Цели:
- Воспитать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка поможет общественный смотр знаний.
- В игровой форме можно проверить теоретические знания и практические навыки учащихся.
“То, что мы знаем,- ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно,” – утверждал П.Лаплас.
На доске висит плакат, в его центе укрепляется вращающееся колесо, от него идёт стрелка. При раскручивании стрелка останавливается на одной из станций. Таких станций 3:
- Теоретическая
- Практическая
- Сообразительная
Класс разбивается на 2 команды. По очереди каждый участник подходит к колесу, раскручивает его и по остановившейся стрелке определяет , на вопрос какой станции он должен отвечать. Если представитель команды затрудняется в ответе, то ему помогают члены команды. За правильный ответ получают жетон.
Возможность победить есть у каждого. Работает группа консультантов-старшеклассников. Можно попросить помощь у любого из них.
Общественный смотр знаний позволяет решить сразу несколько учебных и воспитательных задач:
- развивать стремления к самостоятельному поиску знаний;
- создавать психологический комфорт ученику, условия для возникновения реальной “ситуации успеха” учащегося в образовательном пространстве учебного заведения.
Победа вселяет уверенность в свои силы, даёт возможность пережить прекрасные минуты гордости и всеобщего восхищения, вызванного именно учебными их достижениями.
Основные концептуальные положения конкретизируются в следующих тезисах:
- уважение мнения и личности ребенка;
- мотивированность обучения;
- индивидуальный подход в сочетании с групповым и коллективным взаимодействием;
- самоопределение и самореализация учеников на различных уровнях учебного диалога.
Что требуется от учителя?
- Подготовить вопросы.
- Проверить подготовленность старшеклассников консультантов.
- Проверить подготовленность старшеклассников консультантов.
Для решения поставленных целей и задач применяются следующие общедидактические и исследовательские методы:
- самостоятельной индивидуальной, групповой и парной работы;
- стимулирования и мотивации интереса к учению;
- контроля, ориентированного на учение без принуждения.
Эпиграф: Чем больше человек знает, тем он сильнее. (М.Горький)
Вступительное слово учителя:
Сегодня урок необычный!
Нарушим жизни ритм привычный.
Сегодня у нас – смотр знаний,
Надо приложить много стараний!
Что знаем- покажем!
О многом расскажем!
Надеюсь, что вы не подведёте,
На все вопросы ответы найдёте.
Ну что ж , друзья, мы урок начинаем
И сразу команды свои представляем!
Представление команд
Девизы:
- Чтобы грамотно говорить, нужно русский язык всегда учить!
- Русский язык – лучший на свете! Отлично должны его знать все дети!
Найдите способ прочитать написанное. Эти слова являются эпиграфом нашего урока.
К | Й | Г | А | И |
Ы | И | О | Н | Б |
З | Ч | М | Е | Ю |
Я | У | Ш | Т | Л |
Любите наш могучий язык
Любите русский язык, изучайте, все правила на “отлично” знайте!
Теоретическая станция
- Что означают термины “ орфография”, “орфограмма”, "пунктуация”,”знаки препинания”?
- Какая буква пишется после шипящих под ударением в глагольных формах?
- Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?
- Как обычно пишется не с глаголами и деепричастиями?
- На какие разряды по значению делятся наречия?
- Докажите, что язык – развивающееся явление
- В чём сходство и в чём различие двух разделов – “Фонетика” и “Орфоэпия” ?
- Расскажите о знаменательных и служебных частях речи
Практическая станция
- Объяснить лз слова “эгоизм”
- Определить способ образования: Прибежать, ловушка, спортзал
- Составить с/с на тему “Школа” по схеме: “прилаг.” +сущ”
- Составить с/с с предлогами: в течение, согласно, благодаря
- Найди “лишнее” слово: экстренный. электрик, эмблема, эскиз
- Морфологический разбор: (ты) могуч
- Подобрать 5 синонимов к слову “вежливый”
- Составить предложения с устойчивыми с/с: без устали, до отвала, в упор
- Затранскрибировать: По небу голубому проехал грохот грома
- Фонетический разбор: вьётся
- Разобрать слова по составу: сливаются,ограниченный, прославлять
- Составить с/с с наречиями: без ведома, в обрез, до упаду, за счёт
Сообразительная станция
Сколько предложений? Сколько предложений
можно составить, если записать в разном порядке
данные слова?
Я, вчера, пришёл, домой, поздно. (Любое расположение этих слов даёт новое предложение. Их количество равно числу перестановок из 5 элементов:1*2*3*4*5=120 )
- Палиндромы. Нужно записать слова – палиндромы, обозначающие следующее:
- Аргумент
- Поручение на изготовление чего – либо
- Наводнение
- Револьвер особой системы с вращающимся барабаном
- Радиолокационная установка
- Шум при ходьбе, беге
- Род палатки
Ответы: довод, заказ, потоп, наган, радар, топот, шалаш
- Изображение предмета. Нужно определить, какое крылатое выражение связано с этим предметом, объяснить его происхождение.
- Меч------------- Дамоклов меч. Кто к нам с мечом прилёт, от меча и погибнет.
- Копьё-------------Копья ломать
- Яблоко-----------Яблоко раздора
- Шляпа--------Дело в шляпе
- Шкатулка--------Ящик Пандоры. А ларчик просто открывался. Положить в долгий ящик
- Отгадай шараду
Мой первый слог найдёшь в капели,
Второй –так называют рот.
А целое ,вы, верно, ели,
Когда ходили в огород (кап–уста)
- Объяснить значение фразеологизма
- Водой не разольёшь (неразлучные друзья)
- Как в воду глядел (угадал, предсказал)
- Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
- Носить воду решетом (бессмысленная работа)
- Крылатые выражения” (дать объяснение):
- Кануть в Лету. Летой называлась подземная река Ада, отделявшая живой мир от царства умерших. Воды реки несли забвение. “Кануть в Лету” означает “исчезнуть из памяти, подлежать забвению”.
- Достигнуть апогея. Означает достигнуть самой высшей меры расцвета, могущества, власти. Апогей – греческое слово: ”апо” - далеко, “гей” - земля. Буквально – “далеко от земли”
- Жить душа в душу (как кошка с собакой)
- Чуть свет (на ночь глядя)
- Дать волю языку (держать язык за зубами)
- Хоть пруд пруди (кот наплакал)
- Рукой подать (куда Макар телят не гонял)
Результаты могут быть такими:
1команда | 2 команда | |
Теоретическая | ++++ | ++++ |
Практическая | ++++ | +++++ |
Сообразительная | ++ | + |
Подведение итогов
Вот подошёл к концу урок. Надеюсь, он пошёл вам впрок?
Литература
- Методические рекомендации к учебнику “ Русский язык в 7 классе” под редакцией М.М Разумовской. М. Дрофа, 2005г
- Программа по русскому языку к учебнику для 5- 9 классов. Автор: М .М Разумовская, ВИ Капинос. М, Дрофа, 2005
- Русский язык. Учебник под редакцией М.Разумовской, П.А.Леканта. Дрофа, 200