Общественный смотр знаний по русскому языку

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Воспитать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка поможет общественный смотр знаний.
  2. В игровой форме можно проверить теоретические знания и практические навыки учащихся.

“То, что мы знаем,- ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно,” – утверждал П.Лаплас.

На доске висит плакат, в его центе укрепляется вращающееся колесо, от него идёт стрелка. При раскручивании стрелка останавливается на одной из станций. Таких станций 3:

  • Теоретическая
  • Практическая
  • Сообразительная

Класс разбивается на 2 команды. По очереди каждый участник подходит к колесу, раскручивает его и по остановившейся стрелке определяет , на вопрос какой станции он должен отвечать. Если представитель команды затрудняется в ответе, то ему помогают члены команды. За правильный ответ получают жетон.

 Возможность победить есть у каждого. Работает группа консультантов-старшеклассников. Можно попросить помощь у любого из них.

Общественный смотр знаний позволяет решить сразу несколько учебных и воспитательных задач:

  • развивать стремления к самостоятельному поиску знаний;
  • создавать психологический комфорт ученику, условия для возникновения реальной “ситуации успеха” учащегося в образовательном пространстве учебного заведения.

Победа вселяет уверенность в свои силы, даёт возможность пережить прекрасные минуты гордости и всеобщего восхищения, вызванного именно учебными их достижениями.

Основные концептуальные положения конкретизируются в следующих тезисах:

  • уважение мнения и личности ребенка;
  • мотивированность обучения;
  • индивидуальный подход в сочетании с групповым и коллективным взаимодействием;
  • самоопределение и самореализация учеников на различных уровнях учебного диалога.

Что требуется от учителя?

  • Подготовить вопросы.
  • Проверить подготовленность старшеклассников консультантов.
  • Проверить подготовленность старшеклассников консультантов.

Для решения поставленных целей и задач применяются следующие общедидактические и исследовательские методы:

  • самостоятельной индивидуальной, групповой и парной работы;
  • стимулирования и мотивации интереса к учению;
  • контроля, ориентированного на учение без принуждения.

Эпиграф: Чем больше человек знает, тем он сильнее. (М.Горький)

Вступительное слово учителя:

Сегодня урок необычный!
Нарушим жизни ритм привычный.
Сегодня у нас – смотр знаний,
Надо приложить много стараний!
Что знаем- покажем!
О многом расскажем!
Надеюсь, что вы не подведёте,
На все вопросы ответы найдёте.
Ну что ж , друзья, мы урок начинаем
И сразу команды свои представляем!

Представление команд

Девизы:

  • Чтобы грамотно говорить, нужно русский язык всегда учить!
  • Русский язык – лучший на свете! Отлично должны его знать все дети!

Найдите способ прочитать написанное. Эти слова являются эпиграфом нашего урока.

К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л

 Любите наш могучий язык

Любите русский язык, изучайте, все правила на “отлично” знайте!

Теоретическая станция

  • Что означают термины “ орфография”, “орфограмма”, "пунктуация”,”знаки препинания”?
  • Какая буква пишется после шипящих под ударением в глагольных формах?
  • Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?
  • Как обычно пишется не с глаголами и деепричастиями?
  • На какие разряды по значению делятся наречия?
  • Докажите, что язык – развивающееся явление
  • В чём сходство и в чём различие двух разделов – “Фонетика” и “Орфоэпия” ?
  • Расскажите о знаменательных и служебных частях речи

Практическая станция

  • Объяснить лз слова “эгоизм”
  • Определить способ образования: Прибежать, ловушка, спортзал
  • Составить с/с на тему “Школа” по схеме: “прилаг.” +сущ”
  • Составить с/с с предлогами: в течение, согласно, благодаря
  • Найди “лишнее” слово: экстренный. электрик, эмблема, эскиз
  • Морфологический разбор: (ты) могуч
  • Подобрать 5 синонимов к слову “вежливый”
  • Составить предложения с устойчивыми с/с: без устали, до отвала, в упор
  • Затранскрибировать: По небу голубому проехал грохот грома
  • Фонетический разбор: вьётся
  • Разобрать слова по составу: сливаются,ограниченный, прославлять
  • Составить с/с с наречиями: без ведома, в обрез, до упаду, за счёт

Сообразительная станция

  1. Сколько предложений? Сколько предложений можно составить, если записать в разном порядке данные слова?

Я, вчера, пришёл, домой, поздно. (Любое расположение этих слов даёт новое предложение. Их количество равно числу перестановок из 5 элементов:1*2*3*4*5=120 )

  1. Палиндромы. Нужно записать слова – палиндромы, обозначающие следующее:
  • Аргумент
  • Поручение на изготовление чего – либо
  • Наводнение
  • Револьвер особой системы с вращающимся барабаном
  • Радиолокационная установка
  • Шум при ходьбе, беге
  • Род палатки

Ответы: довод, заказ, потоп, наган, радар, топот, шалаш

  1. Изображение предмета. Нужно определить, какое крылатое выражение связано с этим предметом, объяснить его происхождение.
  • Меч------------- Дамоклов меч. Кто к нам с мечом прилёт, от меча и погибнет.
  • Копьё-------------Копья ломать
  • Яблоко-----------Яблоко раздора
  • Шляпа--------Дело в шляпе
  • Шкатулка--------Ящик Пандоры. А ларчик просто открывался. Положить в долгий ящик
  1. Отгадай шараду

Мой первый слог найдёшь в капели,
Второй –так называют рот.
А целое ,вы, верно, ели,
Когда ходили в огород (кап–уста)

  1. Объяснить значение фразеологизма
  • Водой не разольёшь (неразлучные друзья)
  • Как в воду глядел (угадал, предсказал)
  • Толочь воду в ступе (бесполезная работа)
  • Носить воду решетом (бессмысленная работа)
  1. Крылатые выражения” (дать объяснение):
  • Кануть в Лету. Летой называлась подземная река Ада, отделявшая живой мир от царства умерших. Воды реки несли забвение. “Кануть в Лету” означает “исчезнуть из памяти, подлежать забвению”.
  • Достигнуть апогея. Означает достигнуть самой высшей меры расцвета, могущества, власти. Апогей – греческое слово: ”апо” - далеко, “гей” - земля. Буквально – “далеко от земли”
  1. Подбери антонимы
  • Жить душа в душу (как кошка с собакой)
  • Чуть свет (на ночь глядя)
  • Дать волю языку (держать язык за зубами)
  • Хоть пруд пруди (кот наплакал)
  • Рукой подать (куда Макар телят не гонял)

Результаты могут быть такими:

  1команда 2 команда
Теоретическая ++++ ++++
Практическая ++++ +++++
Сообразительная ++ +

Подведение итогов

Вот подошёл к концу урок. Надеюсь, он пошёл вам впрок?

Литература

  1. Методические рекомендации к учебнику “ Русский язык в 7 классе” под редакцией М.М Разумовской. М. Дрофа, 2005г
  2. Программа по русскому языку к учебнику для 5- 9 классов. Автор: М .М Разумовская, ВИ Капинос. М, Дрофа, 2005
  3. Русский язык. Учебник под редакцией М.Разумовской, П.А.Леканта. Дрофа, 200