • просмотровое (или поисковое) чтение, нацеленное на выявление конкретных фактов или единиц информации;
  • изучающее (аналитическое) чтение, обеспечивающее полное и детальное понимание текста с последующим обсуждением и трактовкой полученной информации;
  • рефлексивное (медленное, вдумчивое) чтение, которое стимулирует мыслительную активность, развивает навык предугадывания содержания текста и формирует способность сопереживания эмоциям автора.

Особенностью данной технологии является её интеграция в повседневную практику обучения через проведение специального события — «Дня единого текста». Это педагогический проект, основанный на работе с одним текстом на протяжении целого учебного дня сразу на нескольких предметах. Технология предполагает четкое формулирование педагогических целей и достижение определенных результатов, таких как:

  1. Поиск и идентификация нужных сведений (информации).
  2. Интеграция и интерпретация найденных сообщений.
  3. Осмысленная оценка полученного результата.

Таким образом, организация и внедрение «Дня единого текста» создает благоприятные условия для эффективного освоения учениками основ смыслового чтения, формируя необходимые компетенции и способствуя повышению общего уровня образовательной активности.

Приложение